Оставьте Петра Риге!

В повестку дня сегодняшнего заседания Сейма внесен проект закона о церкви Святого Петра. Этот законопроект начали рассматривать еще депутаты 9-го Сейма, и новому парламенту предстоит решить, будет ли продолжена работа над этим документом. Суть проекта закона очень проста – церковь Святого Петра, одна из главных рижских достопримечательностей, передается Лютеранско-евангелической церкви.

Наталья СЕРГЕЕВА

Многолетний директор церкви Святого Петра Марианна Озолиня категорически против этого шага. В 2008 году против такого решения высказалась и Рижская дума.

Вот аргументы Марианны Озолини в пользу дальнейшего сохранения столичной достопримечательности в собственности города.

1. Собор никогда не был собственностью Латвийской евангелическо-лютеранской церкви (ЛЕЛЦ), так что о восстановлении исторической справедливости здесь не может быть и речи.

В Земельную книгу церковь была занесена 7 мая 1888 года. Ей также принадлежал еще ряд объектов недвижимости. Собственность зарегистрирована на имя церкви Святого Петра – в соответствии с законом 1934 года каждая церковь обладала правами юридического лица.

В церкви действовала немецкая община, которая просуществовала до 1939 года, до репатриации немцев. Уже тогда ЛЕЛЦ обратилась в Земельную книгу с просьбой записать на имя церкви недвижимость на ул. Вальню, 20, принадлежавшую церкви Святого Петра. По закону после ликвидации общины ее собственность переходит церкви.

Однако ей отказали. Решение сената от 26 сентября 1940 года было таким: да, общины больше нет, но осталось юридическое лицо «Церковь Св. Петра», на имя которого и зарегистрирована собственность. Так что ЛЕЛЦ не имеет никаких прав на собственность.

Это решение было принято на основе действующих в Латвийской Республике законов, так что ссылки на то, что это произвол Советской власти, неоправданны. Никаких других документов на этот счет не имеется. Согласно Гражданскому закону, собственность, не имеющая владельца, отходит государству.

2. После войны церковь была восстановлена за счет государства и самоуправления. В период с 1954 по 1990 год на реконструкцию и реставрацию было потрачено 3863 851 рубль, с 1991 по 2010 год – 728 646 латов. Большую часть этих средств собор заработал для себя сам – показывая туристам Ригу с высоты птичьего полета.

3. С 1973 года церковь Святого Петра работает на основе самофинансирования и даже несет прибыль Рижскому самоуправлению. С 2006 по 2010 год доходы церкви составили 1 798 707 латов, из которых в бюджет столицы было перечислено 430 867 лата.

4. С 1991 года в церкви Святого Петра бесплатно и без помех действует небольшая община. Богослужения по воскресеньям посещают 10- 20 человек. Происходят также свадьбы, крестины, венчания, благотворительные мероприятия. По мнению специалистов, эта модель взаимодействия церкви и общины весьма успешна.

И все-таки ЛЕЛЦ с упорством, достойным лучшего применения, борется за то, чтобы заполучить символ Риги в свою собственность. Почему? Деятельность ЛЕЛЦ отнюдь не свидетельствует о том, что она умеет хозяйничать.

В последнее время много пишут о том, с какими материальными и финансовыми проблемами столкнулась ЛЕЛЦ. Она взяла в кредит 6 млн. долларов у Миссурского синода (США), который нужно вернуть в течение 7 лет. Чтобы выбраться из финансовой ямы, ЛЕЛЦ выставила на продажу принадлежащую ей собственность, однако из-за кризиса никто не торопится ее покупать. Тем временем рушится Домский собор, на спасение которого нужно по меньшей мере 37 млн. латов.

В этих условиях самоокупаемый собор Петра, который зарабатывает на туристах, мог бы выручить ЛЕЛЦ.

Очень удобная для нее схема: деньги от билетов на колокольню идут церкви, а за ремонты и отопление платит дума, то есть, все мы.

Но ведь в столичном бюджете нет лишних денег, а церковь в нашей стране отделена от государства. Напомним также, что возвращать Латвийской православной церкви храм, где сейчас располагается концертный зал Ave Sol, никто не собирается, хотя уж тут-то нет никаких сомнений: то была православная церковь.

Сошлемся и на столь высоко ценимый в нашей стране западный опыт. Такие святыни, как Собор Парижской богоматери в Париже, Святого Витта в Праге, Святой Софии в Стамбуле, находятся в собственности государства.

Неужели у вновь избранного Сейма нет более важных дел, чем решать материальные проблемы одной из конфессий?
Ежедневная газета Латвии “Час”, 17.11.2010

P.S. Закон о передаче храма Лютеранской епархии в Лавийском Сейме нового созыва не прошел.
Храм остался в собственности города.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x