Кузбасс о Рерихе и Пакте


23 октября исполнилось 106 лет со дня рождения выдающегося художника, культурного деятеля Святослава Николаевича Рериха. Традиционно в столице Кузбасса городе Кемерово в этот день проходят рериховские чтения. В этом году они были посвящены 75-летию исторического события – подписанию Пакта Рериха[1], основателем которого был всемирно известный художник, философ, путешественник, ученый Николай Константинович Рерих.

Пакт Рериха о защите культурных ценностей – это событие планетного масштаба. И то, что его подписали одномоментно представители 21 государства мира, лишь подчёркивает его значимость и важность сохранения культуры для человечества.

Спустя годы значение этого документа всё более возрастает. В процессе истории становилось видно, что подписанные мировым сообществом позже документы – а это и Гаагская конвенция и последующие договоры об охране культурных ценностей, были мало действенны, поскольку не содержали в себе столь ясной и исчерпывающе полной формулировки о необходимости безоговорочной охраны ценностей культуры, исторических и музейных зданий, библиотек и их персонала, как это было сказано первоначально в Пакте Рериха. Позже была внесена поправка о якобы возможной «военной необходимости», которая сводила к нулю все усилия по защите культурных ценностей. Становилось возможным их уничтожение, он используется противником. Надо ли говорить, что как правило, при ведении боевых действий такая ситуация возникает очень часто. Для лучшего ознакомления интересующихся к 75-летию Пакта Рериха членами общества «Майтри» была выпущена брошюра, содержащая доклад исследователя Марги Куцаровой из Болгарии, подробно описывающий применение Пакта Рериха в международной правовой системе, в котором разъяснялись и указанные выше последствия.

На Чтениях была рассмотрена история создания Пакта, и его развитие в международной практике. Если бы европейские державы накануне Второй мировой войны присоединились к государствам Америки и подписали Пакт, то Европа могла бы сохранить для будущих поколений значительную часть культурных ценностей, подвергшихся уничтожению в эти роковые годы. Культурные ценности несут в себе потенциал, который даёт путь к совершенствованию человечества. Выраженная в них красота является проводником в мир высших измерений. Не секрет, что лучшие периоды развития государств во все времена были там, где происходил подъём культур: вспомним Египет, Древнюю Грецию, эпоху Возрождения… И наоборот, кризис, который мы все переживаем, является следствием кризиса культуры. Только объединив усилия в деле сохранения культуры, мы можем изменить ситуацию. Но для этого нужно понимание, что духовный мир, мир культуры неизмеримо более значим для человечества, чем материальный мир потребления.

Кризис культуры может быть преодолён сознательными усилиями мыслящих людей. Чтобы очистить пространство от несовершенных, безобразных форм, нужно не только созидать красоту, но и позитивно мыслить: Святослав Рерих, о творчестве которого на Чтениях было рассказано искусствоведом Ю.П.Руденко и Е.Кичиной (рериховское общество «Майтри», г.Кемерово), много размышлял о роли искусства и совершенствования человека для эволюции. Присутствующие смогли услышать и слова самого Святослава Николаевича в видеозаписи, которая предваряла Чтения. Мы услышали призыв посылать благие мысли человечеству, чтобы нашими благими мыслями изменить в лучшую сторону энергетику Земли. Поскольку на нынешнем этапе развития науки признано, что мысль является энергией, то и изменение характера мышления с негативного, унылого, или просто обыденного, то есть низковибрационного, на позитивный, радостный то есть высоковибрационный позволяет приблизить нашу планету к прекрасному миру высших измерений.

На Чтениях был показан доклад Людмилы Васильевны Шапошниковой, сделанный в Москве в октябре 2010 года на общественно-научной Конференции, посвящённой 75-летию подписания Пакта: «Метаисторический смысл Пакта Рериха».

Л.В.Шапошникова, как учёный и культуролог, видит Пакт как явление, необходимое для эволюции Земли. Поскольку именно через энергетику, которая заключена в памятниках культуры – а это не только сами памятники как таковые, но и любое произведение рук человеческих, несущее красоту – создаётся метаистория. Создаётся тот образ, по которому пойдёт развитие человечества.

Каждое произведение искусства обладает определённой, присущеё только ему энергетикой, создавая некое общее поле энергий высоких вибраций, поскольку отражают в себе высший, прекрасный мир. Это можно понять, посмотрев, например на прекрасные готические сборы или древние русские церкви. А «Троица» Рублёва – имеющая прекрасные образы, и не прямую, а обратную перспективу – даёт нам основания убедиться в этом. Мы не сможем найти на Земле прообразов этих творений. Людмила Васильевна, ведущая исследования в области философии космического мышления, представила памятник как тело духа, созданного по чертежам высшей космической материи. В энергетике памятников заложена основа нашей эволюции. Стало быть, при разрушении или утрате того или иного памятника культуры теряется присущая именно ему индивидуальная душа. Раз нет объекта, то эта энергетика высшего мира не может выразится – нет того проводника, который бы её олицетворял. И тот вполне реальный высокий дух, вложенный в творение посредством мысли творца, уходит. Поэтому создание Пакта Мира имело метаисторический смыл, продвигающий эволюцию на планете Земля.

Один из докладов, сделанный И.П.Губенковой, руководителем группы изучения теософии (г.Кемерово), был посвящён истории Знамени Мира в Государственной Думе Российской Федерации. Знамя издревле считалось святыней. При потере знамени воинские подразделения и целые части расформировывались. Утеря Знамени была равносильна поражению войска. Знамя Мира – символ Культуры, созданное Николаем Рерихом заключало в себе высокий символ триединства. Это символ был понятен человеку любой национальности, и любого вероисповедания. Н.К.Рерих вкладывал в него смысл единства культуры, науки и религии. В России первоначально Знамя было принято депутатами Государственной Думы и вывешено в зале заседаний. Это давало надежду, что депутаты проникнутся высоким смыслом, заключенным в Знамени, и это отразится на их решениях, а на культуру и защиту культурных ценностей будет обращено внимание. Но этого не произошло. Знамя загадочным образом пропадало несколько раз. И сейчас Знамя Мира, Знамя культуры размещено в коридоре Думы, около кабинета депутата Е.Драпеко.

О необходимости защищать культуру было много сказано на Чтениях. Была сделана презентация книг, недавно выпущенных в МЦР[2]: пятого тома сборника «Защитим имя и наследие Рерихов» и «Каталог живописи семьи Рерихов», 2 том. Это уникальное издание содержит максимально полный перечень и иллюстрации картин. Другая книга – Д.Ю.Ревякина, была посвящена исследованию гибнущего наследия Ю.Н.Рериха[3], оказавшегося после его ухода в Москве в ненадёжных руках. Было больно слышать, что самозванец с фамилией Васильчик вольно распоряжается этим уникальным наследием, на которое не имеет никаких прав. В наследии было оставлено сотни картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, собрание восточных танок, экспонаты, привезённые из Центрально-Азиатской экспедиции, фотографии и рукописи членов семьи, и многое другое. Всё это беззастенчиво выносится и продаётся самозванцем, а картины крадутся. Государство же в лице Министерства культуры, Росохранкультуры ничего не делает для того, чтобы восстановить историческую справедливость, охранить наследие и прекратить это беззаконие.

О роли культуры в Новой грядущей эпохе рассказала Е.Я.Воронина, библиотекарь из Кемерово. Она представила культуру – как очаг просвещения и созидательной красоты.

Как пример созидания во имя сохранения культурного достояния можно привести восстановление здания Центра-Музея им.Рериха в Москве. Специально для Чтений был подготовлен и показан всем присутствующим видеоряд «Вехи становления МЦР». Удивительно видеть, как буквально из руин было восстановлено силами общества прекрасное здание. Люди, понимающие важность значения наследия Рерихов, вкладывали свои силы и средства для воссоздания Музея. А Генеральный директор МЦР Людмила Васильевна Шапошникова была награждена почётнейшей премией Евросоюза «Европа Ностра» за сохранение культурного наследия[4].

Рериховские чтения, организованные и проведённые членами кемеровского рериховского общества «Майтри» прошли в высоком ключе. Присутствовали члены многих рериховских и других обществ из шести городов Кузбасса: Кемерово, Новокузнецка, Анжеро-Судженска, Юрги, Берёзовского и Топок. Поэтому с уверенностью можно сказать, что спустя несколько лет с начала проведения городские рериховские Чтения стали событием всекузбасского масштаба.

[1] http://www.icr.su/rus/evolution/pact/

[2] Книги можно приобрести через «Книга-почтой» http://www.icr.su/rus/publishing/nov/

[3] Юрий Николаевич Рерих (1902-1959гг.) – известный учёный, востоковед, буддолог. Первый из семьи Рерихов после длительного отрыва от Родины смог вернуться в Россию по приглашению Хрущёва. Привёз на Родину первую часть наследия отца, Николая Рериха. Вторую часть передал Святослав Николаевич Рерих в 1992 году.

[4] http://www.icr.su/rus/news/PactPressa/index.php?news=1274

Е.Ореховская

Октябрь 2010 года
Рериховское общество «Майтри» г.Кемерово

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика