Многомерность и единство духовного и материального в педагогике.

Обсуждение Манифеста гуманной педагогики на Одесском телевидении в прямом эфире программы «Освіта»

10 сентября в программе «Освіта» на Одесском телевидении вновь была затронута тема гуманно-личностной педагогики, которая набирает силу и уверенность в области. В передаче приняли участие: руководитель Одесского областного центра Всеукраинской ассоциации гуманной педагогики, член Правления Всеукраинской ассоциации, Рыцарь гуманной педагогики Валерий Кучеровский и учитель начальных классов  Одесской школы № 10, участница авторского семинара академика Амонашвили в Белгороде-Днестровском и педагогических Чтений в Москве Юлия Ковальчук. Передачу вела журналист Ирина Божко.

Интерес к новой эволюционной педагогике в области проявляют педагоги и студенты Южноукраинского Национального педагогического университета имени К.Д.Ушинсксого, Одесского педагогического колледжа, Белгород-Днестровского педагогического училища, в школе № 7 города Ильичевска, в 4, 6 и 11 школах Белгорода –Днестровского, в 10, 13, 14 и 44 школах Одессы, а также учителя сельских школ Большой долины, Овидиопольского района, Петровки, Мологи и Шабской детской музыкальной школы  Белгород-Днестровского района. Есть учителя, проявляющие интерес к гуманной педагогике и участвующие в семинарах областного центра в Измаиле, Килии, Болграде.

Главной особенностью гуманной педагогики является то, что она, наследуя традиции классического педагогического  мышления, – многомерна. Традиционное педагогическое мышление никак не может выйти из рамок «обнаученного» материалистического мышления. Основу гуманной педагогики составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа.

Эти все вопросы сложны для учителей, воспитателей, родителей, не желающих совершенствовать свое устаревшее мышление. Не зря великий ученый и мыслитель Владимир Вернадский писал, что «в современной общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые уже больше не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научные знания поколений, исчезнувших в прошлом». В «Манифесте гуманной педагогики» говорится, что «такой отжившей свой век идеей в нашей общественной и социальной конструкции является педагогический авторитаризм».

Авторитарная школа и авторитарные учителя, не желая обновлять свое мировоззрение, совершенствовать свое сознание, пытаются обучать новых детей по старинке:
●используя систему поощрения и наказания, то есть принуждений;
●ориентируясь только на формирование знаний, умений и навыков;
●опираясь в своей практике на психологические особенности детей и по своему пониманию готовя детей к жизни.

Гуманная педагогика:

●исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремленных от сердца к сердцу;

●направлена на облагораживание души, сердца и разума ребенка и  в этом творческом процессе знания мыслятся  как путь восхождения к цели;

●вбирает каждого ребенка таким, какой он есть, и не готовит детей к жизни, а воспитывает их для жизни с помощью самой жизни.

Но для этого и педагогика, и сами предметы должны стать живыми, одухотворенными, творческими.

Юлия Ковальчук рассказала о том, что ее в гуманную педагогику привели те сложности в общении с детьми, которые было невозможно разрешить, пользуясь только теми знаниями, которые она получила в колледже и университете.

– Я просто поняла, что дальше так продолжаться не может. Надо искать выход, но где? И вот тут я услышала о предстоящем авторском семинаре великого учителя Шалвы Александровича Амонашвили в Белгороде-Днестровском. И когда я, сидя на сцене как ученица, увидела глаза учителя, задающего мне вопрос, во мне все перевернулось: он был в этот момент только со мной…

Участие в авторском семинаре академика Амонашвили позволило молодому учителю увидеть иной подход к ребенку, где каждый ученик есть неповторимая личность, несущая в глубине своей души свою миссию, свое призвание. Юлия поняла, что надо продолжать свое совершенствование в поиске духовной общности между учителем, учеником и родителем, а это требует высочайшего искусства, которое достигается великим трудом и устремлением к более широкому мировоззрению.

Прямой эфир дает возможность живого общения с телезрителями, позволяет задать и получить ответ на наболевшие вопросы.

Учителя хореографии Юрия Михайловича волнует вопрос:

– В какой степени зависит подготовка кадров в системе высшего педагогического образования в наше время, когда покупаются и экзамены и дипломы?

Валерий Кучеровский:

– В школе, в семье, в вузе и вообще в обществе все зависит от того, к чему человек устремлен. Если он воспринимает жизнь и мир только сейминутным, не думая о будущем, о вечности бытия, если он живет лозунгом: «Бери от жизни все!», то будет накопителем материальных средств, чтобы покупать дипломы, экзамены и другие земные блага. Но для этого ли человек приходит в мир? Надо подумать.

Другой телезритель спрашивает:

– Вы говорите – человек стремится к совершенству. Человечеству уже тысячи лет, и что можете сказать, насколько оно все-таки к данному времени стало совершенно?..

Валерий Кучеровский:

– Я уже много лет живу рядом с великим педагогом, ученым и мудрецом академиком, доктором психологических наук, профессором Шалвой Александровичем Амонашвили и стремлюсь хоть чем-то походить на него. Я понимаю, что если мне это удастся, то в мире станет хоть чуточку больше света, станет чище, светлее, радостнее жить.  Но в движении гуманной педагогики тысячи устремленных к своему совершенствованию учителей, воспитателей, ученых, родителей. Каждый человек делает свой личный выбор: идти в сторону света или тьмы. Все зависит от каждого из нас. Насколько мы станем совершеннее, настолько изменится и мир, и жизнь.

Телезрителя Валентину беспокоит:

– Откуда в детях жестокость? В 12-13 лет они убивают животных и людей. И вроде родители не учат их этому.

Валерий Кучеровский:

– Но и не воспитывают. Нельзя же назвать воспитанием грубые оклики «не делай это», «прекрати этим заниматься, чтобы больше я этого не видел», не делая ни одного усилия изменить себя, не расставаясь со своими грубыми качествами, привычками, поступками. Дети все видят, все замечают и «отпечатывают» в своем сознании. Все причины в отсутствии любви. Мы все немного недолюбленные дети. И это проявляется в обществе, в семье, в поступках детей.

Игорь Викторович спросил:

– Вы говорите о «гуманной педагогике». Разъясните, пожалуйста. И чем «гуманная педагогика» отличается от обычной?

Юлия Ковальчук:

– А тем, как я к детям отношусь. Если они видят мое доброе, открытое к ним отношение, мою любовь, то они и платят тем же. Они живые, радостные, свободные. У них нет чувства страха. Плохо, что родители часто вмешиваются, желая выделить своих детей, перенося свои интересы только в хорошие отметки. Не это ведь главное.

Валерий Кучеровский:

– У нас теперь есть «Манифест гуманной педагогики», там можно найти ответы на многие важные и сложные вопросы. Найдите его на сайтах. Гуманная педагогика сложна тем, что она эволюционна, она из будущего и чтобы понять ее в полной мере, нам нужно менять свое сознание, свое мышление. Со старым мышлением в будущее войти невозможно. А это будущее приходит к нам вместе с нашими детьми.

Спасибо. До следующей встречи.

Ирина Яворская, методист Культурно-педагогического Центра Белый город

Сайт Артемовского Рериховского Общества

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x