Формат, идущий от жизни…

Одним из базовых принципов внешней политики России является многовекторная дипломатия. Это обусловлено геополитическим положением России, крупнейшей евразийской державы, одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совбеза ООН. Поэтому Россия активно участвует в многосторонних форматах, стабилизируя экономическую и политическую ситуацию. Успехи российской дипломатии на перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе сформировали весомое участие России в крупных региональных форматах – ШОС, АСЕАН, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Совещание министров обороны АСЕАН и диалоговых партнеров (“СМОА плюс”), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Восточноазиатские саммиты (ВАС) и форум “Азия-Европа” (АСЕМ).

В 1998 г. Россия предложила взаимодействие в формате с Индией и Китаем (РИК). Пекин и Дели, учитывая непростые взаимоотношения, первоначально не разделили оптимизма России. Но в 2003 г. начался постоянный диалог, что привело к формированию формата России, Индии и Китая, новой архитектуры безопасности и стабильности в АТР. С 2003 г. прошло десять встреч глав МИД РИК. По договоренности, встречи глав МИД проходят в государстве, председательствующем в РИК. Сейчас в РИК председательствует КНР, передающий в 2011 г. эстафету России.

Добрососедство, взаимодействие и конвергенция позиций в РИК невозможны без урегулирования проблем во взаимоотношениях. Три державы не вели друг против друга в новейшей истории откровенно враждебной политики в одностороннем порядке либо в формате блокового противостояния. Хотя шероховатости имели место, они не переросли в масштабную конфронтацию. Сейчас развитие отношений с Китаем и Индией является важным направлением внешней политики России. В свое время СССР, правопреемницей которого является Россия, боролся за деколонизацию Африки и Азии от ведущих государств Европы. Если за Индию и другие государства Азии и Африки, СССР вел дипломатическую борьбу на международных площадках, содействуя слому британской колониальной системы, то за Китай советской армии пришлось и повоевать…

В отношениях России и Индии не было территориальных претензий и двусторонние отношения имеют прочную базу, основанную и на культуре. Истоки дружбы уходят в начало ХХ века, когда выдающийся ученый и художник Николай Рерих открыл СССР для Индии, и Индию для СССР. Фактически, один из девизов Рериха – “Мир через культуру”, реализовался на примере отношений СССР/России-Индии. Вклад семьи Рерихов в дружбу настолько огромен, что В. Путин по итогам визита в Индию в 2002 г. отметил: “Россия и Индия отметили важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы”. А премьер-министр Индии Индира Ганди в 1975 г. сказала о Н. Рерихе: “Мы также ценим его как связующее звено между СССР и Индией. Думаю, картины Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. Н.Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление об СССР”.

Дипотношения СССР и Индия установили в 1947 г. СССР сыграл огромную роль в экономической реабилитации Индии после обретения независимости. Развал СССР негативно отразился на индийской экономике. К примеру, в 1990-91 гг. доля СССР в экспорте Индии составляла 16,2%, а импорте – 5,8%, а в 1993-94 гг. уже 2,9% и 1,1%. В 1993 г. подписан новый Договор о дружбе и сотрудничестве и 13 межправительственных соглашений. Поворотным моментом в отношениях стал визит В. Путина в Индию в октябре 2000 г., и подписание Декларации о стратегическом партнерстве. Последние годы характеризуются высочайшей интенсивностью российско-индийского взаимодействия и отношения России и Индии развиваются в экономике, дипломатии, здравоохранении, безопасности, образовании… В 2008 г. прошел “Год России в Индии”, а в 2009 г. “Год Индии в России”. С 1993 г. состоялось около 20 российско-индийских встреч на высшем уровне. Что касается политического взаимодействия, то здесь видна синхронизация национальных интересов и внешнеполитических приоритетов России и Индии, выступающих за многополярный мир и коллективные меры безопасности. Россия и Индия осудили интервенцию против Ирака. Россия поддерживает Индию против Пакистана по Кашмирской проблеме, а Индия поддерживает действия Москвы против терроризма на территории России и за ее пределами.

В аспекте российско-китайских отношений, в экспертной среде государств существуют определенные негативные настроения. В частности, в свете усиления Китая, в России заговорили о китайской военной угрозе, плюс беспокоит нелегальная миграция китайцев в Россию. А в Китае бытует мнение о якобы захваченных Россией китайских территориях. Черная страница в отношениях – события на острове Даманский в 1969 г., когда китайцы вторглись в СССР. После пятимесячной войны, окончившейся поражением Китая, правительства КНР и СССР заключили соглашение о необходимости политического диалога. Надо отметить, уже 2 октября 1949 г., на второй день после провозглашения КНР, СССР первым признал Китай, установив с ним дипотношения. Основные принципы российско-китайских отношений заложены в новом Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 2001 г. Во всех сферах имеются межправительственные и межведомственные соглашения. Подписано более ста соглашений о сотрудничестве субъектов РФ и КНР. Приоритетные направления сотрудничества – приграничная торговля, развитие транспортной инфраструктуры в приграничье, банки, страхование и арбитраж, экология, связи пограничных, правоохранительных, миграционных служб. Урегулирован щекотливый территориальный вопрос, демаркировано 98% российско-китайской границы. В 2004 г. Россия окончательно закрыла территориальный вопрос, передав Китаю остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский в Хабаровском крае площадью 337 кв. км.

Совпадают позиции РФ и КНР по принципиальным вопросам многополярного мира, международным и региональным проблемам (Ирак, Япония, Корея), что служит основой взаимодействия во внутренней и внешней политике. Россия и Китай осуждают сепаратизм, поддерживая друг друга по вопросу Тибета, Тайваня и Чечни. Синхронизировались действия РФ и КНР в отношении Японии. Необоснованные претензии Токио на Курилы и оккупация Японией китайских островов Сенкаку во время китайско-японской войны 1894-1895 гг. солидаризировала действия РФ и КНР по давлению на Японию. Сейчас Китаю выгоднее развивать отношения с Россией, чем с Японией. Стратегическое партнерство России и Китая сдерживает другие государства от агрессивной политики против КНР и РФ, нормализует отношения непосредственно между ними и в силу масштабов государств, партнерство РФ и КНР стабилизирует АТР в целом.

Китайско-индийские отношения начались с чистого листа в 1988 г. После встречи премьер-министра Индии Раджива Ганди с Дэн Сяопином в Пекине, сотрудничество государств вышло на новый уровень. Пекинская встреча стала импульсом для восстановления и нормализации отношений, ведь расцвет отношений Китая и Индии в 1950-е г. омрачили крупные пограничные конфликты в 1962 и 1967 гг., когда китайские войска вторглись на территорию Индии. В новом договоре о дружбе и сотрудничестве стороны договорились урегулировать пограничные вопросы мирным путем. А армии Китая и Индии если и воюют, то только на совместных учениях. Для оздоровления отношений Китай даже отказался признавать королевство Сикким, присоединенное Индией к себе в 1975 г., суверенным государством. В 2005 г. Китай и Индия установили стратегическое партнерство.

В условиях взаимопонимания и консолидации, перед лицом поддержки США Пакистана, Японии и Южной Кореи, как противовеса Индии и Китаю, формат РИК – механизм координированного обсуждения вопросов международной политики. Формированию союза служит идентичность национальных интересов членов РИК, общие подходы по вопросам многополярного мира и др. проблемам. Формат РИК имеет особенности, так вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий курирует Россия, сельское хозяйство – Китай, а здравоохранение – Индия. Такой подход объясняется накопленным опытом в отрасли. К примеру, в области чрезвычайных ситуаций большой опыт у российского МЧС, которым щедро делится с зарубежными партнерами и направляет специалистов в любую точку планеты. Успешные аграрные реформы вывели Китай к передовым в этой отрасли, а индийская медицина имеет многотысячелетнюю историю. Встречи рабочих и экспертных групп, академических и научных кругов проходят попеременно в Индии, Китае и России. Налажена работа деловых кругов. Один раз в два года ТПП стран РИК проводят деловые форумы.

Формат РИК реагирует на вызовы военно-политического и экономического характера, угрожающие стабильности в мире, а глобальные и региональные проблемы корректируют повестку дня РИК. Так на прошедшей в Ухане (КНР) 14-15 ноября с.г. 10-й встрече глав МИД РИК обсуждались проблемы современности. По словам главы МИД РФ С. Лаврова, давшего высокую оценку РИК, формат утвердился, как важный элемент формирующегося многополярного мира. “Взаимодействие в рамках РИК имеет прочную основу, опираясь на общность коренных национальных интересов. Исключительно важен факт, что три страны являются стратегическими партнерами. Трудно переоценить в этом смысле значение взаимодействия между нами, для мира и развития в АТР”, – отметил Лавров.

Уханьская встреча подтвердила незыблемость и близость позиций стран РИК о необходимости политико-дипломатического урегулирования Ирана, КНДР и Ближнего Востока. Что особенно важно для Южной Осетии, в коммюнике главы МИД Индии и Китая поддержали Россию по защите ее коренных интересов и содействию региональному миру и стабильности на Кавказе. Т.е. Китай и Индия поддержали операцию России по принуждению Грузии к миру в 2008 г! Министры иностранных дел КНР и Индии поддержали вступление РФ в ВТО в 2011 г.

Рост взаимных инвестиций и объемов торговли стран РИК, и их влияние на политические процессы, смещает центр тяжести мировой экономики и политики в этот регион. Как отмечал глава МИД России, РИК – не временная коалиция по интересам, речь идет о диалоге и сотрудничестве трех крупнейших азиатских государств и великих цивилизаций, и характерной особенностью РИК является созвучие коренных национальных интересов. Отсюда совпадение или близость подходов по международным проблемам. Второй момент, отмеченный в документах РИК – “естественная взаимодополняемость в энергетике”. Россия лидирует в поставках нефти и газа, а Индия и Китай крупные поставщики промышленных товаров и услуг. Для сравнения, в 2003 г. товарооборот между РФ и Индией составлял 3 млрд долларов. А к концу 2010 г., по словам вице-премьера правительства С. Иванова, он достигнет 9,3 млрд. К 2015 г. стоит задача довести товарооборот до 15 млрд. Товарооборот же между КНР и РФ дошел до 60 млрд.долл. Так что, выгода от сотрудничества в формате РИК очевидна и она перевешивает потенциальные конфликтные интересы между тремя государствами.

Поэтому уханськая встреча дополнила главные элементы сотрудничества РИК – чрезвычайное реагирование, сельское хозяйство и здравоохранение – энергетическим и инновационным сотрудничеством. И как подчеркнул С.Лавров, – “формат РИК не искусственный, а идет от жизни, чтобы на взаимовыгодной основе решать конкретные вопросы, в том числе затрагивающие интересы простых людей. Сферы, в которых развивается практическое сотрудничество, напрямую связаны с реальными проблемами, которые нужно решать, чтобы людям жилось более комфортно”.

Александр КЕЛЕХСАЕВ

Осинформ

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x