Творческая мастерская «Оберег».

Творческая мастерская «Оберег».



 Сотрудницы мастерской «Оберег» Уже пять лет работает творческая мастерская «Оберег». Изучение народных традиций, создание образцов народного творчества, прежде всего, как предметов несущих образовательную и воспитательную функцию стало нашим небольшим вкладом в возрождение и сохранение творческого наследия украинского народа как части мирового культурного наследия.

Смысл жизни любого народа – воспитание подрастающего поколения. Лишь тот ребенок, который вырос в пространстве любви, кто ощущает себя частью своей семьи, своего народа, кто знает глубинные корни, чтит обычаи родной земли, становится полноценным творцом своей жизни и судьбы своей Родины.

 Выставка-продажа на Дне города Каждая из сотрудниц нашей мастерской – одаренная и опытная рукодельница, но прежде всего она – женщина, бабушка, мама, берегиня семьи, рода, жизни на Земле. Мы считаем одной из своих жизненных задач сохранение и приумножение Красоты, пропаганду рукотворчества, как одного из факторов гармоничного воспитания и самовоспитания. Последнее наше общее увлечение – тряпичная кукла, искусство изготовления которой практически полностью исчезло из народного, семейного обихода. Много приходится работать над изучением теории и методики изготовления той или иной куклы. А дальше – чудо: мыслеобраз, подпитанный духовными и творческими накоплениями своего создателя, проходит процесс рождения. Очень интересно украдкой наблюдать за этим сакральным действом на наших занятиях – мастерская наполняется Светом любви, ведь рождение куколки, как рождение целого народа, это – сама Жизнь, это выражение целостного представления наших предков о Мироздании.

Тряпичная кукла, обереговая, игровая или обрядовая – особый прекрасный и мудрый мир, в котором растущий человек очень естественно и красиво подготавливался к взрослой жизни. Через нехитрую куколку тактично, без слов, объяснялся процесс полового созревания, вынашивания и рождения ребенка. Кукла помогала осваивать женские рукоделия, при помощи куклы девушка могла «сказать» окружающим о своей готовности к замужеству и рождению детей, а особая кукла была своеобразной проверкой для молодых людей в готовности взять ответственность за семью и жениться. Очень многие куклы у всех народов, живших на территории Европы, Азии, Индии, даже Америки, были однотипными с точки зрения методики изготовления и отличались лишь элементами национальной одежды. Народные куклы – подтверждение единства первоистоков прекрасного, целостности культурного поля нашей планеты. Все они были женского рода, ведь их прародительница – женское Божество, хранительница Рода, Племени, и самой Жизни и эти основные качества Женщины –Берегини и Кормилицы на материальном и духовном плане поддерживались и воспитывались через народную куклу на протяжении столетий.

 Тряпичные куклы Тряпичная кукла сопутствовала духовной жизни, принадлежала к вечным культурным ценностям, под которыми «подразумеваются не только отдельные объекты – памятники архитектуры, живописи,…прикладного искусства, музыки,…, которые могут быть отмечены в каталогах, и т.п., но и явления, такие как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов…» (Из проекта «Декларации прав культуры» Д.С. Лихачева). Так важно, что один из древнейших пластов народной культуры сейчас приоткрывает нам свои сакральные знания, а некогда прерванная «Золотая цепь» традиций восстанавливает некогда утраченные звенья.

Рушникова скарбниця

 Выставка рушников 21 августа 2010 г. в Музее истории г. Краматорска открылась выставка старинных рушников «Рушникова скарбниця», посвященная Дню Независимости Украины. На ней представлено более восьмидесяти рушников из музейных фондов (всего в коллекции музея — около двухсот).

Директор музея Наталья Евгеньевна Волошина рассказала о том, что коллекция собиралась в течение двадцати лет. Начало ей положил дар из десяти рушников коренной жительницы города Краматорска, одной из основательниц, тогда еще общественного музея истории города, Марии Иосифовны Гапонюк. Благодаря самоотверженному служению любимому делу и делу сохранения истории народных традиций родного края сотрудникам музея удавалось постоянно пополнять свою коллекцию новыми поступлениями.

Огромную лепту в сохранение и реставрацию ветхих рушников внесли сотрудники Клуба любителей народной вышивки ”Чаривниця”, созданного по инициативе Н.Е. Волошиной в 2003 году. Галина Григорьевна Карачанская, Анна Борисовна Михалева, Лилия Ивановна Бультник, Людмила Тихоновна Савинкова, Галина Сергеевна Школа, женская половина семьи Бондаревых, по иногда очень плохо сохранившимся фрагментам ветхих рушников на новом полотне воссоздали и бескорыстно возвратили в музейные фонды двенадцать рушников, украшенных старинными затейливыми узорами. Благодаря их творческому труду еще, как минимум, века полтора-два проживет старинное искусство в музейных стенах.

Научные сотрудники музея Ольга Паленая и Наталья Звонарева провели очень увлекательную экскурсию — повествование о старинном народном обереге, рожденном еще в дохристианские времена. Как заботливые руки матери, рушник как бы обнимал каждого члена семьи от его рождения до его ухода в мир предков. С большой любовью и глубоким знанием материала они говорили о том, что рушник всегда выполнял свои три основные функции – помогать, защищать, украшать.

Я предлагаю Вам краткий экскурс по музейной экспозиции. Пусть простят меня строгие затоки народного творчества за возможно имеющиеся неточности. Мною движет искренняя любовь к народному творчеству и восхищение перед трудом тех, кто сохраняет и изучает народные традиции.

 Свадебные рушники

Старинные свадебные рушники:
Слева – ”любимчик” сотрудников музея, один из столетних (!) юбиляров этого года, свадебный рушник, выполненный с соблюдением всех правил создания рушников этого типа. В нем выдержано главное правило – четко можно различить три части:
1) нижняя часть — почитание ушедших в иной мир предков семьи, отделенная непрерывной линией с орнаментом, направленным вниз;
2) центральная часть, повествующая о настоящей, пышноцветущей жизненной силе – Дерево Жизни в обрамлении венка, Берегини с его обеих сторон, венчальная корона, петушки – символы крепкого домашнего хозяйства, хорошего главы семьи;
3) верхняя часть – мир Горний, Вечный, Небесный, Божественный в виде расположенных пирамидально Берегинь.
В центре – свадебный рушник – точная копия ветхого, восстановленного на современном полотне руками одной из сотрудниц Клуба любителей народной вышивки ”Чаривниця”.

 Селиванова Т.Д. и Жуганова В.В. Мастер традиционной народной вышивки Т.Д. Селиванова (клуб «Лихтарик» г. Донецк) и В.В. Жуганова, одна из ведущих мастериц по вышивке творческой мастерской «Оберег» Артемовского Рериховского общества обмениваются впечатлениями.

 Божники Божники (Тернопольская область). Это классические представители Божников, которые вешались в Красных углах жилища еще задолго до появления в них православных икон. На рушнике в центре характерное изображение Всевидящего Ока, Божьего Ока, Воловьего Ока (техника вышивки – смешенная, нитки – шерсть и мулине).

 Подарочный рушник Подарочные рушники. Характерные их особенности – вышитая надпись, содержащие крылатое выражение либо пожелание, особое расположение орнаментов. Вышивались в дальнюю дорогу или в подарок родным, близким. Очень часто такой рушник вышивали в подарок мужу.

Подарочный рушникНа этой фотографии один из очень характерных рушников такого плана. Его вышивала женщина в самом расцвете сил (об этом на рушнике нам говорят пышные розы) вышивая рушник желает своему хозяину трудолюбия, ответственности в домашних делах, одновременно безусловно признавая его главой семьи (изображение петушков). Обратите внимание, что надпись: „Не трудна моя работа, угодить тебе охота” читается с изнанки. Как предполагают сотрудники музея, вышивавшая его хозяюшка либо не знала грамоты, либо хотела, чтобы муж, когда вытирал лицо, а вытирались изнанкой, читал эту надпись. Этому рушнику, предположительно, более ста лет.

 Рушник, с которым обходили поле перед посевной Рушник, с которым обходили поле перед посевной. Его никогда не вывешивали в доме, а хранили в сундуке от весны до весны. На нем хорошо видна символика прорастающих ростков, собаки – Симарглы (наподобие мифических Церберов), сторожат вход в мир подземный, охраняя тем самым хозяев и урожай от вторжения нечистой силы. Цветочные орнаменты – символы богатого урожая являются пожеланием удачного хлеборобного года. Венчает рушник вазон с крупными яркими маками – классический символ Древа Жизни.

 Повивальный рушник Повивальный рушник. В него бабка повитуха принимала младенца, в него могли заворачивать ребеночка. Этот рушник могли подвесить над колыбелькой, как оберег. Такие рушники обычно небогато украшались вышивкой, а основные символы на них – раскидистое Древо Жизни, устремленное вервями к небесам – в будущее или символ древней богини Рожаницы.

 Рушники для похорон Рушники, которые применялись на похоронах. На таких рушниках узор направлен вниз и обязательно присутствует четко очерченная линия, отделяющая потусторонний мир от мира живых.

 Свадебный рушник девушки-сироты Научные сотрудники Музея истории г.Краматорска предполагают, что в центре представлен фрагмент свадебного рушника девушки-сироты. Работа состоит из трех явно выраженных частей: мира мертвых предков – направленный вниз узор в виде кистей бахромы, средний узор с крупными лилиями – символ девичьей чистоты и соединения двух птиц — душ влюбленных, которые просматриваются в изображении лилии на рисунке, и, наконец, венец свадебного рушника – Деревья Жизни. Тополя в славянской символике — символы одиночества души, сиротства, а на центральном дереве–вазоне только центральный кружочек красного жизнеутверждающего цвета, а остальные, символизирующие близких родственников – черные.

 Старинный рушник Еще один столетний юбиляр этого года – рушник, вышитый девушкой в момент ухаживания, влюбленности, зарождения первых чувств (птички идут друг за другом, лилии – символы девичьей чистоты). Венчают узор инициалы влюбленных. Этот рушник тоже очень примечательный – часть инициалов была выпорота, причем, после неоднократных стирок, то есть по пришествие длительного времени с момента создания работы. Может это был разрыв отношений, запечатленный на рушнике?

 Волшебство  вышивки В святи с этим рушником очень уместно напомнить о том, что вышивка была своеобразным магическим действием. К началу работы тщательно готовились: подбирали иглы, которые не меняли до окончания работы над вещью, никогда не приступали к работе в плохом расположении духа или в болезни, никогда не оставляли работу открытой, а тщательно складывали и оборачивали чистой тканью, молились. В подтверждение того факта, что вышивка, как и. Впрочем, любое рукоделие была своеобразной магией или приворотом приведу такой факт, который любезно открыли мне работники музея. На представленной фотографии Вы видите фрагмент женской сорочки расшитой розами, а на левом рукаве под мышкой, там, где узор скрыт от посторонних глаз, вышита веточка хмеля – магического любовного растения. В старину говаривали: „Пусть жена вьется вокруг мужа, как хмель”.

 Сюжетный рушник Сюжетные рушники. Они вышивались молодыми девушками для привлечения пары, как рассказ о своей любви. На рушниках более зрелых женщин можно увидеть сюжеты обыденной жизни – ребеночка в постельке, семейную трапезу. Этот тип рушников — самые настоящие картины.

 Праздничный рушник Праздничный рушник, применялся для украшения жилища в особые, праздничные дни.

 Кролевецкий рушник Кролевецкий рушник. Это старинная кролевецкая традиция: ткать красным по белому. Празднично и радостно.

 Современный рушник Эти очень красочные рушники вышиты в городе Краматорске в 50-е годы прошлого века. На них уже не просматривается определенная символика, многие традиции тогда были утрачены, но стремление вышивать, украшать свой дом, защищать близких в женщинах не угасало никогда.

Символика народной вышивки, как древние мифические послания, как письма наших предков. Как интересен их сакральный язык, как хочется его постичь!

Кравченко С. А., сотрудник Артемовского Рериховского общества, руководитель группы «Оберег»

Артемовское Рериховское общество

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика