«Весть красоты».

Сегодня в музее им. Алабина открылась выставка работ Николая и Святослава Рерихов. Самара стала первым городом, который увидит Гималаи и Индию на отреставрированных полотнах мастеров. В экспозиции 20 картин, которые раньше не выставлялись.

Входящих в выставочный зал встречали интригующие звуки скрипки – приглашенный ансамбль Altera Musica создавал музыкальный фон вернисажа. 60 оригиналов картин Николая Рериха и 10 картин Святослава заняли два зала. У входа в первый взгляд зрителя останавливают полотна из серии Николая Рериха «Гималаи». Той самой, что мастер создал во время Центрально-азиатской экспедиции 1924-1928 годов. На них художник смог передать тончайшие цветовые переходы и игру света, которые едва ли поймает объектив фотографа. Например, отблески заката и всполохи рассвета на острых горных пиках, построенные на сочетании любимых Рерихом голубого и багряного оттенков.
Рядом с ними картины Святослава Рериха, продолжившего традиции отца, но добавившего к цветовым оттенкам горного пейзажа свет солнечного полудня. Его «Путник на фоне облака»  рассказывает о бренности земной жизни и бесконечности неба. А «Женщина и буйвол» переносят зрителя из холода Гималаев в жаркую Индию, с ее великолепными флорой и фауной. Красота — главное, что роднит два этих уголка. И выставка, которая сейчас экспонируется в Самаре, по мнению представителя Международного центра-музея имени Николая Рериха Дмитрия Ревякина, неслучайно затрагивает именно эту тему: «Современный зритель истосковался по подлинной красоте. В нашей жизни мы ее теряем в архитектурном облике городов, памятников, в речи, забываем наши культурные достижения. Рерихи предложили четкую концепцию защиты и сохранения культуры. Николай Рерих умел даже в небольшом произведении сконцентрировать красоту удивительной гармонии».
Смотря на картины, трудно не согласиться с некогда высказанной мыслью Святослава Рериха: «Миссия художника заключается в том, чтобы нести в мир красоту, раскрывая ее для других».
Пожалуй, эта выставка представляет творчество обоих художников   наиболее полно не только по количеству картин, которые самарцы еще не видели, но и по обилию документальных материалов. По соседству с полотнами множество документов, позволяющих проследить жизненный и творческий путь обоих художников. Дотошные создатели выставки включили сюда даже свидетельства о браке Николая и Елены Рерих, их загранпаспорта и многое другое. Но интереснее всего, конечно, фотографии, посвященные экспедициям Рерихов. Вот они в знаменитой долине Кулу, где в 1928 году Николай Рерих учредил Институт Гималайских исследований «Урусвати». В 1945-м Святослав Рерих заключил здесь брак с индийской артисткой Девикой Рани. Здесь же  фотографии с Джавахарлалом Неру и четой Горбачевых.
«Мы с вами не видели произведения Рерихов с 1991 года. Тогда проходила их последняя выставка в Самаре, – рассказала директор музея имена Алабина Людмила Кузнецова. – Это было величайшее событие. Я помню зиму, здание Художественного музея и то, как люди в жестокий мороз стояли в очереди, потому что для них это был глоток свободы и приобщение к вселенскому мировому пространству в закрытом городе Куйбышеве. Надеемся, что сейчас выросло поколение, которое для себя заново откроет произведения этих двух замечательных художников, философов и борцов за сохранение мирового культурного наследия».

Прямая речь
Дмитрий Ревякин, представитель Международного центра-музея имени Николая Рериха.

– В чем состоит красота в понимании Рерихов?
– Красота, по их мнению, была основой жизни. Они говорили, что красота способна дать обществу устойчивое развитие, подъем культуры, развитие государства. В интерпретации Николая Константиновича, культура включала два элемента: «культ» и «ура» – «почитание света» во всем его многообразии. Так устроен мир: чтобы получить новые достижения в культуре, нужно погрузиться в лучшие достижения прошлого. Осуществить это могут, в первую очередь, музеи.
– Существует множество легенд о Центрально-азиатской экспедиции Николая Рериха: одни говорили, что он агент ОГПУ, другие — что он ищет  Шамбалу. Чему же именно она была посвящена?
– Кроме чисто художественных задач, он, как сам писал, ставил целью ознакомиться с памятниками религии, изучить обычаи и культуру населяющих Центральную Азию народов, а также пути их переселения. Большинство картин отражают маршрут путешествия Рериха. Но есть в экспозиции и созданная на маршруте экспедиции в 1925 году картина «Исток Инда», и один из первых гималайских пейзажей Святослава Рериха. Что же касается поисков Шамбалы, Николай Константинович интересовался этим вопросом, как и приходом Майтреи — нового буддийского мессии. Он собирал легенды об этих явлениях. А позже анализировал их с научной точки зрения.
– Получается, что у Рерихов был больше не мистический, как принято думать, а практический интерес к Востоку…
– В России Николай Рерих много занимался изучением славянских корней. Он был замечательным археологом, историком и одним из первых инициировал раскопки на севере России и в Скандинавии. Когда он увидел, что влияние на формирование славянских племен оказали пришедшие с Востока кочевые племена и обнаружил связи нашей культуры с восточной, то занялся серьезным историческим, археологическим и лингвистическим исследованием Центральной Азии и Индии. Он пришел к выводу, что колыбель нашей цивилизации находится в Гималаях.

Георгий ПОРТНОВ

Волжская коммуна

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x