Т.В. Житкова. О новой версии журнала «Мир Огненный», Нараяме и не только…

Т.В. Житкова

О новой версии журнала «Мир Огненный», Нараяме и не только…

Какой это страшный бич невежественности –

говорить о том, чего не знаешь.

Н.К. Рерих

Сайт Тамбовского Рериховского общества «Лига защиты Культуры», о котором, в частности, будет идти речь, я открыла не случайно. Представлялось важным понять дух организации, чрезвычайно активно занимающейся продвижением журналов «Аланум» и «Мир Огненный» не только в России, но и за границей.

Когда-то журнал «Мир Огненный» выходил в Риге, потом издавался под эгидой Международного Центра Рерихов (МЦР), затем появился его преемник, журнал «Новая Эпоха», также выпускавшийся МЦР. В то время эти два журнала были знакомы каждому рериховцу и служили важным источником достоверной, содержательной и значимой информации. Новая версия журнала «Мир Огненный», как оказалось, имеет совершенно другой редакторский состав и к МЦР не имеет никакого отношения. Говорить об идентичности направления и стиля этих изданий, а тем более содержания, не приходится. В этой связи возникает обоснованное возражение против использования названия и логотипа прежнего журнала «Мир Огненный», что, несомненно, вводит читателей в заблуждение.

Чёрный юмор невежества

Итак, о сайте Тамбовского Рериховского общества «Лига защиты Культуры». Название довольно странное. Как одно общество может быть лигой, понять трудно. Даже азы музыкальной грамоты говорят о том, что лига имеет объединительный смысл.

Желая познакомиться с текстами, я открыла рубрику «Описание картин Н.К. Рериха» и выбрала картину «Весть Шамбалы». После слов «очень удивительная картина» насторожилась – если такое начало, что же будет дальше? А дальше пришлось столкнуться с текстом, который никак нельзя назвать литературным, а тем более научным. По-видимому, создатели сайта так дорожат познаниями рассказчика, что выставили частью юмористические, частью злонамеренные «рассуждения» без какой-либо редактуры. Чтобы показать их уровень, мне придётся привести ряд цитат. Вот, например, как выглядит эпизод с неожиданной находкой неизвестного предмета в караване Центрально-Азиатской экспедиции, описанный в книге Н.К. Рериха «Сердце Азии» в интерпретации рассказчика: «…приходил какой-то человек, чиновник тибетский и просто засовывал[1] в какую-то сумку, прикреплял к упряжи лошади, либо же верблюда, стрелу и она шла до следующего селения, авось…». На «авось» предложение заканчивается. Мало того, что при описании картины Н.К. Рериха используется неблагозвучная лексика, так и содержание извращено до неузнаваемости. Вот, что писал Н.К. Рерих на самом деле: «В Тенгри-Дзонге, который считается второю после Шигадзе крепостью, заведующий транспортом усмотрел на одном из наших яков странный предмет, обернутый в красный шелк. Мы исследовали эту находку – оказалось, что с нашим караваном идёт стрела с навернутым на неё приказом о мобилизации местных войск для подавления восстания в Поюле, на востоке Тибета. Вместо того, чтобы послать спешный приказ особым гонцом, население прикрепляет его к яку частного каравана, который, может быть, будет идти по десяти миль в день».

Но неизвестный, развивая свою версию событий, замечает, что стрелы в караване пропадали, а потому: «Н. Рерих возмущался этим обстоятельством, потому, что это безответственность. Но Шамбала посылала свои вести таким вот образом». Что же следует из этого заявления? А следует то, что Н.К. Рерих, оказывается, возмущался действиями Шамбалы. И не важно, что, как мы уже видели, в данном эпизоде книги Шамбала не упоминается вовсе, рассказчик или рассказчица уверены в обратном. Само предположение об использовании Учителями Шамбалы частного каравана, находящегося в пути долгие недели и даже месяцы, для передачи срочной вести является крайней несоизмеримостью.

Количество нелепостей и разных выдумок  в тексте не поддается описанию. Судите сами:

– …монастыри, где до 300 монахов пандитов одновременно изучали Калачакру, всегда селились в неприступных горных местностях[2]…

Что монахи могут селиться, мне было известно, а вот, чтобы монастыри!?.. Причем, не понятно, кто имелся в виду: тибетские монахи или учёные-брахманы, а может быть, учёные-филологи?

– И вот, мы видим, что человек стоит и посылает весть в этот монастырь через пропасть. Т.е., он стоит с одной стороны пропасти, а монастырь с другой стороны пропасти. Картина называется «Весть Шамбалы, т.е., из Шамбалы, этим людям, живущим в этом монастыре и изучающим священную Калачакру, посылается весть. …

Но это ещё не все открытия, с которыми мы можем познакомиться в описании картины Н.К. Рериха.

– …сама фигура вестника изображена очень решительно, т.е., это человек, который делает правое дело. …

Может быть, имелось в виду, что поза у вестника решительная?

– Спросит какой-нибудь профан – в чем здесь действие? На горизонте его горы, люди ещё спят, т.е. солнце только ещё всходит, не видно ни одного человека, и только одинокий лучник что-то там пытается изобразить? …

Куда уж Петросяну с его плоским юмором! Чёрный юмор псевдо-рериховского невежества смешон своей убогостью и отвратителен тем, что касается высоких понятий, профанируя их и принижая. Но мимоходом делается ещё одно открытие, уже в области физики:

– Если мы представим себе как рождается молния, то мы увидим как сверху, пробиваясь сквозь толщу воздуха, несется острие, изгибаясь, но тем не менее, достигая земли. Момент зарождения молнии священен, потому, что великие тончайшие энергии из высочайшего пространства, пробадывая коричневый газ, окутавший ядовито нашу планету, приносят, всё таки, частицы высочайшей праны, озонируя воздух, и тем самым очищая сознание людей, способствуя, так и здесь, мы видим момент зарождения великого действия. Вы должны относиться к этой картине, как к действию. …

Человеку с физико-математическим образованием трудно удержаться от смеха, представив себе, как несётся молния, пробадывая… Докладчику стоило бы как-то обновить свои познания относительно того, как и где зарождаются молнии. А редактору сайта отредактировать устную речь. Но и это ещё не всё. Откровения продолжаются:

– Мы видим, как сила мысли Ригдена, претворенная в виде записи на свитке, сейчас вот-вот пронзит сознание этих людей, озарит их жаждой действия мгновенностью исполнения Указа, и мы увидим, как светящаяся нить потянется от Шамбалы к этому монастырю, нить связи, потому что когда один послал мысль, а другой принял и претворил, то они связываются, и эту нить не разорвать.

Наверное, не один посетитель сайта пытался представить себе, как вполне материальный свиток летит, пронзает сознание людей (из речи видно, что их не менее трёхсот), при этом происходит явление озарения (вероятно, из-за большого трения) «жаждой действия мгновенностью исполнения Указа». На этом месте мозг отказывается что-либо понимать. Неизвестный(ая) (подписи нет) всё время делает упор на мгновенность исполнения указа. Но допустим, что указано будет построить крепость. И что, докладчик взмахнет правым рукавом – оттуда появятся стены, взмахнет левым – возникнут башни, а потом чихнёт – и явится рать? Или излечить великое самомнение, преступную безответственность и непроходимое невежество он собирается тоже мгновенно?

Можно ли что-то понять из выражения: «Здесь, на этой картине мы видим редкий момент, когда Луч не отражается, когда мысль Великого Ригдена тут же претворяется в действие, т.е. Луч проходит эту сферу не отражаясь, не теряя»?

И далее:

– И вы должны понять, что и вы должны стать такими же, чтобы Луч Великого Ригдена Луч великих Учителей, касаясь вашего разума, касаясь ваше Сангхи, не отражался от неё, не уходил бы в пространство  <…> чтобы приказ Ригдена, касаясь вас, был бы исполнен в точности и тут же. …

Похоже, что мысль о том, как практически можно исполнить указ немедленно «в точности и тут же» даже не зарождалась. К тому же вызывает недоумение, как можно надеяться получать указы Вел. Учителя, не обладая широким сознанием и высокой духовностью? Но оказывается, картина «Весть Шамбалы» помогает «преисполниться Подвигом несения Указов людям» (!??), а «истинно сотрудничающий, ждет весть 24 часа в сутки. И даже когда ест, пьет, или спит, он всё равно ожидает Весть. Только тот, кто так ждет, может её получить. Остальные не получат, это закон Махатм».

Очень похоже на стиль, характерный для завсегдатаев очередей: кто не написал ручкой на ладони номер, стоя под дождем в три часа ночи у дверей закрытого магазина, тот ничего не получит.

Но вот о чём предупреждал Махатма К.Х. в письме к А. Синнету, полученному им в Аллахабаде 3 марта 1882 года: «Запомните – слишком беспокойное ожидание не только утомительно, но также опасно. Каждое горячее или ускоренное биение сердца уносит так много жизненных сил. Тот, кто ищет «познать», не должен предаваться страстям и волнениям, ибо они «разрушают земное тело присущей им тайной силой; кто хочет достигнуть своей цели, должен быть хладнокровным». Он даже не должен слишком настойчиво или слишком страстно желать цели, к которой он стремится, иначе само это желание будет мешать собственному исполнению, в лучшем случае – задержит и отбросит назад».

Так от кого же получают наставления члены Тамбовской лиги, если они, эти наставления, прямо противоположны утверждениям Вел. Учителей? Для ответа на этот вопрос не нужно иметь семи пядей во лбу. Да и «несение Указов людям» говорит о некоей претензии на избранность. То есть, существуют люди – все мы, и они – ловцы указов, которые почему-то считают, что узкое, неразвитое сознание не является препятствием для общения с высшими сферами.

К чтению описаний других картин Н.К. Рериха («Приказ Учителя», «Оттуда», «Знаки Христа») нужно подготовиться, чтобы, как минимум, не умереть от смеха, при ознакомлении с новейшими «открытиями», как в области лингвистики, так и в области рериховедения, геологии, географии и орнитологии. Нас пытаются «просветить» в том, что не река берёт своё начало где-то, а вода; что «великие Арийцы, клали Зерно разума пятой расы»; что Шамбала основана там, «где упал Камень Ориона, пробив стену горы в том месте, где внутригорная река, неся воды тающего ледника изнутри горы, создала причудливое ущелье, серпантином идущее внутри горы»; что не загипнотизированная и не парализованная птица (так в тексте – Т.Ж,) «почуяла» и «поняла» и «в то время как сородичи продолжали высиживать яйца и гоняться за ласточками, она бросила все и прилетела к мудрецу»; что орел завис, а потом помчался исполнять указ, чтобы он «влиял на эволюцию человечества» (к картине «Приказ Учителя») и т.д. и т.п.

На сайте Тамбовского общества нет абзаца, в котором бы не обнажалось дремучее невежество и не попиралась бы Живая Этика, со всей очевидностью показывая весьма поверхностное знакомство с этой сложной культурно-философской системой и творческим наследием Рерихов вообще. Авторы сайта считают необходимым «быстро читать духовную литературу повышенной сложности», пересматривая жизненные ценности. В этом пересмотре семья, родители, друзья оказались на той чаше весов, которую следует вовсе освободить. Одна из авторов жалуется, что никак не может литературно оформить свои мысли, не может «переступить укоренившуюся привычку почти неделю ворошить целую кипу книг, трудов, первоисточников, что бы написать хотя бы маленький реферат». Неужели трудно понять, что отсутствие мысли есть неосознание прочитанного? И «подобия понимания», о котором она пишет, недостаточно для научной работы, к которой не только нужно иметь способности, но необходимы ещё и определенные накопления в области научного знания. Не лучше ли заняться тем делом, которое в данный момент доступно и принесёт лучшие результаты: ухаживать за родителями, заниматься внуками, которых она поставила в ряд неактуальных «ценностей»?

По мнению создателей сайта, результатом испытаний является «развитие в ученике каждого зародыша добра и зла». В чем же тогда эволюция? Пока очевидно, что зёрен зла посеяно больше. Ими заполняется сознание окружающих не только с помощью совершенно беспомощных в содержательном отношении журналов «Аланум» и «Мир Огненный», но уже и путём интернета. Хотелось бы, чтобы руководители Тамбовского общества, не могу назвать его рериховским, задумались о последствиях своей «просветительской» деятельности и о своей неминуемой ответственности, а также о том, куда, в какую тёмную чащу завело их самолюбование и некритичное отношение к себе и своим возможностям и, в том числе, пропаганда неких практик, связанных по их мнению с Агни Йогой.

Чего же они хотят достичь этой психотехникой? Ответ на этот вопрос вы найдете в достаточно обширной цитате с тамбовского сайта (орфография и пунктуация сохранены), которую я посчитала необходимым привести полностью: «Не надо становиться коленопреклоненным, нужно всем своим существом склониться пред Учителями, потомучто они этого достойны и приэтом нужно быть устремленным и очень чутко вслушиваться что измениться но ничего не предполагать И тогда как цунами вокруг разразиться, но тебя оно не коснется и тогда атмосфера Учителей будет здесь и высочайшие наитончайшие энергии прольются с небосклона сюда на эту грешную Землю и мы станем служителями эволюции. И надо делать так каждое утро и каждый вечер. Проливать энергию. Что делают Великие Владыки по ночам? Они спускаются вниз, в свои башни ( в Шамбале), там где река возле горы, там идет река мелион. Там они то приблизительно, что и мы только в тысячу раз мощнее . Они опускают высокие энергии, с космоса на Землю и сочетают ритм движения нашей планеты, духовного движения с ритмом пространственного магнита, космического магнита. Мы хоть и маленькие, но должны делать тоже самое, в меру своих сил. Хотя бы два раза в день». Хочется добавить: перед едой. И тогда сразу станешь служителем эволюции. Очень простой рецепт. Простой до примитивизма. Такие горе-последователи почему-то понимают практическое применение, указанное в Живой Этике, безотносительно к самой этике, к развитию в человеке лучших духовных качеств, иными словами – к самосовершенствованию. Они почему-то считают  возможным следовать духовному, огненному опыту Елены Ивановны Рерих, не имея на то абсолютно никаких оснований. В книге «Зов» имеем предупреждение: «Считаю опасными школы сосредоточения в убийственной атмосфере; люди упорствуют в избранных ими желаниях, но ток часто слаб, и образ рождается только мозгом. Для сильных видений нужны и почва, полная электричества, и сознание покоя»[3].

Любые насильственные практики по развитию особых психических сил приведут только к развитию психизма и к необратимому разрушению духовной структуры. Пусть задумаются те, кто так легковерно устремляются в объятия шарлатанов, ни мало не пытаясь сопоставить личность «наставников» с теми качествами, которыми должен обладать высокодуховной человек. Принижать Высочайшее – всё равно, что трогать высоковольтный провод оголённой рукой, останется только пепел.

Очевидная безграмотность не так возмущает, как кощунственно-преступная попытка использовать имена Великих Учителей и Рерихов, понятия Живой Этики для вполне очевидного обмана доверчивых и несведущих претендентов на молниеносное продвижение и развитие в них медиумистических способностей. Как убоги представления об эволюции и Космическом Магните! Как примитивны суждения о Владыках Шамбалы и их деятельности! Можно ли учиться у человека, который не в состоянии внятно излагать свои мысли? Можно ли столь низкий уровень рассуждений выносить на многомиллионную аудиторию, в интернет, не обеспокоившись тем, какой урон будет нанесён светлому имени Н.К. Рериха, какая тень будет брошена на Живую Этику и насколько скомпрометированными окажутся рериховцы? Могу констатировать (это очевидно по форумам СМИ), что уровень ненависти к рериховцам превысил градус допустимого не только по причине религиозного фанатизма, но еще и «благодаря» низкому уровню культуры ряда рериховцев, которые слишком рано взяли на себя миссию провозглашать её идеалы. Есть стадия развития сознания, при которой необходимо следовать совету профессора Преображенского – молчать и слушать. Это принесет больше пользы для всех.

Н.К. Рерих – выдающийся ученый-мыслитель, великий художник и общественный деятель, названный еще при жизни Мессией Культуры, обладал обширными знаниями, многими талантами, уникальной способностью кратко, емко и образно описывать сложнейшие понятия. Он выстелил нам путь Красотою своих полотен, мыслей и образов. Наполняя пространство примитивными суждениями о творениях Мастера, человек рвет прекрасную космическую ткань, сотканную для нашего же спасения. Видимо еще не понята и не прочувствована мера ответственности за каждое слово и за каждую мысль. А ведь Николай Константинович призывал к овладению космической ответственности. Он напоминал: «Теория эхо показывает, что мысль, также, как и звук в магнитных волнах будет расти и слово – гром мысли будет не гиперболой»[4]. Можем ли себе представить весь ужас грома невежества, сотрясающего миры?

Уже не в первый раз мы являемся свидетелями того, как искажается светлое учение Живой Этики. Малограмотные интерпретаторы, как правило, агрессивные и напористые, стараются навязывать свои представления как можно более широкому кругу лиц. Они используют все средства, особенное значение придавая СМИ.

Ползучая инфекция: новая версия журнала «Мир Огненный»

Журнал «Мир Огненный», в его новом виде, оказался прямой противоположностью тому, каким он был ранее. Здесь нет идей Живой Этики, но только весьма вольная,  дилетантская интерпретация таких значимых её понятий, как Иерархия и Община.

Рассмотрим хотя бы статью с претенциозным названием «Что такое Община и как к ней приступить». С изумлением вы прочтёте строки о том, что в силу неуспешности строительства в наши дни Общин, у них есть необходимость писать о том, что такое Община и почему она так нужна человечеству. Весьма странное желание, если учесть, что существуют два варианта книги «Община» – 1926 и 1927 гг., – созданных Е.И.Рерих в сотрудничестве с Учителями, Высокими Сущностями, единственными, кто имеет об этом явлении полное представление. В книге «Община» как раз и объясняется её эволюционный смысл и указываются пути достижения.

Но. – «Что же такое Община?» – вопрошают авторы статьи. И отвечают: «Увы, в глазах большинства это некая группа людей, которая пытается следовать Учению и, как правило, безуспешно». На это «увы» нам есть что ответить: «Если в общине Моё не творится Учение, значит, явлен кто-то прикрывающийся»[5]. Но авторы имеют на этот счёт своё мнение: «Причина в том, что люди не понимают Общины верно». И чтобы мы поняли всё «верно», они изобретают «принципы Общины». Первый – подражание. Но подражать, считают они, может лишь тот, кто в сердце нашёл «правильный» облик, а таких почти нет. Это второй принцип. Намёк мы поняли. К «почти», вероятно, относится тот, чью речь они бояться даже править.

Но зачем предлагать искать облик в сердце, тем более неочищенном? Знание духа непреложно и дух знает, кто Учитель. В Живой Этике дан практический совет, как его утвердить в сердце, ведь Облик известен. Конечно, для утверждения должна быть достигнута определенная духовная ступень.

Для пущей аргументации в журнале приведено якобы «малоизвестное письмо Махатмы М.». На поверку оказалось, что за письмо М.М. выдаётся письмо Е.П. Блаватской, в которое был вставлен фрагмент, написанный ею под диктовку Учителя[6]. Письмо в журнале приведено без указания издания, и эта явная подтасовка также не делает издателям чести.

Авторы нового «Мира Огненного» не уступают в количестве открытий тамбовскому сайту. Оказывается, Живая Этика не для всех. А как же быть с тем, что написано черным по белому? – «Не для одиночной личности, но для общей эволюции дается Учение. Это луч Солнца; благо тому, кто уподобится ловцу света!»[7]? Или с тем, что особо подчеркнуто в книге Сердце: Учение жизни для всех! Или: «Учение пригодно для всего мира, для всех сущих. Чем обширнее поймете, тем вернее для вас»[8].

Но не только Живая Этика по их мнению не для всех, но и община, оказывается, не для всех: «Мы начинаем понимать, что Община – это не организация, не учреждение или производство. Это даже не совокупность людей. Община – это два-три человека, способных подражать Учителям», – пишут они.  Значит Великие Учителя и Елена Ивановна Рерих трудились для личной эволюции избранных? Таких, как авторы статей в новом журнале? Еще раз хочется напомнить о соизмеримости, которая в рассуждениях новоявленных просветителей явно отсутствует, а также о мнении Е.И. Рерих, с которым им очень полезно будет познакомиться: «Итак, следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком. Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения к друг другу, потому замыкание их в закрытые общины только еще больше укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себя все человечество, все планы бытия»[9].

Не обошли авторы нового «Мира Огненного» стороной и понятие Учителя. Приводимые цитаты из писем Е.И. Рерих и Живой Этики выстраиваются таким образом, чтобы доказать, что «земного учителя нужно почитать как небожителя, ибо он дает психотехнику и «посвящает в Тайну Знания». Они подводят базу для того, чтобы объявить таким небожителем некоего наставника, имя которого не так уж трудно вычислить, ибо его «перлы», так близкие слогу тамбовского сайта, легко находимы в интернете. Этот строитель общин, ашрамов и академий Агни Йоги пока держится в тени, в то время как его апологеты подводят «научное основание» для того, чтобы подменить истинное действующее звено связи с Иерархией им, тёмным самозванцем, раскидывающим достаточно широко и, я бы сказала, нагло свои сети. И к чему же подводит этот «учитель»? А к тому, что Живая Этика отделяется от Агни Йоги. Живая Этика оказывается не сложной культурно-философской системой познания космической реальности, а лишь правильным отношением к мирозданию. Это по их мнению – первый этап. Второй этап сопряжён с психотехникой, с овладением пространственными энергиями, «где Гуру мудро направляет развитие неофита». И это уже Агни Йога. «Между этими двумя этапами – огромный водораздел», – полагают они. О каком овладении пространственными энергиями можно говорить при таком состоянии сознания? Это будет уже не йога светлого Агни, а тёмного инферно.

Очевидно, что мы имеем дело (и уже не впервые) с попыткой подмены культурно-философской системы Живой Этики (Агни Йоги) её антиподом – невежественными, малограмотными текстами, источник которых не имеет в своей структуре ни одного атома света. Тот же процесс подмены инициирован в пространстве Рериховского движения, как когда-то во время войны создавались лже-партизанские отряды: вроде бы и форма и вооружение те же, только вот цели другие.

Не трудно представить, как подобные процессы происходили в прошлом, как искажались новые философские и религиозные системы, переписывались священные книги, создавались догмы, как светоносные учения затемнялись и принимали анти–эволюционный характер.

Единственным щитом от ползучей инфекции воинствующего невежества может служить знание. Не случайно Н.К. Рерих повторял: «Знайте больше!» Приняв тьму за свет, можно навсегда утерять свои высшие духовные принципы. Если рериховец, что называется, «не в теме», если он самолюбив, высокомерен и заносчив, уверен в своей исключительности и при этом ещё не слишком образован, то, конечно, он становится лёгкой добычей проходимцев, подобных Нараяме, Глебу Александрову, стоящему за спиной псевдо-рериховской тамбовской «лиги культуры», их сайта и журналов «Аланум» и «Мир Огненный», чьи коммивояжеры активно пытаются пробиться во все рериховские организации. Их целью является не только распространение нового видения Живой Этики, но главное – это навязывание так называемой практики Агни Йоги, т.е. подготовки покорных рекрутов-медиумов, легко управляемых существ с изломанной психикой и утраченной способностью к духовной эволюции. Эти люди не чураются откровенной лжи, рассказывая всем о том, что их издания одобрила администрация МЦР, что абсолютно не соответствует действительности. Отказались от сотрудничества с представителями Нараямы  Латвийское отделение МЦР и Латвийское общество Рериха. А тем, кто покупает эти издания, есть над чем задуматься.

«Академик»

Г. Александров-Нараяма знаменит тем, что в течение ряда лет рекламирует себя в качестве сына Махатмы Мории… Согласно откровениям Нараямы, в конце рас Иерархия открывает врата для способных, чтобы «заложить основание линии преемственности в миру». А с наступлением Новой Эпохи врата соответственно закрываются. И, как поясняет наш главный герой, «Иерархия – это очень небольшая организация». О том, что Иерархия – явление беспредельное, и, по образному выражению создателей Живой Этики, представляет собой лестницу, упирающуюся в небеса, «наставник» не упоминает. Или не знает. По его признанию прочитаны только первые четыре книги Живой Этики, «Иерархия» в это число, очевидно, не входит. А потому г-н Александров-Нараяма открыл в Сергиевом Посаде широкий прием кандидатов в иерархию, для чего создал «ашрам Махатм» и академию Агни Йоги. Он уверяет, что стать принятым учеником Владык не так уж и сложно, достаточно посетить созданный им «ашрам» (на два-три дня) да поупражняться в рефератах на его форуме… Оказывается, несколько человек из его окружения уже стали принятыми учениками Махатм и еще ряд лиц близок к этой «черте». Получается, что принятых учеников штампуют, как на фабрике цыплят. Чтобы раскинутая сеть была понадежнее, «академикам» дают сокровенные имена (якобы от имени Махатм), имитируя тем самым созданный Рерихами в 20-х годах прошлого века в Нью-Йорке круг ближайших сотрудников. Александров, например, представляется как Дмитрий-Фуяма, позиционируя себя воплощением Н.К.Рериха. Направление бизнеса и его форма выбраны в расчете на малознающих. Это поле дельцами еще не до конца распахано.

Только очень наивные и достаточно невежественные люди могут поверить в то, что можно пренебречь Космическими законами и Космическим Правом. Только они могут уверовать в обретение Истины за несколько сеансов в пресловутом ашраме и за некоторую мзду. Эти люди, вероятно, не знают, что, во-первых, Высшая Иерархия никогда не имеет дело с профанами и невеждами. Парадоксально, но непросвещенные души ищут учителей в интернете, не понимая того, что настоящий Духовный Учитель никогда, ни при каких обстоятельствах, не будет себя рекламировать, а принятый ученик никогда, и ни при каких обстоятельствах, не будет об этом говорить, поскольку такая связь относится к сокровенным категориям. Во-вторых, нет необходимости что-то дополнительно «выдавать». Живая Этика уже содержит методологию познания космической реальности, она указывает путь очищения и расширения сознания как единственно возможный для осуществления нашей духовной эволюции, ибо, как сказано в «Озарении» – «Механика йогизма не отвечает больше обновлению мира».

В свою очередь, очищение сознания не будет иметь места без постоянных попыток привести свой внутренний мир и внешнее поведение в соответствие с нормами этики, законами нравственности, без непрерываемого дозора над совершенствованием своих качеств. Расширение сознания невозможно при самомнении, при отсутствии образовательной базы, без устремления к осознанию научно-философских идей Живой Этики и овладению культурой. Путь от невежества к синтезу и затем к высокой культуре длинен и тернист. Но он и есть та каждодневная практика, о которой повествуют книги Живой Этики. А вовсе не насильственные психотехнические приемы, которые, по откровениям бывавших в «академии» Нараямы, вызывают сильнейшие приступы рвоты.

И тем не менее, Г. Александров-Наряма обещает озарить новоиспеченного соискателя чудес, если не в первый его приезд в «ашрам», то уж во второй-то обязательно, уверяя, что без озарения не остается никто. Какой соблазн для ленивых духом! Без долгих испытаний и трудов сразу стать кандидатом в ученики Махатм. Всего-то, что и надо сделать, – это отдать себя в руки незнакомцу, который берется научить выводить астральное тело неизвестно куда.

Однако, несмотря на все прельщения, необходимо помнить о том, что никого нельзя озарить насильно. Никого нельзя облагодетельствовать психической энергией. Духовная эволюция поступательна и зависит от личных усилий в освобождении от невежества и самости, от устремленности, от способности к познаванию, от многих условий и черт характера, включая бескорыстие и способность работать на общее благо, не требуя взамен ничего. Применение Живой Этики  не есть механические упражнения в сосредоточении, на опасность которых Вел Учителя указывали неоднократно. Елена Ивановна Рерих не раз напоминала, что единственный путь накопления психической энергии – это путь Культуры. Не случайно такое значение придается этому   основополагающему понятию в Живой Этике. Человечество практически исчерпало запасы психической энергии, что выражается в синдроме хронической усталости, поразившем миллионы людей. Культура, осознание красоты – эта та нить связи, которая соединяет нас с более высокими космическими структурами, поддерживающими нас в темной и удушливой атмосфере земли, пропитанной самостными, безнравственными, преступными эманациями. Обещать неискушенным людям получение озарения на первых же занятиях, да еще механическим путем, значит вероломно обманывать их. Ни о каких духовных видениях здесь речи идти не может. Энергии духовности накопляются тысячелетиями, огромными трудами души, сердца разума.

Что касается академии, то следует обратить внимание на одну особенность: в этой академии есть … подготовительный класс… То есть уровень академии не соответствует даже начальной школе. Тем не менее, Г.Ю.Александров пытается уверить мир в том, что ему якобы поручено Махатмой М. «выдать» миру практику Агни Йоги да еще и через интернет. «Постижение в Атмосфере Махатм, – самоуверенно пишет он, – так, как никто из смертных постигать не способен – вот та черта, к которой я уже подвел нескольких смелых и к которой подвожу других». Но в самом этом утверждении уже заложено противоречие. Если «никто из смертных постигать не способен», то как же вполне смертные люди, найденные к тому же по всемирной паутине, подводятся им к «черте»? Или он хочет сказать, что вот эти смелые уже почти Махатмы?

Нараяма видит цель академии Агни Йоги не в получении знаний, а в осуществлении быстрого доступа к Истине путем различного рода психических практик.  При этом он утверждает, что погружает людей в атмосферу Высокого Братства, называя его единственной силой в природе, которая позволена «Главами» к применению без всяких ограничений, и способной, к тому же, «двигать народы и смещать циклы». Очевидно, что Адольфу Гитлеру далеко до претензий Нараямы. Но вот, что говорится в письме Махатмы К.Х., выложенном, кстати, самим же Нараямой на его форуме: «Мы никогда не претендовали на способность приводить народы в целом к тому или иному перелому вопреки общему течению мировых космических соотношений. Циклы должны идти своими кругами».

Еще одной иллюстрацией непонимания «академиком» важнейших аспектов Живой Этики является следующее его заявление: «Хоть Махатмы и сильны, но они отделены от мира людей непреодолимой стеной. Мир Махатм антагонистичен миру людей…» (Выделения в тексте сделаны Г. Александровым – Т.Ж.).

Кто же, кроме антагониста Светлых Сил Космоса, мог предложить такие формулы? Для невежд, злодеев и предателей непреодолимая стена может существовать в действительности. Но в том не вина Махатм. Если высшие принципы еще не потеряны, Высшее Милосердие дает шанс вернуться на светлый путь и когда-нибудь, в далеком-далеком будущем, стена рухнет и сознание сможет вместить то, что недоступно ныне. Что же касается антагонизма между Махатмами и человечеством, то есть непримиримого противоречия, то вся мировая история говорит об обратном. Веками Учителя приходили на Землю, веками они несли людям свет Знания, обучали наукам, ремеслам, искусствам, философии. Нам трудно представить масштаб Их великой Жертвы – бережно направлять человечество по пути духовной эволюции в соответствии с Космическими законами. Учитывая низкий уровень человеческого сознания, можно представить себе всю тяжесть и ответственность этой космической задачи.

С одной стороны Нараяма заявляет об антагонизме между землянами и Махатмами, о разделяющей их непреодолимой стене, с другой – утверждает, что академию Агни Йоги «замыслили Учителя» и поручили сделать это Глебу Александрову.  Допустить человека с достаточно скользкой репутацией и примитивным пониманием сложных этико-философских и научных идей, заключенных в Живой Этике, к организации важного научного центра, связанного с Высшим Водительством – в такое может поверить лишь новичок, не обладающий к тому же распознаванием. В век информационных войн, обилия лжепророков, лжеучителей и разного толка самозванцев, распознавание становится незаменимым охранительным свойством. Но распознавание не может возникнуть без стремления к осознанию красоты, раскрывающей и воспитывающей сердце, без овладения знанием, питающим разум.

Современным искателям приключений и быстрых достижений в области еще не познанных энергий хочется посоветовать чаще читать на ночь мудрую русскую сказку «Волк и семеро козлят». Единственное, что хочется отметить – в жизни,  в подобных случаях, happy and случается редко.

Декабрь 2010 г.

[1] Здесь и далее в цитатах курсив мой – Т.Ж.

[2] Во всех цитатах, взятых с сайта Тамбовского общества и из журнала «Мир Огненный», орфография и пунктуация сохранены.

[3] Зов. – М.: МЦР. Мастер-банк. 2003. – § 165.

[4] Мысль: художественно-литературный сборник, I. – Rīgā: Uguns. 1939. – С. 118.

[5] Озарение. – М.: МЦР. Мастер-банк. 2003. – § 8.

[6] Письмо 153. Мория – Синнетту (в письме Е.П.Б. – Синнетту. Дэхра Дан. Пятница. 4-е) // Письма Махатм: главные положения. [Пер. с англ.] / Коммент. А. Владимирова. – М.: Беловодье. 2007.

[7] Знаки Агни Йоги. – М.: МЦР, Мастер-Банк. 2008. – § 642.

[8] Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. – М: МЦР. Мастер-Банк. 2003.– § 417.

[9] Е.И. Рерих. Письма. Т. VI (1938-1939). – М.: МЦР. 2006. – С. 220.

Источник

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика