Пакт Рериха и актуальность развития культуры

Опубликовано:

Культурна спадщина Слобожанщини. Збірка науково-популярних статей.- Харьків: Курсор, 2010.- Випуск 23.- С.64-75.

Логинова Марина Юрьевна,

директор Первомайского краеведческого музея,

председатель Первомайского Центра «Возрождение Культуры»

Пакт Рериха

и актуальность развития культуры

Пакт Рериха это не только слова, написанные на бумаге. Это прежде всего действие, направленное на защиту Культуры от невежества и разрушения. Символизируя со-бой связь времен, Пакт как бы закрепляет своими пара-графами ту культурную преемственность, без которой не может существовать эволюция человечества…

академик Л.В.Шапошникова

Если мы поднимем культуру и духовность, то это помо-жет нам укрепить экономику, сделать нравственной поли-тику и прекратить военные конфликты. В этом и заклю-чается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для плане-ты он обретает…

летчик-космонавт А.А. Леонов

75 лет назад, 15 апреля 1935, совершилось событие, которое во всей его многогранности и эволю-ционной значимости, еще предстоит осознать и оценить человечеству. Впервые в истории был подписан Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и истори-ческих памятников – Пакт Рериха. Его подписание состоялось в Вашингтоне, в Белом Доме при личном участии Президента США Ф.Рузвельта, который отметил огромную важность этого собы-тия: «Предлагая этот Пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилиза-ции. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа». [1; с.192]

Инициатор Договора — всемирно-известный художник, ученый и общественный деятель Николай Константинович Рерих, в самой идее этого международного соглашения видел, прежде всего, привлечение внимания всего человечества к проблемам Культуры, необходимости ее защи-ты и развития как единственного пути выхода из кризисов современной цивилизации. Он писал: «Там где Культура, там и Мир. < …> там и правильное решение труднейших социальных про-блем». [ 2; с. 143]

В результате огромной работы, проделанной самим Н.К. Рерихом и помогающими ему об-щественными деятелями из разных стран мира, Пакт был подписан 21 страной Американского континента, а впоследствии к нему присоединилось еще несколько стран. Пакт Рериха стал пер-вым в истории международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей. В этом его непреходящее значение. В первой статье Пакта говорится: «Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения счи-таются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон. Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных уч-реждений. Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятни-ки, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, как во время войны, так и в мирное время». [2; с. 316 ]

Вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил отличительный флаг – Знамя Мира, который как Красный Крест Культуры призван охранять культурное достояние человечества. На белом полот-нище Знамени Мира изображен знак триединства (амарантовая окружность с тремя кругами в се-редине). Разрабатывая символику Знамени Мира, Рерих не случайно выбрал этот древнейший символ, встречающийся на протяжении тысячелетий истории человечества в культуре различных народов, как Запада, так и Востока. единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, или синтез науки, искусства и этики, составляющий Культуру, или Знание, Любовь и Красота, или Вера, Надежда, Любовь и др.

Идея Пакта зародилась у Николая Константиновича еще в начале столетия, когда он, зани-маясь археологическими раскопками, много путешествовал по древнерусским городам. О необ-ходимости охраны памятников культуры он постоянно писал в русской прессе, считая одной из главных задач сохранение культурных ценностей для будущих поколений. Первая мировая война помешала Рериху осуществить идею создания международного договора. И он возвращается к этой идее позже, в 30-е годы, в канун Второй мировой войны.

Принципы и положения Пакта Рериха сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовой системы в области охраны культурного наследия и стали основой для по-следующего становления культуры мира и международного культурного сотрудничества. Так, в 1954 году на конференции ООН в Гааге была принята «Международная конвенция о защите куль-турных ценностей в случае вооруженного конфликта» в основу, которой лег Пакт Рериха. Эту конвенцию подписали представители 59 государств, в том числе и Советский Союз. Несмотря на очевидную преемственность Гаагской конвенции и Пакта Рериха в правовом отношении, Пакт считается действующим документом для стран, его подписавших. Кроме того, в отличие от кон-венции ООН Пакт Рериха имеет ряд особенностей. Пакт предусматривает охрану культурного на-следия не только в военное, но и в мирное время, что подчеркивает его актуальность, так как и в мирное время происходит разрушение ценностей культуры. Важным моментом является и тот факт, что Конвенция ООН, взяв за основу внешнюю сторону Пакта — защиту культурных ценно-стей, заменила его символ Знамя Мира, который имеет огромное значение. Именно Знамя Мира выражает внутренний и духовный аспект Пакта. Знамя Мира не просто знак Пакта, а выражая связь времен и культурную преемственность, оно имеет глубокий исторический смысл. Именно под Знаменем Мира, как призывал Рерих, должны объединиться все народы без различия нацио-нальности, расы, вероисповедания, политических убеждений. Он считал, что есть один междуна-родный язык-это язык искусства. Поэтому, именно Знамя Мира способствует единению народов в понимании Культуры как эволюционного явления.

В современном мире интенсивно развивается не Культура, а техногенная, механическая ци-вилизация, которая подменяет Культуру развлекательной индустрией, так называемой «массовой культурой». Этот процесс влияет, прежде всего, на самого человека, в результате – мы имеем без-духовность и низкий уровень культуры в обществе. Академик Л.В. Шапошникова в статье «Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры» пишет: «Предавая забвению Культуру как таковую, отводя ей второстепенное место в системе общественных ценностей, а зачастую сводя ее к псевдоценностям массовой культуры, многие не понимают одного обстоятельства: любой кри-зис в стране – экономический, социальный, политический, научный и т.д. есть, прежде всего, кризис самой Культуры и ее носителя – духа. Выход из любого кризиса должен начинаться с по-нимания эволюционной роли духовной Культуры и создания благоприятных условий для ее разви-тия». [6; с.135] Но, для того чтобы защищать и развивать Культуру, необходимо понимать ее ис-тинный смысл и значение.

Рерих считал, что именно Культура является «глубочайшим устоем жизни» и «священным оплотом человечества». В своих философско-художественных очерках он создал новую концеп-цию Культуры как энергетического явления, основанную на философской системе Живой Этики.1 В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки и искусства. Он писал: «Культура есть истинное просвет-ленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть Красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание, без предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности». [4; с. 317 ] Огромное значение Рерих придавал Красоте как одной из главных составляющих культуры. Именно Красота «как энергетический закон гармонии духа», по его мнению, формирует в челове-ке утонченное и философское восприятие мира и преображает его сознание. «Осознание Красоты спасет мир» — эта формула выражает главную суть рериховской концепции культуры.

Таким образом, Культура, по мнению Рериха, имея духовную основу, реализуется через творчество. В связи с этим, он сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилиза-ции. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыраже-нии, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материаль-ных, гражданских аспектах. Во взаимодействии Культуры и цивилизации – Культура первична, а цивилизация вторична. Цивилизация формируется на энергетическом поле Культуры. Следова-тельно, если разрушается культура, то разрушается и цивилизация. «Каждое отвращение от Пре-красного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса». [3; с. 83 ] В истории человечества достаточно много примеров, подтверждающих выводы Н.К.Рериха. Стоит обратить-ся к эпохам расцвета в которых существовал культ Красоты — Древняя Греция в эпоху Перикла, Древний Египет, эпоха Амарны, или эпоха Возрождения.

Таким образом, в основе рериховской концепции Культуры, в идее Пакта Рериха и Знамени Мира заложены принципы, необходимые для устойчивого развития общества и гармоничного раз-вития человека, его духовного совершенствования.

Николай Константинович считал, что предложенный им Пакт налагает обязательства не только на государства, его подписавшие, но и на общество в целом, так как он рассчитан на обще-ственное движение в защиту Культуры. «Не устанем твердить, – писал Рерих, – что, кроме госу-дарственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности ук-рашают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми». [2; с. 142 ] Культура, являясь пространством свободного творчества, имеет общественные и народные корни. Культура создается обществом и для общества. И потому развивать и защищать Культуру реально может только общество в целом, а не только государст-венные чиновники.

Так, Н.К.Рериху в продвижении идеи Пакта активно помогали общественные культурные организации, общества имени Рериха, которые в 30-е годы работали в тридцати странах мира. Все они проводили культурно-просветительскую работу, пропаганду Пакта, привлекали государствен-ные и общественные организации к охране памятников старины. В 1930 году были созданы Коми-теты Пакта и Знамени Мира в Париже и Брюгге (Бельгия). Текст проекта Пакта с сопроводитель-ным обращением Н.К.Рериха к правительствам и народам всех стран публикуется в прессе и рас-сылается в правительственные, научные, художественные и образовательные учреждения всего мира. Появляется огромное количество статей в газетах и журналах в поддержку Пакта. В 1931 — в Брюгге создается Международный союз Пакта Рериха. Здесь же, в Бельгии, последовательно, в 1931-32 гг. проходят международные конференции, посвященные Пакту Рериха, в которых при-нимают участие представители ряда европейских государств. В 1933 году состоялась третья меж-дународная конференция, посвященная Пакту Рериха, в Вашингтоне, США. Эта конференция бы-ла поддержана 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствами всех стран. Во многом благодаря активной поддержке мировой общественности и международному ре-риховскому движению Пакт был подписан.

В дальнейшем в области охраны культурного наследия были приняты соответствующие Конвенции и Рекомендации ЮНЕСКО в 1970-72 годах и в 1999 году, а в 2003 году в Париже на 32-й сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Более 30 лет при ЮНЕСКО работа-ет неправительственная профессиональная организация ИКОМОС, осуществляющая свою дея-тельность по охране культурного достояния в сотрудничестве с другими международными орга-низациями. Это значительные достижения для сохранения и развития мировой культуры.

Сегодня продолжают активно действовать общественные культурные организации, разви-вая идеи Пакта Рериха и Знамени Мира. В России 12 февраля 1996 г. по инициативе Международ-ного Центра Рерихов (неправительственной организации при ООН, г. Москва) и крупных деятелей культуры была создана и начала свою деятельность Международная Лига защиты Культуры (МЛЗК). Первым почетным президентом Лиги стал академик РАН Б. В. Раушенбах. В этой обще-ственной организации активно работал академик Д. С. Лихачев, который высоко ценил творче-скую и общественную культурную деятельность Н. К. Рериха. Д. С. Лихачевым была разработана Декларация прав культуры. Изложенные в Декларации мысли очень созвучны идеям Н. К. Рериха. В своем приветствии в адрес Международной общественно-научной конференции «Защитим культуру», посвященной 60-летию Пакта Рериха, которая проходила в Москве, в Российской го-сударственной библиотеке, он сказал: «Я считаю очень важными эту конференцию и Пакт Рери-ха о сохранении культурного наследия, одобренный президентом Рузвельтом. Я думаю, что мож-но напомнить об этом замечательном документе и создать новые на основе существующих по-ложений о культуре. Вот такой документ: „Декларация прав культуры“, потому что не только человек имеет права в этом мире, но и культура. Она должна поощряться государством, потому что всякая страна, и всякий народ, и всякое государство существуют только ради культуры». [7; с. 9 ]

В 1998 году Международная Лига защиты Культуры выступила с инициативой праздновать 15 апреля (день подписания Пакта Рериха) как День Культуры. Уже сегодня в Литовской респуб-лике День Культуры утвержден государственным праздником. День Культуры проводится во мно-гих городах России, Украины, Эстонии, Латвии, Беларуси и др. при поддержке органов образова-ния и культуры. Организаторами празднования Дня Культуры в г. Харькове неоднократно высту-пали Харьковские общественные организации «Фонд Духовного Единения Мира» (ФДЕМ) и «Культурный Центр имени Н.К. Рериха», а в Харьковской области Первомайский научно-просветительский центр «Возрождение Культуры», которые сотрудничают с Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха – законным наследником семьи Рерихов. Выражаем надежду, что в ближайшем будущем День Культуры станет государственным праздником и в Украине. Н.К. Рерих еще в 30-е годы указывал на важность проведения Всемирного Дня Культуры как одной из самых неотложных задач. Он писал: «Будем же утверждать и всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напом-нят об истинных сокровищах человечества, о творящем, героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни». [2; с.106 ]

Н.К. Рерих придавал также огромное значение воспитанию молодежи и предлагал вводить Всемирный День Культуры в школах и других учебных заведениях. Он писал: «С одной стороны, насаждая всюду Знамя Мира, мы будем, способствуя миру, вообще уменьшать само физическое поле войны. С другой стороны, вводя в школах День Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его вы-сокими примерами человеческого творчества». [ 2; с. 83] Эта задача является актуальной именно в настоящее время и начинает осуществляться в отдельных городах и странах. Так, в Санкт-Петербурге начиная с 1995 года, День Культуры ежегодно проводится во многих школах. Цель Дня Культуры – установить традиции единения людей, творческих личностей и организаций в де-ле воспитания подрастающего поколения на основах Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания защиты лучших достижений человеческого творчества.

Под Знаменем Мира, которое широко используется международным сообществом не толь-ко в рамках Пакта Рериха, а как символ мира и объединения людей во имя Культуры проходят многие международные культурные акции и проекты. Знамя Мира было установлено на вершинах высочайших гор планеты (в том числе на Эвересте в Гималаях и на Говерле в Карпатах), на Се-верном и Южном полюсах Земли. В 1990 году космонавтами А.Н.Баландиным и А.Я. Соловьевым Знамя Мира было поднято в Космос. А с 1997 по 1999 год по инициативе Международного Центра Рерихов, Федерации Космонавтики России, Международной академии астронавтики, Междуна-родной ассоциации фондов мира и ряда других организаций, осуществлялся международный на-учно-просветительский космический проект «Знамя Мира». «Главная цель проекта: призыв к со-трудничеству под Знаменем Мира во имя сохранения нашей планеты, жизни на ней и ее красоты, к развитию через Культуру как высшее достижение человеческого духа и основу нашей многооб-разной, но единой мировой жизни». [8; с. 26] Знамя находилось на борту орбитальной станции «Мир», где работали международные экипажи космонавтов. «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространства вой-ны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли», [9; с.104] — так сказал российский космонавт Павел Виноградов. Проектом «Знамя Мира» международные организации выразили поддержку Пакту Рериха и Знамени Мира, и в целом гуманным идеям Н.К. Рериха.

В 1998-1999 гг. по инициативе Международной Лиги защиты Культуры проходил Между-народный «Марш в защиту Культуры под Знаменем Мира», в котором приняли активное участие рериховские организации различных стран, в том числе и Украины. В Марше также участвовали рериховские организации Харькова и Харьковской области – Харьковское городское объединение «ФДЕМ» и Первомайский центр «Возрождение Культуры» [16]. В рамках Марша в г. Первомай-ский были проведены городские культурные акции для школьников «Зов о Культуре» [12] и «Чистое слово». [13] Главная цель проведения акций — воспитание детей и молодежи на основах Культуры и Красоты. С этой целью Центр «Возрождение Культуры» в течение 14 лет проводит на выставках работ Н.К.Рериха (под Знаменем Мира) культурно-просветительскую работу с детьми, на основе музейной педагогики, в сотрудничестве с Первомайским горисполкомом, городским и районным отделами образования и городским отделом культуры и туризма. Актуальность этой работы и эффективность проведения экскурсий были подтверждены проведенным в 2004 году на-учным исследованием по изучению и анализу впечатлений детей после просмотра картин Н.К. Ре-риха и проведенной экскурсии. [11, с. 31-35 ]

В 2005 году в России и в ряде других стран прошли мероприятия, посвященные юбилею Пакта Рериха. В Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха (г. Москва) состоялась Меж-дународная научно-общественная конференция «70 лет Пакту Рериха». [17] Организаторы конфе-ренции: МЦР, Российский фонд культуры, Российская академия художеств, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, Российская академия образования, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики, Информационный Центр ООН в Москве и др. В работе кон-ференции приняли участие более 450 представителей из России, Украины, Беларуси, Болгарии, Австрии, Германии, Великобритании, США, Италии и других стран. Конференция еще раз под-твердила, что идеи, содержащиеся в Пакте Рериха, на сегодняшний день востребованы и актуаль-ны.

В Харьковском регионе 70-летию Пакта Рериха был посвящен областной культурно-просветительский марафон «Стремиться к Прекрасному». Инициаторами Марафона выступили выше названые рериховские организации. Марафон проходил при участии Управления образова-ния и науки и Управления культуры Харьковской областной государственной администрации, Харьковского горисполкома, Художественного музея, Планетария, Филармонии и др. Главная цель Марафона – объединение усилий государственных и общественных организаций в деле при-общения детей и молодежи к Прекрасному, что предусматривает систематическое посещение вы-ставок, музеев, концертов, театров и т.д. В г. Первомайский Марафон был организован центром «Возрождение Культуры» и проходил на официальном уровне, при участии и поддержке Перво-майского горисполкома, городского отдела культуры, городского отдела образования, СМИ. В го-родском универсальном выставочном зале экспонировалась выставка репродукций Николая и Святослава Рерихов «Культура и мир – священный оплот человечества», предоставленная Цен-тром «Возрождение Культуры». На выставке была представлена фотоэкспозиция, информацион-ные материалы, посвященные Пакту Рериха и оформлена выставка книг по тематике Марафона «Стремиться к Прекрасному». Проводились тематические экскурсии для школьников. Несколько примеров из книги отзывов Первомайского городского универсального выставочного зала: «Спа-сибо за встречу с Прекрасным! Ваши выставки делают людей добрее и духовно богаче…»; «Я ве-рю, что светлый и благородный мир картин великого Рериха будет всегда! Красота врачует ду-шу, дух человека, помогает Жить и верить в наше всеобщее светлое будущее на Земле!»; «Мне очень понравилась выставка и экскурсия! После выставки настроение становится лучше, столь-ко энергии и сил! Выставка меня впечатлила до глубины души!- ученица 7 класса А. Белодед. И еще отзыв совсем юной посетительницы Алены Медведевой: «Мне 7 лет. Мне очень понравилось. Это новый мир, в котором я хочу жить!»

В рамках Марафона состоялись выставки современных художников, детских рисунков, концерты Дома детского творчества и Детской школы искусств. Были организованы конкурсы детского художественного творчества и конкурс сочинений, состоялась бесплатная поездка в Харьковский художественный музей. Проведение Марафона стало значительным событием в г. Первомайский, что доказывает необходимость воспитания подрастающего поколения на истинных ценностях Культуры и осознании значения Красоты как основы для гармоничного развития чело-века.

Таким образом, Знамя Мира является не только знаком Пакта, но и символом Культуры. Однако в последнее время появились организации, присваивающие себе имя Рериха и исполь-зующие Знамя Мира и Рериховскую символику в целях несоответствующих их истинному куль-турному предназначению. В связи с этим, возникла необходимость официально лишить их права на присвоение и искажение этой символики. Международный Центр Рерихов, являясь владельцем наследия семьи Рерихов и выполняя их заветы, а также волю своего основателя Святослава Нико-лаевича Рериха, осуществил в 2002 году государственную регистрацию символики Знамени Мира в соответствии с законодательством Российской Федерации. «В соответствии с установленным порядком использования указанных знаков другими организациями и лицами возможно только с разрешения их правообладателя – Международного Центра Рерихов», [10; с.38]- говорится в ин-формационном письме Правления МЦР. Поэтому, в настоящее время использовать знак Знамени Мира можно только на основе заключения Соглашения с МЦР. Как это ни парадоксально, но се-годня возникла необходимость защищать имя и наследие Н.К.Рериха – деятеля культуры плане-тарного масштаба, вклад которого в защиту и развитие Культуры трудно переоценить. Это застав-ляет задуматься о том, какие ценности сегодня превалируют в обществе и соответственно объеди-нить усилия всех людей, осознающих значение Культуры и готовых к культурному сотрудничест-ву.

В этом году 75-летие Пакта Рериха широко отмечается в Европе и ряде стран Американско-го континента. В странах СНГ и Прибалтики также проходят культурные акции, конференции, круглые столы, выставки, посвященные этой знаменательной дате.

Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что в современном мире, в связи с не-прекращающимися военными конфликтами и такими явлениями как терроризм, вандализм, когда гибнут памятники искусства не только в военное, но и в мирное время, а также в связи с разруше-нием самого пространства культуры, что приводит к бездуховности и деградации человека – Пакт Рериха становится все более актуальным. Настало время осознать, что без Культуры не может быть ни цивилизации, ни человека как такового.

Пакт Рериха, над которым развевается Знамя Мира, является не только огромнейшим дос-тижением в международной жизни, но и открывает новые возможности для развития культуры.

Примечания

1Живая Этика синтетически объединила древние и современные знания, умозрительную мысль Востока и научную мысль Запада. Согласно философии Живой Этики (философии космической реальности, по опре-делению Л.В.Шапошниковой) Мироздание представляет собой грандиозную энергетическую систему, ко-торая развивается в процессе сложного энергоинформационного обмена между различными структурами. Человек является одной из таких структур. В ЖЭ говорится о космической эволюции человечества, о роли Культуры и Красоты в ее процессах.

Литература

1.Знамя мира. Сб.-2-еизд., доп. и перераб. — М.: Международный Центр Рерихов. 2005 – 595 с.

2.Знамя Мира. – М.,1995. – 363 с.

3. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. — М., 1994.- 146 с.

4.Рерих Н.К. Нерушимое.- Рига, 1916.- С. 317 с.

5.Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции / Рерих Н.К. Культура и цивилизация.- М., 1994.- С.6

6.Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: Сб. ст.в 2 т.Т.2.- М.: МЦР, 2006 – 588 с.

7.Защитим Культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха.1995 г.-М.,1996 – 204 с.

8.Пакт Рериха. Знамя Мира. — М., 2003.- 31 с.

9. «Знамя Мира» на космической орбите! // Мир Огненный. №17. Рига, 1998. – С.104.

10.Знамя Мира. Красный Крест Культуры.- К., 2005.- 48 с.

11.Логинова М.Ю. Преображающее значение Красоты / Культура — врата в будущее.- Х., 2006. – С.31-35

12.Логинова М.Ю. // Акция «Зов о Культуре».- 1999.-15 мая.

13.Логинова М.Ю. // Акция «Чистое слово».-1999.-Апрель

14. Логинова М.Ю. // Великая тайна слова. — 1999.-Апрель

15. Логинова М.Ю. // Знамя Мира над планетой Земля. -1998.- 14 октября.

16.Демин Н.А. // Марш закончился, Марш продолжается.- 1999.-19 мая.

17.70 лет Пакту Рериха. Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 70-летию Пакта Рериха.2005г.-М., 2006.- 419 с.

Источник — Сайт Харьковского Культурного Центра им.Н.К.Рериха

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика