Рекомендации заседания
Совета по государственной культурной политике
при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему “О путях повышения эффективности государственной культурной политики в современных условиях: законодательный и экономический аспекты”г. Москва 4 февраля 2011 года
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – это не только совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры. Это целенаправленная, стратегически осмысленная деятельность государства, основанная на признании первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации.
Участники заседания Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет), всесторонне рассмотрев вопросы повышения эффективности государственной культурной политики на современном этапе, отмечают следующее.
Несмотря на сложные условия, возникшие в стране в результате финансово-экономического кризиса, удалось сохранить основные показатели государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях. Продолжает совершенствоваться законодательная база в сфере культуры: утвердилась положительная практика привлечения к законодательной деятельности представителей экспертного сообщества и специалистов, работающих в этой области.
Однако принимаемые меры являются явно недостаточными, поскольку не удается остановить процессы, связанные с постепенной утратой культурного достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. Это приводит, в частности, к тому, что при отсутствии национальной консолидирующей идеи в обществе происходит размывание культурных и нравственных ценностей, ведущее к распространению идей ксенофобии, проявлениям национализма и экстремизма.
Вместе с тем общепризнано, что именно культура является одним из наиболее эффективных социальных институтов, способных нацелить государство и общество на решение важнейших задач, сыграть основополагающую роль в развитии и самореализации личности, сохранении национальной самобытности.
Для осознания процессов, происходящих в обществе, необходимы инновационные подходы и понимание культуры как качества личности, системы культуры как совокупности учреждений и организаций, осуществляющих культурную деятельность, способствующую развитию культуры граждан, и сферы культуры как синтеза науки, образования и искусства, становящегося гарантом процветания страны.
Участники заседания Совета считают важным различать культуру как способ сохранения человечности в человеке и цивилизацию как средство, способствующее развитию культуры. Культура по определению не может быть формой удовлетворения потребностей человека только путем предоставления услуг: она всегда нацелена на самосовершенствование личности и глубокую внутреннюю работу.
В связи с этим участники заседания Совета особо отмечают, что отличительной чертой цивилизованного государства является отношение к культуре как к области, которая находится в центре его интересов и где создаются ценности, оказывающие огромное воздействие на современные процессы экономических и социальных преобразований.
Вместе с тем динамика показателей культурной жизни Российской Федерации начала ХХI века выглядит как настоящий обвал, по своим масштабам сравнимый с обвалом экономики начала 90-х годов XX века. Следствием этого оказываются нарастающая культурная деградация, значительные масштабы детской безнадзорности, беспризорности, социального сиротства, распространение алкоголизма, наркомании и преступности, маргинализация определенной части населения.
Сокращение доступа к культурным ценностям обуславливает неоднородность происходящих социокультурных процессов среди народов России, внутри различных социальных групп населения. Углубляется пропасть между бедными и богатыми при получении услуг в сфере информации, потребления, формирования культурных потребностей и предоставления возможностей их удовлетворения. Это один из угрожающих факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для развития России.
Снижаются показатели духовной жизни общества, происходит значительная переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на материальные ценности.
Заметно упал общественный статус гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом духовного и нравственного развития. Низкая заработная плата работников сферы культуры приводит к тому, что средний возраст занятых в этой области становится все более критическим.
Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое удаляется от ценностей духовной культуры. Этому во многом способствуют трансформация системы образования, политика многих средств массовой информации, внедряющих в сознание молодых людей в качестве образцов безнравственное поведение, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, браку, семье.
В то же время на уровне государственной политики по-прежнему наблюдается недооценка роли культуры как важнейшего ресурса для духовного объединения России.
Наиболее быстрыми темпами развивается в стране массовая коммерческая культура. При этом по уровню обеспеченности населения учреждениями культуры Россия существенно уступает развитым странам.
В настоящее время обеспеченность большинства субъектов Российской Федерации музеями по отношению к утвержденным нормам составляет всего 18 процентов, театрами – 42 процента, библиотеками – 80 процентов.
Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности, несмотря на то, что именно село играет важную роль в сохранении многонациональной культуры и традиций народов Российской Федерации. Согласно статистике в сельской местности функционируют 44 тыс. учреждений культурно-досугового типа, 36 тыс. библиотек, 870 музеев, около 2 тыс. детских школ искусств, что составляет 80 процентов от всего количества организаций культуры в Российской Федерации (федеральных и субъектов Федерации).
Материально-техническая база сельских учреждений культуры сформировалась в 70-80-е годы прошлого столетия и не обновлялась
в 42 процентах этих учреждений в последние десятилетия.
Более 30 процентов зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 30,5 процента – требует капитального ремонта, а износ оборудования в среднем составляет 70 процентов,
только 13 процентов сельских библиотек оснащено компьютерами, из них доступ в Интернет имеет чуть более 4 процентов. Лишь один из ста сельских клубов активно использует новые профессиональные информационные технологии.
Статистика также свидетельствует о заметном снижении темпов деятельности организаций, осуществляющих кинопрокат на селе, по причине несоответствия технологического оснащения современным требованиям к демонстрации фильмов. Таким образом, целый пласт отечественной и мировой художественной культуры становится недоступным сельскому жителю. В то же время нехватка денег в бюджетах сельских поселений не позволяет предусматривать достаточного количества средств на модернизацию учреждений культуры. Так, в структуре расходов на содержание одного учреждения культуры только 49,3 тыс. рублей в год составляют расходы на капитальный ремонт и 22 тыс. рублей – на приобретение оборудования.
Особого внимания заслуживают проблемы художественного образования. Во взаимодействии Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации в последнее время наметились взаимопонимание и общие подходы к решению этих проблем, однако вопросов, требующих особого внимания, остается еще немало.
Участники заседания Совета считают недопустимым дальнейшее снижение роли культуры в обществе – она должна находиться на уровне, позволяющем ей стать активным участником модернизации страны и занять достойное место в приоритетах деятельности государства.
Целью государственной культурной политики в области законодательного обеспечения должно являться создание действенных правовых и экономических инструментов, направленных на развитие культуры, способствующих появлению и реализации ярких проектов и программ, созданию высокохудожественных произведений всех видов и жанров.
Целью государственной культурной политики в социально-экономической области должно являться инвестирование в “человеческий капитал” – один из ключевых факторов экономического развития России в XXI веке.
Совет с учетом исключительной важности и актуальности проблем, связанных с повышением эффективности государственной культурной политики в современных условиях, совершенствованием законодательной базы культуры, р е к о м е н д у е т:1. Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
продолжить проведение системного сравнительного анализа и мониторинга российского и зарубежного законодательства и правоприменительной практики с целью дальнейшего совершенствования российского культурного законодательства;
осуществлять в приоритетном порядке с привлечением представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества и иных специалистов рассмотрение законопроектов, направленных на повышение эффективности государственной культурной политики, создание правовых и экономических регуляторов, необходимых для развития меценатства и благотворительности в сфере культуры;
осуществлять на постоянной основе взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам разработки государственной культурной политики, формирования законодательной базы в сфере культуры с учетом мнения научного и образовательного сообщества, творческих союзов, деятелей культуры и искусств.
2. Правительству Российской Федерации:
проработать вопрос об отнесении культуры к числу приоритетных национальных проектов;
рассмотреть вопрос о дальнейшем совершенствовании регулирования развития культуры в рамках долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года;
рассмотреть вопрос о включении в Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценок основных показателей культуры и эффективности реализации государственной культурной политики.
3. Министерству культуры Российской Федерации:
при разработке государственной программы “Культура России” организовать широкое обсуждение основных направлений государственной культурной политики в современных условиях с участием соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о создании на базе Московского государственного университета культуры и искусств национального центра инновационного проектирования культурной среды в качестве учебно-практического, научно-технологического, художественно-производственного и внедренческого комплекса.
4. Министерству культуры Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации обеспечить с участием научного, культурного и образовательного экспертного сообщества разработку и широкое обсуждение законодательных мер, направленных на совершенствование художественного образования с учетом специфики и сложившихся традиций в образовательной системе культуры.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять государственную политику в области культуры, разработку программ сохранения и развития культуры в соответствии со статьей 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.Совет Федерации / Материалы пресс-службы / Парламентская хроника
Дополнительно:
Список участников заседания Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации на тему «О путях повышения эффективности государственной культурной политики в современных условиях: законодательный и экономический аспекты” Г. Москва 4.02.2010 г. 11-30 час. 1. Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович – ректор Московского государственного университета культуры и искусств, профессор, 2. Александров-Дергаченко Петр Петрович – главный редактор журнала “Свободная мысль”, кандидат исторических наук 3. Амонашвили Шалва Александрович – доктор психологических наук, действительный член Российской академии образования 4. Аннинский Лев Александрович – литературный критик 5. Арцибашев Сергей Николаевич – художественный руководитель Московского академического театра имени Вл. Маяковского 6. Астафьева Ольга Николаевна – заместитель заведующего… Подробнее »