Спирина Н.Д. Семья. Дети. Воспитание. Школа.

Семья. Дети. Воспитание. Школа.

Из серии подборок Н.Д. Спириной,

составленных ею на основе Учения Живой Этики,

Писем Е.И. Рерих и Записей Б.Н. Абрамова

Содержание:

  • Предисловие
  • Cемья
  • Дети
  • Воспитание
  • Воспитатели
  • Школа
  • Лозунги для школ
  • Школьный учитель

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наталия Дмитриевна Спирина (1911– 2004) – поэт, прозаик, крупнейший исследователь творчества великой семьи Рерихов, основатель Сибирского Рериховского Общества и двух Музеев Н.К. Рериха в Сибири. Творческое наследие Н.Д. Спириной, помимо стихов, сказов и очерков, докладов и выступлений, включает в себя целый ряд подборок, составленных на основе Учения Живой Этики, Писем Е.И. Рерих и Записей Б.Н. Абрамова. В архиве Наталии Дмитриевны сохранилось несколько папок с большим количеством самодельных книжечек. На папках в алфавитном порядке выписаны названия: «Аура», «Будущее», «Дети», «Дисциплина», «Любовь», «Труд» и другие – всего более пятидесяти тем.

Часть этих подборок была привезена из Харбина, где Наталия Дмитриевна жила до 1958 г. В группе Бориса Николаевича Абрамова, где она много лет занималась изучением Живой Этики, очень поощрялась работа по составлению тематических подборок. Наталия Дмитриевна рассказывала: «Мы делали выборки из книг Учения по темам, потому что там затрагивается очень большое количество тем; и когда делаются выборки, то становится яснее, как понимать то, что там сказано. Елена Ивановна указывала, что “можно принести большую пользу, избрав темы Учения и составляя на основании их небольшие популярные очерки и даже книжечки”1, указывала, какие можно взять темы»2.

Н.Д. Спирина отмечала, что подборки на одну и ту же тему будут совершенно различными у разных людей, всё зависит от личного духовного опыта. Потому для нас так ценно знакомство с этими материалами из архива Наталии Дмитриевны – мы не только прикасаемся к её творческой лаборатории, но и постигаем основы того духовного направления, которое закладывалось самими Рерихами и через посредство Бориса Николаевича Абрамова было воспринято Наталией Дмитриевной Спириной – его ближайшей ученицей.

Что касается затронутых в данной брошюре тем, то Наталия Дмитриевна говорила: «В книгах Живой Этики даётся немало указаний о том, как заниматься с детьми в семье и школе, как pазвивать их качества и способности, как способствовать их мышлению и духовному pосту. (…) Зажечь дpугого может лишь тот, кто гоpит сам. “Детское сеpдце знает, что гоpит и что потухло”3. Научить любить тот пpедмет, котоpый учитель пpеподаёт, он может, только сам пламенно любя этот пpедмет. “Не уpок заданный, но совместное с учителем устpемление даёт миp чудесный”4. Увлечённость заpажает; добpота вызывает ответную pеакцию; кpайняя заинтеpесованность учителя в пpеподаваемом пpедмете непpеменно заинтеpесует в нём и учеников»5.

СЕМЬЯ

Истинная семья есть прообраз общинножительства. Она может олицетворять сотрудничество, и Иерархию, и все условия Братства. (…) Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства.

Какое же представление о Братстве может быть у людей, не понимающих достоинство государства и дома? Никакие отдельные приказы не могут вернуть чувство достоинства, если оно стёрто. Необходимо начать посев его образованием, признанием широкого познавания и точных научных изучений. Только так люди могут опять вспомнить о человечности[1].

Вопросы самоусовершенствования и народного здравия очень связаны. Призовём женщину к тому и другому. Оба задания нуждаются не столько в государственном приказе, сколько в семейном. (…)

Нельзя приказать здоровую чистоту дома, лишь просвещение утвердит здравие духа и тела[2].

Разруха дома и семьи будет не в словах и действиях, но в мыслях. Безмолвно подтачиваются основы. Люди, сами не замечая, замышляют разложение. Не много очагов, где в полном понимании творится труд взаимный, – так каждый очаг есть ступень к Братству[3].

Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. …В каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. …Велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи[4].

…Следует твердить об искусстве мышления. Если оно недостаточно развивается в школах, то семья должна прийти на помощь[5].

Атавизм, и семья, и школа дают наросты привычек[6].

В том несчастье семей, что жизнь духа не входит в их обиход. Можно лучшими измерениями украшать жизнь и поднимать течения духа[7].

Семья во всех Учениях указана как устой всего будущего. Истинно, кроме всех прочих значений, семья есть рассадник кармических уз. Тем самым Учение будет неполным, не утвердив значение семьи. Нужно увидеть семью как очаг сознательности и сотрудничества[8].

Семья, род, страна, союз народов – каждое объединение стремится к миру, к улучшению жизни. Каждое сотрудничество и сожительство нуждается в совершенствовании[9].

Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий[10].

Женское воспитание и образование не уравнены с мужским…[11]

…Умение кратко мыслить нуждается в воспитании[12].

Нрав свой нужно воспитать, чтобы ничто не могло мешать обновлению сознания[13].

ДЕТИ

… Дети – цветы земли…[14]

Трудность пути зависит от привычек тела.

Потому охраняйте детей от привычек – как шелуха, должны отпасть[15].

Ребёнок знает чувство справедливости лучше судьи[16].

…Если захотите всё же проявить силу действия – призовите детей!

И действуя с детьми,

Не вовлечётесь в поставленные тенёта[17].

Можно смотреть лишь в будущее.

Пока надо обратиться лишь к детям;

Лишь в них законное начало дела.

Являя путь новый, лишь в детях найдёте силу доверчивости[18].

Самый изысканный отшельник, проклинающий красоту мира, закрывает перед собою Врата. (…) Дети поймут это простое условие, но взрослые отвергают, как глупость[19].

Неминуемо встретитесь с особым типом людей, которые приходят в бешенство при упоминании об Учителях. (…)

Берегитесь от них! Главное, детей берегите. От них детские язвы. Они идут в школу. Для них исторический факт и закон знания не существуют. Встречая язвенных детей, спросите о качестве учителей.

Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей, они будут думать о городах будущего. Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта ещё не написана. Поддельны книги детей, поддельны игрушки, поддельны улыбки воспитателей. (…)

Советую явить время для детей. Пусть тащат сами брёвна своего города.

…Если вы детям покажете Наше Поселение, они с радостью пройдут по всем лабораториям и обсерваториям. Наши призматические зеркала доставят им радость незабываемую, ибо они любят всё настоящее, а Мы стремимся к Правде.

Давайте детям лишь настоящие вещи![20]

Так же, как за вами, Мы следим за развитием, следим за детьми с колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему миру[21].

С глубоким символом Христос указал на детей, так же просто подойдём к Вратам Великого Знания[22].

Закажите ребёнку описать, как ему представляется Новая Страна. Именно так можно проследить за проявлением невиданного. Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей. После задайте описать обычный кусок гранита. Это будет для находчивости. Может быть, камень даст ему представление о твердынях дальних миров[23].

Если в кругу действия появляется ребёнок, привлечённый особыми причинами, улыбнитесь ему и развейте его сознание, что эти действия его дом. (…) Дайте им то, что приготовлено их прошлым[24].

…Внешнее условие воспитания ответственности будет суровость жизни для детей[25].

Сколько раз кто-то ставил познавание в зависимости от материальных наград! Маленькие дети до семи лет поступают так же[26].

Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожаре, о звёздах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней. Будьте уверены, что в них заложены возможности Агни Йоги, и если их поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное, не засорить и не запугать их[27].

Принято думать, что рак наследственен. Конечно, это должно быть понято, как отравленный организм порождает такой же. Нужно немедленно защищать детей, между ними уже немало особенных[28].

Следует изучать состояние нервных центров у детей. Известно, что эти центры развиваются чрезвычайно индивидуально и неравномерно. Можно найти детей с одним очень развитым центром, и тогда они могут произвести краткое действие, подобное взрослым.

Иногда некоторые центры проявляют болезненность, к недоумению врачей, ибо врачи даже не допускают явление нервных центров у ребёнка. Между тем по этим болезненным знакам и необычным явлениям можно судить о существе тела и качестве духа. (…)

Для старых духов, испытавших многие воплощения, будет довольно тягостно состояние после семи лет и особенно тяжко после четырнадцати. После четырнадцати лет психическая энергия пришла уже в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового, неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики.

Правильный надзор над нервными центрами детей нужен для будущего. Существовало негодное мнение, что дух не может овладеть новым телом и оттого происходят детские нелепости. Но дело обстоит наоборот. Когда центры не работают правильно, не происходит отложения психической энергии и дух не имеет вещества для проявления.

Забота о нервных центрах детей может считаться заботой для будущей расы[29].

Дороги Нам детские духовные водители![30]

Нужно приучить всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни[31].

Можно говорить всем детям во всех школах, чтоб ни одно положение Учения не было отвлечённо[32].

Сердечное воспитание необходимо от двухлетнего возраста.

Прежде всего, можно рекомендовать молоко матери или козье, но наёмная кормилица – уродливое явление. Кроме того, молоко матери часто удобоваримее и содержит уже частицы сердечной энергии[33].

С первых лет устанавливается труд, как единственная основа жизни, как совершенствование[34].

Нужно удивляться, насколько легко наука позволяет себе тупо ограничивать и отвечать о том, что не знает. Дети иногда говорят правильнее – не знаю[35].

…Можно даже в школах упражнять внимание малых, которые будут часто гораздо честнее и подвижнее больших, стоит только обратиться к ним с увлекательным предложением обратить внимание на их собственные ощущения[36].

Нужно с самых малых лет обращать внимание на отвращения или на склонности[37].

Прежде всего, нужно простое уважение к психической энергии. (…) Пусть даже дети помнят, что в любом рукопожатии, в любом взоре излучается эта связующая энергия[38].

Нужно начинать наблюдения над сердцем с младенчества[39].

Правильны рассуждения о детском образовании, но и в этом случае упускается вопрос сердца. Между тем явление биения сердца очень близко вниманию детей. Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца. Считаю, что этот рассказ останется на всю жизнь, как первое восхождение[40].

Пусть от детского возраста молодёжь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления[41].

Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании[42].

Пусть люди обращают внимание на детей, помнящих не только прежние воплощения, но и некоторые подробности Мира Тонкого. Пусть такие сведения будут отрывочными – они для наблюдательного учёного могут собираться в целое ожерелье[43].

Нельзя проходить мимо некоторых замечательных явлений, как передача и восприятие мыслей. Не для насмешки даются явления малых детей, помнящих прежние жизни и воспринимающих мысли[44].

Правильно, что люди должны одинаково владеть парными органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребёнок владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. В школах уже поздно восстанавливать равенство. Только среди первых проблесков сознания ребёнок может избежать предрассудка взрослых. Мало обращают внимания на любознательность детей. Можно у них поучиться, как быстро они подмечают окружающее[45].

Учение может усваиваться детьми необычайно быстро, лишь бы наблюсти особенности ребёнка. Он в большой степени вспоминает уже познанное ранее. Но особенно полезно, если вместо новых знаний ребёнку помогут вспомнить уже заложенное в нём. Тем легче после усвоить и новые предметы, но следует наблюдать[46].

Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. …В каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. (…) Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи[47].

Сознание взрослых иногда отмирает на некоторое время, когда дети остро воспринимают ценные качества. …Дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение[48].

Может быть, найдутся столь тёмные сознания, что не усмотрят вообще надобности связи с Высшим Миром… упасите детей от такого невежества[49].

Первая молитва ребёнка не должна быть осмеяна… (…) Запрещение молиться своими словами уже будет вторжением в молодое сознание. Может быть, ребёнок помнит что-то очень важное и продолжает свою мысль кверху. (…)

Первое наставление о молитве будет наставлением на весь жизненный путь[50].

Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства. Не следует думать, что пустота жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода, потому молитва лучше живёт в чистом доме[51].

Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни. Вещественно они знают, что происходило кругом них[52].

Считаю, можно направить детей от самых малых лет к познанию Высшего Мира. Не будет это насилием, ибо поможет детям легко припоминать то многое, что скоро забывается[53].

Также нужно обратить внимание на так называемые родимчики. Они показывают развитие нервных центров. С таким состоянием нужно проявить особое спокойствие.

Природа таких детей очень одарённая, но щит тела должен быть крепок. Нужно увидеть в таких проявлениях как бы переполнение чаши. Недаром в древности называли это Божественным Посещением. При таких припадках нужно полное спокойствие всех окружающих, тепло, запах розового масла, ровная температура. У некоторых народов употреблялась тихая музыка, и такое проявление могло помочь, ибо помощь должна быть психическая[54].

Познавательность есть особое качество сознания. …Оно слагается в области сердца. (…)

Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают своё назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребёнка показывают, насколько дух его ищет нечто определённое, но обычно не поняты такие стремления[55].

Никто не поможет ребёнку радостно посмотреть в будущее, потому и труд оказался проклятием[56].

Даже у младенцев можно наблюдать явление психической энергии. Но нужно уметь различать эти знаки, в которых так много отзвуков Тонкого Мира. Уже явление прежних жизней сказывается среди детских игр и помыслов. Неразборчиво будет сказать, что все детские забавы одинаковы. Даже при общих играх каждый ребёнок проявляет свою особенность. Наблюдая таких детей, можно обогатить своё знание о психической энергии. (…)

Именно дети, при ненарушенной силе психической энергии, дадут лучшие опыты[57].

Детей надо спросить, могут ли они отойти от страха быть нелепыми в глазах толпы? Готовы ли поступиться личным удобством ради Нового Мира? Надо сурово спросить, ибо явленное пламя не боится ветра[58].

Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. (…) Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, скажет первую формулу образования – ты всё можешь. Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, не унижайте детей. Твёрдо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз. (…)

Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль. Изгоняется ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо. Работа «как большие» поощряется. Только сознание до трёх лет вместит легко общину. Как ошибочно думать, что ребёнку нужно дать его вещи, ибо ребёнок легко поймёт, как могут быть вещи общими.

Сознание «всё могу» не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата[59].

Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце[60].

Скажите детям, по какому признаку находить гнездо эгоизма. Они должны понять, что эгоист, прежде всего, не допускает, но искатель Общего Блага ставит первой задачей вмещение возможностей[61].

У Нас будущее зовётся ковром полёта. Учите детей летать высоко. Миф о ковчеге замените воздушным кораблём[62].

Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Ведь сознание детей живёт с первого часа, но не для тех, для кого все индусы на одно лицо[63].

Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги чёткого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим.

Нужно без промедления дать такой материал[64].

Могут ли быть в общине содружества женщин, мужчин и детей? Конечно, могут. (…) Пусть дети усвоят самые углублённые задания[65].

Вы уже знаете о значении тридцатилетнего возраста для огненных явлений, но особенно нужно оберегать организм до семи лет. У детей даже самых развитых не нужно никогда насиловать природу – Огонь не терпит насилия. (…) С другой стороны, не следует чрезмерно облегчать устремление ребёнка, ибо условие чрезмерной помощи приводит к дряблости[66].

Радость и мужество необходимы, но без Огня эти качества не создаются. …Огненное миросозерцание не свалится с неба, его нужно открыть. Этот метод открывания нужно начать с детства. Видим, как дети уже внутренне принимают труднейшие задачи духа. Даже все препятствия старших лишь кристаллизуют их чувствознание[67].

Для всех чувств нужно составить программу упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознания в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет – «я ещё увидел!» В этом «ещё» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать впервые замеченную огненную звёздочку.[68]

Дети в первых вопросах своих часто устремляются за пределы условных ограничений[69].

Прекрасен закон вечного движения: или эволюция, или инволюция. Прекрасен закон, дающий каждому воплощённому иметь в себе вечный Агни, как Свет во тьме. (…) Прекрасен закон, не препятствующий уже от семи лет возрастить сад огненный. (…) Пусть они расцветают на крошечных помыслах, но это будет верный зачаток будущего мышления[70].

«Сам, сам, сам!» – восклицает ребёнок, не допуская взрослых к своему занятию. Разве до семи лет ум и сердце не помнят иногда о завете самостоятельного достижения на Земле? Потом мудрые воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному. «Пусть вверху и внизу работают для меня» – так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании, но ребёнок помнит и защищает самостоятельность. Когда же другой ребёнок шепчет – «как мне ухитриться взять!» – он уже готов к новым опытам и завоеваниям духа. Но такие слова детей не только произносятся, но их нужно заметить и оценить. (…) Малое дитя утверждает – «наконец я народился». В этом утверждении – Мир Тонкий со стремлением к воплощению. Можно привести множество примеров, когда не только малые дети, но новорождённые неожиданно произносили слова огромного значения и затем снова погружались в своё предварительное состояние[71].

Если припомним разные проявления детской прозорливости, то вряд ли можно утверждать о механической клетке. (…) Сколько раз дети спасали взрослых, сколько раз дети не решались сказать о чувствованиях своих. Но ведь ложную застенчивость создаёт окружающее безобразие. Дух, утончённый и возвышенный, немеет перед гнойными наростами предрассудков. Как часто взрослые запрещают всякую импровизацию, забывая, что это есть песнь духа[72].

…Нелегко подойти к земным сферам от Тонкого Мира. …Идущий на Землю должен окружить себя тяжкою плотью. Мудро состояние новорождённого, когда он может постепенно принять земные тягости. Не одно семилетие требуется, чтобы овладеть земным существованием. Потому следует так бережно охранять явление детей[73].

О Мире Огненном следует говорить даже самым малолетним. Но ещё раньше нужно сказать, что пустоты не существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу Покровителя и Руководителя. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им как верная защита от страха. Особенно вредно, когда невежественные родители начинают уверять ребёнка не бояться, ибо ничего нет. Такое зерно отрицания затемнит всю жизнь и надломит сознание. Ребёнок отлично знает сам, что везде что-то есть. Он видит многие образы, и даже огненные. К ребёнку приходят играть неведомые дети и взрослые. Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом, как бы запечатывая крылья свинцом. Но не яды помогут! Только толковое объяснение действительности сделает детей здоровыми[74].

Часто они (дети. – Н.С.) знают и кое-что понимают, но потом, когда дойдут до деления атомов, они бывают засыпаны такими обломками! Только разделять ещё они могут, но создать дом нельзя при злобе разрушения[75].

Не следует думать, что человеческое противоестественное действие не будет отражаться на окружающем. Прежде всего, оно может влиять на малых детей до семи лет, когда дух ещё не овладел всем организмом[76].

После подкупности не менее позорно неделание долга. Но это преступление так всасывается от малых лет, что и воздействие возможно лишь от малолетства. Пусть дети приучаются к работе взрослых. На качестве труда придёт и сознание долга[77].

Пусть дети получат хотя бы намёк на красоту Беспредельности. Сперва произнесётся слово, но после зародится понятие[78].

Очень опасна болезнь кощунства. (…) Когда сердце живёт, оно всячески будет противиться заразе кощунства. Можно припомнить героические противостояния даже со стороны детей, когда сердце их было чисто[79].

От младенчества нужно мерами государственными пресекать зачатки жестокости. (…) Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие; оно точно открывает поток тёмного хаоса. Лишь немногие уже сами готовы противостать потоку тьмы. Такая накопленность сознания редка[80].

Дети нередко могут лучше думать об Огненном Мире. Пробуйте поощрять их к таким представлениям, но применяя тонкое понимание, иначе можно или отвратить, или навязать свои личные представления. Пусть дети вспоминают из своей сокровищницы, она готова к проявлению самых характерных подробностей. Наука может получить ценные данные от детей; ими мало пользуются. И когда нападают на детей, не желают понять, сколько можно нарушить грубым прикосновением[81].

От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном, должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание[82].

Телодвижения человека должны быть осмыслены. Нужно воспитывать детей не только гимнастике, не только ритму, но смыслу экономии движений[83].

Огненное Солнце невидимо, так же как незримы великие небесные тела. Следует пояснить уже в школах, насколько ничтожно наше поле зрения. Только так можно уговорить человечество, что оно божественно в своей сущности сердца, но в теле подвергается всем ограничениям. Только так уже дети узнают, о чём нужно заботиться. Они очень недоумевают, что явлено в груди, что бьётся постоянно[84].

Мечтание должно преобразоваться в дисциплинированное мышление. Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов?[85]

Символ Чаши с давних времён является утверждением Служения. (…) Символ Чаши означал всегда самоотвержение. (…) Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности. И детей и молодых нужно приучать мыслить о Чаше[86].

Приучайте детей улавливать токи тепла жизненного. Помогите детям улыбаться радостно истинному явлению Бытия. Удержите от почитания призраков. Не надо вымыслов, когда Мир раскрывает своё чудесное построение[87].

Среди детей можно наблюдать, когда они произносят услышанные слова и когда свои собственные; по этой границе можно отличать наследие воплощений. (…) Даже среди самых первых выражений ребёнка можно представить себе его внутреннее сознание. Он не случайно обратил внимание на те или иные предметы. Также очень значительны слова нежданные, произнесённые в самом младенчестве. (…) Можно наблюдать, что в детстве много электричества в теле, как бы то же количество, как у взрослых, значит – элементы огненного тела вложены полностью. Зерно духа уже заложено.

Матери, помните, что дети замечают и сознают больше, чем предполагаете. Но много явлений упускается, например – нередкое свечение детского тела, также жесты и проявления гнева или покоя. Напрасно думают, что детская аура невыразительна. Можно видеть в ней немало принесённого груза[88].

Когда ребёнок употребляет чистую психическую энергию, он знает неслышимое для других. Но когда воля рассудка действует, то ток основной энергии прерывается[89].

Напрасно удивляются многим появлениям детей, помнящих своё прошлое. Именно теперь много нарождается таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить. Не в том дело, что они помнят о зарытых деньгах, но они могут рассказать о ценных ощущениях[90].

…Дети часто воплощаются быстро, но и среди них можно заметить различные задания. Но трогательно видеть детей, желающих сделать лучше и не боящихся прежних условий, им следует особенно помогать[91].

Правы дать детям в школе сознание всей нескончаемости творческой деятельности. Зачем наряд деда облекать новым сиянием! Пытайтесь походить на деятелей новых мощных мостов и двигайтесь к сиянию высших миров[92].

Как в химической реакции отличаются свойства энергий, так нужно проследить за свойствами импульса в духе. Детские импульсы могут дать лучшие показания. (…) Можно наблюдать, как ребёнок, утеряв одно свойство, применит к духу своему новую энергию[93].

ВОСПИТАНИЕ

…Среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства[94].

Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании[95].

Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит[96].

Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожаре, о звёздах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней. …Если их (детей. – Н.С.) поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное, не засорить и не запугать их. (…)

Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете. Не Говорю о вредном потворстве без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства. Можно заметить, как радостно открываются глаза ребёнка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень культуры[97].

…Один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребёнка[98].

Сердечное воспитание необходимо от двухлетнего возраста.

Прежде всего, можно рекомендовать молоко матери или козье, но наёмная кормилица – уродливое явление. Кроме того, молоко матери часто удобоваримее и содержит уже частицы сердечной энергии. Но до сих пор это не принималось в расчёт, даже самые простые люди чуют больше истину, нежели холодные догматики[99].

Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры[100].

Чистота сердца явлена огнём. Сколько раз нужно повторять это жизненное применение огня, но всё же ни дома, ни в школе не говорят об огне-очистителе[101].

Опровержение Учения может быть разнообразно – кто-то вообще не может вместить Учение, так же как вообще не принимает мудрые советы. (…) Так происходит от недостатка сердечного воспитания. Этот предмет нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твёрдо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца[102].

При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд, как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда, наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую[103].

Правильны рассуждения о детском образовании, но и в этом случае упускается вопрос сердца. Между тем явление биения сердца очень близко вниманию детей. Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца. Считаю, что этот рассказ останется на всю жизнь, как первое восхождение[104].

…Методы воспитания сердца должны быть очень подвижными. Нужно с самых малых лет обращать внимание на отвращения или на склонности. Нелепо считать часто непонятные отвращения как невежественные глупости. Нередко в этом сказывается целый строй сердца и могут быть построены самые полезные выводы. Но больше всего нужно опасаться сердца, не знающего ни склонности, ни отвращения[105].

Прежде всего, нужно простое уважение к психической энергии. Нужно уважение к энергии, которая, подобно огню, насыщает всё пространство и конденсируется в нервных центрах. Пусть даже дети помнят, что в любом рукопожатии, в любом взоре излучается эта связующая энергия. Устремление уважения научит и бережности к этому сокровищу сердца[106].

Нужно приучить всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни[107].

…Нужно воспитывать поколение на понимании тонких энергий, ибо вибрации пространства приближаются к Земле, и утверждение Новой Эпохи принесёт смещение многих утверждений[108].

Если когда-то произошли ошибки по невежеству или по злобе, то нельзя же воспитывать целые поколения на тех же заблуждениях. Много говорят о предрассудках, но готовы задушить молодое поколение требованиями, не имеющими смысла. (…)

Суживание мышления есть грубое преступление[109].

Умение помыслить просто и ясно будет следствием воспитания духа[110].

Поэты и певцы нередко славят женщину, но государства не могут признать простого равноправия[111].

ВОСПИТАТЕЛИ

Особенно опасны воспитатели детей, приходящие в самом ужасном обществе. Лучшие посылки часто парализуются присутствием нянек и сиделок[112].

…Пусть так называемые воспитатели тоньше разбираются в способностях учеников. Ту же истину нужно высказать всем, кто намерен распределять работу и вознаграждения по способностям. Решение правильное, но раньше нужно уметь определять способности[113].

Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры[114].

ШКОЛА

Школы должны быть оплотом познания во всей полноте[115].

…В будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь[116].

Назначьте в школе награду за количество предложенных вопросов. Прежде платили за ответы, теперь за вопросы[117].

В школах полезно детям читать отрывки на незнакомых языках, замечая, как понимается чуждая речь. Рука легко принимает знакомые предметы. Сознание легко уловит когда-то близкие звуки. Сколько полезных наблюдений можно произвести с лёгкостью[118].

…Призрак смерти закрывает Врата Знания.

Полезно в школах учить о бессмертии[119].

Нужно в школах развивать способность наблюдать. Именно в школах нужно проверять наблюдательность, и молчание в темноте – лучшее средство[120].

Можно при школах учредить классы мышления и наблюдений за процессами жизни. Часто можно заметить, как малыш лучше взрослого поймёт скрытую сущность случившегося[121].

Советуйте развивать мышление и наблюдательность. (…) Теперь именно время углубления мышления, иначе народные массы не найдут применения полученных сокровищ. (…) Сказано – в школах должны быть введены часы уявления наблюдательности и приучения к мышлению[122].

Признательность есть одно из самых реальных по последствиям понятий. Можно приучаться к нему даже на мелочах. После в школах нужно говорить о признательности, как о залоге благосостояния[123].

Воображение есть следствие накопления опыта. …Может быть огромное накопление, и всё-таки вместо воображения проявится лишь похоть и раздражение. Утверждайте, что не может образоваться воображение без сердца. (…) Так можно говорить всем детям во всех школах, чтоб ни одно положение Учения не было отвлечённо[124].

Чистота сердца явлена огнём. Сколько раз нужно повторять это жизненное применение огня, но всё же ни дома, ни в школе не говорят об огне-очистителе. Разве может сказать об огне учитель, который даже не думал о действительности?[125]

Полезно в школах задавать содержание целых историй с вопросами, как поступили бы ученики на месте героев? Нужно не вкладывать в учеников определённые ответы, наоборот, открыть поле всяких соображений, так учащиеся вступят на первое испытание. Потому нужно с первых лет приучать к свободному выбору последствий[126].

…Разнообразие привходящих обстоятельств обогащает возможность новых наблюдений. Так можно даже в школах упражнять внимание малых, которые будут часто гораздо честнее и подвижнее больших, стоит только обратиться к ним с увлекательным предложением обратить внимание на их собственные ощущения[127].

…Бывает, когда самые, казалось бы, уже явленные устремления вдруг преломляются. Так происходит от недостатка сердечного воспитания. Этот предмет нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твёрдо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца[128].

Туман мысли лишь от неуважения к сознанию. Нужно эти слова написать в каждой школе. Могут дети спросить – как защититься от мёртвого обихода? – Тогда можно указать на надпись об уважении[129].

Правы дать детям в школе сознание всей нескончаемости творческой деятельности[130].

Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, надо искоренить все ненужные нагромождения, с другой – нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения. Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений[131].

…Чудовищна людская рассеянность, она слагает какой-то недействительный мир. …Потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. (…) Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. (…) Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. (…) Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и всё же сосредоточить наблюдательность. (…) Для всех чувств нужно составить программу упражнений[132].

В школах не следует читать лишь о героях. Несколько безымянных примеров судьбы шатунов будут уместны[133].

Прошлое многих шатунов может быть поучительно для школ[134].

…На самых простых физических действиях можно замечать влияние мысли. Например, можно бросать мяч с одинаковым физическим усилием, но сопровождая различными мыслями, и, конечно, сила удара будет различна. Так можно видеть, сколько мы сами препятствуем или усиливаем даже обычные наши действия. Нужно вводить в школах подобные опыты, чтобы на простых физических аппаратах показывать силу мысли[135].

В каждой школе должно обучать накоплению быстрого мышления, без него как пройти сквозь пламя?![136]

Некоторые смутьяны надеются, что постоянным свержением всего они упрочат своё благосостояние. (…) Невозможно даже помыслить о привлечении огненной стихии на расхищение и раздробление! (…) Простое правило нерасхищения должно быть преподано среди первых уроков школы[137].

…Нужно с малых лет привыкать к мыслеэнергии. Но для этого школа должна сказать о субстанции духа[138].

Школа должна узнавать находчивость учеников по заданию одного слова и затем по одному взгляду[139].

Следует в школах предупредить, что до тридцати лет не все центры готовы для высших проявлений. Нужно, чтобы молодёжь знала, как мудро готовить тело и дух для труда восхождения[140].

…В школах следует изощрять принятие чужих мыслей. Люди настолько не умеют слушать и понимать читаемое, что особые часы должны быть уделены на проверку слышанного[141].

Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды?[142]

В школах следует ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств[143].

Направить сознание в будущее есть задача истинной школы[144].

Искусство мышления должно быть развиваемо в школах[145].

Эволюционные мировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах[146].

Задача каждой школы есть открытие обоснованного воображения[147].

Подкупность должна быть искореняема всеми средствами, но нельзя полагаться на карательные меры. (…) Нужно среди уроков Этики в школах утвердить мысль, что подкупность не соответствует достоинству человека[148].

Для роста познавания красоты в школах учреждается изучение красоты жизни. История Искусств и Знаний войдёт в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям[149].

Школы имеют задание развить в учениках понимание связи элементов[150].

Разве не следует в школах указывать, чем мы подобны Богу, чтобы оправдать древние Заветы, из которых люди сделали посмешище. Нужно везде очистить Понятие Высшее[151].

Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. Религия не только не будет противоречить такому изложению основ, напротив, религия будет помогать в своих древнейших намёках. Предмет природы вещей будет преддверием понимания Живой Этики. (…) Нужно, чтобы школы приняли всю привлекательность, которая представляет Бытие во всём величии[152].

Огненное Солнце невидимо, так же как незримы великие небесные тела. Следует пояснить уже в школах, насколько ничтожно наше поле зрения. Только так можно уговорить человечество, что оно божественно в своей сущности сердца, но в теле подвергается всем ограничениям[153].

Сравните огонь плавильной печи с пламенем бушующего пожара, сопоставьте согласованное действие со стихиями хаоса, и вы призовёте все спасительные ритмы, чтобы уявить согласованность действия. Потому школы должны развивать ритм согласованности[154].

Нужно обращать внимание в школах на изучение будущего[155].

Несмотря на все достижения науки, люди особенно трудно понимают наполненность пространства. (…) Можно иногда в школах показать детям на сильных микроскопах наполненность пространства. Они должны приучаться к воздействию психической энергии[156].

Как величественен закон Причинности! В нём заключён ответ на каждый вопрос. (…) Кто приобщается к закону Причинности духом, тот уже приобщён к Истине. Если бы школы и храмы возгласили закон Причинности, то и сознание было бы на высшей ступени, ибо не может продвигаться то, что разобщено с основами Бытия[157].

Человечество должно лучше изучать мышление. Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлечённую психологию, но как практические основы памяти, внимания и сосредоточения.

Конечно, кроме названных четырёх областей науки мышления, многие качества требуют развития – чёткость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Можно также излечивать вспыльчивость. Если бы часть усилий, затрачиваемых на спорт в школах, уделялась бы мышлению, то скоро результаты были бы поражающими.

Жизнь и изречения явленных великих сподвижников и героев, конечно, нужно явить во всех школах[158].

Не следует понимать жестокость как болезнь, она, так же как и сквернословие, будет лишь выражением низшей природы.

В государстве оба эти мрачные исчадия должны быть изъяты законом. В начальных школах уже должны быть заложены принципы, поясняющие недопустимость двух низших пороков[159].

Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины[160].

В школах должен быть введён предмет – синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. (…) Они поймут, что каждый учёный соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся могут сознательнее выбрать свою учёную деятельность. (…) Так же беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая, почему именно эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества даёт каждый из них. (…) Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, что такой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно[161].

…Уже в младших школах учат изречения древних. Можно при этом указать на значение слов и тем уже заложить многие верные понятия. (…) Можно иметь из глубин древности самые меткие изобретательные выражения, только бы знать многие значения старых наречий[162].

В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. (…)

Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию[163].

Школы должны быть оплотом познания во всей полноте. Каждая школа от самой начальной должна быть живым звеном среди всех училищ до самого высшего. (…) Должно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике[164].

Каждая школа должна быть истинным образовательным объединением. При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. Должен быть кооператив, и ученики должны обучаться и такому сотрудничеству. Должны происходить всякие проявления искусства. Без путей красоты не может быть образования[165].

Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит способности учащихся. Только распознание способностей позволит справедливо относиться к будущим работникам. Часто сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель, как друг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое насилие не применимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед, столько радости в приложении своих сил[166].

Когда семья не умеет, то пусть школа научит чистоте во всём… Нужно оборудовать школы так, чтобы они были рассадниками украшения жизни[167].

Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого[168].

Школа научит уважать полезные изобретения, но упасёт от машинного рабства. Всякое рабство будет уничтожено, как признак темноты[169].

Школы поймут, где леность, где необычное строение характера, где безумие и где необходимо понимание[170].

Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив её как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. (…) Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету. Останавливаем внимание на школах, ибо от них утвердится сотрудничество[171].

Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. (…) С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесами жизни. Также пусть они поймут, как обращаться с полётами и яснослышанием. Так яснослышание будет естественным условием. Также и Тонкий Мир будет изучаем наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо всё существует – значит всё ощутимо и познаваемо[172].

Никто не дерзает восстать против школы, но мало кто думает о её улучшении. Школьные программы не просматриваются целыми годами, между тем открытия спешат. Новые данные устремляются отовсюду, и воздушные сферы, и глубины океанов, и горные сокровища рассказывают о себе чудесные сведения. Нужно спешить, иначе раскопки изменят данные условной истории. В новых школах нужно убрать запреты, чтобы видели действительность, которая чудесна, если правдиво показана. Широко поле умственных состязаний![173]

Труд – венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил значение труда, как фактора мироздания[174].

…Углубите курс начальных школ. Это Мой Совет для немедленного применения![175]

Необходимо проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. (…) Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе ещё одно поколение недоумков будет позорить планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга.

Дайте детям возможность мыслить![176]

Хочу, чтоб Мои советы достигли школы. Хочу, чтобы дети помнили о Друзьях, посвятивших себя Общине Мира[177].

Следите за целесообразностью преподавания в школах. Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. (…) Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и радость.

Также от учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление… Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания. Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя. Создайте ему лучшее положение, чтоб возложить на него ответственность за сознание общинных работников.

Невозможно, чтобы школы будущего напоминали скотные дворы, где калечились недавние поколения. (…)

Дайте изучение ремёсел, дайте свободу выбора и требуйте качество труда. Для этого каждый учитель должен понимать значение качества[178].

Самые новые формы жизни не исключают испытания. Вы знаете, что Мы против заранее объявленных школьных испытаний. Также Мы против заранее оповещённых испытательных периодов[179].

После общего школьного образования люди Запада обычно покидают знание или вытягивают из знания тоненькую нить специальности, вместо того чтобы соткать целую сеть улова.

Когда Мы говорим – знайте, Мы настаиваем на многостороннем обозрении и усвоении возможностей[180].

Ядовитое дыхание собственности можно уничтожить лишь продуманной программой школ. Не существует литературы против собственности. …Многие мечтают о собственных приобретениях. Как правдивы должны быть исторические сопоставления. Как строго должны быть подобраны биологические подробности, чтобы показать противозаконность и тщету собственности[181].

Кооператив не лавка, но культурное учреждение. Может быть в нём и торговля, но основа должна быть просветительная. …Безотлагательно следует путём школьного просвещения уяснить смысл здорового обмена[182].

Много нужно убеждать людей, чтобы они могли заметить в своих жизнях происходящие главные моменты. (…) Школа должна помочь такому просвещению[183].

Пусть гигиена духа займёт своё место в школах, тогда Высокие Собеседования будут лучшими часами[184].

…Очень важно, чтобы как можно больше производилось опытов с воздействием звуков, цвета и аромата. Уже в школах можно производить многие полезные исследования. Трудно в частных домах найти для этого особую комнату с достаточными приспособлениями. Но в школах и в больницах следует иметь хорошее помещение с некоторыми приборами[185].

Много указывалось о необходимости развития терпения. (…) Пусть даже в школах задают задания терпения.

Невозможно без познания терпения помыслить о Беспредельности[186].

Проследите развитие науки за последние полвека; можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и чего она достигла теперь[187].

Жаль, что при окончании высшей школы забыто полезное испытание, применявшееся в древности. Ученики должны были изложить избранное ими задание перед самыми разными слушателями. При этом требовалось, чтобы были найдены выражения, понятные для всех, – задача трудная. Нужно было найти для одних слова простые и не утомить ими более образованных слушателей. Не всегда собрание было удовлетворено, но ученики всё-таки прилагали лучшие усилия быть понятными и в то же время затронуть сложные и высокие понятия. Такие упражнения нужны всегда[188].

Среди школьных изучений истории и сравнения верований пусть не будут забыты различные противоречивые постановления собраний, соборов и законодательных решений. Не для смущения умов нужно знать Истину, но для укрепления будущего пути[189].

Каждая область жизни настолько усложнилась, что везде требуется сотрудничество. (…) Следует в каждом школьном предмете указать, в чём именно будет заключаться сотрудничество[190].

ЛОЗУНГИ ДЛЯ ШКОЛ

…В будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь[191].

Полезно в школах учить о бессмертии[192].

Простое правило нерасхищения должно быть преподано среди первых уроков школы[193].

Направить сознание в будущее есть задача истинной школы[194].

Эволюционные мировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах[195].

Задача каждой школы есть открытие обоснованного воображения[196].

Нужно обращать внимание в школах на изучение будущего[197].

Школы должны быть оплотом познания во всей полноте[198].

Каждая школа должна быть истинным образовательным объединением[199].

ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ

Область тончайших энергий неисчерпаема. (…) Нужно, чтобы наблюдались всевозможные явления и сносились бы в лаборатории исследований. Сколько раз сказано, что одинокий исследователь не может успеть наблюсти все нити энергий. Очень часто непосредственное чувство ребёнка могло подсказать нужные наблюдения. Не случайно Говорю о врачах и школьных учителях, и те и другие имеют вокруг себя широкое поле для наблюдений. Они могут приближать внимание окружающих к самым высоким предметам. Много пользы могут они принести науке, подобно станциям метеорологическим[200].

Также приветствуем и тех школьных учителей, которые найдут час рассказать ученикам о достоинстве и ответственности человека, об энергии всеначальной и о всенародных сокровищах. Такие наставники уявят уже путь труда и достижений. Они найдут гармонию между приматом духа и здоровьем тела. Книгу знания они внесут в каждое жильё. Жизнь таких наставников трудна. Пусть в них живёт животворная мечта о Братстве[201].

Час, посвящённый наблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. (…) Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и всё же сосредоточить наблюдательность. (…) Для всех чувств нужно составить программу упражнений. (…) Дети очень любят такие задания. (…) Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет – «я ещё увидел!» В этом «ещё» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать впервые замеченную огненную звёздочку[202].

Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удручённому? Можно ли забыть, какое излучение даёт горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так Говорю, так Повторяю, что народ, забыв учителя, забыл своё будущее. …Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием[203].

Нужно смягчить сердце учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление даёт мир чудесный. Открыть глаза ученика – значит вместе с ним полюбить великое творение[204].

=============================================================================

Семья. Дети. Воспитание. Школа / Составитель Н.Д. Спирина. –

Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ

Сибирского Рериховского Общества, 2009. – 48 с.

http://sibro.ru/teacher/spirina/books/837/27129

1 Письма Елены Рерих. Т. 2. 11.06.1937.

2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 342.

3 Мир Огненный. I. 583.

4 Там же.

5 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 476 – 477.

[1] Братство. 57.

[2] Аум. 425.

[3] Братство. 100.

[4] Там же. 292.

[5] Там же. 330.

[6] Там же. 529.

[7] Агни Йога. 446.

[8] Сердце. 549.

[9] Община. 1.

[10] Там же. 102.

[11] Аум. 415.

[12] Там же. 468.

[13] Там же. 503.

[14] Листы Сада Мории. Зов. 3.02.1922.

[15] Там же. 17.06.1922.

[16] Там же. 29.06.1922.

[17] Там же. 9.12.1922.

[18] Там же. 14.12.1922.

[19] Листы Сада Мории. Озарение. 1–V–17.

[20] Там же. 3–V–19.

[21] Там же. 1–IV–2.

[22] Там же. 1–IV–2.

[23] Агни Йога. 68.

[24] Там же. 301.

[25] Там же. 397.

[26] Там же. 402.

[27] Там же. 457.

[28] Там же. 495.

[29] Там же. 539.

[30] Иерархия. 24.

[31] Там же. 244.

[32] Сердце. 196.

[33] Там же. 408.

[34] Там же. 411.

[35] Там же. 417.

[36] Там же. 425.

[37] Там же. 428.

[38] Там же. 506.

[39] Там же. 535.

[40] Там же. 575.

[41] Братство. 144.

[42] Там же. 152.

[43] Там же. 158.

[44] Там же. 219.

[45] Там же. 275.

[46] Там же. 276.

[47] Там же. 292.

[48] Там же. 470.

[49] Аум. 44.

[50] Там же. 69.

[51] Там же. 70.

[52] Там же. 97.

[53] Там же. 166.

[54] Там же. 220.

[55] Там же. 271.

[56] Там же. 285.

[57] Там же. 554.

[58] Община. 96.

[59] Там же. 102.

[60] Там же. 116.

[61] Там же. 157.

[62] Там же. 189.

[63] Там же. 190.

[64] Там же. 234.

[65] Там же. 274.

[66] Мир Огненный. I. 19.

[67] Там же. 56.

[68] Мир Огненный. I. 69.

[69] Там же. 109.

[70] Там же. 183.

[71] Там же. 264.

[72] Там же. 267.

[73] Там же. 338.

[74] Там же. 379.

[75] Там же. 580.

[76] Там же. 609.

[77] Мир Огненный. II. 71.

[78] Там же. 107.

[79] Там же. 139.

[80] Там же. 157.

[81] Там же. 174.

[82] Там же. 188.

[83] Там же. 196.

[84] Там же. 238.

[85] Там же. 428.

[86] Мир Огненный. III. 49.

[87] Там же. 479.

[88] Там же. 503.

[89] Там же. 535.

[90] Там же. 542.

[91] Там же. 566.

[92] Беспредельность. 29

[93] Там же. 426.

[94] Братство. 57.

[95] Там же. 152.

[96] Там же. 292.

[97] Агни Йога. 457.

[98] Там же. 553.

[99] Сердце. 408

[100] Община. 102

[101] Сердце. 211

[102] Там же. 498.

[103] Там же. 411

[104] Там же. 575.

[105] Там же. 428

[106] Там же. 506.

[107] Иерархия. 244.

[108]Там же. 349.

[109] Аум. 338.

[110] Там же. 394.

[111] Там же. 415

[112] Листы Сада Мории. Озарение. 3–VI–18.

[113] Аум. 483.

[114] Община. 102.

[115] Община. 103.

[116] Листы Сада Мории. Зов. 15.02.1922.

[117] Листы Сада Мории. Озарение. 2–VI–5.

[118] Агни Йога. 248.

[119] Там же. 333.

[120] Там же. 344.

[121] Там же. 308

[122] Сердце. 22.

[123] Там же. 95.

[124] Там же. 196.

[125] Там же. 211

[126] Там же. 241.

[127] Там же. 425.

[128] Там же. 498.

[129] Там же. 507.

[130] Братство. 29.

[131] Там же. 492.

[132] Мир Огненный. I. 69.

[133] Там же. 89.

[134] Там же. 88.

[135] Там же. 205.

[136] Там же. 245.

[137] Мир Огненный. I. 326.

[138] Там же. 401.

[139] Там же. 411.

[140] Там же. 489.

[141] Там же. 570.

[142] Там же. 582.

[143] Там же. 634.

[144] Мир Огненный. II. 60.

[145] Там же. 61.

[146] Там же. 62.

[147] Там же. 63.

[148] Там же. 71.

[149] Там же. 77.

[150] Там же. 128.

[151] Там же. 179.

[152] Там же. 188.

[153] Там же. 238.

[154] Там же. 332.

[155] Там же. 354.

[156] Там же. 365.

[157] Мир Огненный. III. 47.

[158] Там же. 429.

[159] Братство. 65.

[160] Там же. 144.

[161] Там же. 426.

[162] Там же. 537.

[163] Община. 47.

[164] Там же. 103.

[165] Там же. 104.

[166] Там же. 105

[167] Там же. 106

[168]Там же. 107.

[169] Там же. 108.

[170] Там же. 109.

[171] Там же. 110.

[172] Там же. 114.

[173] Там же. 115.

[174] Там же. 117

[175] Там же. 131.

[176] Там же. 157.

[177] Там же. 178.

[178] Там же. 207.

[179] Там же. 229.

[180] Там же. 243.

[181] Там же. 252.

[182] Мир Огненный. III. 271.

[183] Аум. 98.

[184] Там же. 166.

[185] Там же. 221.

[186] Там же. 244.

[187] Там же. 309.

[188] Там же. 329.

[189] Там же. 337.

[190] Там же. 423.

[191] Листы Сада Мории. Зов. 15.02.1922.

[192] Агни Йога. 333.

[193] Мир Огненный. I. 326.

[194] Мир Огненный. II. 60.

[195] Там же. 62.

[196] Там же. 63.

[197] Там же. 354.

[198] Община. 103.

[199] Там же. 104.

[200] Братство. 225.

[201] Там же. 601.

[202] Мир Огненный. I. 69.

[203] Там же. 582.

[204] Там же. 583.

 

Сайт журнала “Педагогика Культуры”

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x