Манифест гуманной педагогики (Бушети, Грузия. 17.07.2011 г.).

Манифест гуманной педагогики

Преамбула

25 лет тому назад группа учителей новаторов провозгласила манифест «Педагогика сотрудничества» (Переделкино, 1986 год). В последующие годы были опубликованы отчёты встреч учителей новаторов, в которых рассматривались разные аспекты педагогики сотрудничества: «Демократизация личности» (Цинандали, Телавский район, Грузия, 1987 год), «Методика обновления» (Москва, 1988 год), «Войдем в новую школу» (Краснодарский край, 1988 год).

Идеи педагогики сотрудничества воодушевлённо восприняли сотни тысяч учителей, творческий труд которых обновил образовательную практику и продвинул научное сознание – принцип сотрудничества стал достоянием педагогической теории.

Мы отдаем должное светлой памяти главного редактора «Учительской газеты» В.Ф.Матвеева, выдающегося педагога-мыслителя С.Л.Соловейчика, которые были вдохновителями этих встреч.

С тех пор жизнь резко преобразилась: изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за судьбу движения человечества по пути восхождения, за сохранение жизни на планете Земля.

Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества.

Эти причины и мотивы побуждают нас, – приверженцев гуманной педагогики, –

руководителей организаций гуманной педагогики разного уровня,

людей разных национальностей и вероисповеданий,

представителей разных стран,

учителей, воспитателей, родителей, общественных деятелей,

представителей науки, –

провозгласить «Манифест гуманной педагогики».

С этой целью по приглашению президента Международного Центра гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили мы собрались в его усадьбе в Бушети (Телавский район, Грузия).

17 июля 2011 года есть день провозглашения нами

«Манифеста гуманной педагогики».

 

Воззвание

Мы, – соавторы «Манифеста гуманной педагогики»,

обращаемся к мировому сообществу людей, озабоченных современным состоянием воспитания и образования подрастающего поколения,

обращаемся к каждому учителю, воспитателю, педагогу, руководителю и работнику образования,

к каждому родителю,

к каждому студенту педагогических и непедагогических вузов и колледжей,

к каждому школьнику,

ко всем людям, кому не безразлично будущее нашей планеты.

Предлагаем «Манифест гуманной педагогики», идеи которого служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребёнку.

Призываем вас к единению вокруг «Манифеста» и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребёнок:

– воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,

– развивался духовно и нравственно,

– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,

– учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,

– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества.

Для обновления мира образования на основе идей гуманной педагогики нам придется учитывать и преодолевать препятствия, возникающие как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире.

Молодежь отводится от поиска смысла жизни

Мир стремительно меняется, но меняют его не культура и устремлённость к Свету, а научно-технический прогресс со своей социальной установкой «бери от жизни всё». Многие достижения науки и техники, конечно, обогащают нас, расширяют горизонты человеческого познания. Но наряду с ними есть «достижения» в виде сверхсекретного оружия массового поражения, тотального контроля через всеобщую «чипизацию» и манипулирование сознанием и подсознанием человека и целых сообществ людей.

Утверждается тяга молодежи к вещам, разжигается страсть к удовольствиям, расшатываются основы семьи, духовные, религиозные и национальные устои народов. Ведется усиленная пропаганда секса и праздной жизни. Свергаются правительства, ведутся войны и уничтожаются государства.

Как отзвуки духовно-нравственного падения людей следует рассматривать всё учащающиеся, усиливающиеся и устрашающие стихийные бедствия – землетрясения, цунами, наводнения, лесные пожары, эпидемии новых болезней, взрывы атомных электростанций и складов военных припасов, катастрофы самолетов, кораблей и поездов. Разом уничтожаются целые города, гибнут тысячи, сотни тысяч людей.

Эти глобальные сдвиги, которым мы все свидетели, отражаются на мире образования. В разных странах предпринимаются реформы, которые общество воспринимает как антинародные: они неизменно ведут к снижению уровня образованности людей и завышению в них страсти к удовольствиям, материальному благу, обустройству собственной жизни пусть даже в ущерб другим. Такое сообщество людей легко подвергается управлению и манипулированию.

В образовательном процессе молодежь упорно отводится от высоких мировоззренческих взглядов, от поиска смысла жизни и предназначения, от понятия служения идеалам, от духовных запросов, от чувства совести, долга, ответственности. Обучающие процессы и их формальные последствия ставятся выше воспитательных. Из образовательного мира вытесняются задачи духовно-нравственного становления молодых людей. Превращаются в пустой звук понятия благородства и великодушия, добра и красоты, общего блага и духовного совершенства, любви и преданности, родины и общечеловеческих ценностей. Через средства массовой информации, через интернет, через стандартизацию содержания образования, через ложные педагогические предписания молодое поколение готовится для эгоистической жизни, но не ради защиты и развития самой жизни, совершенствования своего духовно-нравственного мира и утверждения общего блага.

 

Что не от любви к детям, то от лукавого

Детей надо защищать от растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр и развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств взрослых, от политических амбиций властей.

Можно ли считать, что внедрение рыночного принципа в образовании, – или, как говорил К.Д.Ушинский, «торгашеского направления, которое из жизни начало проникать в школу», – есть проявление заботы государства о детях?

Можно ли утверждать, что насильственное внедрение в образовательный мир единых государственных экзаменов есть проявление самой преданной любви государства к детям?

Можно ли верить, что введение ювенальной юстиции, которая под видом защиты прав детей уже лишила сотни тысяч из них счастья иметь семью и любить родителей, есть утверждение любви и заботы государства о детях?

Что сказать о введении в школах службы так называемых омбудсменов, об их безапелляционных разбирательствах и поощрениях доносов учеников и учителей друг на друга – это тоже от любви к детям?

Подобные меры есть грубые попытки регулировать в образовательном пространстве нравственность не силою воспитания, а «ювенальными» законами, разрушающими всякое воспитание. Но мы ведь знаем, что ни одна статья всех законов уголовного, гражданского, административного права, тем более ювенальной юстиции не может быть справедливее, сильнее и выше закона нравственности и совести.

Если в мире образования что-либо делается не из любви к детям, чуткой к ним заботливости, всё будет ложью, порождающей зло, всё будет от лукавого.

Вот и происходят беды.

Никогда не было такого страшного количества детей-бомжей, детей беспризорных, детей брошенных, детей правонарушителей, – а теперь есть.

Никогда не было такого ужасающего количества детских суицидов, агрессии взрослых против детей, – а теперь есть.

Никогда не было столько наркоманов, курящих, алкоголиков среди детей и молодёжи, – а теперь есть.

Никогда не допускалась к детям порнография, и не было такого разгула детской проституции, – а теперь есть.

Никогда не было подпольного бизнеса торговли детьми, – а теперь есть.

Никогда не было молодёжного фашизма, не разжигалась национальная и религиозная вражда среди молодёжи, – а теперь это делается.

Общество и средства массовой информации беспощадно загрязняют речь детей сквернословием, ругательством, грубостью, хамством, раздражительностью, неуважением.

Содрогается сердце от бескультурья, от не знающей границ детской жестокости, цинизма, надругательства над святынями своего народа.

 

Нам только кажется, что силы, с которыми

мы сталкиваемся, непреодолимы

Мы не можем оставаться в стороне от этой действительности, ломающей судьбы подрастающего поколения и разрушающей образовательный мир, не можем заниматься только одной задачей: вооружением подрастающего поколения знаниями, умениями и навыками, а точнее, подготовкой школьников к сдаче единых государственных экзаменов, приспособлением их к жизни, привитием им сомнительной «конкурентноспособности».

Детей надо защищать от агрессии среды, от посягательств сил тьмы.

Но как нам это делать?

Силы, видимые и скрытые, с которыми мы сталкиваемся, нам кажутся непреодолимыми.

Но нет: наши возможности более могущественны, чем мощь внешних сил; они заключены в нашем искусстве воспитания, в той мудрости, преданности, терпении и любви, которыми мы наполняем наше отношение к каждому Ребёнку.

Воспитание наше станет мощным, если поймем, что у нас кроме него нет другого оружия против тьмы.

Воспитание станет защитным, если будем жить вместе с Ребёнком в Свете и делами Света.

Воспитание станет победным, если оно будет направлено на раскрытие духовных богатств Ребёнка.

Воспитание в это не светлое время есть спасение душ подрастающих людей.

Надо твердо знать, что в этом служении нет передышки и нельзя ослаблять зоркость.

 

Инерционный авторитаризм образования

Великий мыслитель В.И.Вернадский писал: «В современной общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые уже более не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научные знания поколений, исчезнувших в прошлом».

Такой отжившей свой век идеей в нашей общественной и социальной конструкции является педагогический авторитаризм.

В мире образования властвует инерционный авторитаризм. Это веками сложившаяся практика воспитания и обучения, основанная на принуждении и насилии, на принципе «кнута и пряника». Он обнаучен в педагогической теории, отражен в учебниках педагогики и методических пособиях. Он признаётся официальной педагогикой, на основе которой разрабатываются: содержание и методы, школьные учебники, уроки и вообще вся образовательная система, в том числе приказы и инструкции органов власти и предпринимаемые ими реформы. Философской основой авторитарного педагогического сознания является материалистическое восприятие мира. Оно и диктует главную задачу: вооружить молодое поколение всего лишь неким формальным набором так называемых «образовательных стандартов». В этом и мыслится суть подготовки молодого поколения к жизни. Но так как считается, что Ребёнок по своей природе противостоит намерениям заботящихся о нем взрослых, то педагогической нормой становится принуждать его подчиняться воле своих воспитателей и учителей.

Авторитарное педагогическое мышление руководит деятельностью подавляющего большинства учителей, воспитателей, методистов, работников образования, школьных психологов, родителей. В силу традиционной устойчивости и повсеместности за авторитарным подходом признаётся очевидность «педагогической истины». Хотя является фактом, что эта «истина» порождает глубокий кризис в образовании, становится источником конфликтов во взаимоотношениях между воспитанниками и их воспитателями, учениками и учителями, детьми и взрослыми. Как выразился психолог Д.И.Фельдштейн: дети рядом с нами, но не внутри нас, мы рядом с ними, но они не впускают нас внутрь себя.

Нам нужно защитить детей не только от насилия внешнего мира, но и от себя тоже, если мы – авторитарно настроенные учителя, воспитатели, родители. Нам необходимо отдалить себя от ложной истины авторитарного подхода к детям.

В авторитарном процессе школьники, конечно, получают некий уровень воспитанности и развитости, многие из них действительно вооружаются прочными знаниями, проявляют талант и могут прославиться. Но в этом ли торжество Истины?

Наши воспитанники и ученики могли бы прожить свои школьные годы, свое детство и юношество куда более радостно и содержательно. Они могли бы стать куда более совершенными гражданами и раскрыли бы наиболее многогранно свою богатую духовную и естественную природу. И это счастье коснулось бы почти всех, если бы их мир образования был пропитан духовным гуманизмом.

Победить себя

Самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас самих. Это может быть наша косность и консерватизм, наша привязанность к авторитарному педагогическому мышлению, скованность нашего сознания тисками материализма, вера, что авторитаризм есть истинный путь педагогики, лень заниматься чем-то новым, ссылка на преклонный возраст и т.п.

Для тех, в ком мало любви к детям, в ком авторитаризм и властолюбие стали чертами характера, – трудность самопреображения, конечно, будет усугубляться. Добавим к сказанному и то обстоятельство, что многие учителя и воспитатели, опасаясь своего начальства, боятся проявить излишнюю активность.

Надо победить страх в себе, надо свершить подвиг – стать героем духа. Такое волевое решение не зависит от каких-либо внешних обстоятельств, а зависит только от нас самих. Личность рождается в борьбе с самой собою. Борьба эта будет нелёгкая, но достойная. Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников и учеников, нам нужно будет:

– принять в наше сознание измерение духовности и мыслить на его основе;

– облагораживать свой характер, утончать свои отношения к детям и окружающим;

– взращивать в себе творящее терпение;

– совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному;

– руководствоваться в решении педагогических задач мудростью;

– тянуться к чтению трудов классиков педагогики.

Только в такой борьбе можно преодолеть, победить в себе всё, что связывает нас с авторитарным мышлением и практикой. В этом процессе восхождения нас будет поощрять всё возрастающая взаимная любовь и доверие к нам наших воспитанников и учеников, всё расширяющаяся духовная общность с каждым из них.

Каждый достигнет возвышения над самим собой, если будем неукоснительно следовать трём заповедям:

Верить в безграничность каждого Ребёнка.

Верить в свою Искру Божию.

Верить в преобразующую силу гуманной педагогики.

 

Ребёнок есть союз Неба и Земли,

Духа и Материи

«Манифест» не может вместить всю гамму гуманной педагогики. Потому мы коснёмся только её основных аспектов, в первую очередь, духовно-философских, а также того, как нам воспринимать Ребёнка.

Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Но расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно измерение – духовность, ядром которой является вера в Божественное начало. Совокупность этих измерений предопределяет системность классического педагогического наследия; измерение духовности наполняет его мудростью и направляет в будущее.

Смыслом духовного измерения для классической педагогики является основы религиозных учений, культура и нравственность. Однако это не делает классические педагогические учения религиозными, они сохраняют ярко выраженную светскую направленность.

Гуманная педагогика в том виде, как мы её предлагаем, есть детище классической педагогики. Она приемлет классическую основу с той оговоркой, что оставляет возможность, чтобы в понятие духовности, кроме других составляющих, можно было закладывать суть того или иного классического мирового религиозного учения. Потому в качестве смысла духовности мы принимаем допущения в трех аксиоматических постулатах:

* Реальность Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога.

* Реальность бессмертия человеческого духа

и его устремлённость к вечному совершенствованию.

* Понимание земной жизни как отрезка пути

духовного совершенствования и восхождения.

Из этих допущений делаем выводы о философском восприятии Ребёнка:

– он есть явление (веление духа) в нашей земной жизни,

он есть носитель своего предназначения, своей миссии,

в нем заключена величайшая энергия духа,

возможность неограниченного духовного совершенствования.

Духовная суть Ребёнка дополняется ведущими качествами его земной психологической природы:

страсть к развитию,

страсть к взрослению,

страсть к познанию,

страсть к свободе.

Так мы получаем понимание целостной сущности Ребёнка: он есть полнота двух природ – духовной и материальной, в которых ведущей является Природа Духовная.

Исходя из этого:

рождается новый фундаментальный принцип, гласящий о том, что весь педагогический процесс должен строиться сообразно целостной сущности Ребёнка, а не только его материальной природе.

Авторитарная педагогика не может принять и реализовать этот принцип, так как ей чуждо измерение духовности.

Для гуманной педагогики принцип сущностносообразности является близким; она располагает условиями, необходимыми для полного его осуществления в образовательном процессе: вера, любовь, радость, доверие, терпение, доброта, сострадание, преданность, благородство, великодушие, духовная жизнь.

 

Педагогическое созвездие слов

 

У нас, – у учителей и воспитателей, – есть священные слова, они – как Педагогическое Созвездие, по которому можно сверять полноту и направление мысли и утверждать творческую практику. Они расширяют и возвышают наше сознание и призывают к подвижнической деятельности. В это Созвездие входят слова-понятия: Учитель, Ученик, Школа, Воспитание, Образование, Урок, Ребёнок, Дети, Забота, Духовность, Гуманность. В них хранятся истины для нашего гуманного педагогического мышления.

Но произошла беда: поспешило невежество, оно вытеснило из святых слов духовную суть и заполнило их своим скудным опытом. Так мы получили бездушный и бездуховный скелет педагогического сознания:

Учитель – лицо, которое учит; преподаватель, предметник.

Школа – учебно-воспитательное заведение.

Воспитание – вырастить, дать образование, обучить правилам поведения.

Образование – обучение, просвещение.

Урок – основная форма обучения.

Гуманность – человечность в общественной деятельности; гуманный – человечный, отзывчивый, культурный и т.п.

Такие смыслы могут обслуживать только авторитарное педагогическое мышление.

Измерение духовности помогает нам постичь и вернуть этим и другим понятиям их сокровенный смысл, вследствие чего перед нами открываются прекрасные горизонты гуманного педагогического сознания.

Учитель – душа, носитель и даритель Света.

Ученик – душа, ищущая (жаждущая) Свет.

Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) – особую полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и дальше направляется для распространения по миру своих даров духа.

Воспитание, как сообщает само слово, есть питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей – образами.

Образование есть таинство раскрытия Божьего Образа в человеке. Образ Бога проявляется в человеке через потоки возвышенных образов красоты, любви, доброты, знаний. Источником потоков этих образов является Учитель, Воспитатель.

Школа (лат. scalae) означает лестницу для восхождения души и духовности человека. Лестница эта находится в Учителе, Воспитателе, он и есть Школа.

Ребёнок – возрождённое новое бытие.

Дети – народ, действующий в истине.

Забота мыслится как следование за божественной тайной.

Гуманная педагогика рассматривает в качестве своих категорий понятия: Любовь, Вера, Надежда, Радость Успех, Сотрудничество, Одухотворение, Вдохновение и др.

Духовность, гуманность и гуманная педагогика

Духовность и Гуманность есть фундаментальные понятия, и они способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они – опора личности на её трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила её жизни и деятельности на общее благо.

Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своём внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки.

Часть всего того, что созревает и рождается во внутреннем мире, в зависимости от условий, целесообразности и действия свободной воли, человек будет проявлять и утверждать во внешнем мире, в жизни среди людей.

Смысл духовности станет более полным через понятие Гуманности. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания.

Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем внешнего, материального мира, творцом жизни. Таким образом, гуманность задаёт направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности, в целом же – культуры духа.

Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма.

Мы не утверждаем, что полностью и с абсолютной точностью раскрыли смыслы Духовности и Гуманности, а также всех остальных слов-понятий, составляющих Педагогическое Созвездие. Углублённый поиск возможных отклонений откроет нам не менее важные грани их содержаний. Но суммарность уже постигнутых смыслов позволяет определить социальную и личностную направленность Человека: творить вокруг себя красоту и гармонию жизни через творение красоты и гармонии жизни внутри себя. Это должно стать естественным состоянием человека.

Между гуманной и авторитарной педагогиками

нет золотой середины

Гуманная педагогика не есть наше изобретение, её источником является классическое педагогическое наследие. Понятия «классическое» и «традиционное» порой осмысливаются как идентичные или близкородственные: традиционная педагогика якобы есть жизненное преломление классической педагогики. К сожалению, это вовсе не так. Понятие «традиционная педагогика» («традиционная методика», «традиционная практика») могло бы нести в себе достойное содержание, если бы оно отражало уровень претворения классических идей в исторически сложившихся жизненных условиях. В действительности же мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления и педагогической практики: для традиционной теории и практики определяющей чертой является авторитаризм, для классической же – гуманизм. Это есть диаметрально противоположные подходы к образовательной практике. Хотя следует отметить, что в разных вариациях традиционной педагогики содержится немало ценных обобщений, которые составляют достижение педагогической мысли. Однако различия так глубоки, что поиск золотой середины между традиционной и классической педагогиками не может увенчаться успехом. Приходится только выбирать или ту, или другую форму мышления и образовательной практики.

Самая главная особенность классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, в том, что оно многомерно. Его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа. Классическая педагогика не объявляет себя наукой, а скорее считает себя мерой всех наук, мерой самой жизни, общечеловеческой культурой мышления.

Мэтрами гуманной педагогики являются такие классики, как:

Марк Фабий Квинтилиан,

Ян Амос Коменский,

Жан-Жак Руссо,

Иоганн Генрих Песталоцци,

Константин Дмитриевич Ушинский,

Адольф Дистервег,

Мария Монтессори,

Антон Семёнович Макаренко,

Януш Корчак,

Василий Александрович Сухомлинский…

Вокруг них образуются прекрасные созвездия выдающихся педагогов-мыслителей, которые дальше несут факелы идей гуманизма в образовании.

Духовно-философские основания гуманной педагогики мы черпаем в трудах Конфуция, Лао-Цзы, Сократа, Платона, Аристотеля, Г.Сковороды, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, семьи Рерихов… Опору и вдохновение находим в Святых Писаниях Мировых Религий – Буддизма, Иудаизма, Христианства, Ислама.

Авторитарная педагогика и гуманная педагогика:

черты различий

Чтобы облегчить выбор, назовём ещё ряд других различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами.

Авторитарная педагогика строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений.

Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу.

Авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.

Гуманная педагогика направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.

Авторитарная педагогика довольствуется учётом психологических особенностей детей.

Гуманная педагогика вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть.

Авторитарная педагогика провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.

Гуманная педагогика воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.

Авторитарная педагогика приспосабливает Ребёнка к жизни.

Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни.

Авторитарная педагогика монологична в своём общении с детьми.

Гуманная педагогика ведет постоянный диалог с ними.

Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям, внимательности, послушанию, ответственности, непререканию…

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…

Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…

Авторитарная педагогика консервативна.

Гуманная педагогика инновационна.

Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…

Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения.

Чаша Педагогической Мудрости

Классическое педагогическое наследие несёт в себе Чашу Педагогической Мудрости, все содержание которой есть достояние не истории, а настоящего и будущего. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости достаётся нам – нынешнему поколению учителей и воспитателей. Мы можем взять из неё столько, сколько в состоянии взять, и можем обогатить её настолько, насколько наше творчество в состоянии открывать новые врата в мире образования.

Мудрости из этой Чаши вдохновляют нас – приверженцев гуманной педагогики – на творчество и поиск нового, дают направление нашему педагогическому мышлению и практике, помогают ощущать величие Педагогической Истины. Вот часть путеводных мудростей из этой прекрасной Чаши классиков педагогики:

* Наша душа небесного происхождения.

* Последняя цель человека находится за пределами этой жизни.

* Духовность есть основа всякого бытия, вечного и бессмертного.

* Ребёнок есть микрокосмос, способный объять макрокосмос.

* Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.

* В Ребёнке изначально посеяны семена его будущей личности.

* Дети не готовятся к жизни, они уже живут.

* В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры.

* Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя.

* В школе должна присутствовать разумная религиозность.

* В любви Ребёнок находит вдвое больше источник роста.

* Без духовной общности воспитание не состоится.

* Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света.

* Под именем гуманного образования надо разуметь развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие.

* Истинно гуманный дух наших сил заключен в вере и любви.

* Обучение должно опережать развитие и вести его за собой.

* Воспитание духа и нравственности есть основание всего образования.

* Сотрудничество есть венец человечества.

* В сотрудничестве с взрослым Ребёнок становится более сильным в своей интеллектуальной деятельности, чем при самостоятельной работе.

Педагогика для детей Света

Мир заговорил о приходе на Землю Нового Поколения Детей. Утверждается, что современные дети особенные. Их предназначение более высокое, чем было предназначение любого другого поколения. Новое Поколение, которое рождается, своим образом жизни и устремлениями будет резко отличаться от образа жизни и устремлений всех тех поколений, которые существуют сейчас на Земле. Различие это будет заключаться в следующем:

Главное для современных поколений – иметь и захватывать.

Главное для новых поколений – давать и дарить.

Лозунг современных поколений – соревноваться и конкурировать.

Для Новых Поколений лозунгом будет сотрудничать и объединяться.

Современные поколения разрушительны.

Новые Поколения будут созидательными.

Владение научными знаниями гордость и слава современных поколений.

Для Новых Поколений мудрость будет превыше всего.

Современные поколения управляются интеллектом.

Новые Поколения будут управляться интуицией.

Современные поколения окружают себя уродливыми формами.

Красотой будут окружать себя Новые Поколения.

Современные поколения сгибаются под тяжестью страданий.

Новые Поколения будут носителями Света и радости.

Современные поколения скованы.

Новые Поколения будут жить в свободе.

Первая волна Новых Поколений уже идет. Утверждается также, что почти все дети являются представителями этой волны. Их называют по-разному: Детьми Света, Звёздными Детьми, Детьми с Космическим сознанием.

Дети эти мудры, имеют разностороннюю талантливость, проявляют раннюю развитость, у части из них есть необычные способности, маленькие дети порой говорят о чем-то странном для нас. Они открыты и уверены в себе.

Но они уязвимы перед грубостью и насилием. Бесцеремонность и недоверие взрослых делает их беззащитными. Ими овладевает скука в той среде, где их не понимают, им очень скучно в школе. В авторитарной среде, где равнодушие и безразличие и где им не верят, они ломаются, начинают душевно болеть, уходят в себя, впадают в отчаяние, нарушают порядок, становятся «гиперактивными», приобретают дурные склонности, убегают из семьи, порой кончают жизнь самоубийством.

В среде же взаимопонимания, любви и уважения их способности раскрываются быстро, они преуспевают, любят дружить и сотрудничать.

Как нам быть?

Принять ли утверждение о приходе Поколения Света, Детей Индиго, согласиться ли, что они несут свою миссию и новый образ жизни для ускорения эволюционного развития человечества, или же объявить недоверие такому утверждению?

Мы, приверженцы гуманной педагогики, принимаем нынешних детей за представителей Света и делаем вывод: детям Света нужны родители, учителя, воспитатели – тоже устремлённые к Свету.

И какая же нужна педагогика детям Света?

Им нужна педагогика любви, добра, понимания, содействия, воодушевления, вдохновения, сочувствия, защиты. Нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное рвение, направлять на поиск своего предназначения.

Это есть гуманная педагогика.

Что от нас зависит

 

Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не является маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, ибо от нас зависит очень многое: мы есть основная сила в мире образования, и потому судьбы наших детей в наших руках.

Нам нужно только осознать, что «дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории… на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения».

Миру нужны преданные сторонники Истины и Добра.

Миру нужны живые, деятельные Светоносцы, борющиеся с невежеством и пороками человечества.

Миру нужны мужественные служители своей миссии, своего долга.

Мы не можем отдать образование на откуп сегодняшнему дню, на откуп невежеству. К сожалению, к власти не всегда приходят люди мудрые и заботящиеся о Вечном. Многие из них, как правило, озабочены не глубинными проблемами образования подрастающего поколения, но мелкими, внешними, политическими вопросами. Власть порой горько ошибается, навязывая образовательному миру свои политические и потому недальновидные решения.

Нам нужно избегать заблуждений в реформах образования, а не поддаваться им, иначе сами станем соучастниками нанесения вреда образованию, а точнее, нанесения вреда судьбе Поколения Детей Света, судьбе каждого Ребёнка и, стало быть, нашей собственной судьбе тоже.

Пора понять, что мы давно уже не солдаты каких-либо партийных генералов.

Если знаем, к чему мы призваны и как велика наша ответственность, то нами будет руководить только наша педагогическая совесть.

Гуманная педагогика есть высочайший уровень мысли и практики. Смешивать её с авторитарной педагогикой нельзя. Потому от нашего выбора зависит – станет образовательный мир гуманным или останется авторитарным. Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля вокруг себя. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие есть мы сами, наши убеждения и устремления, наш личностный склад характера и нравов.

В образовательном мире всегда были и есть учителя и воспитатели с богатым духовным миром и высоким нравом, люди устремлённые, преданные, благородные. Они приходят к гуманной педагогической практике по своему внутреннему зову, а ученики и воспитанники влюбляются в них, им хорошо находиться рядом, и успехи в познании и взрослении становятся естественным следствием.

Но многим, выбравшим себе путь гуманной педагогики, приходится и придётся заниматься сложным трудом преображения, чтобы возвысить себя до уровня понимания и творческого воплощения идей гуманной педагогики в образовательной практике.

Нам нужно будет:

расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;

взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;

пристраститься к источникам педагогической мудрости;

постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;

взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру;

и, конечно же, избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое.

Мы, авторы «Манифеста», проходим этот путь, которому, как творчеству, нет и не будет конца. Мы переживаем в себе глубокое удовлетворение каждым достижением. Видим и радуемся, как преуспевают наши ученики и воспитанники, общаясь с нами, как обогащается и расширяется наша личная жизнь, наша деятельность в обществе.

Ваше участие в этом благородном процессе одухотворения образовательного мира идеями гуманной педагогики усилит Свет в образовании.

 

На что направить нашу творческую энергию

 

Гуманная педагогика не есть уже проторённая дорога, по которой нам остаётся достойно пройти. Каждому придется самому открыть свою тропинку, но каждому при этом придется также направить свою творческую энергию на разрешение проблем, на которых гуманная педагогика ставит свои акценты.

Достижения своего творческого поиска станут, во-первых, ступеньками нашего роста; во-вторых – источниками насыщения своего субъективного образовательного поля смыслом совместной с детьми жизни, устремлённой к Свету; в-третьих – нашими дарами духа ко всеобщему алтарю созидания гуманной педагогики.

Обозначим часть этих вопросов, требующих разрешения в теоретической и практической деятельности каждого из нас:

1. Духовная жизнь.

Она есть внутренний источник восхождения духа, она же источник деятельности человека во внешнем мире.

Какими светлыми и творящими образами обогащать нам духовный мир каждого Ребёнка, как в каждом воспитывать духовную личность, умение жить в духовном мире и выносить во внешний мир дары своего духа? Как самому жить многогранной духовной жизнью и быть образцом одухотворённой деятельности?

2. Благородство и Великодушие.

Это есть самые высшие качества человека, воспитание которых является целью гуманного образовательного процесса.

Как нам их взращивать в каждом Ребёнке, на каких примерах и содержательном материале? Как самим быть Благородными и Великодушными в нашем постоянном общении с детьми, с каждым Ребёнком?

3. Ответственность за свои мысли и слова.

Мысль и слово есть могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она тёмная.

Нам надо воспитывать в каждом Ребёнке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие, прекрасномыслие и, конечно же, доброречие, мудроречие, прекрасноречие. Как это делать? Как нам самим беречь чистоту своих мыслей?

4. Закон причин и следствий.

Это есть универсальный закон жизни: человек постоянно пожинает следствия из-за посеянных ранее причин и сеет причины, которые обязательно будут иметь следствия в ближайшем или отдалённом будущем. Говоря иначе, он сам творит свою судьбу, и в этом есть его внутренняя свобода.

Как помочь детям осознать непреложность этого закона? Как приучить каждого Ребёнка быть предупредительным в своих «посевах» причин в настоящем и уметь анализировать и делать выводы из возникших в его жизни разных следствий? Как мы сами придерживаемся закона причин и следствий?

5. Закон любви.

Любовь есть всемогущая и всеобъемлющая сила всего образовательного мира.

Как нести любовь детям и каждому отдельному Ребёнку, чтобы они принимали её и поддавались её воспитательному влиянию? Как взращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать любовь к ближнему и ко всему сущему? Как утончать своё искусство любить детей и каждого Ребёнка?

6. Закон духовной общности.

Он есть основа и необходимое условие воспитания.

Как взращивать эту общность с нашими учениками, воспитанниками, с каждым Ребёнком? Как её беречь? Как ею пользоваться? Какими должны быть смысл, содержание, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребёнком? Как взращивать духовную общность в потоке своего сознания?

7. Самосовершенствование.

Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребёнка. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование.

Как этим заниматься? Как и в чём совершенствоваться? Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу? Как расширять своё сознание? Кто нам в этом будет оказывать помощь? Как вести детей по пути самосовершенствования?

Акцентология гуманной педагогики ищет также ответы на вопросы: о развитии веры, о воспитании Сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук в содержании образования, о создании образовательных курсов на основе принципов гуманной педагогики и т.д.

Обособленными являются вопросы: как облагораживать знания, как нам учить их «языком сердца», в каких формах красоты преподносить их детям, в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей.

«Манифест гуманной педагогики» – живое творение

Гуманная педагогика в творческой практике учителей и в теоретических исследованиях учёных со временем будет раскрываться, расширяться и углубляться. Будут уточняться понятия и принципы, совершенствоваться ведущие идеи, будут открываться новые формы и методические пути. Движение вперед вызовет необходимость время от времени дополнять, совершенствовать, обновлять текст «Манифеста», развивать его дальше. Каждый будет иметь возможность привносить в творение живой педагогики свой вклад, скрупулезно будет изучать новый опыт и новую мысль, тем самым совершенствуя и обогащая идеи гуманной педагогики. Такая работа будет вестись на основе фундаментального и неизменного для гуманной педагогики понятия духовного гуманизма.

 

Отношение органов власти к гуманной педагогике

Нас поощряют положительные оценки идей гуманной педагогики со стороны органов власти и научной среды.

В решении Комитета образования и науки Государственной Думы Российской Федерации от 22.10.1998 г. записано:

«1. Одобрить основные идеи гуманно-личностного подхода к воспитанию детей в общеобразовательной школе, разработанные в лаборатории Гуманной педагогики Московского городского педагогического университета, как одно из направлений развития современного процесса образования.

Комитет отмечает в этой деятельности позитивную роль Издательского Дома Ш.А.Амонашвили по созданию «Антологии гуманной педагогики», призванной стать важным инструментом формирования основы подготовки и совершенствования личности учителя.

2. Комитет считает целесообразным предложить Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации ознакомиться с концепцией гуманно-личностного подхода в процессе воспитания детей».

В письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.03.1999 г. к руководителям органов управления записано: «Определяя пути совершенствования развития общеобразовательной, школы Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации обращает Ваше внимание на необходимость целенаправленной работы по формированию у учителей двадцать первого века гуманного педагогического мышления, уходящего своими корнями в глубины российского и мирового классического педагогического наследия».

Заслушав доклад «Гуманная педагогика: теория и практика», Президиум Российской академии образования от 25.09.2002 г. решил: «Направление работы соответствует мировым тенденциям развития исследований личностно-ориентированной человеческой науки, осуществляется на высоком профессиональном уровне и может служить базой для решения теоретических и практических задач построения системы обучения и воспитания современных детей».

Оценивая результаты по внедрению идей гуманной педагогики в школах, Министерство образования, науки и молодёжной политики республики Дагестан в своём Приказе от 02.04.2007 г. отметило: «Одобрить работу лаборатории Гуманной педагогики и образовательных учреждений республики, участвующих в эксперименте по апробации программ гуманной педагогики», и приняло решение о расширении количества экспериментальных площадок.

Министерство образования и науки Хакасской Республики 25.10.2007 г. заключило Соглашение с Центром гуманной педагогики республики Хакасии о реализации совместного долгосрочного проекта «Гуманизация образовательного пространства в Республике Хакасии».

Комиссия по образованию, культуре и науке Латвийского республиканского сейма и Департамент образования, культуры и спорта города Риги в официальных письмах от 31.05.2011 г. и 07.06.2011 г. выражают благодарность в адрес Международного Центра гуманной педагогики за огромную работу по повышению квалификации учителей по основам гуманной педагогики, за развитие идей духовного гуманизма и утверждение их в педагогической теории и практике Латвии.

 

О Международном движении

последователей гуманной педагогики

За последние 10–15 лет приверженцев идей гуманной педагогики становится всё больше и больше. Они объединяют учителей, воспитателей, руководителей образования, родителей, врачей, деятелей культуры, учёных, студенческую и школьную молодежь. Они из разных стран, их тысячи.

В международном пространстве зарождается новая форма общественного влияния на развитие образовательного мира – Международное движение гуманной педагогики.

Зарегистрированы организации:

Международная ассоциация общественных объединений «Международный Центр гуманной педагогики»;

Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики»;

Всеукраинская Культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики;

Ассоциация Гуманной Педагогики Латвии;

Ассоциация гуманной педагогики в Литве;

Ассоциация гуманно-личностной педагогики в Эстонии;

Эстонский общественный Центр гуманной педагогики;

Республиканская общественная организация «Центр гуманной педагогики Республики Хакасия «Школа Жизни» Ш.Амонашвили»;

Дагестанский Республиканский центр Гуманной педагогики;

Чеченский Республиканский Центр Гуманной Педагогики;

Международное общественное движение «Родительская забота».

Международный Центр гуманной педагогики активно сотрудничает с государственными и негосударственными учреждениями ряда стран:

ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»;

Софийский университет им. Святого Климента Охридского;

Международная кафедра ЮНЕСКО культуры мира и демократизации Грузинского Университета Святого Андрея Первозванного;

Хмельницкий национальный университет, Украина;

Национальный педагогический университет им. Н.Драгоманова, Украина;

Российский детский фонд;

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»;

МОО «Международный Центр Рерихов», г. Москва;

Южноукраинский Национальный педагогический университет имени К.Д.Ушинского;

Министерство образования и науки республики Хакассия;

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»;

Вильнюсский педагогический университет;

Министерство образования и науки республики Дагестан;

ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»;

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров и др.

В рамках этих организаций разворачивается широкомасштабная и многогранная деятельность по распространению идей гуманной педагогики.

Ежегодно в Москве проводятся Международные Педагогические Чтения, в которых принимает участие более шестисот человек, а в региональных и республиканских чтениях участвуют тысячи.

Темы Международных чтений помогают участникам постепенно углубляться в суть гуманной педагогики.

Первые Чтения (2002 г.) – «Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств».

Вторые Чтения (2003 г.) – «Улыбка моя, где ты?»

Третьи Чтения (2004 г.) – «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»

Четвёртые Чтения (2005 г.) – «Без Сердца что поймём?»

Пятые Чтения (2006 г.) – «Спешите, дети, будем учиться летать!»

Шестые Чтения (2007 г.) – «Истина Школы».

Седьмые Чтения (2008 г.) – «В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры».

Восьмые Чтения (2009 г.) – «Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя».

Девятые Чтения (2010 г.) – «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света».

Десятые Чтения (2011 г.) – «Как любить детей».

Одиннадцатые Чтения (они пройдут в 2012 году) – «Учитель, вдохнови меня на творчество!»

На Чтениях организуются круглые столы, лаборатории, мастер-классы, встречи с лидерами гуманной педагогики, обсуждения.

Действует много лабораторий и объединений, в которых ведётся научная и творческая работа по созданию методических пособий, авторских программ, пробных образовательных курсов. Выпускаются сборники научных трудов, проводятся научно-практические конференции, защищаются диссертации.

Действуют экспериментальные школы, детские сады.

Действуют родительские университеты и лектории.

Движение «Родительская забота» ежегодно проводит международные и региональные родительские чтения.

Ведутся курсы повышения квалификации по основам гуманной педагогики. За последние десять лет сертификаты о повышении квалификации получили более 28 тысяч учителей, воспитателей и родителей из разных стран.

Во многих педагогических колледжах и вузах практикуются спецкурсы об основах гуманной педагогики, выпущены соответствующие программы и сборники, объявляются конкурсы студенческих работ по тематике гуманной педагогики, созданы студенческие объединения.

Издаётся целенаправленная литература; главной среди них является «Антология гуманной педагогики» (издано 55 томов).

Международный Центр гуманной педагогики ежегодно издаёт журнал «Три ключа» с материалами Международных педагогических чтений. Издаются газета «Гуманная педагогика», журнал «Мир гуманной педагогики», сборники с материалами мастер-классов и Международных родительских чтений.

Символом движения является лебедь на фоне сердцазнак единения, любви и мудрости (зарегистрировано авторское право).

Международный Центр гуманной педагогики учредил звание «Рыцарь гуманной педагогики» и нагрудный золотой знак «Сердце и лебедь». Международное общественное жюри за 10 лет присвоило звание «Рыцарь гуманной педагогики» и вручило золотой знак «Сердце и лебедь» 130 особо отличившимся своей деятельностью приверженцам гуманной педагогики.

Создан Гимн гуманной педагогики, который исполняется на торжественных собраниях.

Действует общественная Академия педагогического искусства и социализации Ш.Амонашвили, которая ведёт курсы дистанционного повышения квалификации через интернет.

Планируется введение в образовательной практике новых международных традиций: регулярного проведения «Международного дня Урока», посвящённого тематике духовно-нравственного воспитания детей; учреждение международного статуса «Школа Гуманной Педагогики», «Детский сад гуманного воспитания»; создание сайта «Интернет-музей гуманной педагогики»; развитие работы молодежного крыла движения гуманной педагогики.

Мы открыты для сотрудничества с людьми и организациями, активно занятыми самосовершенствованием и принимающими этот «Манифест».

Заключение

 

Мы попытались изложить в «Манифесте гуманной педагогики» основные идеи и направления, которые дают начало Международному общественному движению для насыщения образовательного мира духовностью, любовью, мудростью, а если сказать одним всеобъемлющим словом – Светом.

Мы полны веры в неизбежность гуманной педагогики. Образовательный мир может стать достойным для Нового Поколения Детей только через наше возвышенное и расширенное педагогическое сознание и творческую практику.

Потому мы остаёмся глубоко искренними, призывая вас последовать идеям гуманной педагогики, которые достались нам, современному учительству, от величайших мыслителей.

Обращаемся к каждому из вас:

Нашему образовательному миру не хватает Света лично Вашего Сердца и Разума.

Желаем Вам понимания Вашего высокого долга, вдохновения и творчества в своём служении Детству.

 

Авторы «Манифеста гуманной педагогики»

1. Амонашвили Ш.А. – президент Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», Рыцарь гуманной педагогики, Рыцарь детства, д.психол.н., профессор МГПУ, академик РАО, лауреат премии Правительства РФ.

2. Маллаев Д.М. – президент Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», ректор Дагестанского государственного педагогического университета, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, Рыцарь гуманной педагогики, Махачкала, Россия.

3. Крук С.Л. – вице-президент Международной ассоциации общественных объединений «Международный Центр гуманной педагогики», президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, директор центра инновационной педагогики и психологии, к.п.н., доцент Хмельницкого национального университета, Рыцарь гуманной педагогики, Украина.

4. Мансурова К.Ш. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», руководитель Международного общественного движения «Родительская забота», к.х.н, Рыцарь гуманной педагогики, Москва, Россия.

5. Молчанова К.А. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», председатель Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии, Рыцарь гуманной педагогики, Таллин, Эстония.

6. Погребняка И. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», председатель правления Ассоциации Гуманной Педагогики Латвии, руководитель центра гуманной педагогики средней школы «Анниньмуйжа» города Риги, Рыцарь гуманной педагогики, Латвия.

7. Стульпинене И. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», председатель Ассоциации гуманной педагогики в Литве, Рыцарь гуманной педагогики, автор книги «Физика языком сердца», учитель, Клайпеда, Литва.

8. Султанова Х. – руководитель Чеченского Республиканского Центра Гуманной Педагогики, начальник отдела инновационной и национальной образовательной политики Министерства образования и науки ЧР, Заслуженный учитель Чеченской Республики, Рыцарь гуманной педагогики, Грозный, Россия.

9. Султанов К.Т. – руководитель Дагестанского Республиканского Центра гуманной педагогики, директор гимназии «Культура мира», Заслуженный учитель Дагестана, Рыцарь гуманной педагогики, Дербент, Россия.

10. Шуртина Т.В. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», председатель Республиканской общественной организации «Центр гуманной педагогики Республики Хакассия «Школа Жизни» Ш. Амонашвили», член Общественной палаты Республики Хакассия, Почётный работник общего образования РФ, Рыцарь гуманной педагогики, Абакан, Россия.

11. Абрамова М.Н. – заместитель руководителя муниципалитета муниципального образования Академическое, Почётный работник общего образования РФ, Рыцарь гуманной педагогики, Москва, Россия.

12. Александрова В.Г. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», д.п.н., профессор МГПУ, автор монографии «Христианские истоки гуманной педагогики», Рыцарь гуманной педагогики, Москва, Россия.

13. Алексеенко И.В. – педагог дополнительного образования школы им. М.Горького, член правления культурно-просветительского центра «Гармония», Рыцарь гуманной педагогики, Клайпеда, Литва.

14. Амонашвили Н.А. учитель Тбилисской I-ой экспериментальной публичной школы, д.п.н., автор пособий и дидактических материалов для 1–4 классов, Рыцарь гуманной педагогики, Тбилиси, Грузия.

15. Амонашвили М.Г. – заместитель директора Тбилисской I-ой экспериментальной публичной школы, Тбилиси, Грузия.

16. Амонашвили П.Ш. – писатель, президент детского художественного центра «Басти-Бубу», Тбилиси, Грузия.

17. Бак В.Ф. – вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, учитель-методист, «Отличник образования Украины», автор книги «Биология языком сердца», Рыцарь гуманной педагогики, Артемовск, Украина.

18. Баранюк М.А. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», член правления Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии, руководитель Эстонского общественного центра гуманной педагогики, руководитель Ласнамяэского детского центра, Рыцарь гуманной педагогики, Таллин, Эстония.

19. Богуславский М.В. – главный редактор газеты «Педагогический вестник», д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, Рыцарь гуманной педагогики, Москва, Россия.

20. Гвилава М.С. – учитель Тбилисской I-ой экспериментальной публичной школы, Рыцарь гуманной педагогики, Тбилиси, Грузия.

21. Городович С.Ю. руководитель Благовещенского отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», директор НОУ «Наш дом», Рыцарь гуманной педагогики, Россия.

22. Григалашвили З.А. – директор Тбилисской I-ой экспериментальной публичной школы, Тбилиси, Грузия.

23. Евдокимова Е.С. – руководитель Волгоградского отделения Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной педагогики», к.п.н., доцент, Лауреат премии правительства города Волгограда, Рыцарь гуманной педагогики, Россия.

24. Зуев Д.Д. – главный редактор «Антологии гуманной педагогики», член-корреспондент РАО, профессор, Рыцарь гуманной педагогики, Москва, Россия.

25. Гуливатый В.М. – президент Академии гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики, профессор, Винница, Украина.

26. Киршин И.А. – руководитель Калининградского отделения Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной педагогики», руководитель студии «Солнечный Сад» при лицее №49, к.п.н., Рыцарь гуманной педагогики, член правления Международного центра гуманной педагогики, Россия.

27. Кучеровский В.А. – руководитель Одесского отделения Всеукраинского культурно-образовательного просветительского центра гуманной педагогики, главный редактор газеты «Гуманная педагогика», Рыцарь гуманной педагогики, Белгород-Днестровский, Украина.

28. Михайлов Э.Б. – член правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, руководитель Черновицкого областного Центра Гуманной Педагогики, Черновцы, Украина.

29. Надточий Т.Л. – член правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, руководитель Харьковского областного Центра Гуманной Педагогики, член творческого союза «Конгресс литераторов Украины», Рыцарь гуманной педагогики, Харьков, Украина.

30. Никитин В.Г. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», председатель Международного общественного жюри «Сердце и лебедь», генеральный директор ООО «Управляющая компания «Ростэнергокомплекс», Рыцарь гуманной педагогики, Ростов-на-Дону, Россия.

31. Ниорадзе В.Г. – учитель, академик АПСН, д.п.н., профессор МГПУ, автор педагогической системы взращивания письменной речи, Рыцарь гуманной педагогики.

32. Озолс Д. – вице-президент Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», член правления Ассоциации Гуманной Педагогики Латвии, Рыцарь гуманной педагогики, Рига, Латвия.

33. Павлова Т.Л. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», руководитель Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», профессор, заведующий кафедрой педагогики Новосибирского государственного педагогического университета, к.п.н., Почётный работник высшего профессионального образования РФ, Рыцарь гуманной педагогики, Россия.

34. Румянцева Т.Н. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», референт Центра Гуманной Педагогики Международного Центра Рерихов, Москва, Россия.

35. Салиенко Н.А. – член правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, руководитель Днепропетровского отделения Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики, врач-методист Городского Центра здоровья, Рыцаь гуманной педагогики, Украина.

36. Сартания В.Ш. – д.эконом.н., профессор, декан факультета управления экономики и бизнеса Грузинского университета имени Святого Андрея Первозванного Патриархата Грузии, академик АПСН, Тбилиси, Грузия.

37. Схвитаридзе Т.М. – основатель и продюсер детского художественного центра «Басти-Бубу», художественный руководитель ансамбля, автор детских передач на телеканалах Грузии, Тбилиси, Грузия.

38. Черноземова Е.Н. – вице-президент Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», вице-президент Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», д.филолог.н., профессор, Рыцарь гуманной педагогики, Москва, Россия.

39. Шишова М.И. – вице-президент Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», вице-президент Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», директор ГОУ СОШ №200, Почётный работник общего образования РФ, Лауреат премии мэрии Москвы, к.п.н., Рыцарь гуманной педагогики, Москва, Россия.

40. Цуцкиридзе З.Л. – журналист, доктор педагогики, профессор, координатор педагогических исследований института педагогики при университете им. И.Чавчавадзе, Тбилиси, Грузия.

41. Эрметов И.О. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, руководитель Киевского отделения гуманной педагогики, Лауреат премии Кабинета Министров Украины.

42. Яунземис Т. – член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», член правления Ассоциации Гуманной Педагогики Латвии, начальник отдела образования Смилтенского края, Рыцарь гуманной педагогики, Латвия.

 

Бушети, Грузия.

17.07.2011 г.

Источник – Сайт Ярославского Рериховского общества

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x