Картины Айвазовского и Рериха выставят на продажу в Москве.

“Российский аукционный дом” (РАД) выставит на продажу картины Айвазовского и Рериха в рамках третьего аукциона искусства и предметов антиквариата 26 ноября в Москве.

“На аукцион будут выставлены уникальные произведения западноевропейских и русских мастеров конца XIX – XX веков, а также предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства”, – говорится в сообщении.

Уникальным топ-лотом аукциона станет картина Николая Рериха “У рубежа” (1915 год), опубликованная в альбоме “Николай Константинович Рерих” издательства “Свободное искусство” в 1916 году. С тех пор она хранилась в частном собрании в Петербурге, не экспонировалась и не публиковалась. Ее эстимейт составляет 240-260 тысяч долларов.

Одним из самых дорогих лотов аукциона станет картина Иосифа Крачковского “Азалии” 1902 года, ее эстимейт – 750-800 тысяч долларов. Еще один топ-лот торгов – редкий “сухопутный” пейзаж Айвазовского “Вечер на Украине” 1886 года. Эстимейт этой работы оценивается в 840 тысяч – 1,1 миллиона долларов.

Ценители смогут приобрести в ноябре картины Дмитрия Левицкого “Портрет А.А. Прозоровского”, Константина Маковского “Боярышня”, “Купальщиц” Виктора Тихова и уникальную коллекцию Григория Левитина, в которую вошли 42 произведения живописи и графики ведущих мастеров искусства ХХ века. Коллекция принадлежит к числу крупнейших частных собраний фондов Русского музея и выставлена на аукцион наследниками Левитина.

Помимо живописи участники аукциона смогут приобрести произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства. В частности, подарок императорской семьи первому олимпийскому чемпиону в истории России Панину-Коломенкину (7-8 тысяч долларов), ювелирный гарнитур “Арфа” мастера Кнут Оскар Пиль, одного из ведущих мастеров фирмы Фаберже (эстимейт: 25-27 тысяч долларов) и многое другое

С момента своего создания в августе 2009 года Российский аукционный дом провел два публичных антикварных аукциона – в декабре 2010 года и в июне 2011 года, на которых было продано 122 лота на сумму порядка 100 миллионов рублей.

 

 

Николай Константинович Рерих. «У рубежа» («Ушли на рубеж»). Фото: "Российский аукционный дом"

Автор: Николай Константинович Рерих (1874–1947)
Категория: Живопись и графика
Описание:

1915 год.
Темпера, картон.

46,5×46,5 см.

Слева внизу подпись: «Н.Рерих», на обратной стороне карандашом: «Ушли на рубеж».

Провенанс: до 1916 года — в собрании Елены Рерих; с 1916 года по настоящее время — частное собрание, Санкт-Петербург.

 

 

Николай Рерих — выдающийся русский художник, писатель путешественник, общественный деятель, философ, мистик, учёный, археолог.
Родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Был старшим ребенком в семье юриста-нотариуса Константина Рериха и его жены Марии. Николай Рерих вырос в благополучной обстановке интеллигентной русской семьи и с детства был окружен людьми искусства и науки — литераторами, художниками, учеными, которые были частыми гостями в доме Рерихов. С самого раннего возраста он проявлял особые способности к рисованию и в 16 лет принял решение поступать в Академию художеств. Его отец, однако, не считал живопись подходящим занятием для молодого человека и настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам и стал юристом. В результате было принято компромиссное решение и осенью 1893 года Николай поступил одновременно в Академию художеств и в Санкт-Петербургский университет.
Конец 1890-х годов — время расцвета русского искусства. В Санкт-Петербурге восходит звезда Сергея Дягилева, формируются художественные группы и союзы. Дягилев учился на юридическом факультете Университета на год или два раньше Рериха и был одним из первых, кто разглядел его уникальное дарование.
В 1898 году Дягилев с единомышленниками при поддержке княгини М. Тенишевой основывают художественное объединение «Мир Искусства» и одноименный журнал. Несмотря на то, что издание просуществовало сравнительно недолго, оно стало событием в художественной жизни России. «Мир Искусства» познакомил своих читателей с новейшими европейскими художественными течениями — постимпрессионизмом и модерном. Рерих принимал участие в выпуске этого журнала и входил в состав редколлегии вместе с Александром Бенуа и Леоном Бакстом.
В 1906 году Дягилев организовал первую выставку русской живописи в Париже. На ней вниманию европейской публики было представлено 16 картин Рериха. В 1909 году в Париже состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Иван Грозный», с костюмами и сценическим оформлением Рериха и Шаляпиным в качестве исполнителя заглавной партии. Поставив «Половецкие танцы» из оперы Бородина «Князь Игорь» (также в оформлении Рериха), Дягилев положил начало прославившимся позднее «Русским Балетам». В число новых звезд входили Павлова, Фокин, Нижинский. Сценография Рериха, отличавшаяся выразительностью изображения древней Руси, стала неотъемлемой составляющей ошеломительного успеха первых дягилевских сезонов. Кульминацией сотрудничества Рериха с Дягилевым стала постановка балета Стравинского «Весна священная» в 1913 году.
Рерих занимался оформлением театральных спектаклей и в России. В начале 1912 года Владимир Немирович-Данченко предложил ему принять участие в постановке пьесы Ибсена «Пер Гюнт» в Московском Художественном театре. Еще до этого, в 1907 году Николай Рерих совершил несколько поездок по Финляндии вместе со своей супругой Еленой Рерих. Они посетили города Хельсинки, Иматру, Савонлинну, Лохья, Турку. Возможно, именно впечатления от этой поездки помогли художнику, не бывавшему в Норвегии, создать символический образ суровой северной природы. Тонкое и глубокое понимание Севера воплотилось в эскизах рериховских декораций, признанных настоящими шедеврами и вошедших в классику русской сценографии. Несмотря на то, что в целом спектакль был принят очень сдержанно, декорации по эскизам Рериха удостоились восторженных похвал и со стороны строгих критиков, и со стороны публики. Особенно покорили зрителей декорации к финальной сцене спектакля, когда к Сольвейг, состарившейся и ослепшей за годы одиночества и ожидания, возвращается ее любимый, ее Пер Гюнт. Рерих пишет одинокий домик Сольвейг, затерявшийся среди огромных сосен и заснеженных скал. Отголосок образа этой героини еще не раз появятся на полотнах художника.
Значение этого персонажа огромно, невзирая на сравнительно небольшое пространство текста, отведенное ему в драме Ибсена. С героиней почти ничего не происходит: обещала ждать Пер Гюнта — и ждала всю жизнь, до глубокой старости. Сольвейг — воплощение чистой души, олицетворенние женской верности. Верности, которая не зависит от времени. Этот выразительный образ женщины, замершей в ожидании, станет одним из повторяющихся мотивов в творчестве Рериха.
И именно этот образ воплощен на представленной работе Николая Рериха «У рубежа». Учитывая, что на обороте картины имеется карандашная надпись (возможно авторская) «Ушли на рубеж», название, очевидно, является не вполне корректным. Однако во всех источниках, начиная с 1916 года и до наших дней, работа упоминается под названием «У рубежа». Впервые репродукция картины была опубликована в альбоме «Николай Константинович Рерих» [1]. В 1916 году русская общественность отметила двадцатипятилетие творческой деятельности художника. Издательство «Свободное искусство» выпустило прекрасно иллюстрированный том, где были помещены статьи о Рерихе ряда известных критиков, среди которых А. Н. Бенуа, А. И. Гидони и других известных критиков. Согласно представленной в издании информации, на момент публикации картина находилась в собрании Е. И. Рерих, супруги автора. Датирована работа 1915 годом.
Во всех последующих исследованиях творчества Рериха, в различных каталогах и перечнях его произведений данная работа упоминается со ссылкой на этот юбилейный альбом, изданный в Петрограде в 1916 году, и ее изображение воспроизводится в репродукции из этого издания [2,3,4]. С 1916 года и по настоящее время местонахождение картины «У рубежа» в источниках определяется как неизвестное.
Известен также эскиз к этой работе. Он был опубликован в сборнике «Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции» в 2002 году. Репродукция эскиза приведена в качестве иллюстрации к статье В. В. Петрова «Произведения Н. К. Рериха в петербургском собрании В. И. Петрова» [5]. Согласно публикации, эскиз был датирован примерно 1915 годом и являлся частью собрания петербургского коллекционера Виталия Ивановича Петрова. По репродукции эскиза можно с уверенностью предположить, что он является предварительным наброском именно к представленной картине «У рубежа».
Начиная с 1916 года и по настоящее время картина находилась в частном собрании в Санкт-Петербурге, не меняла владельцев, не экспонировалась и не публиковалась. По сведениям владельцев, первоначально работа была приобретена на благотворительном аукционе Императорского общества поощрения художеств.
С 1906 года Рерих являлся директором Рисовальной школы Общества поощрения художеств. Он был полон решимости реорганизовать Общество и спасти его от академической посредственности, в которой оно прозябало много лет, для чего ввел систему художественного образования, которая даже по сегодняшним стандартам кажется революционной. Эта система предоставляла преподавателям право свободного выбора программы и предполагала обучение всем искусствам — живописи, музыке, пению, танцам, театру, а также прикладному искусству — керамике, росписи фарфора, черчению — под одной крышей.
Начало Первой мировой войны вызвало огромное волнение во всех слоях русского общества. Общественные организации организовывали сборы пожертвований, устраивали в своих помещениях лазареты для раненых. Ряд патриотических инициатив был выдвинут Обществом поощрения художеств и лично Рерихом. В числе прочего он предложил организовать в стенах Общества аукционы художественных произведений, а вырученные суммы передать Комитету помощи раненым. Первый аукцион состоялся 1 октября 1914 года. В общей сложности с февраля 1914 года по февраль 1915 года было проведено 7 крупных аукционов, в ходе которых были выручены довольно значительные средства. Авторы передавали свои картины Обществу в качестве пожертвований в пользу раненых. Наибольшие суммы были собраны обществом «Мир искусства».

Отличительной чертой живописного творчества Рериха и несомненной причиной того гипнотического, завораживающего эффекта который его работы производят на зрителя, является уникальная способность художника создать эмоционально выразительный, духовно насыщенный, напряженный образ крайне лаконичными средствами.
«…каждое произведение Н.К. поражает гармоничностью в сочетании всех своих частей, и эта гармоничность и дает основу убедительности. Ничего нельзя отнять или добавить к ним, все так, как нужно. Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу. Произведения Н.К. дороги мне и красотою мысли, выраженной им в таких величественных, но простых и порой глубоко трогательных образах»[6].
Картина «У рубежа» является прекрасной иллюстрацией к этим словам Елены Рерих. Подошедшая к некому краю девушка внимательно смотрит вдаль, где небо и земля сливаются в голубоватой мгле. Одинокая фигурка посреди холодного северного пейзажа напряжена, устремлена вперед, всей своей сущностью сосредоточена в ожидании. Даже воздух кажется насыщенным этим ожиданием. Сдержанное единство колорита лишь усиливает впечатление, производимое ярким образом. В своих работах Рерих всегда акцентирует внимание на цельности восприятия мира, на единстве человека и природы. Несмотря на ожидание, на картине нет хаоса и волнения. Сольвейг уверена, что дождется. В мире, созданном Рерихом, царит удивительная гармония, поддержанная исключительным даром художника в композиции.

Литература:
1. Николай Константинович Рерих. Текст Ю. К. Балтрушайтиса, А. Н. Бенуа, А. И. Гидони, А. М. Ремизова и С. П. Яремича. Пг.: Свободное Искусство, 1916. Табл. XXIX.
2. В. В. Соколовский. Художественное наследие Н. К. Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 гг.). Н. К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М.:. Изд. «Изобразительное искусство» 1978 г.
3. С. Эрнст. Н. К. Рерих. Пг., 1918.
4. В. S. Jaremenko. Nickolai Konstantinovich Roerich, his life and creations during the past forty years. New York, 1931.
5. В. В. Петров «Произведения Н. К. Рериха в петербургском собрании В. И. Петрова» в сборнике «Рериховское наследие»: Труды Международной научно-практической конференции: Том. I: Музей-институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. — Стр. 359.
6. Е. И. Рерих Письма Елены Рерих, 1929 — 1938. М, Прамеб, 1992. В 2 т. Т.1

Оценка: 240 000 – 260 000 у.е. (Все расчеты осуществляются в российских рублях. 1 у.е. = 1 доллар США по курсу ЦБ РФ на день проведения аукциона.)

Российский аукционный дом

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x