В.Кучеровский. «Зови, Гуманный Манифест!»

«Зови, Гуманный Манифест!»
Пусть осенит
Священный Крест
Гуманный мудрый
Манифест,
Провозглашая
в новом веке
Симфонию
о человеке
И о его
Предназначеньи,
О Сердце
и его свеченьи —
Как искре Божьей
изначальной
И Беспредельности
сакральной…
Набатом Космоса
окрест
Зови,
Гуманный
Манифест!..
Марианна Озолиня,
15 июня 2011 г.

В Международном движении гуманной педагогики произошло очень важное историческое событие. В период с 15 по 17 июля 2011 года в усадьбе академика Шалвы Амонашвили (Грузия, Бушети) собрались последователи гуманной педагогики из России, включая республики Хакасия, Дагестан и Чечня, а также Грузии, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, для обсуждения и подписания важного документа — «Манифеста гуманной педагогики» .
Новое время требуют новой педагогики. Десять лет Международных Чтений по гуманной педагогике показали, что такая педагогика есть! В мире сформировалось движение новых учителей, воспитателей, понимающих, что только совер- шенствуя свое мировоззрение, развивая свой духовный внутренний мир, мир чувств: чувства возвышенной любви, чувства восприятия утонченной красоты и истинного света иных более возвышенных миров, мы сможем найти духовную общность с ребенком. Новая эволюционная педагогика — это «Система гуманно-личностного отношения к детям в образовательном процессе» академика Шалвы Александровича Амонашвили, известная среди учителей также как «Школа жизни», или гуманная педагогика, вместившая в себя мировую классику и мудрость человечества. Учитель гуманной педагогики, как «мастер высочайшего из искусств» (К.Ушинский) – есть творец совершенной жизни, совершенного человека и новой красоты.
Чувство особенности момента, чувство значимости ситуации и причастности к историческому событию прочитывалось в глазах и звучало в словах каждого участника встречи в Бушети и Цинандали. На открытии встречи академик Шалва Амонашвили сказал: «В год десятилетия движения гуманной педагогики мы собрались здесь в Грузии, где когда-то в далеких шестидесятых годах, в Тбилиси, в первой экспериментальной школе, мы начинали первые шаги педагогики сотрудничества. За это время мы выросли, возмужали и нам уже под силу осваивать новые рубежи, творить новую педагогику, в которой найдется место высокой духовности, любви по отношению к ребенку, высокой культуре учителя, педагогическому мастерству и искусству и столь необходимой, по завету Василия Сухомлинского, духовной общности между учителем, учеником и родителем.
Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Нам нужно понять, что только через изменение педагогического сознания на основе новой педагогической парадигмы, изложенной в манифесте, можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества.
В этом Манифесте мы просто показываем, как мы трудимся, как мы работаем. Если кому-то нравится это, пусть он приходит к нам. Но мы зазывать никого не будем».
У Игоря Киршина, руководителя Калининградского отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», руководителя студии «Солнечный Сад» при лицее № 49, кандидата педагогических наук, момент творческой встречи вызвал сравнение с духовной Весной. В личной беседе он сказал: «Мне кажется, разворачивается духовная Весна. Она неудержима, Она наступает все больше, все сильнее. Манифест просто отражает этот процесс, который идет».
Журналист, доктор педагогики, профессор, координатор педагогических исследований института педагогики при университете им. И. Чавчавадзе Зураб Цуцкиридзе из Тбилиси отметил: «Это очень хороший и важный документ, который дает новое направление в отношении с подрастающим поколением и говорит о том, как к ним нужно подходить».
Член Координационного совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», председатель правления Ассоциации Гуманной Педагогики Латвии, руководитель Центра гуманной педагогики средней школы «Анниньмуйжа» города Риги, из Латвии Ирмине Погребняка выразила свое чувство восторга от встречи с коллегами, подвижниками и соратниками из разных стран: «Гуманная педагогика пошла вширь, у нас уже много наработок, много новых форм совместного с детьми творчества и сотрудничества. И вот теперь мы имеем на руках документ, который имеет большую воспитательную силу и концентрацию всей нашей доброй воли и духа».
Три дня творческой встречи были временем напряженного труда, глубоких размышлений и радостного сотрудничества. Каждый соавтор большого и важного документа понимал важность момента его историческую злободневность и необходимость. Этому способствовали:
1. Красота и высокая энергетика усадьбы в Бушети, места, где были написаны все самые значительные труды великого учителя, мастера педагогики будущего.
2. Прикосновение к великой истории и совершенной красоте рукотворной природы в парке Цинандали, князя Александра Чавчавадзе и правительственного здания, где участники встречи работали над Манифестом 16 июля.
3. Встреча 17 июля с Каталикосом — Патрирхом Грузии, Святейшим и Блаженнейшим Илией вторым, который в своей патриаршей резиденции в присутствии всей международной делегации учителей, руководителей республи-
канских отделений и центров, ученых и родителей принял из рук академика Амонашвили «Манифест гуманной педагогики«.
4. Патриарх в самом начале встречи сказал, что его волнуют вопросы педагогики, и рассказал, как он сам в детские годы испытал авторитаризм школьных учителей. Для гостей прозвучали произведения певческого искусства в исполнении певчих патриаршего хора, а также в записи хорошо известное в православном мире произведение «Аве Мария», которое написал Каталикос Илия второй. Искренность, простота и возвышенная правда Святейшего и Блаженнейшего Патриарха Грузии глубоко запали в души членов международной делегации учителей, воспитателей, ученых и родителей.
Что же теперь у нас впереди?
Шалва Александрович Амонашвили выразил ответ кратко:
— Будем тихо, мирно работать. А потом один придет, второй. Десять лет мы создавали этот документ. Для космической жизни это мгновение, а для земной это много.
И уже в беседе Шалвы Александровича с Игорем Киршиным и Кирой Молчановой, председателем Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии, Ш.А.Амонашивли сказал:
— Для кого вот здесь на балконе ласточки растят своих птенцов, для себя?
— Нет, не для себя!
— Наверное, для Бога! Вот вся наша гуманная педагогика! Птичья педагогика превосходит педагогику человечью. Вот до этой мудрости нам надо дорасти.
Манифест – это зов времени. На него отзовется тот, кто готов взять на себя ответственность за детей перед будущим.

Валерий Кучеровский,
член Национального Союза
журналистов Украины,
главный редактор газеты
«Гуманная педагогика»,
г. Белгород-Днестровский, Украина

Источник — Сайт Ярославского Рериховского общества

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика