Бак В.Ф. Многомерность Гуманной педагогики.

Многомерность Гуманной педагогики

Многомерность Гуманной педагогикиОтвет на статью Дмитрия Быкова «Учитель, с которым можно спорить», опубликованную в газете «Известия» к юбилею Шалвы Александровича Амонашвили: http://www.izvestia.ru/comment/article3152516/

Статья Дмитрия Быкова наполнена эмоциями автора, но лишена серьезной теоретической основы, которая бы подтверждала, что он действительно знаком с основами Гуманной педагогики. Любой спор уместен лишь в том случае, если обе стороны имеют одинаковые представления о предмете спора. Если бы Дмитрий Быков попытался постичь более глубоко суть Гуманной педагогики, то желание спорить исчезло бы само собой. Прежде всего, Гуманная педагогика основывается на классическом педагогическом наследии, а не является новаторским открытием Шалвы Александровича Амонашвили. В ней нет ничего искусственно изобретенного. Допущения и постулаты Гуманной педагогики следуют из работ педагогов-классиков и прожиты ими в реальной жизни с детьми. Дмитрия Быкова не устраивает в Гуманной педагогике любовь к ребенку, которая является основой работы учителя. Русский язык удивительно богат и многообразен не только благодаря текстам, а еще и глубоким подтекстам, которые каждый человек расшифровывает согласно своему духовному и культурному уровню.

К сожалению, Дмитрий Быков понимает любовь к ребенку как обслуживание его страстей, тогда как в педагогической классике чувство Любви не «обслуживает» страсти ребенка. Это космическое чувство, выводящее отношения учитель – ученик на общение двух половинок одного Божественного начала. Духовный уровень учителя способствует тому, чтобы за всеми внешними приходящими оболочками ребенка, учитель смог увидеть его Божественное начало, обращаться к нему через образы Красоты, через чувства и сердце, помогая утверждаться Божественному началу в ребенке без насилия и принуждения. Поэтому В.А. Сухомлинский пишет: «Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть».

Педагогическая классика относится к Ребенку как к носителю Божественной сущности, которая, несмотря на плотноматериальный мир, прорывается в нем светом улыбки, бескорыстным стремлением к познанию, умением любить просто так и неиссякаемым оптимизмом. В Ребенке «живет» неосознанная духовность и задача учителя, развивая интеллект Ребенка, воспитать осознанное нравственное поведение в нем.

Только классическое педагогическое наследие говорит открыто и глубоко о Любви – важнейшей составляющей воспитания. К сожалению, научная педагогическая литература лишена этого важнейшего понятия и, если учитель в своей педагогической деятельности основывается только на ней, то его ожидает крах и разочарование. Так как главное в воспитании – это понять, что человек приходит для человека, и между учителем и учеником должна состояться «духовная общность».

«Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко – в муках. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И, когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем – частица моей души» (Сухомлинский В. А. – Переиздание М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. /Антология гуманной педагогики/ С. 21).

Классическая педагогическая литература есть кристаллизованный опыт Любви многих поколений педагогов, она несет в себе вечные образы Любви, так необходимые учителям современности. «Что самое главное было в моей жизни? – задает себе вопрос Василий Александрович Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям», — Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

«Любовь – единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из Любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим… Нужно только, подходя к Ребенку, быть самому совершенно чистым в душе», – пишет К.Д. Ушинский (Амонашвили. Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа) Москва – Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2009. С.87).

Мы все привыкли к существующей школьной системе образования и воспитания. Она работает по определенным правилам и программам, имеет свою иерархическую структуру, свои законы. Через эту систему проходит большая часть человечества в период детства и юности. Сложившуюся школьную систему критикуют, говорят о ее недостатках, но на сегодняшний день она продолжает воспитывать и обучать. Может показаться, что система существует благодаря правильному устройству и руководству, своевременным директивам, установкам, контролю и проверке. Возникает иллюзия, что улучшая организацию школьной системы, можно улучшить воспитание и образование.

«Уже давно живет среди людей обман о том, что посредством хорошего устройства можно из плохих людей сделать хорошую жизнь, – пишет Лев Николаевич Толстой, –спасение ваше и всех людей никак не в греховном, насильническом устройстве жизни, а в устройстве своей души. … Как растет человек, так растет и человечество. Сознание любви росло, растет в нем, и доросло в наше время до того, что мы не могли не видеть, что оно должно спасти нас и стать основой нашей жизни. … И не может не быть ясно, что единственное, самое простое и легкое спасение от всего этого есть сознание основного начала жизни всех людей – любви – того начала, которое неизбежно, без всякого усилия заменяет величайшее зло величайшим благом» (Толстой Л.Н. Любите друг друга. Обращение к кружку молодежи / Духовный свет в жизни учителя. Сборник философских статей. Артемовск, 2009. С. 62-63).

Можно сказать, что вся школьная система до сих пор существует только благодаря бескорыстной любви лучших учителей, принимающих свою профессию как служение. Любовь является важнейшим структурирующим началом во Вселенной. Это проявление Божественного начала, которое преобразует Хаос в Космос. На уровне человеческих отношений, Любовь поддерживает целостность и единство разнородных частей, без насилия и принуждения, наполняет энергией для существования любую систему. Она же, стимулирует развитие мысли. Ребенок в ранние периоды своей жизни так быстро растет и развивается не только согласно физиологическим особенностям. Он получает информацию о мире от жизненнонеобходимых для себя людей, людей, которые его любят.

«Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. … Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живет оно. <…>
В моей педагогической практике существует правило: каким бы страшным ни было зло в детской душе, надо видеть в этой изуродованной душе, прежде всего человека, который ждет, чтобы ему помогли – излечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой, которая в ребенке обязательно есть, которую не заглушить ничем» (Сухомлинский В.А. – Переиздание М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. /Антология гуманной педагогики/ С. 22, 27).

Думаю, что желание спорить – это черта характера, которая проявляет внутреннюю потребность человека самоутвердиться, показать, что он не зависит от чужого мнения. Однако, если мнение проверено опытом многих, то спорящему нужно попытаться самому прожить подобный опыт, возможно это будет более убедительно, чем слова.

Дмитрий Быков мой коллега, поэтому как учитель должен хорошо понимать, что речь учителя должна быть лишена грубых и некрасивых слов. Говоря об опыте педагога недопустимо опускаться на уровень уличных выражений и расхожих фраз, это делает речь неубедительной, непоследовательной и вскрывает определенные черты характера говорящего или пишущего.

Автор статьи пытается размышлять о Гуманной педагогике, находясь на позиции материалистического педагогического сознания, которое является основой авторитарной педагогической практики. В ней, как пишет Ш.А. Амонашвили: «не приживется принцип Песталоцци – «Мысля любить – и любя мыслить», у нее свой принцип – «мысля требовать и требуя мыслить». Детей можно любить, если они не будут мешать педагогическому процессу; их можно любить, если они хорошие, а нехороших лучше вывести из сферы преподавания. Но неужели нужна будет глубокая наука, чтобы понять:

«Там, где не царствует Любовь, троном обязательно завладевает злоба.
Там, где не почитается Дух, будут обязательно почитать выгоду.
Там, где нет веры, обязательно восторжествует неверие.
Там, где нет Света, обязательно наступит тьма.
И, вообще, там, где не нуждаются в Боге, обязательно возрадуется безбожие»

(Амонашвили. Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа) Москва – Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2009. С. 84-85).

Гуманная педагогика – это четвертая мерность в образовании, понять ее без осмысления такого важнейшего понятия как ЛЮБОВЬ просто невозможно. Но для большинства педагогов, которые пытаются это сделать, осмысление классического педагогического опыта и применение его в своей каждодневной практике – это единственный выход из кризисной ситуации в современном образовании. В плоскости материалистического мировоззрения не существует ответа на вопрос: «Как любить детей?» Ответ находится в области духовной. Судя по всему, автор статьи совершенно не верить в эту область Бытия, поэтому и старается спорить. Спор здесь совершенно не уместен. Каждый живет в том мире, который создает сам. В мире Гуманной педагогики с Толстым, Ушинским, Корчаком, Сухомлинским, Амонашвили ты ощущаешь свою сопричастность к творению Человека в человеке, а согласно В.А.Сухомлинского: «Творить человека – это высшее счастье».

Бак Виктория Федоровна, учитель биологии высшей категории УВК №11 г. Артемовска Донецкой области, учитель-методист, Отличник образования Украины, лауреат Всеукраинского конкурса «Учитель года 97», Соросовский учитель, Рыцарь Гуманной Педагогики, педстаж 21год, email: aro_net@mail.ru
14 марта 2011г.

Сайт Артемовского Рериховского общества

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Aгни Йога Топ сайт