Рерих Николай Константинович.

Статья из «Московской энциклопедии» (Том 1. Лица Москвы. Книга 3).

РЕРИХИ (Рёрихи), деятели культуры.

Предками Р. со стороны К.Ф. Рериха были представители древ. скандинавск. рода, поселившиеся в Прибалтике при Екатерине II. Со стороны Марии Васильевны семья принадлежала к знаменитому старин. купеч. роду Калашниковых.

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

(1874, СПб.—1947, Наггар, долина Кулу, Индия), художник, ученый, путешественник, писатель, мыслитель, обществ. деят. Отец Ю.Н. Рериха и С.Н. Рериха. Род. в семье нотариуса Константина Федоровича Р. В д. Рерихов были вхожи химик Д.И. Менделеев, востоковед К.Ф. Голстунский, историк Н.И. Костомаров. С детства Р. интересовался историей, археологией, Востоком (занимался с востоковедом Б.А. Тураевым, другом семьи), увлекался рисованием. По окончании гимн. Карла Мая в 1893 поступил в СПбУ на юрид. ф-т (окончил в 1898), параллельно посещал лекции на историко-филол. ф-те. Одноврем. учился в АХ, в студии А.И. Куинджи. Был принят в члены Имп. Рус. археол. общ-ва (1897). Тесно общался с В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, С.П. Дягилевым, А.Н. Бенуа и др. В 1897 его дипломн. картина «Гонец» была приобретена П.М. Третьяковым для его моск. галереи. В 1901 Р. женился на Елене Ивановне Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей, соратницей и «вдохновительницей». В 1903—04 Н.К. и Е.И. совершили путешествие по 40 др.-рус. городам. Результатом стала серия архит. этюдов, а также очерки, в кот. поднимался вопрос об огромн. худож. ценности др.-рус. иконописи и архитектуры.

В 1906 был назначен дир. Рисовальн. шк. Общ-ва поощрения художеств. Много работал в обл. театрально-декор. иск-ва; создавал росписи и эскизы мозаик для рос. храмов. В 1909 был избран ак. Рос. АХ, а также чл. Реймсск. акад. во Франции.. В эти гг. осн. темой творчества являлась Др. Русь.

Н.К. – уч-к дягилевских «Русских сезонов». В обл. театрально-декор. иск-ва имя Н.К. признано одним из тех, кто поднял это иск-во на новую высоту. В 1912 для Моск. частн. оперы С.И. Зимина Н.К. создавал эскизы костюмов и декораций к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», в 1913 для Моск. Свободн. т-ра создавал эскизы костюмов и декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» и драме М. Метерлинка «Принцесса Мален». В 1912 по просьбе К.С. Станиславского для спектакля «Пер Гюнт» по пьесе Г. Ибсена создал эскизы костюмов и декораций (ныне – в музее МХТ). В 1913 работал над оформлением панно для Казанского вокзала в М., открытие кот. состоялось в 1915—16. К 1915 для того же проекта создал панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» (обе не сохр.).

С 1916 из-за болезни Н.К. Рерихи живут в Карелии. После рев. событий в России Финляндия получает независимость и закрыет границы. В 1919 Н.К. уезжает с выставками в страны Скандинавии, затем в Лондон, в 1920 – в США, где создает несколько культурно-просветит. учреждений, в т.ч. Музей Николая Рериха в Нью-Йорке.

В 1923 Н.К. с семьей приезжает в Индию. Его давно интересовал ряд проблем, связан. с мир. миграциями древ. народов. Маршрут Централь-Азиатск. экспедиции (1924—28) Н.К., Е.И. и их сына Ю.Н. Рериха прошел от Сиккима через Кашмир, Ладак, Китай, Россию (с заездом в М. в 1926), Алтай, Монголию, Тибет и вновь вернулся в Индию. Н.К. создал за время экспедиции ок. 500 картин, в т.ч. серии «Гималаи», «Знамена Востока», «Его Страна», «Майтрейя». По уникальности маршрута, собран. науч. и худож. мат-лам и стоящим перед экспедицией задачам экспедиция Рериха может претендовать на особое место среди экспедиций XX в.

В мае 1926 экспедиция Н.К. пересекла границу СССР и 13 июня Н.К., Е.И. и Ю.Н. были в М. Здесь они встречались с А.В. Луначарским, Н.К. Крупской, Г.В. Чичериным, И.Э. Грабарем, А.В. Щусевым и др. деятелями культуры. На встрече с руководством страны в Кремле Н.К. передал послание Учителей Востока сов. народу, ларец с землей от Гималаев «на могилу Ленина», рукопись кн. «Община» (из серии Живой Этики), серию картин «Майтрейя» (ныне – в НГХМ), создан. на маршруте экспедиции. Н.К. в М. посетил ГМИИ, ГТГ, усадьбы Останкино и Кусково, Бахрушинский музей, Ист. музей, храм Христа Спасителя, был в Кремле и на Воробьевых горах.

В 1928 Р. поселились в долине Кулу в Гималаях. Здесь начал свою работу Ин-т гималайск. исследований «Урусвати», осн. Н.К. Его деят-сть строилась на идеях мировоззрения Живой Этики – филос. учения, содержащего концепцию космич. эволюции человечества. Е.И. записала и систематизировала учение, а Н.К. воплотил его идеи в своем творчестве. В 1930-е Н.К. разработал проект спец. Пакта, ставшего перв. междунар. договором «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Подписание Пакта состоялось 15 апр. 1935 в Белом Доме (Вашингтон). В 1954 «Пакт Рериха» лег в основу Гаагск. конвенции о защите культ. ценностей в случае вооруж. конфликта, а предложен. Н.К. спец. флаг – «Знамя Мира» – и сегодня развевается над культ. и просветит. учреждениями во всем мире.

В гг. Втор. мир. войны в творчестве Р. вновь звучит тема родной земли. Картины «Поход Игоря», «Александр Невский» и др. предрекают победу рус. народа над фашизмом. Н.К.не покидает мысль о возвращении на Родину. По окончании войны он запросил визу на въезд в СССР. В разгар приготовлений к отъезду в дек. 1947 Н.К. уходит из жизни.

Св. 7000 картин Н.К. находятся в музеях и частн. коллекциях всего мира, издано ок. 30 томов его очерков и ст. О междунар. признании заслуг Р. свидетельствуют награды, кот. его удостоили пр-ва мн. стран мира, а также поч. звания, присвоен. культ. орг-циями, чл. кот. он являлся (более 100 орг-ций).

Список тр.: Николай Константинович Рерих: Биобиблиогр. указ. М., 1999.

Соч.: Листы дневника: В 3 т. М., 1999—2002;

©  Московская энциклопедия. Том 1. Лица Москвы. Книга 3. –

М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2010. С. 623-624.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x