Ольга Завьялова. “Разрушено заблуждением, восстановлено надеждой”.



В Международном центре-музее Рерихов завершилась Международная общественно-научная конференция, посвященная 75-летию подписания Пакта Рериха, одного из самых актуальных международных документов, посвященных защите культурных и исторических ценностей.

Пакт Рериха был первым международным договором об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Он был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 21 государства Северной и Южной Америки. Страны Европы из-за сложившейся военно-политической ситуации не имели возможности стать участниками этой акции. Советский Союз тоже не подписал Пакт – предложение Николая Константиновича Рериха было отвергнуто Сталиным. После Второй мировой войны, в 1948 году к Пакту присоединилась Индия, а в 1954 году во время
Конференции ООН и ЮНЕСКО была принята Гаагская конвенция, в основу которой легли основные принципы Пакта. Конвенцию ратифицировали 37 государств мира, включая Советский Союз.

Ежегодно в октябре, в день рождения Николая Рериха, в Центре-музее проходят международные конференции. В этом году в связи с юбилеем Пакта Рериха конференция стала представительным международным форумом, в котором приняли участие Всеевропейская федерация по сохранению культурного наследия – Europa Nostra (президентом ее является маэстро Пласидо Доминго), Международный комитет Красного Креста и другие организации. Общую тревогу за состояние культурного наследия высказал президент Ассоциации национальных комитетов “Голубой щит” Карл фон Габсбург-Лотринген, отметив, что форум должен стать важной вехой длинного и тернистого пути по сохранению мировой культуры.

В рамках собрания генеральному директору Музея имени Н.К. Рериха Людмиле Шапошниковой была вручена награда Всеевропейской федерации по сохранению культурного наследия Europa Nostra (“Наша Европа”). При этом вице-президент федерации Александр Сайн-Виттгенштейн подчеркнул значение Международного центра Рерихов: “Это учреждение хранит память о Пакте Рериха – документе огромной ценности, который не только способствовал подписанию Гаагской конвенции, но и оказал огромное влияние на гражданское общество. Пакт заложил основу создания многочисленных организаций и возникновения частных инициатив, примером которого является и Europa Nostra”. Александр Сайн-Виттгенштейн также отметил, что члены возглавляемого им жюри единогласно признали Людмилу Шапошникову лучшей в категории “Самоотверженный труд” среди претендентов из 26 государств.

В рамках празднования юбилея Пакта Международным центром Рерихов были проведены выставки в Мексике, Австрии, Германии. А в Музее имени Н.К. Рериха открылись сразу три экспозиции – “75 лет Пакту Рериха”, “Гибнущая коллекция” и “Усадьба Лопухиных. Прошлое. Настоящее. Будущее”.

Выставка “75 лет Пакту Рериха” состоит из двух частей. Первая, посвященная начальному этапу внедрения Пакта, содержит уникальные фотографии 1930-х годов, сделанные на первых конференциях, и посвященные Пакту газетные вырезки на разных языках. Вторая часть выставки связана с событиями последних десятилетий. Самый печальный ее раздел – серия фотографий с изображением уникальных памятников, разрушенных в результате боевых операций в Югославии, Ираке, Афганистане.

Выставка “Гибнущая коллекция” посвящена трагической участи наследия семьи Рерихов, привезенного в СССР в 1957 году старшим сыном Николая Рериха – Юрием. В экспозиции представлены копии картин, фотографии архивных документов – незаконно распроданных или похищенных. Среди пропавших вещей – статуя Будды Мартрейи из Сиама, алтарь Рериха, представляющий собрание старинных русских икон и фигурок Будды.

Лейтмотивом выставки “Усадьба Лопухиных” избраны слова Николая Рериха: “Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою”. В небольшом зале представлена история возрождения разрушенного практически до основания памятника архитектуры XVII века. В 1989 году Святослав Рерих выбрал усадьбу Лопухиных для создания общественного музея отца. Усадьба восстанавливается на средства меценатов и пожертвования. Фотографии отражают ход реставрационных работ. Украшением экспозиции стал макет, представляющий вид усадьбы во всей красе – после завершения реставрации.
Известия

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x