Выставка «А. А. Маковская. Зов Прекрасного» в Музее-институте семьи Рерихов.

23 сентября в Музее-институте семьи Рерихов открывается выставка, посвященная творчеству ученицы Николая Рериха, А. А. Маковской (1885—1955) «А. А. Маковская. Зов Прекрасного».

 

Это первая персональная выставка работ Антонины Антоновны Маковской (урождённой Жук, в замужестве Плевако, во втором браке Маковской), посвященная творчеству незаурядной русской художницы. Она ярко проявила себя в различных сферах изобразительного искусства: от станковой живописи до журнальной графики. На выставке представлены редкие документы, фотографии, личные вещи художницы, а также подарок Н. К. Рериха талантливой ученице – статуэтка, сделанная Н.К. Рерихом. Показаны живописные произведения, рисунки, уникальная работа художницы, выполненная в технике живописи по стеклу. Также рассказывается о деятельности Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, её преподавателях и учениках.

 

Родилась Антонина Жук 9 июня 1885 года в городе Николаеве, на Черноморском побережье юга России, в семье военного. Антонина Антоновна рано вышла замуж за поручика Евгения Николаевича Плевако, и вскоре вместе с мужем, переведённым по делам службы, уехала из Николаева в Санкт-Петербург, где муж вскоре умер.

 

В Петербурге Антонина Антоновна Плевако получила художественное образование в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств по классу живописи, которым руководил Николай Константинович Рерих (в то время он был директором Школы). Она была способной и прилежной ученицей, чьи успехи неоднократно поощрялись наградами и стипендиями.

 

Её талант проявился не только в живописных работах, которые отмечались наградами на выставках учеников школы, но и в графических произведениях, в оформлении ежегодного сборника Школы, а также в живописи по стеклу. Сохранилось несколько дипломов и свидетельств, подписанных директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств Н. К. Рерихом, в которых отражены успехи молодой художницы.

 

В 1912 году Антонина Антоновна была командирована для участия в экспедиции группы художников по старинным русским городам для зарисовки монастырей и храмов. Годом позже Е. З. Земляницына и А. А. Плевако были посланы Императорским Обществом поощрения художеств в Ярославль, Суздаль, Новгород и Владимир для копирования древних фресок, с чем успешно справились (часть их копий ныне находится в собрании Государственного Русского музея).

 

Художественный критик И. И. Лазаревский писал (1913) о влиянии на работы учениц «директора школы художника Н. Рериха, так тонко чувствующего красоту в памятниках прошлого и так сильно умеющего передать её в своих работах».

 

В 1914 году была предпринята поездка по русскому Северу с целью зарисовки храмов и монастырей, дважды А. А. Плевако получала от Школы командировки за границу – в Италию и во Францию.

 

Н. К. Рерих не раз очень высоко оценивал художественные способности Антонины Антоновны. О тёплом отношении Н. К. Рериха к своей ученице говорит не только упоминание её как одарённой и прилежной ученицы, но и трогательный подарок – керамический слоник, сделанный художником и подаренный им своей ученице (предмет представлен на выставке).

 

После окончания художественной Школы при Императорском Обществе поощрения художеств Антонина Антоновна продолжила образование в Рисовальных классах при Академии Художеств, которыми руководил Александр Владимирович Маковский (1869—1924), профессор Академии Художеств, в то время уже известный художник. Антонина Антоновна стала его женой и вместе с ним неоднократно участвовала в экспедициях художников по России. Документы о бракосочетании не сохранились, однако работы 1912 года художница уже подписывала как Н. А. Маковская.

 

В 1916–1919 годах А. А. Маковская – сотрудница театральных журналов «Зритель» и «Театр и Искусство», где она публикует свои рисунки, шаржи на прославленных актёров. В эти же годы работы А. А. Маковской выставлялись на передвижных художественных выставках, в Обществе поощрения художеств и выставках Общества им. А. И. Куинджи.

 

В годы Великой Отечественной войны Антонина Антоновна оставалась в Ленинграде. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За оборону Ленинграда». А. А. Маковская сохранила всё художественное и литературное наследие Александра Владимировича Маковского и протоколы Товарищества передвижных художественных выставок (сейчас они находятся в Государственной Третьяковской галерее). На базе художественного собрания, которое А. А. Маковская сберегла во время блокады, были организованы выставки А. В. Маковского в Академии художеств в Ленинграде и в Центральном Доме работников искусств в Москве.

Умерла Антонина Антоновна Маковская в Ленинграде в 1955 году, на семидесятом году жизни.

Музеи России

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика