Художник и космос.

Однажды туристы, взобравшиеся зимой на знаменитую на Южному Урале гору Ицыл, были шокированы неожиданным зрелищем. На самой вершине стоял… художник Косминский, закутанный в фуфаечке да веревкой подпоясанный. Он писал с натуры горный пейзаж на холсте размером метра два. Не поверив своим глазам, туристы подошли поближе, ахнули — это же подвиг!

— Какой там еще подвиг, — ответил им челябинский художник Александр Косминский. — Для кого-то вся работа ограничивается стенами мастерской, для меня мастерская — вот этот простор хребтов Южного Урала.
Честно говоря, тоже впервые сталкиваюсь с таким, чтобы художник на пленэре писал не этюды-«подмалевки», а готовые работы.

— Бывает, конечно, сложновато, особенно в горах, в мороз, — говорит Александр. — Ведь ниже двадцати пяти градусов мороза масляные краски начинают густеть и замерзают. Да и самому работать нежарко. Но испытываешь на просторе, на российской воле ни с чем не сравнимое чувство со-творения. То есть, вместе с Творцом участвуешь в рождении, постижении мира, вечной гармонии Природы, ее единства с Космосом. В теплой мастерской такого ощущения не добиться!
Любопытно, но и фамилия художника тоже вполне космическая: Косминский. Только не надо считать какой-то блажью либо чудачеством такой непривычный стиль работы художника. В этом целая система мироощущения, приближение к духу Красоты, Добра и Космоса. Вполне логично, что именно Александр Косминский в 1989 году впервые в Челябинске начал создавать духовное общество Николая Рериха. За эту «крамолу» их крепко гоняли опера из КГБ, а потом сама идея общества была трансформирована другими людьми.

Художник-таежник

Еще одна изюминка стиля постижения мира художником Косминским — это его выходы для работы с натурой. Такой экстремальный «выход» в тайгу, в горы таким словом и назвать-то неловко. По полгода (!) один с пятидесятикилограммовым рюкзаком путешествует художник по глухим таежным местам, по «медвежьим углам». Один. Без ружья из принципа. Единственное оружие: кисть, краски, холст.

Не надо думать, что Косминский эдакий кержак-отшельник или путешественник-экстремал. Он считает, что иначе необходимого для творческого человека единения с природой не добиться. В глухомани таежных отрогов Горного Алтая, одной из самых любимых «мастерских» художника, звери безоружного Косминского не обижают. Может быть чувствуют убеждение Александра, что сейчас звери человечнее многих людей?

Спускается как-то Косминский со своим четырехпудовым станковым рюкзаком, который возвышается над ним на четверть метра. Космонавт, да и только! Конечно, устал. И на тропке натыкается нос к носу с матерым медведем, разрывавшим кладовую бурундука с кедровыми орехами. Медведь, конечно, ошалел: никогда такого чудища не видел.

— Мишка, здорово! Дай пройти, видишь устал — и пошел по тропе дальше. Медведь еще долго провожал удивленным взглядом высоченное чудо-юдо. Там же, на Алтае, молодая медведица перед Косминским решила поплясать, видимо, понравился ей комплимент: «Ой, моя красавица, спляши!» Еще раз Косминский убедился, что со зверями лучше в Приполярном Урале. Нагнулся снежка зачерпнуть, чувствует, кто-то пристально смотрит. Рядом на верхушке сугроба шесть волков стоят и разглядывают незнакомое явление. Дескать, кто залез непрошеный в наши охотничьи угодья?! Тоже уговорил их: «Ребята, давайте бегите-ка отсюда. Сейчас люди сюда придут, следом за мной идут. Шуметь начнут, вам же хуже будет». Уговорил стаю Косминский, из «оружия» только снежком им вслед кинул.

Легенда о Золотой Бабе

Есть на карте Урала удивительное место: там граничат северная часть Свердловской области, Пермский край, недалеко Тюменская область. Здесь находятся знаменитые уральские Столбы — много­этажные «небоскребы»-останцы. Здесь же находится Ишерим-гора, популярное место для путешественников-экстремалов. Есть тут и священная гора, о которой в народе манси не один век бытуют легенды. Одна из них о Золотой Бабе, которая является не каждому, ее охраняют мансийские шаманы. Довелось Косминскому познакомиться с четырьмя братьями-манси. А отец-то у них как раз и оказался тем самым шаманом — хранителем Золотой Бабы.

— Обыденное сознание почему-то считает, что Золотая Баба — это некая фигурка из золота, — говорит Косминский. — Действительно, это сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное. Мы с товарищами ее видели на фоне темной священной вершины. Впечатление такое, что золотом светится женская фигура на фоне вершины. Месяц мы там были, видели Золотую Бабу не раз. Считаю, что это один из образов Матери Мира.

Существует одна из теорий, что Урал был эпицентром зарождения культуры человечества. Была здесь исчезнувшая в древности праматерь мировой цивилизации — страна Гиперборея. От нее остались Города Света. Один из них — Аркаим, все они были связаны энергетическими каналами, как и пирамиды. Матерь Мира, как раз женская ипостась энергетики Земли и Космоса. Кстати, Павел Бажов в своих сказах тоже упоминает о вселенской Матери Мира. Кто, по-вашему, Хозяйка Медной горы?

Косминский, начавший познавать мир, который засиял перед юным взором, путешествовал по всей стране. «Зайцем» на попутных теплоходах прошел всю Волгу, побывал во всех храмах. Стал известным путешественником-профессионалом. Водил группы туристов на гору Белуху на Алтае, был инструктором и по Золотому кольцу. Так с тех пор и путешествует по необъятной Руси с кистями и красками: «Воли-то сколько на Руси! Запад мне и даром не нужен, именно через духовность, волю к Добру на России начнется обновление и возрождение мира». Косминскому не раз предлагали провести выставки в Италии, других странах Запада. Категорически отказался — здесь ему милее.

Художник-экстремал

Многие коллеги-профессионалы стараются не замечать светлое творчество художника-путешественника. За таким признанием Косминский и не гонится, не ради этого подвижнически работает. Нет мастерской, ну и не надо! Для него мастерская — это воля, мир, созданный Творцом. Господь Косминского хранит. Однажды осенью Александр заехал на велосипеде на свою «базу», построенное с друзьями зимовье на склоне горы Ицыл. Хотел побыть там пару дней — вышло месяц. Обрушился такой снегопад, что без лыж не выбраться. А их нет — есть только велосипед. Смастерил «самопальные» лыжи из двух досок, с велосипедом за плечами на них и спустился…

…К вере обратился Косминский, когда инструктором турбазы выбирал маршрут по Золотому кольцу. Попал в сельцо, в котором был единственный не разграбленный действующий храм. Познакомился с настоятелем, отцом Георгием. Тот попросил помочь отвести службу. На колокольне попробовал управиться с колоколами, в других делах помог. Собрался уходить, пора. А тут такой ливень начался — носа не высунешь. «Господь тебя приметил, не отпускает», — сказал, помахивая кадилом, отец Георгий. Вот и «застрял» в этой деревушке с храмом Александр Косминский… С тех пор и видит художник в пейзажах творенье Божье, а в портретах человека — отражение лика Божьего.

Чуносов Александр Александрович

Южноуральская панорама

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x