А. Анненко. ГАГАРИНСКИЕ ЗНАКИ.

12 апреля 2011 года  –  50-летие  космического полета Ю. А. Гагарина. 
Предчувствуя, что земляне стоят на пороге космической эры,  Николай Константинович Рерих писал в тридцатых годах прошлого века о главном: «Повторяю и твержу, если человек не знает,  зачем он стремительно кружится над всей Землею в быстрейшем воздушном корабле, то даже само Солнце, сама красота пространства станут для него оловянной заслонкой» (Н. Рерих. Твердыня Пламенная. Париж, 1932, с. 144).
В книге «Природа эстетической ценности» доктор философских наук, профессор Тартуского университета Л. Н. Столович, размышляя о первых полетах человека в космос, заметил: «…Закономерности свето-цветовых ощущений, необычайным проявлением которых в космосе восхищались первые космонавты, были выявлены как эстетические в общественно-исторической практике задолго до их полета. В этой связи интересно, что Ю. Гагарин, наблюдая переходы космических красок, увидел в их необычности и нечто знакомое, правда, знакомое из мира искусства: «Необычно. Как на полотнах Рериха» («Правда», 23 апреля 1961 г.). А Святослав Рерих, наблюдал эти необычные краски, хотя и не в обычных условиях – в Гималайских горах – но условиях земных (См. «Литературная газета», 19 ноября 1963 г.). Достойно внимания, что в космосе особенно остро ощущается красота Земли. Об этом говорят буквально все космонавты…» (М.: Политиздат, 1972. С. 124 – 125).
  Весной космического 1961 года произошло знакомство Павла Фёдоровича Беликова с Зинаидой Григорьевной Фосдик, вице-президентом Музея имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке. Она приезжала в СССР, была в Ленинграде и Москве.
В этом же году началась их многолетняя переписка, составившая сотни писем. Из переписки П. Ф. Беликова и З. Г. Фосдик в эти юбилейные дни будет уместно привести два документа,  относящихся к космическому событию.
Первый из них, выписка из газеты «Правда», сделанная П. Ф. Беликовым для  Зинаиды Григорьевны. Это фрагмент из отклика народного художника СССР С. Коненкова «Свет весны»:

«Правда. 30 IV 1961 г.
«Свет весны»
С. Коненков
Вернувшись из своего беспримерного полета, Юрий Гагарин, говоря о красоте Вселенной, сказал: Необычно, как на полотнах Рериха!
Эти слова глубоко запомнятся всем людям искусства. Ведь это признание первого летчика-космонавта поднимает потолок искусства, его призвание».

«Правда» от 23 IV 1961»

И второй – конверт, в котором в Нью-Йоркский Музей имени Н. К. Рериха П. Ф. Беликов  в 1971 году послал список подготовленных к изданию «Листов дневника» Н. К. Рериха. Здесь обращают на себя внимание марки. Одна из них выпущена к 10-летнему юбилею прорыва человека в Космос.
Недавний интернет-опрос газеты «Известия» показал, что 46 % опрошенных рассматривают  событие 12 апреля 1961 года, как «переломный момент в истории человечества», 33 %  –  «следующее по значению событие после победы нашей страны в Великой Отечественной войне», 12 % – «один из этапов соперничества СССР и США, и не более того». Полагают, что «слишком большое внимание уделяется этому событию, всё в прошлом» – 9 процентов.
Удивительный, но очевидный факт – совершая свой полет, Юрий Алексеевич Гагарин увидел в космосе краски именно рериховских картин.

Документы хранятся в архиве  Музея имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке.
Публикация и послесловие А. Н. Анненко (Абакан).

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика