Виктория КОМАРОВА. «Хочу научить детей видеть красоту».

Светлана Фомичёва – представитель, как говорят специалисты, «стареющей» профессии. Она воспитатель детсада. Из-за низких зарплат молодые люди неохотно идут в детские дошкольные учреждения, и лишь в самое последнее время власти начали менять ситуацию. Собеседница «Ступенек» в 1980 году, появившись на пороге иркутского детского сада № 76, уже больше чем на тридцать лет задержалась в этой «стране детства». Она убеждена, что для творческого человека, который любит детей, лучшего места для самореализации не найти.

Светлана Юрьевна – хозяйка детсадовской изостудии. Её епархия – краски и кисточки, глина и пластилин. В её ведении находится целая аллея сфинксов, вылепленных и раскрашенных детьми («Я лишь глазки помогла подвести», – приговаривает воспитатель, показывая работы детей), ряды кукол, расписанных в дымковском стиле, греческие амфоры (правда, из папье-маше). Из чего тут только не творят дошколята: из макарон и крашеного пшена, из стружки от цветных карандашей и пучков шерсти.

Первым у нас для нашей героини был заготовлен вопрос: разве можно придумать что-то новое, работая с маленькими детьми? И он отпал сам собой. В его неуместности мы окончательно убедились после небольшой экскурсии по детсаду, которую Светлана Юрьевна провела для «Ступенек». Надо сказать, что каждый лестничный пролёт и даже самый маленький холл превращены здесь в музеи. «Эти репродукции мы специально собирали, заказывали в Москве, – говорит она, выходя из своего кабинета, а в коридоре на стенах – Рерих, Врубель, Шишкин. – Экспозицию мы меняем». Далее по пути следования – выставка детских рисунков. Наша собеседница, не скрывая восторга и чтобы подчеркнуть талант своих воспитанников, цитирует Пикассо: «В их возрасте я рисовал, как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как они». В гости к детсадовцам иногда заходит иркутский художник Георгий Степанович Зарукин. Здесь имеется небольшая галерея его работ. «Он к нам приходит в гости на встречи с интересными людьми. Ему в этом году исполнилось 93 года. Он ещё пишет», – поясняет Светлана Юрьевна.

Из зимнего сада, который представляет собой в то же время краеведческий мини-музей и живой уголок с попугайчиками, черепашками, кроликами, попадаем в музей космоса.

Останавливаемся у карты. «Неужели вы объясняете детям, что такое Солнечная система?» – спрашиваю Светлану Юрьевну. «Они сами всё объясняют, особенно дети из подготовительной группы. Они и созвездия находят (звёздное небо на потолке светится лампочками ёлочных гирлянд. – Авт.), отличают спутники. Наши макеты – это копии настоящих аппаратов. Если приглядеться, сделаны они из шариков и других подручных средств».

Особая гордость детсада – музей цивилизации. Вверх по лестнице – копии настенных изображений начиная с цивилизации шумеров, дальше Египет, Греция, Индия, Африка.

«У нас здесь проходят занятия. Рисуем витражи. Можно с натуры рисовать, можно своё выдумывать», – рассказывает Светлана Юрьевна. Таким необычным детсад стал после капитального ремонта, продолжавшегося более пяти лет. «Мы постоянно думали, каким он будет, мечтали, что у нас появятся музей, изостудия, зимний сад. Но после ремонта здесь были голые стены. Воплотить замыслы в жизнь нам очень помогли родители», – вспоминает Светлана Фомичёва.

– Дети разных поколений по-разному самовыражаются в рисунках?

– Все дети рисуют природу и тех, кто им ближе, – маму, папу, братика, собачку. Так всегда было. Разница заметна, когда начинаем рисовать на заданную тему. Например, сказочных героев. Раньше рисовали Незнайку и Буратино. А теперь прошёл в кинотеатрах мультфильм «Приручить дракона» – и все начали рисовать чёрного дракона. Я подумала: ну что же они тут у меня нарисовали? Сходила в кинотеатр и поняла, что тоже нарисовала бы дракона.

У нас не первое интервью в рубрике «Мастер-класс», и многие наши герои признаются, что оказались в профессии случайно. Вы как пришли в детский сад?

– Это была моя мечта. Когда я ещё ходила в школу, постоянно была вожатой. Мне очень нравилось с маленькими возиться, помогать им, объяснять то, что знаю сама. Я пришла сюда работать нянечкой. Не просто так. Так сложились обстоятельства, что срочно переехала в Иркутск из Алма-Аты: надо было помочь тёте, которая осталась одна и была больна. Я искала работу. На дворе стоял 1980 год, и было мне 18 лет. Работала нянечкой. Потом закончила одиннадцатый педкласс. Тогда на этом настояла администрация садика. Разглядела во мне педагогические наклонности Дина Петровна Воронкова, возглавляющая сейчас наш садик, она в то время была методистом. Уже потом поступила в пединститут, сейчас это академия образования.

– Многие ваши коллеги сейчас работают по специальности?

– Не все. Это беда не только нашей профессии.

– Но вы-то остались.

– Я же говорю, это была моя мечта. И она осуществилась. Работая воспитателем, если ты творческий человек, можно реализоваться на сто процентов. Воспитатель детям и мама, потому что первое, чему ты учишься, – любить детей; и актёр, и художник, и скульптор. Он и клеит, и танцует, и поёт, и шьёт.

– Вас дома к детскому саду не ревнуют?

– У меня замечательная дочь. Когда Аня была маленькая, хотела быть музыкальным руководителем в детском саду. Потом говорила, что будет воспитателем. С возрастом приоритеты меняются. Ей захотелось большего. Она получила профессию дизайнера. Но до сих пор приходит сюда и с удовольствием помогает мне.

– Вам известны династии детсадовских воспитателей?

– У нас трудилась Людмила Васильевна Гороховская, она ещё меня учила работать, к сожалению, её нет в живых. А вот её дочь, Наталья Петровна пошла по её стопам, добилась карьерного роста, сейчас заведующая  детским садом № 163.

– Чтобы выбор профессии не оказался случайным, что нужно знать о работе воспитателя детсада?

– Нужно прежде всего любить детей. Но как это определить, если ты к тому же в семье одна росла? Надо, наверное, прийти в детский сад поработать. На лето к нам часто устраиваются школьники. И тех, кто хотел бы и мог работать с детьми, сразу видно. У таких людей потребность что-то дать малышне. Так вот, решил стать воспитателем – посмотри, что такое детский сад. Это замечательная страна. Если в неё попадёшь, уже не выйдешь. Это не надоедает. До сих пор в отпуске скучаю по работе.

Есть ещё такая замечательная особенность в труде педагога, о которой тоже необходимо помнить. Воспитатель должен быть красивым, потому что он становится эталоном для детей. Они даже иногда говорят: мам, ты купи себе такую кофточку, как у нашей воспитательницы……

– А девочки возвращаются в детсад?

– Возвращаются-возвращаются. Чаще в качестве родителей, когда детей своих приводят. А вот недавно на родительское собрание девушка принесла вот эту фотографию и спрашивает: «Это вы или не вы?» На снимке 1984 года, сделанном в нашем саду, я стояла в костюме Снегурочки, а девочка, как выяснилось, была снежинкой. Теперь она уже большая и психологом пришла к нам в детский сад.

– Насколько те, кто работает с детьми, похожи на детей?

– Воспитатели в душе остаются детьми. Я это могу сказать даже о коллегах из-за рубежа. Недавно у нас по обмену работали британцы, преподаватели начальной школы из графства Рочдейл. Гости попросили показать занятие, направленное на развитие творчества. Мы взяли самые разные бутылочки, бутылки, мозаику, пуговицы, коробочки, коробки. Всё это покрасили серебристым спреем. А ребятишкам предложили представить себя конструкторами, которым надо создать космический корабль. Британские воспитатели тут же  присоединились к малышне. Они так воодушевились этой идеей, самозабвенно принялись клеить свои корабли. Вели себя как дети, что неудивительно. (Признаюсь, у наших детишек работы поинтереснее получились.)  Мы не думали, говорят, что из мусора такое можно сделать. Пообещали теперь мусор собирать для такой творческой деятельности. А вообще из мусора получаются замечательные вещи. И, кстати, я у них подсмотрела такую вещь: одна воспитательница приехала с мишкой Тедди. Она пришла с ним на занятия и рассказала, что этот медведь потом рассказывает о том, где он был, что видел. Получается, занятие ведёт мишка. Это помогает малышу открыться.

– Вас легко удивить ребёнку?

– Ещё как! Своими знаниями и опытом. Сейчас дети раскрепощённые. С одной стороны, это хорошо. У нас как-то шло открытое занятие по Египту. Я, как обычно, рассказываю, картинки показываю. И вдруг мальчик, который внимательно меня слушал, выдаёт: вы же неправильно говорите. И начал рассказывать то же, что и я, но только с высоты своего  опыта, о пирамидах и мумиях. Получилось, не я, а ребёнок провёл занятие.

– Вы чувствуете, что родители стали меньше уделять внимания детям в семье?

– Сейчас родители много работают и, словно стараясь загладить свою вину перед детьми, покупают им игрушки. А дети будто понимают это. Сломают и тут же: «А мама (или папа) мне новую купит». Но чтобы им купить эту новую игрушку, надо ещё больше работать. Я всегда думаю, лучше бы уже это время с ребёнком провели. В лес сходили, погуляли.

– Вам приходилось воспитывать родителей?

– В прошлом году мы организовали кружок для родителей, где с ними лепим, мастерим что-то, крутим кукол. Полученные навыки можно реализовать с детьми в выходные.  А всё началось с того, что я однажды услышала, как одна из мам, глядя на лошадку, которую ребёнок слепил из глины на занятии, говорит: ну и что это такое? Малыш, конечно, расстроился. Про себя думаю: родители, вы хоть раз  сами что-то лепили? Глины намесила и пригласила их на лепку. Взрослые пришли, так загорелись. Лепили лошадь. И не у всех лошадь получилась красивой. Они сами над собой смеялись. Спрашивается, взрослые, что же вы не цените труд своих детей?

– А можно дефицит родительского внимания компенсировать? Есть какие-то приёмы?

– Приёмы есть. Где-то приобнимешь, по голове погладишь, похвалишь лишний раз. Но мама остаётся мамой, и её невозможно заменить никем. У нас и нет такой задачи – заменить родителей.

– А какие задачи вы перед собой ставите?

– Мне бы хотелось, пусть звучит это высокопарно, научить детей видеть красоту, скажем, в заснеженной ветке рябины. Автор «Примерной образовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» Татьяна Доронова задавала детям вопросы по теме, что такое красота. Всё чаще дети говорят, что это алмазы, драгоценные украшения. Но есть много таких, кто называет море, радугу, закат, туман, летящую бабочку. Значит, рядом был человек, который показал эту красоту, обратил на неё детское внимание.

Восточно-Сибирская правда

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x