Рерих в Мэрии Ярославля.

В Мэрии Ярославля открылась выставка «Земля Славянская», на которой представлены репродукции картин Н.К.Рериха русской серии из фондов Ярославского Рериховского общества. Оформление выставки выполнила Н.Н.Мякота, художник Музея истории города.

Имя Николая Константиновича Рериха (1874-1947), всемирно известного художника, философа, путешественника, ученого стало символом культуры и созидания. По его инициативе во многих странах мира были организованы многочисленные культурные центры. Во исполнение его заветов в России созданы и плодотворно работают Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха (г. Москва), многочисленные культурно-просветительские организации.

Н.К.Рерих стал организатором знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928 г.г.). Ее путь пролегал через Индию, Китай, Алтай, Монголию и Тибет. Во время экспедиции был собран уникальный материал, для изучения которого на территории Индии в долине Кулу Рерихи основали Институт гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита – «Свет Утренней Звезды»). В ходе работы института были заложены новые направления научных изысканий.

В процессе сотворчества жены художника – выдающегося философа Елены Ивановны Рерих с Махатмами (великими индийскими философами) было создано учение Живой Этики, «основанное на представлении об энергетической природе всего сущего и синтезирующее духовно-нравственные ценности восточной и западной культуры, а также практические наставления по самосовершенствованию человека».

Роль семьи Рерихов в развитии и укреплении российско-индийских культурных связей, их вклад в мировую культуру неоднократно подчеркивались на уровне высшего руководства России и Индии. В Москве Н.К. и Е.И.Рерихам установлен памятник. В 2009 году памятник Н.К.Рериху установлен также на Алтае. В честь семьи Рерихов названа малая планета. Им посвящены пики и перевалы на Алтае и Тянь-Шане.

В 1903 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной посетил целый ряд городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов Великий, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Псков, Изборск, Смоленск… В 1904 году художник продолжил экспедицию по Руси. В двухлетний маршрут вошло более 40 городов. «Поездка за стариной» – так назвал это путешествие Н.К.Рерих. Он поставил большую задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно знакомился со старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал народные сказания, песни.

Итогом «поездки за стариной» стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих. В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих сущность Руси: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».

Ярославль стал первым городом на пути путешествия семьи Рерихов по Руси в 1903-1904 г.г. Это путешествие послужило началом их широкой общественной деятельности в защиту культуры. Восхитившись красотой русских храмов, художник испытал боль, видя их разрушение. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие», – писал Н.К.Рерих в статье “Русскому сердцу”.

Спустя несколько десятилетий, 15 апреля 1935 года в кабинете президента Рузвельта представителями 21 американской республики был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который получил название в честь его создателя – Пакт Рериха. Тогда же было предложено и Знамя Мира или Красный Крест Культуры, охранительный флаг, который размещался над культурными учреждениями. Таким образом, истоки Пакта Рериха имеют прямое отношение к Ярославскому краю.

Во время поездки по городам Руси Н.К. Рерихом была создана большая живописная серия, насчитывающая около 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.

Интересна и во многом трагична судьба картин архитектурной серии. Зимой 1904 года эти работы, среди которых находились виды Ярославля, Ростова и Углича, были представлены на выставке «Памятники художественной старины». Экспозиция пользовалась большим успехом, и Правительство планировало приобрести все картины Рериха для Русского музея. Однако началась русско-японская война, и это намерение не осуществилось.

В 1904-м году и в последующее время коммерсант Гринвальд занимался организацией на выставке в Америке большого отдела русского искусства. Среди 800 картин русских художников было представлено и 75 картин Н.К.Рериха. В основном – архитектурные этюды. Однако Гринвальд не смог заплатить необходимую пошлину. Все картины были конфискованы и проданы таможней с торгов. Произведения русского искусства разошлись по США и Южной Америке. 35 произведений Н.К.Рериха попали в Оклендский художественный музей в Калифорнии. В 1963 году эти работы были переданы Нью-Йоркскому музею Н.К.Рериха.

В конце 70-х годов XX века Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, (верная сотрудница Рерихов в Америке) передала в дар России 41 картину архитектурной серии кисти Н.К.Рериха.

Тема путешествия семьи Рерихов по Руси (1903-1904 гг.) вызывает сегодня большой интерес научной и культурной общественности. В 2003 году к 100-летию этого путешествия Международным Советом Рериховских организаций была организована Международная культурно-просветительская Программа «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Искусствоведом Е.П. Маточкиным был выпущен альбом «Поэзия старины», в котором представлены картины Н.К.Рериха архитектурной серии и современные фотографии, выполненные 100 лет спустя с того же самого ракурса. Полный глубокого смысла призыв Н.К.Рериха в очерке «Слово напутственное» (1916): «Из чудесных древних камней сложите ступени грядущего», – дает нам сегодня целую программу развития культурного строительства.

В конце 2009 года в Ярославле состоялся крупный российско-индийский научный форум. Его участники выступили с инициативой разместить Знамя Мира, предложенное Н.К.Рерихом, и Флаг Земли над Музеем истории города Ярославля «как символы непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада».

См. также:

Сайт Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха: http://www.icr.su/rus

Архитектурная серия картин Н.К.Рериха (Сайт Международного Совета Рериховских организаций):

http://www.roerichs.com/Paintings/Starina/Starina_Page1.htm

Семья Рерихов и Ярославский край (Сайт Ярославского Рериховского общества):

http://yro.narod.ru/yar/index.htm

Музеи России

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x