Мир через культуру. Выставка в Силламяэском Молодежном Центре

2 марта 2011 г. в Силламяэском Молодежном Центре по интересам “Улей” открылась выставка “Мир через культуру”, созданная Эстонским обществом Рериха. Выставка продлится до 15 апреля 2011 г.

В 2011 году столица Эстонии объявлена Культурной столицей Европы. А задумываемся ли мы, что есть культура? Великий художник, ученый и мыслитель Н.К.Рерих постоянно подчёркивал разницу между понятиями культуры и цивилизации. Этимология этих слов говорит сама за себя: культура понимается как культ Света, а цивилизация в корне своём имеет гражданственное, общественное строение жизни. Н.К.Рерих определил будущее человечества как Эпоху Культуры, эпоху сотрудничества и единения людей через Красоту, Знание, созидательный труд-творчество.

Н.К.Рерих более 30 лет работал над проблемой сохранения и защиты памятников культуры во время военных действий. В результате 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне был принят международный документ – Пакт Рериха и Знамени Мира. Этому событию предшествовали две международные конференции в Бельгии (г. Брюгге), где в 1931 году возникло международное движение «За Пакт Рериха».

Н.К.Рерих разработал также и охранный знак с символом культуры. Это большой пурпурный круг на белом полотнище с тремя такого же цвета кругами внутри, символизирующий прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в кольце вечности. Он сравнивал своё Знамя Мира со Знаменем Красного Креста. Красный Крест призван охранять тело человека, а Знамя Мира – дух и его творчество. В сентябре того же года состоялась первая конференция, а в августе 1932 г. вторая, на которой впервые было предложено объявить такие города Европы, как Рим, Венеция, Брюгге неприкосновенными городами-музеями в случае военных конфликтов.

В 1954 году Пакт Рериха и Знамени Мира лёг в основу Международной Гаагской конвенции о защите культурных ценностей.

Уку Мазинг, Кристьян Рауд, Якоб Хурт и многие другие деятели эстонской культуры болели душой за будущее своего народа. Они понимали, что без развития духовной культуры у народа нет будущего. В современном мире господства западной цивилизации, её идеологии рыночных отношений с поиском только удовольствий и наслаждений многие эстонские общественные деятели также обеспокоены судьбой своего народа. Носителем и преемником культурных традиций наших предков всегда был домашний очаг, в котором детей от рождения сопровождала народная песня, сначала колыбельная, затем трудовая. Коллективная память народа сохраняла сказания старины. С сердечным трепетом ребёнок слушал народные сказки. Чувство красоты выражалось в рисунках на рукавицах и поясах, в резьбе по дереву.

Н.К.Рерих был вдохновенным собирателем и исследователем народных преданий повсюду. Он бывал и в Эстонии, а летом 1910 года вся его семья провела целый дачный сезон в Хаапсалу. Как художник и учёный, Рерих сумел заметить и достойно оценить эстонское народное творчество. На созданной им в Хаапсалу картине “За морями земли великие” изображена эстонская девушка в национальном костюме 13-го века. На картине “Старый король” видим средневековые башни Таллинна, а услышанная им в Хаапсалу ещё в детстве легенда о белой даме дала толчок к написанию “Белой дамы”. Улица Мюйривахе изображена на полотне “Средневековый Ревель”, на картине “Полуверка” мы видим женщину в национальном костюме Сетумаа.

В 1937 году Н.К.Рерих написал очерк “Эстония”, где сказано: “Когда народ творит, тогда происходит и расцвет страны. Это не преувеличение. Неопровержимые классические примеры показали, откуда приходил расцвет стран, как складывалось возрождение. На целый ряд веков народ обновлялся именно цветами творчества”.

Эстонское общество Рериха

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x