О выставке В. А. Денщикова в Артемовске.

14 мая 2010 года в Артемовском краеведческом музее открылась выставка художника Владимира Анатольевича Денщикова «Святой лён».

В.А. Денщиков — заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, народный артист Украины, художник-постановщик и режиссер Крымского академического русского драматического театра имени А.М.Горького. Родился он в Киеве 1июля 1952 года, о сцене мечтал с детства и после окончания Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого попал в труппу Крымского академического русского драматического театра им. А.М. Горького, верность которому хранит и доныне. На его подмостках он сыграл Эзопа в «Лисе и Винограде», Мышлаевского в «Днях Турбиных», царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович», Звездича в «Маскараде», Соленого в «Трех сестрах». Он создал более ста ярких театральных образов.

«Каждый из Нас когда-то был художником. Можно вызывать в себе из чаши накопления любой запас творчества и выразить его в разных областях искусства» (Надземное,*53). Так произошло и в жизни этого настоящего Мастера, почерпнувшего силы и вдохновение из своей чаши накопления и вдохнувшего в старинное ремесло поток свежего воздуха и наполнившего его новым звучанием. Как некогда, будто именно для Петра Ильича Чайковского открылась Петербургская консерватория, так и на 70-е годы прошлого столетия пришелся второй расцвет древнего искусства макраме, чтобы через «многие лета и труды» это сугубо декоративное искусство стало излучать свет храмовой красоты и духовности в работах В.А. Денщикова.

Тонкий ценитель красоты, романтик, своей жене украинской актрисе Наталье Малыгиной он не только писал стихи. Первые его работы в технике узелкового плетения были тоже для нее. Потом появились сюжетные фантазийные более сложные работы, а со временем художник приходит к мысли о возможности создания нового типа традиционной иконы: лик и руки прописываются, а оклады и ризы выполняются из нетипичного для этого искусства материала – льняной нити толщиной 0,5 — 2мм. Постепенно, день за днем, он начинает воплощать эту идею в жизнь. Новые мысли и творческие находки получают оформление в уникальной авторской технике макраме-коллаж, аналогов которой в мире нет.

Икона «Божья Матерь умягчение злых сердец»

Но начиналось все с любви. Любовь и творчество спасли Владимира Анатольевича и на том рубеже, который далеко не все переходят достойно, а уж тем более не все оттуда возвращаются к полноценной жизни. После перенесенного инсульта он навсегда должен был остаться в инвалидной коляске, но не впал в уныние, собрался с силами и устремился к новым горизонтам творчества. «Некоторые, когда на них обрушивается беда, говорят: «За что, Господи?!» А нужно спросить: «Для чего, Господи?!» «За время болезни я понял, для чего, – говорит художник. – Сейчас уже не работаю в театре, только преподаю в университете культуры. Но у меня появилось время, чтобы создавать иконы. По большому счету, все сложилось так, что лучше и не придумаешь. Ведь в душе мне всегда хотелось именно этого. За время болезни я понял, что это Господь так все устроил, чтобы я занялся иконами. И каждый день в этом убеждаюсь».

До болезни он начал работу над иконой «Святой Николай Чудотворец», предназначенной в дар недавно возведенному и освященному на Крымском побережье Малореченскому Свято-Никольскому храму. Храм-маяк посвящен морякам, погибшим на водах. И еще в больничной палате В.А. Денщиков продолжил работу над этой светлой, возвышенной, выполненной в мягкой тональности иконой. Здесь иной почерк: при первом беглом взгляде создается впечатление, что резной ажурный оклад выполнен из дерева. Благословляющий жест правой руки покровителя моряков и детей, плавность и четкость переходов обрамления подчеркивают сдержанность и строгость Святого и его бесконечное добротолюбие.

Икона «Умиление»

Одним из самых значимых событий в своей жизни Владимир Анатольевич считает то, что его икона Богоматери «Умиление» была преподнесена в дар Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. На иконе фигура словно парит в воздухе, она готова шагнуть к нам навстречу, прикрыв руками от всех земных несчастий и вознестись в мир Горний. Богородица на ней – само сострадание, печаль и Светлая Радость. Рукотворная ткань, созданная из нитей толщиной 0,5 мм без поперечного переплетения, уложена в покрове Богоматери мягкими парящими складками. Художник соединил нити по вертикали, и создалось особое впечатление: тонкие ворсинки льна соединились в прочное тончайшей работы почти нерукотворное полотно. Наверное, Ангелы ткут такие полотна на небесах.

Большинство образов, созданных Владимиром Денщиковым освящены.

Сейчас, по словам В.А. Денщикова, его основная задача — создать и собрать коллекцию икон для проведения выставок. Он уверен, что если ты можешь хоть что-то сделать для живущего рядом человека, доставить ему небольшую радость, то ради этого момента стоит жить.

Икона «Святой Владимир»

«Даже в самых смелых предположениях я не мог подумать, что в прошлом году за пять месяцев у меня пройдет четыре(!) персональные выставки. Художники хорошо меня поймут, – признается Владимир Денщиков. – А выставка в Музее Николая Рериха в Москве продлевалась три раза! В Сакском музее на выставке было много инвалидов-колясочников. У многих видел слезы на глазах. Я счастлив, что имею возможность подарить им хоть какое-то мгновение соприкосновения с тем, что в обыденной жизни есть не у каждого. И самое главное – возможность преодолеть болезнь, поверить в себя».

В одной из интервью В.А. Денщиков сказал, что очень трудно найти льняные нитки для изготовления икон, и на него обрушился шквал звонков. Ему передавали и присылали льняные нитки. Он признался: «Я был тронут до глубины души. Помню, на одну из выставок пришла женщина, протянув клубочек ниток: «Вам они нужнее». Оказывается, у нее была льняная косметичка, и она ее распустила. А как-то пришла худенькая, маленькая бабушка и принесла огромную бобину льняных ниток. Как она ее донесла, ума не приложу!»

На выставке в Артемовске

Владимир Денщиков как-то посчитал количество узелочков на один квадратный дециметр иконы: «Получается, в каждой работе размером 40 на 50 – до полутора миллионов узелков, завязанных вручную. На создание одной иконы уходит от трех до шести месяцев». Этот невероятно кропотливый труд приносит Мастеру удовлетворенность и Радость, и как каждый мастер он хочет передать секреты своего мастерства ученикам, но пока самый верный и единственный его ученик – супруга Наталья. Она помогает во всем. В некоторых иконах даже есть детали, сделанные ею, например, при создании иконы Богоматери «Знамение», изготавливая объемную корону совместно с женой, художник использовал новую технику, которую пока назвал текстильной филигранью. Обычно это делается из серебра, золота или другого металла, а он это сделал из своих любимых льняных ниток, впитавших свет солнца и Свет любви истинного художника – Владимира Анатольевича Денщикова.

Артемовское Рериховское общество

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о


Похожие сообщения:
  • Живая Этика
  • Иконы XXI века в Ярославле.
  • Путешествие в мир икон
  • В Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открылась выставка фотографий «Образы Пресвятой Богородицы в культурах разных народов»
  • Возвращение необычной иконы в Митрополичьи палаты Ярославля
    Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

    Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

    Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

    Яндекс.Метрика