В.Г.Соколов. Живая Этика и новая парадигма культуры


События помогут движению Культуры развиться как
последнему прибежищу. Пусть никто не считает это
движением не новым, оно будет порогом Нового Мира.

Е.И.Рерих

Культура вовсе не модное, стильно фешенебельное понятие.
Она есть глубочайший устой жизни, скреплённый высшими
серебряными нитями с Иерархией Эволюции.

Н.К.Рерих

Настал момент понять, что удовлетворительное истолкование
универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только
внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю,
но и дух. Истинная физика та, которая когда-либо сумеет включить
всестороннего человека в цельное представление о мире.

П.Тейяр де Шарден
ПРОБЛЕМА НОВОЙ ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ
В начале XXI в. всё более активизируется процесс формирования новой научной картины мира, в чём ведущую роль играют разработки, осуществляемые в русле идей космического мышления. В связи с этим повышается степень актуальности дальнейшего исследования научного и философского наследия двух выдающихся русских учёных и мыслителей ― Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, которые внесли в формирование космического мышления огромный вклад. Та научная картина мира, которая основывается на социологическом мироощущении, испытывает в наши дни значительную трансформацию ввиду разработки всё большего количества концепций, учитывающих многогранные связи человека с Космосом, а также раскрывающих сами механизмы таких связей. Среди этих подходов особое место занимает концепция культуры, которая была выдвинута и развивалась Н.К.Рерихом и Е.И.Рерих в первой половине XX в. Данная концепция основана на методологических положениях философской системы Живой Этики и, по существу, многогранно раскрывается на страницах всех её томов. Эта концепция подробно разработана Н.К.Рерихом в его философско-художественных очерках о культуре, также ряд важных её аспектов содержится в эпистолярном наследии Е.И.Рерих. Наконец, крупным действенным выражением данной концепции явился специальный международный договор по охране ценностей культуры ― Пакт Рериха.
Научное и философское наследие Рерихов несёт в себе стройную методологию изучения факторов и механизмов, обусловливающих то единство человека с Космосом, о котором размышляли ведущие учёные и философы-космисты прошедшего века. Основой этого единства выступают прежде всего нравственные и этические моменты. Здесь надо сказать, что, например, такой крупный учёный, как В.И.Вернадский, в понятие «ноосферное сознание» включал космические истоки морали, отмечая, что должна существовать новая мораль, которая соответствовала бы этим истокам [8, с. 155]. В целом же, в пространстве космического мышления формируются новая научная картина мира и новая парадигма человека, которые базируются на энергетическом мировоззрении. А это, в свою очередь, предполагает становление соответствующей парадигмы культуры, в которой представление о различных видах энергии и материи играет особую роль.
Под самим понятием «парадигма» мы будем подразумевать то её определение, которое распространено в науке о культуре. Парадигма рассматривается как «совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. <…> Смена парадигмы нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена парадигмы есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследовательских методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования» [7, с. 307]. Новая парадигма неотъемлема и от определённых новаций в мировоззрении.
Содержащиеся в Живой Этике методологические положения [25, с. 53-58] выступают основой качественно новых взглядов на культуру и являются той самой моделью и образцом, согласно которым может проводиться её изучение. Важно то, что осмысление культуры в пространстве идей Живой Этики предполагает изменение отношения к природе самой культуры, что продиктовано, прежде всего, особенностями энергетического мировоззрения и более широким пониманием сущности материи. Кроме того, уже само название философской системы ― «Живая Этика» ― содержит в себе принципиальную новизну в отношении к культуре. Можно вполне определённо утверждать, что ранее этика не рассматривалась в приложении именно к космической эволюции человека, где существует тесная связь между этическими принципами, космическими законами и продвижением человека по бесконечной лестнице усовершенствования своей материи. А в таком, эволюционном, смысле этика, открывающая новые грани осознания жизни человека в беспредельности, предстаёт именно живой.
Принципиальное отличие данной концепции от других существующих взглядов на культуру заключается в следующем. В науке о культуре утвердился ряд парадигм, концепций и подходов: эволюционистская, плюралистическая, концепция игровой культуры, идеи, развитые в рамках структурализма, материалистическая теория и др. Их анализ позволяет выделить основные свойственные им принципиальные положения. Это идея всеобщности человеческой культуры; уподобление культуры организму (с точки зрения эволюционизма); культура как организм, проходящий возрастные ступени отдельного человека (с позиции циклических теорий); постепенность эволюционного процесса; идея культуры как символического тела и воплощения определённой уникальной души, лежащей в основе каждой культуры; культура как особая бессознательная установка, выполняющая роль внутреннего цензора; культура как совокупность знаковых систем; концепция игры как культурно-исторической универсалии и т.д.
Уже этот предельно краткий перечень идей и позиций позволяет уловить направление мысли, в котором осуществлялось изучение культуры. Во всём множестве порой прямо противоположных идей (перечисление которых можно ещё продолжать) всё же есть нечто общее, а именно то, что культура в основном рассматривается в плоскости социологического мироощущения (хотя и во всем богатстве взаимодействия разнообразных культурных форм, самих культур и т.д.). Вполне очевидно, что вышеназванные парадигмы и теории не рассматривают культуру и её создателя ― человека ― в контексте эволюции всей космической структуры. Такое рассмотрение возможно в поле иного мышления ― космического, где важнейшее место отводится духу человека как неотъемлемой части Мироздания, выступающей в виде реальной космической энергии (а также как творческая, познавательная и преображающая сила [25, с. 48-49]). В пространстве же духа под воздействием энергоинформационного обмена, собственно, и формируется культура. Это принципиально иной подход к осмыслению её природы.
Социологическое мироощущение получило достаточно широкое распространение, поэтому все явления, в том числе и культура, рассматривались в его рамках, ограничиваясь лишь общественными отношениями, отделёнными плотной завесой от эволюционных механизмов космической беспредельности. Н.А.Бердяев писал: «Все социальные учения XIX века были лишены того сознания, что человек ― космическое существо, а не обыватель поверхностной общественности на поверхности земли, что он находится в общении с миром глубины и с миром высоты» [1, с. 130]. В данном контексте нелишне отметить, что во второй половине XIX в. большое влияние на становление науки о культуре оказывает сложившаяся в то время этнографическая наука, в русле развития которой культура становится объектом специального изучения. Исследования особенностей бытности народов, постижение самого человека в рамках социологического мироощущения эпохи накладывало соответствующий отпечаток и на изучение культуры, которая рассматривалась преимущественно в аспекте социальных функций. Но уже с рубежа XIX―XX вв. положение дел в научно-философском осмыслении человека и окружающего мира начало качественно и заметно меняться. С того времени в России начался длительный и масштабный процесс формирования нового космического мышления, в пространстве которого русские мыслители в числе других концепций развивали концепцию культуры.
Рассмотрение культуры как глубинной сущности человека-микрокосма, культуры, которая задействована в общей эволюционной схеме Мироздания, развита в научном и философском наследии Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, а также в трудах академика Л.В.Шапошниковой, развивающей концепцию культуры Рерихов в наши дни. Это кардинальное отличие от иных концепций позволяет поставить вопрос о том, что идеи этих мыслителей относительно природы культуры составляют основу новой её парадигмы, требующей глубокого научного изучения. Еще раз подчеркнем, что отличительной чертой новой парадигмы является то, что культура вводится в общекосмический эволюционный процесс и при этом рассматриваются составляющие и механизмы этого процесса.

КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ

Космос и человек. Именно это взаимоотношение необходимо рассмотреть прежде, чем раскрывать природу самой культуры. Понятие «космическая эволюция человечества», суть которого представлена на страницах Живой Этики, подразумевает осмысление развития человека в контексте эволюции всей космической структуры, обладающей такой важной характеристикой, как единство действующих в ней законов, охватывающих все уровни структуры. По П.Тейяру де Шардену ― это включение «всестороннего человека в цельное представление о мире» [15, с. 40]. Согласно Живой Этике, «ядро эволюции» заключается в Начале Едином [2, 17]. Здесь можно провести параллель с одним из научных положений синергетики, в котором Вселенная рассматривается как единая самоорганизующаяся система [см.: 4, с. 65].
В сущности говоря, все объекты мира, в том числе и человек, находятся в Космосе под влиянием его бурной энергетической жизни, его ритмов, химизма пронизывающих его лучей, потоков различных частиц материи, магнитных токов, импульсов и т.д. В системе познания Живой Этики речь идет о Космосе, вещество которого состоит не из мёртвой материи, предположительно «осветленной» кое-где в космических глубинах редкими искрами жизни, а из духо-материи, материи разнородной и одухотворённой, а значит, живой. Сама структурированность Мироздания, известные науке строгие закономерности в эволюции космического вещества, законы, по которым организуется это вещество в пространстве и согласно которым происходит движение тел, осуществляются фундаментальные взаимодействия в природе1, ― всё это не позволяет рассматривать развитие Вселенной как случайное или хаотическое. А если оно закономерно и упорядочено, то едва ли мёртвая материя может выступать началом всей этой сложнейшей организованности. И можно ли предположить, что сама красота Космоса ― есть результат случайного соединения частиц безжизненной материи? Допустить такое, может быть, и можно, но, видимо, это будет намного сложнее, чем принять идею о разумной и одухотворенной основе Мироздания. Очевидно также и следующее: чтобы из хаоса возник порядок (на любом уровне), необходим соответствующий энергетический импульс со стороны более высокоорганизованной структуры. Согласно выводам синергетики, для прохождения процесса самоорганизации в любой среде важно энергетическое воздействие из окружающего мира от более высоких самоорганизующихся систем. Е.И.Рерих утверждала формулу: «Разум рождает разум» [12, с. 200]. В космическом мировоззрении Космос рассматривается не только как одухотворённая и устроенная разумно структура, но и как структура иерархическая. Е.И.Рерих, освещавшая в своих трудах многие космологические вопросы, а также особенности космической эволюции человека, записывала, что «случайность не может руководить прогрессом человечества» [12, с. 192]. Здесь заметим, что современными учёными ставятся вопросы о невозможности объяснить, скажем, биологическую эволюцию только с точки зрения хаотических мутаций и отбора, так же как и о том, почему эволюционное развитие идёт от простого к сложному, ― иными словами, в чём причина направленности этого развития [напр., см.: 3]. В целом, именно в таком Космосе, ставящем перед нами много непростых вопросов, творит человек ― создатель культуры.
Продолжая раскрытие темы единства, отметим, что, согласно философии Живой Этики, Космос пульсирует в определённом ритме, и эта пульсация обладает важными характеристиками. Она управляет всеми жизненными проявлениями, нарождением энергий и их смещением; судьбы народов и самой планеты находятся в прямой зависимости от космической пульсации; она намечает путь эволюции; обладает качеством творчества; наконец, космическая пульсация ощутима сердцем [2, 440-441]. Факт пульсации Космоса подводит к осмыслению одного из самых центральных понятий Живой Этики ― Космического Магнита, проявлением которого и является «пульсация жизненного процесса» [2, 291].
Явлению Космического Магнита посвящено множество страниц в данной философской системе. Сказать о нём кратко достаточно сложно, поэтому мы приведём лишь некоторые из тех основных граней, которые его характеризуют: 1) «в орбите Космического Магнита находится вся космическая эволюция» [2, 889]; Космический Магнит играет главную роль в энергетической жизни Космоса, во всех его обменных процессах; в свою очередь энергообмен выступает основным фактором космической эволюции, на каком бы уровне она ни происходила; 2) Космический Магнит выявляет все высшие законы [2, 463]; 3) Космический Магнит ― сила творческая, и его творчество «устремляет человечество к истине» [2, 918]. Но в этом случае и сам человек должен развить в себе соответствующее устремление, которое, будучи энергией особого качества, насыщается зовом Космического Магнита.
Л.В.Шапошникова, анализируя энергетическое мировоззрение Живой Этики, рассматривает важные особенности этой высочайшей космической структуры. Ряд таких особенностей здесь необходимо привести. «…Космический Магнит явление многомерное, с иным качеством энергетических процессов, нежели те, которые мы наблюдаем на Земле. <…> Космический Магнит есть главная и основная структура или сила, регулирующая энергетические процессы космической эволюции, творящая эту эволюцию и обусловливающая движение энергоинформационного обмена. Эта сила господствует во всём Мироздании, и вне её ничего не существует. <…> Космический Магнит, представляющий собой одушевлённую энергетику и обладающий высочайшим сознанием, сам является результатом бесконечной космической эволюции» [21, с. 764-765].
Из вышесказанного следует, что сам человек, его творчество находятся в сфере влияния этой основной космической структуры. Здесь нельзя не вспомнить ряд идей выдающегося русского ученого А.Л.Чижевского, близко подошедшего к осмыслению той космической реальности, которая стоит за понятием Космического Магнита. Учёный считал, что творческие силы Космоса тесно связаны с феноменом самой жизни через пульс «космического сердца», вмещающего всё Мироздание. «Быть может, и эруптивная деятельность на Солнце, и биологические явления на Земле суть соэффекты одной общей причины великой электромагнитной жизни Вселенной. Эта жизнь имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Наука будущего должна решить вопрос, где зарождаются и откуда исходят эти ритмы. <…> Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живёт динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет» [18, с. 322-324]. Эти мысли А.Л.Чижевского очень близки концепции Живой Этики о Совершенном Сердце, которое в космической эволюции и энергетической жизни Мироздания играет ведущую роль.
По существу, в Живой Этике представлена и достаточно подробно разработана новая концепция человека. В этой философской системе человек назван «высшим проявлением Космоса», ему отведено важнейшее место в творчестве и строительстве космическом [2, 25]. Будучи носителем космических сил и энергий, а также обладая способностью к восприятию и претворению в своей деятельности космических ритмов, идущих от энергетически более высоких структур Вселенной, человек может оказывать эволюционное воздействие на материю. Иными словами, он не просто создает нечто из материи, а может преображать и возвышать её. Также само творчество человека, как и его природа, космично. «Наряду с творчеством Космоса действует часть его дух человеческий», ― отмечается в Живой Этике [2, 454]. В этой философской системе раскрывается смысл новой ступени в развитии человека, постижение которой соответственно даёт ему более широкое понимание космической реальности. Речь идет о возможности сознательно стать космическими сотрудниками [2, 503], что достигается лишь в результате огромных внутренних усилий по преображению, или усовершенствованию, своих качеств, вместе с ними ― своей энергетики, а значит ― и собственной духо-материи. В этом процессе явление культуры выступает основным. Причем культура, согласно Живой Этике, выступает в виде конкретной энергетической структуры, заключённой в человеке.
Культура ― дух ― сердце. Культура и её развитие в системе познания Живой Этики связывается с особого рода тончайшей энергией, которая, как значится в источнике, «для упрощения» пока названа духом и к обнаружению которой человечество подойдет, например, через область нервных центров [5, 42]. Елена Ивановна Рерих в своих трудах раскрывает природу этой тонкой энергии.
«Все проявления жизни, ― как отмечает Е.И.Рерих, ― есть результат движения и вибрации», и далее, мы находим указание на то, что сама материя является духом в движении и вибрации [12, с. 245]. Отсюда следует, что материя наделена жизнью, она неотделима от духа. Современная наука свидетельствует о том, что материи присущи движение, разнообразие уровней структурной организации, а также процессы самоорганизации. Саму же Беспредельность (синоним Абсолюта [10, с. 228]), являющуюся ареной всех эволюционных процессов и бытия в целом, наполняет вечное движение. Следовательно, Космос един в проявлениях жизни. Особое внимание Е.И.Рерих уделяет прояснению взаимоотношения духа и материи, она пишет о едином явлении ― духо-материи, которое имеет разные степени проявления. «Дух есть энергия, и мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Именно, на всех планах во всех действиях и мышлениях мы отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам всё той же материи» [10, с. 227].
Исходя из вышесказанного, дух ― это особый вид материи и высокий по своему уровню вид энергии, энергии огненной, неотделимой от понятия культуры. В одном из своих очерков Н.К.Рерих пишет о том, что культура не может существовать без огня и без сердца [14, с. 90] ― этих двух важнейших явлений в понимании природы культуры. Сердце (имеется в виду духовное сердце) человека и дух ― едины. Сердце в Живой Этике названо «зданием огненным» и «домом Духа» (см.: [17, 99]), исходя из чего сердце можно назвать той высочайшей энергетикой в человеке, которая облекает дух. Причем, согласно Живой Этике, именно в сердце человека находится сознание [17, 354, 358], ввиду чего сердце, как отмечает Л.В.Шапошникова, есть инструмент познания, в нём заключено особое мышление и оно «называется мудростью, которая постигает окружающую действительность более качественно и более глубоко, чем сам интеллект. <…> эта “мудрость сердца” непосредственно связана с нравственными устоями человека» [19, с. 44]. Одной же из важнейших особенностей духа как энергетической системы является то, что он есть познавательная сила [25, с. 48]. А познавательные способности духа человека ― это есть метанаучный способ познания, который в синтезе с научным способом ведет к целостному осмыслению бытия. Этот синтез необходим для становления нового космического мышления, и в этом становлении большая роль принадлежит именно культуре.
Тонкая энергия духа будет, как отмечалось выше, обнаружена через область нервных центров, которые, в свою очередь, тесно связаны с энергетическими центрами человека. Как подчеркивает Л.В.Шапошникова, человек заключает в себе много энергетических центров, но только у одного из них ― у сердца ― происходит энергообмен с мирами иных измерений и более высоких состояний материи. Из этого следует самая главная характеристика культуры ― связь с Высшим. Причём эта связь обусловлена развитием таких качеств, как милосердие, сострадание, любовь и им подобные, а также многими светлыми устремлениями, которые являются «путями сообщения с высшими энергиями» [17, 374]. Эти качества и являются, согласно Живой Этике, действительным средством, соединяющим с мирами более высокого состояния материи. При этом из сердца исходит особый вид энергии ― «светоносное соединительное вещество». «Потому эманации сердца постоянно творят светлое вещество, которое назовём как бы смыслом психической энергии», ― отмечается в Живой Этике [17, 374]. Жизнь сердца человека основана на этой высокой связи, причина же бессердечия коренится в отходе от неё.
Далее необходимо остановиться на важном качестве духа как энергетической системы. Дух обладает свойствами магнита, ему присущи качества собирательности и накопления [12, с. 242]. Энергетический принцип магнита, которому в Живой Этике отведено большое место, лежит в основе многих процессов, даже жизнь человека основана на силе притяжения [2, 234]. Все объекты притягиваются друг к другу соответственно: высшее к высшему, тонкое к утончённым формам, более грубое к более плотному состоянию материи. Можно сказать, что магнитными свойствами духа обусловлен и сам космический энергообмен, играющий ключевую роль в процессе формирования культуры в энергетическом поле духа. «Связь между человеком и мировыми явлениями проявляется как соотношение магнитного явления. Человек потому не может себя выделить как величину самостоятельную из всего космического процесса», ― записывала Е.И.Рерих в Живой Этике [2, 228]. Л.В.Шапошникова, раскрывая в одном из своих трудов грани энергетического мировоззрения, пишет: «Магнит, с точки зрения Живой Этики, это, прежде всего, энергия, притягивающая к себе другую энергию. Форма и структура магнита может быть самой разной, так же, как и качество энергии, которую он в себе несёт» [21, с. 763]. Итак, магнит, магнитность ― это свойство энергии, и дух человека обладает таким свойством. Кроме того, согласно Живой Этике, дух есть творческая сила, а значит, и процесс творчества связан с принципом притяжения. В этой философской системе внимание обращено на то, что творчество основано на этом принципе [2, 234, 256-257], а также на то, что при самом творчестве происходит процесс энергообмена [2, 147]. Творчество можно понять как силу, связующую небо и землю (то есть различные состояния материи), ввиду чего сам дух творящего испытывает преображение, притягивая в свое поле соответствующие космические энергии и предоставляя возможность этим энергиям широко воплотить своё творческое начало. Человек творит с Космосом, и Космос творит через человека. Это ещё один важнейший принцип нового подхода к культуре, в понимании которой процесс и сущность творчества играют ключевую роль.
Итак, космическая природа культуры раскрывается прежде всего через ту энергетическую реальность и творческую силу человека, которая названа духом, а также через явление целостности всей структуры Мироздания, в энергетической жизни которой духу человека отведена значительная роль. В связи с этим рассмотрим дух человека как аспект высшей, огненной энергии Космоса.
«Огонь» является центральным понятием Живой Этики. Как известно, мировое значение Огня запечатлено ещё в древнейшей традиции осмысления Космоса. Например, бог Агни Ригведы ― самый старший и почитаемый среди индийских богов. На Востоке Агни понимался всеобъемлюще, как пронизывающий все Мироздание, рождающий миры, правящий Вселенной. Можно вспомнить и космический образ «вечно живого огня» Гераклита. Отметим, что действие Огня как первоначала у Гераклита находится в зависимости от мирового закона. В Ригведе содержится нечто похожее: понятие «рита» как космический закон, порядок. Бытие Всеначальной (огненной) энергии, суть которого раскрывается в Живой Этике, также связано с едиными для всего сущего космическими законами. Понятие Огня присутствовало во многих древних учениях. В Живой Этике приводится внушительный свод таких источников: Пураны Индии, отрывки Учений Египта, халдеев, Китая, Персии, классическая философия, Библия, Каббала, Христовы Заветы. «Также и утверждение новейших времён прибавит ценные определения Агни», ― отмечается в том же источнике [16, 311].
В тонкой природе человека с понятием огня тесно связан его творческий дух, который является разновидностью огненной энергии Космоса. Огонь духа назван творческой силой человека [2, 79]. В Живой Этике отмечается: «…энергия духовная есть стихия космического огня, который движет жизнью и насыщает жизненные проявления» [6, 369]. Вышесказанное наводит на размышление не только о сущностном единстве глубинной природы человека и Мироздания, но и об огромных творческих силах, содержащихся во Вселенной. Если дух (энергетикой которого обусловлено космическое единство), наполняющий всё сущее, неотъемлем от творчества, то этим процессом охвачен весь одухотворенный Космос, само пространство, слагающееся из различных состояний материи. Однако механизмы такого невидимого процесса ещё предстоит постичь. Это откроет новые пути к пониманию того, что бытие Вселенной не основывается на безжизненных механических законах, складывающихся спонтанно, а находит опору в бесконечных степенях одухотворенной материи, доходящих до высочайших уровней сознания и творчества.
Итак, огнём в системе познания Живой Этики названа Основа Мироздания ― Всеначальная, первозданная энергия (огненная энергия), которая обладает качеством неизменяемости при общей подвижности картины Космоса (единство в многообразии). В каждом атоме и в каждой клетке всего существующего в виде психожизни проявлена Всеначальная энергия, но, как пишет Е.И.Рерих, «свойства или качества её многоразличны» [9, с. 52]. В частности, энергия мысли является одним из самых высших качеств Всеначальной энергии. Высшим же аспектом её выступает психическая энергия. Е.И.Рерих также уточняет, что все подразделения на дух, душу и т.д. «по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия» [10, с. 504].
Психическая энергия ― мысль. Эти глубоко взаимосвязанные явления также раскрывают грани культуры. Рерихи в своих трудах уделяли значительное место природе мысли, проблеме её научного изучения как двигателя жизни, как реальной, мощной и неуничтожимой энергии. Эта энергия связана с важным принципом притяжения, на что есть многочисленные указания в Живой Этике. Энергии мысли присуща способность создавать новые сочетания, у неё есть свои законы распространения, и её последствия, как отмечала Е.И.Рерих, могут распространяться «далеко за пределы воображения» [12, с. 283]. Очевидно, что исследование природы мысли ― важная грань в понимании роли культуры именно в космической эволюции человека. Н.К.Рерих, развивая идеи энергетического мировоззрения, записывал: «Трудно понять, что все мысли, являющиеся следствием нагнетения энергии, запечатлеваются в пространстве и подлежат общим физическим законам. Потому мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом. <…> Напряженная мысль имеет все качества магнита» [13, с. 22]. Согласно Живой Этике, мысль наполняет пространство и действует в нём, вызывая особые вибрации. При этом важна связь мысли и тончайшей энергетики духа. «…Мысль, лишенная вибрации духа, есть явление мертвенности», ― отмечается в книге «Беспредельность» [2, 584]. В энергетике духа заключена особая сила мысли, её космичность, её беспредельность. Можно также сказать, что мощь мысли сосредоточена в пространстве культуры (системы духа) и совершенствование мысли может происходить лишь на её почве. Мысль высокая, творческая, наполненная высоковибрационной энергетикой духа открывает человеку возможность к космическому сотрудничеству. Живая Этика утверждает понимание мысли в её высоком качестве ― неотделимо от сердца и от космического творчества: «Но если говорим о чувствознании и о сердце, то необходимо утвердить мысль, как мощь и сотворчество Бытия» [17, 47]. Мощь мысли зависит от соединения её с сердцем [17, 48], а сердце (неотделимое от духа человека), как было уже сказано, связано с высшей энергетикой, дающей человеку высокие творческие импульсы. Поэтому мысль высокого качества космична по своей природе.
Наконец, мысль тесно взаимосвязана с таким явлением, как психическая энергия, которая в свою очередь связана с развитием сердца. Е.И.Рерих записывала: «Огненная энергия наполняет всё пространство, но становится психической энергией при сочетании с мыслью» [9, с. 51]; и ещё: «Именно огонь пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию» [10, с. 504]. Процесс же осознания можно отнести к глубокому пониманию сердцем. Как отмечала Е.И.Рерих, мощь психической энергии основывается именно на развитии сердца. Отсюда становится понятным, почему психическая энергия имеет отношение к воплощению творческих идей [11, с. 229]. Следовательно, это есть высокий вид энергии, основанный на связи человека с Высшим и имеющий отношение к явлениям духовности и творчества.
На примере истории освоения представлений о психической энергии можно видеть, что Живая Этика имеет прочную опору в познавательной традиции прошлого, перед нами ― определённое доказательство непрерывности знания в веках. «…Один поток той же энергии» ― сказано в Живой Этике [5, 416]. То, что называется психической энергией, есть София эллинов, Сарасвати индусов. Указывается и на то, что признаки психической энергии заключены в таком высочайшем понятии христиан, как Святой Дух. На современном же этапе развития человечества этот вид энергии раскрывается шире, и создатели Живой Этики отмечают, что эта философская система «не что иное, как выявление современного применения энергии», которая приближается вместе с новой эпохой в эволюционном развитии человечества [5, 416]. Соответственно и сам подход к культуре здесь освещается в практическом ключе, что можно назвать одной из главных характеристик той парадигмы культуры, которая заключена в Живой Этике.
В целом, мы приходим к такой смысловой связке понятий: дух ― сердце ― сознание ― мысль ― психическая энергия ― творчество ― культура. Совсем не случайно эту цепь мы замыкаем именно культурой, которая синтетически вместила в себя все перечисленные явления, а значит, можно утверждать, что она занимает ключевое место в эволюции человека, причем в её космическом понимании.
Законы Космоса в приложении к культуре. Выше уже отмечалась тесная связь творчества и принципа притяжения (магнита). Известно также, что одной из основных закономерностей функционирования и развития культуры является преемственность, механизм которой изучался Н.К.Рерихом на экспедиционных маршрутах как живая связь времён. Будучи крупным историком, Николай Рерих придавал большое значение соотношению категорий прошлого, настоящего и будущего, а также так называемым непреходящим элементам, которые и формировали сам механизм культурной преемственности. Рерихи стояли на позициях рассмотрения исторического процесса в русле его обусловленности энергокосмическими причинами. В связи с этим особый интерес представляет именно культурная преемственность, связанная с тонкой энергетикой человеческого творчества. В Живой Этике мы находим такой фрагмент: «Непреложность Космического Магнита проявляется в тех творческих цепях, которые соединяют прошлое с будущим. Творчество устанавливает равновесие между проявлениями жизни. <…> Так существует напряженная спираль Космического Магнита, в которую входят все проявления жизни. Непреложность закона соединения всех проявлений является магнитом творчества Космоса. Токи проявленных человеческих действий никогда не уничтожаются, отсюда принципы притяжения творческих начал. Все человеческие действия утверждаются этим законом» [2, 256]. Можно сказать, что все лучшие достижения творчества человеческого духа складываются в ритме высочайшей космической энергоструктуры, которая названа Космическим Магнитом. Это обеспечивает преемственность культурных накоплений и, таким образом, выстраивает живительные связи между прошлым и будущим. С позиции энергетического мировоззрения, культурное поле выстраивается на протяжении длительного времени, пространственно и энергетически, и в этом процессе связь времён (как явление, подкреплённое тонкой энергетикой определённых культурных накоплений, мысли и творчества многих поколений) очень значима. Творчество, которое «устанавливает равновесие между проявлениями жизни», в контексте вышеприведенного фрагмента играет важнейшую роль, так как оно способствует соединению человека с более высоким состоянием духо-материи, с высшими космическими ритмами. Из процитированного текста следует, что ничто творимое человеком не исчезает, а остается в пространстве в виде магнитной силы или энергии, притягивающей внимание и пробуждающей творчество следующих поколений творцов. А поскольку дух обладает магнитными свойствами, то и его пространственные наслоения в виде тончайшей энергии, или поля (имеющего определенную вибрацию), будут сохранять эти свойства, входя при этом в соприкосновение с энергиями Космоса и его ритмами. Духотворчество, оказывая конкретное воздействие на материю на всех уровнях, находится в поле единой пульсации жизненного процесса, которая, согласно Живой Этике, является проявлением Космического Магнита, выявляющего законы Космоса, его ритм и все эволюционные механизмы. Иными словами, сущность культуры находится в сфере действия этой высочайшей космической структуры. В этом случае культура не может не быть связанной с рядом космических законов. Её осмысление через законы Космоса, которые раскрыты в Живой Этике, также можно отнести к особенностям новой парадигмы, которые отличают её от ранее выдвинутых концепций. Среди таких законов можно назвать следующие.
Закон двойственности. Культура выражена в двух аспектах. Первый и главный (причинный аспект) ― как энергетическая система духа человека, которая, развиваясь, находится в непрестанном энергообмене с высокими космическими структурами и в результате творческой деятельности которой на планете возникает тонкое и мощное энергетическое поле ― основа плодотворного развития цивилизации. Второй аспект ― это материальные формы культуры, которые напитаны этой высоковибрационной энергетикой и которые мы можем видеть, осязать, а саму энергию воспринимать на уровне чувств. Энергетика духа, будучи ведущей, или причинной, преображает, или одухотворяет, тот более плотный вид материи, который её облекает.
Закон притяжения отражён прежде всего в том, что дух человека обладает свойством магнита, притягивая в своё поле энергетику, которая соответствует его уровню вибраций.
Закон энергоинформационного обмена является основой и механизмом развития духа. Энергообмен происходит в русле космических законов, которые, в свою очередь, неотъемлемы от этики. Отсюда следует, что нарушение этических принципов, следовательно ― и законов, а значит, и самого энергообмена, ― это всё один процесс, который приводит к затруднениям в развитии энергосистемы духа и, в конце концов, к бескультурью.
Закон Космической Иерархии. Исходя из того, что Космос является целостной одухотворённой системой, дух человека входит в энергообмен с Космической Иерархией. Энергетический обмен с Высшим и есть основа развития культуры в глубинах человеческой природы.
Закон свободной воли. Речь идет о духовной свободе: система духа при процессе энергообмена должна быть открытой. Духовная несвобода и бескультурье очень близки, в том числе и в тех следствиях, которые происходят на энергетическом уровне и которые выражаются в нарушении энергообмена.
Закон духовного преображения через Красоту. Красота является важнейшим устоем культуры, она есть энергетическая основа, главный принцип, согласно которому происходит развитие, или усовершенствование, духа. Красота, как отмечает Л.В.Шапошникова, есть «одно из формообразующих условий в энергетическом поле Культуры» [23, с. 81]. Научиться воспринимать красоту и понимать её смысл ― значит сделать важный шаг к собственному духовному преображению, ибо она несёт с собой высокую энергетику духа, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром человека, гармонизируя его и умножая его энергетический потенциал.
Закон противодействия Непроявленного. Здесь и на уровне Космос ― Хаос, и в отношении к человеку, что, в частности, выражается в противостоянии добра злу, порядка, или окультуривания, беспорядку как разрушению, или хаосу, ― в этом противостоянии нагнетается необходимая для эволюционного продвижения энергетика.
Закон соответствия ― связан как с самой культурой, так и с метанаучным способом познания, важнейшей характеристикой которого являются познавательные способности духа человека (осуществляемые посредством сердца). Главное здесь ― соответствие между духовным уровнем развития человека и возможностью получения знаний умозрительным путём с опорой на интуицию. Высокое познание, шедшее через внутренний мир человека, было доступно тем, кто смог сложить внутри себя поле высокой культуры.
Закон единства Космоса. Само понятие «дух» (его природа и механизмы развития) является одним из основных в постижении космического единства.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н.К.РЕРИХА

Прежде всего надо сказать о двух важных моментах. Во-первых, и концепция культуры, и историческая концепция Н.К.Рериха неотделимы от идей Живой Этики. Эта философская система положена в основу его разработок относительно осмысления природы культуры и цивилизации. В исторической концепции она также занимает ведущее место наряду с материалами Центрально-Азиатской экспедиции, сыгравшей ключевую роль в становлении взглядов Николая Рериха на исторический процесс. Во-вторых, и положения концепции культуры Н.К.Рериха, и идеи его исторической концепции нашли выражение в его художественном творчестве, в многочисленных сериях картин. О научности художественных работ Н.К.Рериха пишет Л.В.Шапошникова в исследовании «Ученый, мыслитель, художник» [24, с. 85-86]. Академик А.П.Окладников также отмечал научность художественного творчества Н.К.Рериха, в частности археологическую точность выбранного художником сюжета.
Качества, которые соединились в Н.К.Рерихе, были необходимы для решения глобальной проблемы человечества: сохранения мирового культурного наследия. Как историк и археолог, он погружался в прошлое, чтобы с помощью его уроков осмыслить пути будущего развития. Как художник, он оставил потомкам широкую панораму тех жизненных основ, которые мы называем непреходящими ценностями. Как литератор, он запечатлел в слове важнейшие вехи культурной эволюции человечества, которой придавал не узко-земной смысл, но рассматривал в космических масштабах. В этой многообразной деятельности вызревала концепция культурно-исторического процесса и связанная с ней идея международного соглашения по охране культурных памятников и просветительных учреждений, нашедшая выражение в подписанном позднее специальном Договоре ― Пакте Рериха.
В начале 1930-х годов Н.К.Рерих писал: «Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не будет знать, ибо в Культуре ― сумма всех достижений огненного творчества» [14, с. 82]. Эти слова появились, когда за плечами их автора уже был большой опыт историко-археологических изысканий, тысячи километров пройденных экспедиционных маршрутов, сотни написанных картин. К тому времени Н.К.Рерих организовал и осуществил крупнейшую в плане научных исследований и уникальную в смысле художественных достижений экспедицию в Центральную Азию. В эволюции научных взглядов Н.К.Рериха на культурную историю человечества экспедиция сыграла важнейшую роль. Об этом пишет Л.В.Шапошникова в книге «Мастер»: «Он (Н.К.Рерих. ― В.С.) отбирал материал для своих дневников, исследований и картин строго в соответствии с той исторической концепцией, которая сформировалась у него в период Центрально-Азиатской экспедиции и которой он придерживался всю оставшуюся жизнь. <…> В бурном океане культурной истории человечества ориентиром ему служили так называемые “непреходящие” элементы культурной традиции тех народов, через чьи земли и страны шёл маршрут Центрально-Азиатской экспедиции. В основе этого “непреходящего”, или, как мы иногда говорим, “вечного”, лежало коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда. Словом, всё то, что привлекало Рериха как ученого, художника и гуманиста» [20, с. 307-308]. Л.В.Шапошникова отмечает, что так называемые «непреходящие элементы», на которых основывалась человеческая культура, формировали сам механизм культурной преемственности. Поэтому, подчеркивает учёный, соотношение времен ― прошлого, настоящего и будущего ― в исторической концепции Н.К.Рериха занимало важнейшее место. Из древних чудесных камней сложим ступени грядущего, говорил Николай Константинович [13, с. 268].
Историческая концепция Н.К.Рериха, тесно связанная с его взглядами на культуру, впервые была раскрыта Л.В.Шапошниковой в трудах «Веления Космоса», «Мудрость веков», «Мастер», «Ученый, мыслитель, художник». В целом, взгляды Николая Константиновича на историю были неотъемлемы от осмысления им космических законов и их влияния на исторический процесс. В частности, его интересовала проблема великих переселений народов, миграций, он занимался исследованием бурной истории кочевого мира и причин великих сдвигов, происходивших в этом мире. У эволюции есть свой, космический ритм, одним из отражений которого стали переселения. В великих сдвигах народов Н.К.Рерих, как пишет Л.В.Шапошникова, «уловил ритм космической эволюции и увидел в этих передвижениях бурный энергетический обмен, созидание новой энергии, необходимой для дальнейшего восхождения» [24, с. 129]. Анализируя оригинальную философию истории, созданную Н.К.Рерихом, Л.В.Шапошникова замечает, что «основу исторических взглядов Рериха, выработанных с помощью концепции Живой Этики, составляло методологическое положение об историческом процессе как космическом явлении» [24, с. 128-129]. На этом методологическом положении, как отмечает учёный, основывалась новая философия истории.
Основные идеи оригинальной концепции культуры Н.К.Рериха, который, основываясь на Живой Этике и выходя на проблемы космической эволюции, раскрыл её смысл и философское значение, впервые выявляет Л.В.Шапошникова, открывшая для науки имена Рерихов как выдающихся философов культуры. Можно констатировать, что глубокие исследования концепции культуры Рерихов пока представлены работами только этого учёного. Основываясь на её работах, а также трудах самого Н.К.Рериха, мы представим в кратком тезисном изложении ряд основных идей концепции культуры Н.К.Рериха.
1. Четкое разграничение понятий «культура» (сфера духа) и «цивилизация» («общественное строение жизни»), которые, несмотря на различную природу и назначение, в то же время представляют собой целостную структуру, где приоритет принадлежит культуре. Поэтому ухудшение и спад достижений цивилизации, выразившиеся в кризисе экономики, политики, социальной сферы и т.д., есть, прежде всего, следствие упадка культуры, или духовного кризиса. По словам самого Н.К.Рериха: «Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к Культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса» [14, с. 103]. То глубокое взаимодействие, которое существует в паре «культура ― цивилизация», позволяет объяснить основные особенности культурно-исторического процесса, в частности причины циклов расцвета и упадка исторических периодов.
2. Каждое явление имеет циклическое развитие, это касается и «культуры ― цивилизации»: дифференциацию сменяет синтез. Установление гармонии во взаимодействии культуры и цивилизации (в случае их расхождения) является эволюционной целью. Далее должен последовать синтез этих двух явлений, который «утончит и одухотворит структуры, связанные с обустройством жизни самого человека» [26, с. 11]. Эпохи расцвета культуры и её упадка зависят от удалённости от точки синтеза культуры и цивилизации. Синтез этих явлений, по мысли Л.В.Шапошниковой, рассматривающей их с позиции взаимодействия духа и материи, «изменит смысл цивилизации, одухотворит её и превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление, но действующее уже на более высоком уровне, нежели в своём изначальном варианте» [26, с. 17]. В предстоящем синтезе культуры и цивилизации важнейшая роль принадлежит науке, причем науке трансформированной, основанной на нравственных принципах, лишённой отрицаний и предубеждений, открытой широкому познанию, учитывающей и использующей знания предыдущих эпох. Культура выступает как «синтез действенного Блага» [14, с. 42]. Культура двигает эволюцию, а находящаяся в гармонии с ней цивилизация являет собой «материю этой эволюции» [26, с. 16], при этом достижения цивилизации не могут существовать в отрыве от культурного развития и имеют цель в русле этого развития.
3. Эволюционная связь культуры с Учителями человечества, её связь с Высшим, с мирами иного состояния материи. Ввиду наступления очередного эволюционного витка будет происходить усиление этой связи в будущем.
4. Необходимость для культуры явления творчества, в чём важнейший залог связи с Высшим, с материей и энергией высокого состояния. Язык творчества ― язык сердца; в этом выражен смысл того начала, которое объединяет человечество. «Культура ― есть сердце» [14, с. 42].
5. В Культуре ― источник красоты, которая есть «энергетический закон гармонии духа» [26, с. 6].
6. Исторический (а значит, и культурный) процесс есть космическое явление; важнейшую роль в этом процессе играют механизмы энергетического обмена. Движения космических энергий неотъемлемы от таких культурно-исторических событий, как переселение народов, которое происходит в ритме космической эволюции и которое связано с энергообменными процессами [22, с. 322, 355, 358].
7. Связь времён прошлого, настоящего, будущего, которая необходима для устойчивого развития социума, обеспечивается прежде всего культурной преемственностью, базирующейся на непреходящих ценностях.
8. Культура, её тонкое духовное поле неуничтожимо (несмотря на подверженность разрушению её материальных носителей) в отличие от преходящих, гибнущих цивилизаций; семенам культуры, как считал Н.К.Рерих, присуща вечная жизненность [14, с. 90].
9. Необходима действенная защита культуры, причём не только на уровне правительственных распоряжений, но и при активной роли общества в целом.
Концепция культуры Е.И.Рерих и Н.К.Рериха и научное её осмысление и развитие, которое осуществляется в наше время Л.В.Шапошниковой, является свидетельством становления и развития качественно новой парадигмы культуры. В отношении названия, отражающего суть предлагаемой парадигмы, наиболее целесообразно использовать определение, которое дала культуре Л.В.Шапошникова ― «самоорганизующаяся система духа», это выраженное в краткой формуле и введённое в научный оборот определение целесообразно перенести также и на само название новой парадигмы. Определение по своему смыслу неотделимо от сути концепции культуры, которую выдвинули и развивали Н.К.Рерих и Е.И.Рерих. В Живой Этике культура рассматривается через энергетическую систему духа. Что же касается понятия самоорганизации, то напрямую Рерихи о нём не писали. Н.К.Рерих отмечал, что культура «есть глубочайший устой жизни, скреплённый высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции» [14, с. 101], что соответствует одному из главных принципов самоорганизационных процессов: самоорганизация какой-либо системы происходит под воздействием более сложной (высшей относительно данной) системы, говорим ли мы о духе человека, в пространстве которого формируется и развивается культура, или об иных космических явлениях.
Очевидно, что новой парадигме культуры соответствуют и функции культуры.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ЕЁ НОВОЙ ПАРАДИГМЕ

Поскольку природа человека рассматривается наукой о культуре преимущественно с позиций социологического мироощущения, все известные функции культуры ― человекотворческая (гуманистическая), познавательная, адаптивная, интегративная, регулятивная, коммуникативная, аксиологическая, информационная и др. ― имеют в основном социальную окраску (в сущности, и самой культурологией многие из этих функций характеризуются как социальные). Если же мы рассматриваем эволюцию человека в рамках целостной космической структуры, то социальные функции не могут, на наш взгляд, дать адекватную характеристику культуре. В таком случае логично вывести ряд функций культуры, которые соответствовали бы её новой парадигме как самоорганизующейся системы духа. (Этим не отвергаются прежние функции, которые на социальном уровне отображают проявления или воздействие развития культуры на поле духа человека.) Такими функциями могут быть следующие.
Связующая функция. Культура выступает важнейшим условием связи человека с высшими, более утонченными состояниями материи, высокоорганизованными космическими структурами, импульс которых и обеспечивает самоорганизационные процессы в энергетическом поле духа человека, а значит, и само существование и развитие культуры. Глубинная связь человека с Космосом, с Высшим происходит на уровне развития в нём этических, нравственных основ, или его культурного уровня. Эта связь, её особенности являются важнейшим положением нового космического мышления, новой системы познания и требуют научного осмысления. Таким образом, понимание этики значительно расширяется и включает не только межличностные и общественные значения, но, выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл. Этика есть главное условие того энергообмена, который двигает эволюцию человека. Как отмечается в книге «Сердце», «этика есть практическая фармакопея, чтобы простейшим путём привлекать пространственные энергии» [17, 104].
Любая энергия обладает вибрацией, уровень которой зависит от качества энергетики структуры ― её носителя. Культура, имеющая отношение к высоковибрационной энергетике духа (как части космической структуры), находится в естественной связи с высокими космическими ритмами, дающими импульсы развития различным состояниям материи. Соответственно и все воплощения творчества духа человека ― материальные носители культуры ― также наделены как особой энергетикой, вложенной в них человеком-творцом, так и связями с энергетической жизнью Космоса. Взятые вместе, эти материальные носители культуры образуют обширное энергетическое поле, которое также связано с ритмами высоких космических структур и на базе которого плодотворно развивается цивилизация. Такое поле, так же как и дух человека, способно к самоорганизации, к развитию, ибо оно продолжает сохранять живую связь с человеком посредством энергоинформационного обмена. В своей совокупности эти поля составляют энергетическое поле всей планеты, которое, в зависимости от силы и насыщенности, может притягивать (энергия как магнит) соответствующие энергии из Космоса. Таким образом, те процессы, которые происходят в духе человека (формирование культуры) под воздействием космического энергоинформационного обмена, отражаются на энергетике всей планеты, также задействованной в таком обмене. Эволюция человека и планеты тесно связаны, одна без другой не могут существовать. Из всего этого следует существование жизненно важной необходимости, или космической целесообразности, сохранения объектов культуры, которые связывают, образно говоря, Небо и землю. Чем выше культурный уровень человечества, тем в более полной мере и человечество, и планета входят в поле ритма космической эволюции, улавливая мощные импульсы от высоких космических структур. При этом тонкая энергетика Космоса, идущая к планете в результате энергообменных процессов, проявит свой созидательный характер, так как этому будет способствовать мощный и высокий потенциал культурного поля.
Преображающая функция. Культура как самоорганизующаяся система духа, будучи неотъемлемой от творчества, преображает окружающую материю, способствуя её утончению и повышению уровня её энергетики. Можно также сказать, что преображение обеспечено космическим энергообменом, в котором задействован дух человека и вся планета. Развивающаяся в поле этого духа культура изменяет качество всех тонких структур человека. В целом, неотделимый от культуры этический и энергетический процесс преображения человека, то есть усовершенствование его внутренних качеств, ― и есть основная составляющая пути его космической эволюции. Также постепенно преображается и та территория, на которой сосредоточено большое собрание культурных сокровищ, так как она заключает в себе высокую энергетику творений духа человека, связанную с соответствующими творческими ритмами самого Космоса. Важным фактором в этой функции выступает внутреннее, сознательное устремление человека к более высокому и совершенному.
Эволюционная функция. Культура есть устой космической эволюции, так как неотъемлема от творческой и преображающей материю силы духа, который задействован в общекосмическом эволюционном процессе. Действуя в рамках различных состояний материи, эта сила одухотворяет и совершенствует последнюю (то есть более грубые состояния духо-материи), что способствует достижению главной цели эволюции. Без культуры эволюционный процесс, охватывающий не только человечество, но и всю планету (эту связь в определённой мере можно продолжить и далее, в Космос), затихает, прекращается и поворачивает в сторону инволюции. Бескультурье как пренебрежение космическими законами в масштабах планеты, эволюционирующей вместе с человечеством, оборачивается глобальными кризисами и всевозможными природными катастрофами. Иными словами, без культуры нет эволюции человека, планеты, что, в определенной степени, учитывая принцип единства развития, не может не влиять и на космическую эволюцию в целом.
Спасительная функция. Именно в культуре, в её осмыслении, защите и всестороннем развитии состоит выход из того кризисного положения, в котором оказалось человечество. Как подчеркивал Н.К.Рерих, «выше панацеи Культуры не знало человечество». При исследовании культуры с точки зрения космического мышления раскрывается её приоритетное положение, как в духовном развитии, так и во всех сферах деятельности человека. Такой подход к культуре даёт возможность формировать вполне четкую стратегию выхода из тех многочисленных кризисов, которые в настоящее время ждут неотложного разрешения, главным из которых, стоящим в основе всех остальных, является кризис духовный, кризис культуры.

* * *

Живая Этика дает возможность глубже осмыслить во многом удивительное и столь важное явление, которое мы называем привычным словом «культура». Речь идет о проникновении в суть её природы, необходимость которого продиктована временем. Ибо рассуждения вокруг культуры вне осознания её космичности, а также подмена её эволюционного смысла иными понятиями не дадут выхода из кризисного состояния общества; отвлечённое же к ней отношение, постепенно переходящее в полное игнорирование, приведёт к ещё большей бездуховности, к ещё более глубокому и тотальному упадку всех аспектов цивилизации. Бездуховность ― значит без духа, без высших связей, без целостного понимания человека и учёта тонкой материи, без Космоса и всех тончайших взаимодействий. Лишь обращение к глубинам природы человека, не оторванного от сложной и многомерной реальности Космоса, познание сущности и основы его эволюции может дать выход из кризиса. При вдумчивом рассмотрении такой основой будет именно культура.
Ввиду вышеизложенного правомерны следующие выводы.
1. Среди распространённых концепций и взглядов на культуру, идей по осмыслению её природы, которые широко предлагаются культурологией, нет такой концепции, в которой культура рассматривалась бы с точки зрения её задействованности в общекосмическом эволюционном процессе и при этом раскрывались бы особенности и механизмы этого процесса. В то же время такой подход существует в поле космического мышления. Идея включенности культуры в общие эволюционные процессы, протекающие в целостной структурированной системе Мироздания, развита в трудах Е.И.Рерих, Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой, в которых мы находим новое, фундаментальное представление о культуре, новые подходы к её изучению, пониманию эволюционной роли и закономерностей её формирования. Это существенное отличие от иных концепций дает все основания поставить вопрос о качественно новой парадигме культуры, идеи которой постепенно развиваются в наши дни. Эту парадигму можно по праву назвать парадигмой самоорганизующейся системы духа. В трудах вышеназванных учёных содержатся методологические основы для её дальнейшего развития.
2. Новая парадигма культуры предполагает изменение отношения к её феномену, что продиктовано особенностями энергетического мировоззрения. В новой парадигме природа культуры и закономерности её развития раскрываются в контексте целостного взгляда на человека и весь культурно-исторический процесс. Этот взгляд предполагает неотъемлемость человека от особенностей развития всей космической структуры, поэтому культура здесь играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет не об отдельных идеях космичности природы человека и развивающейся в нём культуры, не о фрагментарных космических влияниях, но о природе культуры как космическом явлении, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Ведущая роль в раскрытии явления культуры как фактора космической эволюции человечества принадлежит Живой Этике, которая ныне в научных кругах именуется философией Космической Реальности. В целом же концепция культуры Рерихов является одним из крупнейших достижений научной и философской мысли XX в., и этот факт нельзя не учитывать.
3. Культура есть самоорганизующаяся система духа, задействованного в космическом энергоинформационном обмене с более высокими структурами Мироздания. Иными словами, в энергетическом поле духа человека происходят самоорганизующиеся процессы, которые складывают этот дух в систему культуры. В самоорганизующихся процессах важнейшим условием выступает импульс от более высоких самоорганизующихся систем. Культура предстаёт перед нами как явление природное, которое формируется естественно, в глубинах нашей духовной и космической природы. Всё это раскрывает особенности энергетического поля культуры, которое по своей тонкой природе неразрушимо, что отличает её от преходящей природы цивилизации. Это разные явления, их назначение и природа различны, но в то же время они постоянно находятся в глубоком взаимодействии, уровень которого обусловливает особенности конкретного периода культурно-исторического процесса какого-либо региона планеты. В целом же приоритет остается за культурой, которая выступает основой для благотворного развития цивилизации. Новой парадигме культуры соответствуют особые функции ― связующая, преображающая, эволюционная и спасительная, ― раскрывающие важные черты культуры как самоорганизующейся системы духа человека.
4. Принципы случайности и спонтанности не могут быть положены в основание развития материи, а также в само возникновение законов, по которым происходит это развитие. В структурированной и развивающейся по строгим законам Вселенной закон ведущей роли Высшего является основой космической эволюции как в целом, так и в частных случаях, что находит отображение в самоорганизующихся процессах. Самоорганизация происходит благодаря воздействию более высокой и сложной системы. Термин «синергетика» означает «содействие», «сотрудничество». При этом сотрудничество может пониматься не только на уровне согласованного действия элементов системы, перешедшей в неравновесное и возбужденное состояние, но и в смысле сотрудничества с силами, которые и явились причиной структурогенеза. Подробно раскрываемая в Живой Этике концепция космического единства основывается на ведущем положении существования одухотворённого Космоса, на действии в нём разумных сил, высокоразвитых сознаний, стоящих на иных, более высоких ступенях космической эволюции. Согласно Живой Этике, ведущим в Мироздании является принцип Иерархии. «Направленное энергетическое воздействие» тех, кого Л.В.Шапошникова называет «субъектами Космической эволюции», сознательно воздействующими на эволюцию человечества, непосредственно относится к культуре [25, с. 104]. Из этого следует, что происходящая благодаря связи с Высшим самоорганизация духа человека, его развитие (то есть развитие того энергетического явления, которое мы называем культурой) подвигает к осознанию реальности существования разумной Иерархии в Космосе. Ибо лишь высшая система продвигает низшую, но не наоборот. Энергообмен с Высшим и есть основа развития культуры в глубинах человеческой природы. В космических же масштабах этой самоорганизацией, живой цепью самоорганизующихся систем держится упорядочение Космоса (ведь одним из значений этого слова и является «порядок»). По существу, речь идет о научном обосновании реальности и самой необходимости Иерархии как главного строительного и эволюционного принципа в одухотворённой структуре Вселенной. Очевидно, что силы и процессы антиэнтропийного характера, о которых свидетельствует синергетика, не могут возникать ввиду совершенно случайных механизмов, которые возникают якобы сами по себе в космическом пространстве.
5. При рассмотрении культуры с точки зрения Живой Этики наиболее ярко выступает смысл того, почему Этика ― Живая. Во-первых, культура занимает главное место в космической эволюции человека. Во-вторых, сама возможность обретения жизни в Беспредельности обусловлена развитием именно культуры, или усовершенствованием духа человека, для которого Космос, более высокие состояния составляющей его материи, есть родной дом. То есть эту жизнь, это непрерывное продвижение определяет культурный уровень человека, или, иными словами, Этика.

Литература

1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. ― 208 с.
2. Живая Этика. Беспредельность.
3. Гиндилис Л.М. Проблема Космического Разума в свете универсального эволюционизма // Философские науки. 2006. № 7. ― С. 98-101.
4. Дульнев Г.Н. «Золотое сечение» жизни. Введение в синергетику // Культура и время. 2006. № 2. ― С. 58-71.
5. Живая Этика. Агни Йога.
6. Живая Этика. Иерархия.
7. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: ООО «Издательство “Вече 2000”»; ООО «Издательство “АСТ”», 2003. ― 512 с.
8. Назаров А.Г. Что такое космизм в идее ноосферы // Космическое мировоззрение ― новое мышление XXI века: Материалы международной научно-общественной конференции. 2003. В 3 т. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004. ― Т. 1. С. 149-157.
9. Рерих Е.И. Беседы с Учителем // Новая эпоха. 1999. № 1/20. ― С. 49-56.
10. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2001. ― 768 с.
11. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2003. ― 384 с.
12. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000. ― 464 с.
13. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. ― 285 с.
14. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1997. ― 200 с.
15. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. Н.А.Садовского. М.: Наука, 1987. ― 240 с.
16. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. 1.
17. Живая Этика. Сердце.
18. Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семёновой, А.Г.Гачёвой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. ― С.317-327.
19. Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. 2005. № 4. ― С. 41-51.
20. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 1: Мастер. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1998. ― 624 с.
21. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. ― 1088 с.
22. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1996. ― 480 с.
23. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры // Защитим культуру: Материалы международной общественно-научной конференции. 1995. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1996. ― С. 78-86.
24. Шапошникова Л.В. Учёный, мыслитель, художник. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. ― 192 с.
25. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [Вступ. ст.] // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. ― С. 5-165.
26. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции [Предисл.] // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1997. ― С. 3-24.

1. В этом ряду можно также назвать такое новое направление научного познания, как косморитмология, изучающая влияние космических ритмов на земную жизнь.

Международный Центр Рерихов

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x