Рекомендации заседания Совета по государственной культурной политике от 04.02.2011 г.

Рекомендации заседания
Совета по государственной культурной политике
при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О путях повышения эффективности государственной культурной политики в современных условиях: законодательный и экономический аспекты»

г. Москва 4 февраля 2011 года

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – это не только совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры. Это целенаправленная, стратегически осмысленная деятельность государства, основанная на признании первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации.
Участники заседания Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет), всесторонне рассмотрев вопросы повышения эффективности государственной культурной политики на современном этапе, отмечают следующее.
Несмотря на сложные условия, возникшие в стране в результате финансово-экономического кризиса, удалось сохранить основные показатели государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях. Продолжает совершенствоваться законодательная база в сфере культуры: утвердилась положительная практика привлечения к законодательной деятельности представителей экспертного сообщества и специалистов, работающих в этой области.
Однако принимаемые меры являются явно недостаточными, поскольку не удается остановить процессы, связанные с постепенной утратой культурного достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. Это приводит, в частности, к тому, что при отсутствии национальной консолидирующей идеи в обществе происходит размывание культурных и нравственных ценностей, ведущее к распространению идей ксенофобии, проявлениям национализма и экстремизма.
Вместе с тем общепризнано, что именно культура является одним из наиболее эффективных социальных институтов, способных нацелить государство и общество на решение важнейших задач, сыграть основополагающую роль в развитии и самореализации личности, сохранении национальной самобытности.
Для осознания процессов, происходящих в обществе, необходимы инновационные подходы и понимание культуры как качества личности, системы культуры как совокупности учреждений и организаций, осуществляющих культурную деятельность, способствующую развитию культуры граждан, и сферы культуры как синтеза науки, образования и искусства, становящегося гарантом процветания страны.
Участники заседания Совета считают важным различать культуру как способ сохранения человечности в человеке и цивилизацию как средство, способствующее развитию культуры. Культура по определению не может быть формой удовлетворения потребностей человека только путем предоставления услуг: она всегда нацелена на самосовершенствование личности и глубокую внутреннюю работу.
В связи с этим участники заседания Совета особо отмечают, что отличительной чертой цивилизованного государства является отношение к культуре как к области, которая находится в центре его интересов и где создаются ценности, оказывающие огромное воздействие на современные процессы экономических и социальных преобразований.
Вместе с тем динамика показателей культурной жизни Российской Федерации начала ХХI века выглядит как настоящий обвал, по своим масштабам сравнимый с обвалом экономики начала 90-х годов XX века. Следствием этого оказываются нарастающая культурная деградация, значительные масштабы детской безнадзорности, беспризорности, социального сиротства, распространение алкоголизма, наркомании и преступности, маргинализация определенной части населения.
Сокращение доступа к культурным ценностям обуславливает неоднородность происходящих социокультурных процессов среди народов России, внутри различных социальных групп населения. Углубляется пропасть между бедными и богатыми при получении услуг в сфере информации, потребления, формирования культурных потребностей и предоставления возможностей их удовлетворения. Это один из угрожающих факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для развития России.
Снижаются показатели духовной жизни общества, происходит значительная переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на материальные ценности.
Заметно упал общественный статус гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом духовного и нравственного развития. Низкая заработная плата работников сферы культуры приводит к тому, что средний возраст занятых в этой области становится все более критическим.
Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое удаляется от ценностей духовной культуры. Этому во многом способствуют трансформация системы образования, политика многих средств массовой информации, внедряющих в сознание молодых людей в качестве образцов безнравственное поведение, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, браку, семье.
В то же время на уровне государственной политики по-прежнему наблюдается недооценка роли культуры как важнейшего ресурса для духовного объединения России.
Наиболее быстрыми темпами развивается в стране массовая коммерческая культура. При этом по уровню обеспеченности населения учреждениями культуры Россия существенно уступает развитым странам.
В настоящее время обеспеченность большинства субъектов Российской Федерации музеями по отношению к утвержденным нормам составляет всего 18 процентов, театрами – 42 процента, библиотеками – 80 процентов.
Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности, несмотря на то, что именно село играет важную роль в сохранении многонациональной культуры и традиций народов Российской Федерации. Согласно статистике в сельской местности функционируют 44 тыс. учреждений культурно-досугового типа, 36 тыс. библиотек, 870 музеев, около 2 тыс. детских школ искусств, что составляет 80 процентов от всего количества организаций культуры в Российской Федерации (федеральных и субъектов Федерации).
Материально-техническая база сельских учреждений культуры сформировалась в 70-80-е годы прошлого столетия и не обновлялась
в 42 процентах этих учреждений в последние десятилетия.
Более 30 процентов зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 30,5 процента – требует капитального ремонта, а износ оборудования в среднем составляет 70 процентов,
только 13 процентов сельских библиотек оснащено компьютерами, из них доступ в Интернет имеет чуть более 4 процентов. Лишь один из ста сельских клубов активно использует новые профессиональные информационные технологии.
Статистика также свидетельствует о заметном снижении темпов деятельности организаций, осуществляющих кинопрокат на селе, по причине несоответствия технологического оснащения современным требованиям к демонстрации фильмов. Таким образом, целый пласт отечественной и мировой художественной культуры становится недоступным сельскому жителю. В то же время нехватка денег в бюджетах сельских поселений не позволяет предусматривать достаточного количества средств на модернизацию учреждений культуры. Так, в структуре расходов на содержание одного учреждения культуры только 49,3 тыс. рублей в год составляют расходы на капитальный ремонт и 22 тыс. рублей – на приобретение оборудования.
Особого внимания заслуживают проблемы художественного образования. Во взаимодействии Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации в последнее время наметились взаимопонимание и общие подходы к решению этих проблем, однако вопросов, требующих особого внимания, остается еще немало.
Участники заседания Совета считают недопустимым дальнейшее снижение роли культуры в обществе – она должна находиться на уровне, позволяющем ей стать активным участником модернизации страны и занять достойное место в приоритетах деятельности государства.
Целью государственной культурной политики в области законодательного обеспечения должно являться создание действенных правовых и экономических инструментов, направленных на развитие культуры, способствующих появлению и реализации ярких проектов и программ, созданию высокохудожественных произведений всех видов и жанров.
Целью государственной культурной политики в социально-экономической области должно являться инвестирование в «человеческий капитал» – один из ключевых факторов экономического развития России в XXI веке.
Совет с учетом исключительной важности и актуальности проблем, связанных с повышением эффективности государственной культурной политики в современных условиях, совершенствованием законодательной базы культуры, р е к о м е н д у е т:

1. Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
продолжить проведение системного сравнительного анализа и мониторинга российского и зарубежного законодательства и правоприменительной практики с целью дальнейшего совершенствования российского культурного законодательства;
осуществлять в приоритетном порядке с привлечением представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества и иных специалистов рассмотрение законопроектов, направленных на повышение эффективности государственной культурной политики, создание правовых и экономических регуляторов, необходимых для развития меценатства и благотворительности в сфере культуры;
осуществлять на постоянной основе взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам разработки государственной культурной политики, формирования законодательной базы в сфере культуры с учетом мнения научного и образовательного сообщества, творческих союзов, деятелей культуры и искусств.
2. Правительству Российской Федерации:
проработать вопрос об отнесении культуры к числу приоритетных национальных проектов;
рассмотреть вопрос о дальнейшем совершенствовании регулирования развития культуры в рамках долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года;
рассмотреть вопрос о включении в Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценок основных показателей культуры и эффективности реализации государственной культурной политики.
3. Министерству культуры Российской Федерации:
при разработке государственной программы «Культура России» организовать широкое обсуждение основных направлений государственной культурной политики в современных условиях с участием соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о создании на базе Московского государственного университета культуры и искусств национального центра инновационного проектирования культурной среды в качестве учебно-практического, научно-технологического, художественно-производственного и внедренческого комплекса.
4. Министерству культуры Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации обеспечить с участием научного, культурного и образовательного экспертного сообщества разработку и широкое обсуждение законодательных мер, направленных на совершенствование художественного образования с учетом специфики и сложившихся традиций в образовательной системе культуры.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять государственную политику в области культуры, разработку программ сохранения и развития культуры в соответствии со статьей 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

Совет Федерации / Материалы пресс-службы / Парламентская хроника

Дополнительно:

Сергей Миронов: Не будет культуры – не будет ничего.

1
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
agnivesti.ru Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о


Похожие сообщения:
  • Проект “Основ государственной культурной политики”
  • Стенограмма парламентских слушаний «О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре»
  • Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года N 1121 «О создании Государственного музея Н.К.Рериха» отменено!
  • Совет Федерации предложил Правительству включить в план законопроектной деятельности на 2014 год разработку закона о культуре в РФ
  • Рекомендации парламентских слушаний «О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре», 19 апреля 2010 года
    Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

    Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

    Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

    Яндекс.Метрика