Культура на тропе войны

Совет по внешней и оборонной политике предложил ей выйти из окопов

"Российская газета" – www.rg.ru
10.04.2011, 15:21

Надо ли спасать российскую культуру? Если да, то от кого и как? Стоит ли для этого изучать опыт Советского Союза, который некоторые участники Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) называли едва ли не образцовым в "культурном" плане. Или же нам следует окончательно и бесповоротно "отряхнуться от старого мира". И двигаться вперед во имя модернизации.

Вынужден признать: универсальных рецептов для изменения ситуации в культуре к лучшему на прошедшей в эти выходные Ассамблее Совета я не услышал. Никто из участников дискуссии не отрицал того, что заявленная в качестве основной тема встречи "Культура, будущее России, и ее место в мире" имеет непосредственное отношение и к внешней политике, и к обороне, и к экономике. В ходе заседания приводилось немало цитат великих. Запомнилась фраза, которую приписывают Николаю Рериху: "Если сохраним культуру, тогда и банкноты нашей страны станут привлекательными".

Можно сохранить музеи, библиотеки, школы, обеспечив им дополнительное финансирование. Можно сохранить русский язык, продвигая его далеко за пределы нашей страны. Сразу на двух панелях: " Школа, как политический институт культурной модернизации" и "Русский язык , как следствие модернизации" обсуждались эти темы. Но оба этих направления, при их безусловной значимости – только ветви колоссального дерева под названием "русская культура". А как сохранить то, что по большому счету, всегда было не материальным – духовность, ценности, способность к культуротворчеству?

Как-то на Западе среди почитателей таланта певца Лучано Паваротти возник спор. Одни говорили: мы имеем дело с таким фантастическим голосом, что его ни от кого не надо защищать. Он сам способен постоять за себя. Другие возражали: этот голос настолько хрупок, что брошенный на произвол судьбы он может погибнуть. А потому это та "сила", которая нуждается в постоянной опеке и защите.

Наличие знаковых имен, как в прошлой, так и современной русской культуре, не гарантирует ей выживание в условиях рынка. Участники Ассамблеи говорили о мировоззренческом кризисе, когда наша страна оказалась разделенной на две части, где только меньшая (от 7 до 20 процентов) проявляет интерес к культуре. Кризис морали, сказался на психологическом состоянии общества: согласно опросам, 60 процентов молодых людей считают, что их жизненное благополучие не зависит от них лично. Такие цифры, характеризующие губительные для культуры тенденции, на Ассамблее звучали неоднократно.

Как преодолеть эти, ставшие уже хроническими за последние пару десятилетий, напасти? На центральной панели Ассамблеи участникам заседания предложили к обсуждению тему, что такое "русская культурная матрица"? Следует ли считать ее тормозом на пути развития? Или она тот самый спасительный стержень, который не дает русской культуре окончательно исчезнуть. В том, что такая матрица существует, и опирается на вековые традиции, сомнений практически не возникало. Но для одних членов СВОП наличие такой матрицы было предметом гордости, а для других – тормозом на пути нашей страны вперед и поводом для разочарования. Впрочем, все участники дискуссии соглашались с тем, что существование такой матрицы во многом остается определяющей при формировании общих ценностей нашего общества.

Для присутствовавшего на Ассамблее члена Совета по внешней и оборонной политике министра иностранных дел Сергея Лаврова, русская культурная матрица не противоречит общеевропейской истории. Взаимодействие ценностей становится одной из важнейших составляющих частей современной внешней политики. Однако Россия считает неприемлемой ситуацию, когда наши ценности пытаются "сертифицировать" извне.

На Ассамблее СВОП не были выработаны конкретные рекомендации по выводу культуры из мнимого или реального, а по этому поводу тоже не было общего мнения, тупика. Однако сам факт того, что "культурная проблематика" была предложена к обсуждению организацией, которая "специализируется" на внешнеполитическом и оборонном направлениях, говорит о многом. И, прежде всего, о возникшем в обществе понимании: вопросы культуры больше не носят вторичный, остаточный характер в ситуации, когда руководство страны заявляет о модернизации. Культура вышла на тропу войны за свое выживание. Но пока, и это тоже характерно для сегодняшнего времени, она не выходит из ранее вырытых, ветхих, уже осыпающихся окопов.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x