Выставка Сабитжана Бабаджанова «По следам уходящего каравана» в Бишкеке.

По следам уходящего каравана

 

Так называется выставка работ заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, художника Сабитжана Бабаджанова, вернисаж которой состоялся сегодня в Музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева. Выставка посвящена 70-летию мастера. В юбилейном году это уже третья экспозиция, выставленная на суд зрителей и поклонников его таланта. Кроме того, в 2011 году увидел свет альбом его произведений «Семь мостов между прошлым и будущим», который также презентуется на вернисаже.

Круглые даты, а тем более 70 лет, — это, конечно, в большой мере подведение итогов. По словам художника, выставленные работы обнажают его суть. Здесь картины из циклов «Уходящий караван», «На Великом Шелковом пути», «Тайны турфанских пещер Тысячи будд» и новые работы, на которых в прямом смысле краски еще не высохли. Можно констатировать, что и ранние его этюды, и картины, написанные в зрелом возрасте, объединяет одна вечная тема — Родина, красота ее природы и людей. «Уйгурская тема в творчестве Сабитжана Бабаджанова является одновременно ностальгической и современной», — замечает заслуженный работник культуры КР, писатель Исраил Ибрагимов. «Я пристально всматриваюсь в землю моих предков, словно в ней, в красной горной глине, за коряги корней зацепилась частица моей души, которая хочет воссоединиться со мной нынешним», — иллюстрирует художник свои слова новыми работами «Родная земля», «Старый базар в Кашгаре», «Перекресток времен» и другими.

Караваны верблюдов кочуют из одной картины художника в другую, вот «Караван в Таш-Кургане», а тут он уже возвращается «Из Такла-Макана», здесь происходит «Ночная переправа» через «Таинственное ущелье», в скалах которого нашли приют буддистские отшельники. Караванный путь пролегает через величественные горы или полную магического света пустыню, каждая песчинка которой помнит запах пота погонщиков верблюдов на Шелковом пути. А песок с осыпающихся фресок пещер Тысячи будд, похоже, вознамерился отмерить Вечность…

alt

По словам Сабитжана Бабаджанова, ему очень симпатичны верблюды — добродушные великаны, аскеты, которые непрерывно в постоянном и многотрудном пути. «Я уже и не помню, когда изобразил первого из них. В серии работ, посвященных великому Айтматову, есть Каранар из романа «И дольше века длится день». Или, например, одинокий сторож, охраняющий покой благодатного водоема. Их у меня сотни, а может, и тысячи — я не считал, кажется, что кисть сама изображает верблюдов по какому-то само собой выведенному алгоритму», — смеется мастер.

Художники всегда знают немного больше, чем мы. Работы Сабитжана Бабаджанова отличают тонкая наблюдательность, искренность, точность живописных решений. Но особенно философский контекст. «Уходящий караван — образ, олицетворяющий собой прошлое, которого как бы уже нет, но оно живет в нашей памяти; будущее, которого еще нет, но оно зависит от того, что мы привнесем в него из настоящего. Все мы, ныне живущие, являемся проводниками Времени, а потому несем огромную ответственность за все, что происходит в этом мире», — говорит он.

«Человеческий разум должен быть использован только во благо существующего мира, — продолжает художник. — В обществе необходимо культивировать антимилитаристские взгляды, чтобы человек мог противостоять вызовам сегодняшнего дня. Те же слухи о грядущем в 2012 году конце света будоражат общественность, вызывают в людях страх, сомнения, опасения, панику, если хотите. А реальность такова, что в мире в любой момент может возникнуть агрессия, способная уничтожить любую цивилизацию. Судите сами хотя бы по тому, что происходит сейчас, например, в Ливии и других странах Северной Африки. А возмущение природы против атома Фукусимы?». Кстати, аллегорические композиции Сабитжана Бабаджанова, предупреждающие нас об опасностях, которые мы не осознаем в своем бездумии, крик ужаса от того, что может произойти, если мы продолжим варварское вторжение в мир природы, были представлены весной текущего года на его персональной выставке «Агония разума».

Вызовам современного мира художник противопоставляет свое полное неприятие агрессии, искусство, умеющее говорить о добре и любви языком, доступным всем. По словам Сабитжана Бабаджанова, выставленными сегодня работами он хотел показать людям чистое пространство, не искривленное ложными идеями, без гримас, которые корчат болезни человеческого духа. «Для этого и нужно строить мосты между прошлым и будущим. Время, как и песок, уходит сквозь пальцы. Пройдите по следам уходящего каравана по Шелковому пути, который объединял и объединяет народы, и найдете на нем песчинки драгоценного опыта человеколюбия», — добавляет он.

В мае 2011 года в Бишкеке в рамках Х Международной конференции, посвященной Всемирному дню культуры, была развернута выставка портретов кисти Сабитжана Бабаджанова «Плеяда великих». На ней, обращаясь к художнику, академик Аскар Какеев сказал: «Здесь портреты самых дорогих нам людей — Чокана Валиханова, открывшего существование у кыргызов эпоса «Манас», Чингиза Айтматова, заложившего основы идеи диалога, семьи Рерихов, утверждавших, что пространство человеческих знаний беспредельно. Мы чувствуем, как могучие силы человеческого духа пошли навстречу друг другу. Спасибо вам, что сумели создать обстановку, точно соответствующую теме конференции: от эпического миропонимания к космическому мышлению».

ИА «24.kg», Гульшат ЮЛДАШЕВА

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика