«Камни с неба падать не могут!», или Как протоиерей Александр Шабанов запрещает созерцать Вселенную.

17 февраля на сайте ТИА было опубликовано обращение вице-президента РАЦИРС, председателя Миссионерского отдела Тверской и Кашинской епархии, протоиерея Александр Шабанова к тверичанам, призывающее отказаться от посещения выставки художника-космиста Олега Высоцкого, которая открылась в Твери. Среди наших читателей развернулась дискуссия. Её итогом стало ответное послание тверской Рериховской организации, выступившей организатором выставки.

ТЕКСТ ПИСЬМА

Великий немецкий философ Кант заметил однажды, что есть всего две вещи, достойные подлинного удивления и восхищения: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Древние считали: и то, и другое неразрывно связано между собой.

Вселенная — извечная загадка бытия — всегда звала человека к постижению бесконечного, вечного, неисчерпаемого. Но, как мудро заметил русский мыслитель Н. А. Бердяев в своей работе «Философия творчества», «сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя». Такие пытливые, дерзновенные умы были во все времена, как и те, кто их преследовал. Наряду со служителями церкви среди гонителей были и представители науки, чьи вердикты порой противоречили даже очевидному. Так, 250 лет тому назад Французская академия наук создала комиссию по борьбе с лженаукой. В академию из провинции был прислан метеорит, упавший посреди бела дня на поле на глазах многочисленных очевидцев. Решение академиков-экспертов гласило: «Камни с неба падать не могут!».

Невежество, присущее как религиозным ортодоксам, так и некоторым представителям науки, проявляется и в XXI веке. В середине февраля в Твери открылась выставка «Дыхание Космоса» художника-космиста из Эстонии Олега Высоцкого. Около ста его картин привезли в наш город и разместили в залах Тверского городского Музейно-выставочного центра сотрудники Тверской Рериховской организации. За несколько дней до открытия выставки на сайте Тверской епархии было размещено официальное обращение протоиерея Александра Шабанова: «Рериховская выставка как альтернативный день космонавтики? (реплика Тверского отделения Российской Ассоциации исследований религий и сект)». В обращении А. Шабанов обвиняет сотрудников выставочного центра в меркантильности, запугивает учителей и родителей, призывает их не приводить на выставку детей, оскорбляет творчество самого художника, ну и по старой привычке не упускает возможность в очередной раз представить деятельность Тверской Рериховской организации в искаженном виде. При этом служитель Православия, обращаясь к горожанам от лица Тверского отделения РАЦИРС, не чурается жаргона, присущего желтой прессе.

Познакомиться с подлинниками картин Высоцкого представитель Тверской епархии не пожелал. Он «оценил» творчество художника по Интернету (!), а существующее о картинах мнение тех, кто видел их воочию, представил читателям в своем комментарии как нечто непонятное и пугающее. Вся информация о Высоцком, его многочисленных выставках в музеях разных городов и стран, отзывы о творчестве художника доступны в Интернете. Поскольку А. Шабанов, по его словам, туда заглядывал, то не мог всего этого не видеть. Там же он мог познакомиться и с описанием сложной техники создания художником своих картин, прежде чем невежественно о ней отзываться.

В последние годы Олег Высоцкий все больше обращается к космической теме. Космизм являет собою целый пласт культуры, включающий работы известных философов и ученых, творчество художников, поэтов и музыкантов. Этому философскому и художественному направлению присуще отображение единства человека и Космоса, нашего внутреннего духовного мира и мира Вселенной, преображение мира и человечества через красоту искусства.

Именно идея космизма о единстве человека и Вселенной не дает покоя протоиерею Шабанову. Вселенная для него холодная и бездушная. А от его познаний в области русского космизма остается только развести руками. Ведь этому направлению философской мысли посвящено огромное количество публикаций, написана не одна диссертация. Но, видимо, не выгодно Шабанову замечать научные исследования российских ученых по данной теме, и он навязывает читателю свои домыслы о возникновении и развитии русского космизма, при этом попутно оскорбляя выдающегося исследователя карело-финского эпоса «Калевала» Элиаса Леннрота.

Одним из ярких представителей русского космизма в живописи в начале ХХ века был Н. К. Рерих, чье творчество глубоко пронизано космическим мировоззрением, идеи которого изложены в учении Живой Этики. «По мере познания глубины и многомерности творческого наследия семьи Рерихов интерес к Рериху-мыслителю будет становиться все напряженнее, ведь Рерих не только призывал к изучению внутреннего, глубинно-творческого потенциала человека, но в самом развертывании своих дарований напоминал о радости духовно-просветленной жизни и об ответственности людей за судьбы Земли, Космоса и Культуры» — пишет к. ф. н. Трофимова Е. А. в своей работе «Космизм Николая Рериха: мощь устремленного духа».

Извращая концепцию Живой Этики, протоиерей Шабанов пытается заручиться «светской» поддержкой, ссылаясь на статью к. ф. н. Л. И. Фесенковой «Сциентизация эзотерики и псевдонаука». Автор упомянутой статьи, претендуя на научность, искажает идеи Живой Этики так, что встает вопрос, а знакома ли она с исследуемым материалом? Ее мнение больше похоже на подборку фрагментов из высказываний тех, кто по разным соображениям старается данное учение дискредитировать. Да и можно ли серьезно воспринимать исследования Л. И. Фесенковой, для которой атрибутами свободы человека являются … «теплые застолья с пивом»?

По мнению современных ученых В. В. Фролова и Л. М. Гиндилиса, Живая Этика, как и всякое глубокое философское учение, содержит несколько пластов знания и требует серьезного изучения, осознания и понимания. Возможны разные подходы, оценки и интерпретации, необходимы научные творческие дискуссии. Но при этом два условия, обязательные для любой научной дискуссии, непременно должны быть выполнены: знание предмета дискуссии и добросовестный объективный анализ. К сожалению, ни то, ни другое со стороны противников учения не наблюдается. Наоборот, стараясь не допустить распространения идей Живой Этики, они занимаются умалением творчества семьи Рерихов.

Так, А. Шабанов, говоря с иронией о творчестве признанного во всем мире художника Рериха, ссылается на якобы нелестные высказывания И. Е. Репина и М. А. Волошина о картинах Николая Константиновича и … не приводит ни одного (!) из существующих многочисленных восторженных отзывов признанных деятелей искусства — художников, композиторов, философов, театральных постановщиков. Да и об истинном отношении Репина и Волошина он до конца не договаривает, вырывая из контекста выгодные для негативной оценки слова, как и не говорит о том, что речь идет о раннем периоде творчества художника.

Если подобное отношение со стороны представителей РПЦ можно хоть как-то объяснить борьбой за идеологию (не оправдывая их методов), то околонаучные фантазии некоторых ученых просто поражают. Ведь ВАКом утверждены уже десятки диссертаций о творчестве Рерихов, русском космизме и Живой Этике!

Протоиерея Шабанова волнует вопрос: можно ли писать с заглавной буквы слово «культура»? Очевидно, это зависит от того, какой смысл в него вкладывается. Еще в 1964 г. американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры. Эта цифра со временем только растет. Нет недостатка в определениях культуры и в отечественной философии. Только одно это ярко свидетельствует о том, сколь сложен данный феномен.

Как отмечает д. ф. н., профессор В. В. Фролов, проблема влияния культуры на духовное преображение человека всегда вдохновляла на исследования выдающихся мыслителей. От того, как понималась ими культура, зависело их видение самых сокровенных и тончайших граней духовного развития человека. Н. К. Рерих разработал оригинальную концепцию культуры. Его понимание было не только выдающимся духовным достижением, но и проявлением самых светлых сторон Мироздания и человеческой природы. Поэтому далеко не случайно в своих трудах, пронизанных гуманистическими идеями Живой Этики, выдающийся мыслитель Н. К. Рерих сложил многоцветную палитру высших форм проявления культуры:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».

Выбор — устремиться к познанию Вселенной или перекрыть себе дорогу к дальнейшему эволюционному развитию — каждый делает сам. От этого выбора зависит, кто станет вестником для человека на его пути — передовые мысли великих исследователей, постигающих неизведанное, или пасквили тех, кто, выражаясь словами Артура Шопенгауэра, «принимает конец своего кругозора за конец света».

И. Вахонина, Тверская областная Рериховская общественная организация

Тверское Информационное Агентство

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика