fbpx

Доклад В.Ф.Бак «Трудные вопросы» астрономии в свете «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской.

«Трудные вопросы» астрономии

в свете «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской

Бак Виктория Федоровна, учитель-методист, Отличник образования Украины, Рыцарь Гуманной Педагогики, учитель биологии УВК № 11 г. Артёмовска Донецкой области, председатель Артёмовского Рериховского общества.

 

Когда мы стоим у колыбели новорожденного младенца или созерцаем свод неба и алмазную россыпь звёзд,  когда  следим за танцем снежинок в луче уличного фонаря и слушаем тишину падающего снега, или ощущаем зарождение истинной любви в собственном сердце, мы испытываем особое чувство благоговения перед стройностью и упорядоченностью того мира, частью которого  мы есть. Это чувство имеет неземную природу и является нашим глубинным восприятием Разумного начала в Мироздании.

Особая радость освещает нас, когда мы встречаем в жизни людей, способных овеществить чувство благоговения перед Высшим в конкретных знаниях, произведениях искусства или в собственной жизни. Рядом с такими людьми, или при знакомстве с их творчеством,  наше чувство личного единства со всей Вселенной приобретает подтверждение и проливается в собственные попытки выразить внутреннее ощущение красоты  окружающего  мира.  Мы осознаём удивительное единство и цельность  Земного человечества, способного через все исторические потрясения, невзгоды и трудности жизни проносить кристаллизованные достижения собственного духа, которые «пребывают вечно и дают свои плоды» и, главное, сознаём, что и мы причастны к духовной работе всего человечества.

В.И.Вернадский в своём дневнике (1920г.) записал размышления Л.Н.Толстого «О жизни»: «Мы придаём слишком большое значение тому факту, что родились в такое-то время, в таком-то месте и от таких-то родителей. Более важное, просто решающее значение имеет другое измерение времени и пространства, а именно факт единства нашего с разумным человечеством.  Как только каждый из нас осознает необходимость построить свою жизнь на разумных основаниях, сознательно, он обнаружит, что попадает в поле нравственных законов поведения, диктующих правильные взаимоотношения с миром. А эти законы найдены, уточнены и разработаны другими людьми, жившими и осуществлявшими законы, и главное, рассказавшими нам о них. Они, эти мудрецы, жили за тысячи вёрст от нас и за тысячи лет от нашего времени. И пытаясь осознать свою жизнь, мы ощущаем не только единство с этими лучшими умами человечества, но буквально родство своё с ними.

И отходит на задний план факт животоподобного нашего рождения и на первый план выходит факт второго  – духовного рождения, приобщения к общей жизни человечества, выраженной в слове и поступке» [1.С.253 ].

«Тайная Доктрина» Елены Петровны Блаватской –  это   овеществление глубинного чувства благоговения в конкретном знании. Этот труд одновременно  и знание, выраженное в слове, и поступок, выраженный в бесстрашной готовности автора раскрыть истину человечеству.

Елена Петровна была вестником, посредником между двумя мирами, несущим Высшее знание на Землю. «Эти важнейшие личности космической эволюции, – пишет о вестниках Л.В.Шапошникова, – представляют собой высокие воплощения, несущие эволюционную миссию распространения метаисторических знаний. … У большинства вестников судьба оказывается не только драматической, но и трагической. Творчество посредника между мирами Высшим и низшим, между материей тонкой и плотной, между Знанием и невежеством, а также между метаисторией и земной историей таит в себе немало неожиданностей, трудностей, а подчас и гибельных ситуаций. Взаимоотношения между новым и старым на планете Земля складываются не лучшим образом, а иногда и самым жесточайшим» [9. С. 236].

Через вестников на Землю идёт новое знание, они проживают жизнь мучеников, их не понимают современники, но их героическое творчество утверждает доступность нового знания  человечеству будущего. «Космогенезис» и «Антропогенезис» – две взаимосвязанные части «Тайной Доктрины» повествующие о месте человечества в системе Мироздания, в гигантской открытой одухотворённой системе, в которой нет, и не может быть изолированных частей. Елена Петровна не была понята большинством современников потому, что не рассматривала предметы и явления как отдельно взятые. Её исследовательский подход отличался синтетической целостностью, когда изучаемые явления рассматривались одновременно с трёх позиций: изнутри самого себя, извне – на уровне трёхмерного плотного бытия  и в целом – на уровне многомерной бесконечности,  когда взгляд наблюдателя охватывал явление в единстве бесконечных его пребываний и трансформаций в череде времён и взаимосвязанных пространств. Первые два подхода свойственны обычным людям, а третий отличает гениев и вестников. Когда-то, возможно, мы тоже будем обладать таким синтетическим видением, а пока нам необходимо попытаться осознать величину того, что уже может быть доступно передовым представителям человечества.

Процессы, сейчас идущие в научном мире, можно охарактеризовать как постепенный переход от устоявшегося научного мировоззрения к совершенно новым обобщениям, которые включают мировоззренческую многомерность. Старая научная парадигма не разрушается, она остаётся в трёхмерном плотном мире, а на горизонте науки появляются те области знания, которые описывают пространства иных измерений материи.  В существующем научном языке для них пока не находится точных выражений, и современный научный инструментарий не может полностью описать то, что находится за гранью обычного научного подхода. Это предвидела Елена Петровна Блаватская. В «Тайной Доктрине» она  как гениальный художник точными и яркими мазками обозначила картину методов и способов познания будущего, с учётом беспредельности и одухотворённости нашего Бытия. В XX веке эти методы нашли своё дальнейшее продолжение в Живой Этике – философии космической реальности и во всём творческом  наследии семьи Рерихов [10].

«Современная наука находится вне опасности лишь в своей собственной области и владениях; в пределах физических границ нашей Солнечной Системы, – пишет Елена Петровна в «Тайной Доктрине», –  за пределами которой решительно всё, каждая частица Материи, разнится от Материи ей известной, и где Материя существует в состояниях, о которых наука не может составить себе ни малейшего представления. Эта Материя, действительно однородная, находится за пределами человеческого познавания, если познавание это ограничено лишь пятью чувствами. Мы ощущаем её воздействие через те РАЗУМЫ, которые являются результатом её первой дифференциации, и которых мы именуем Дхиан-Коганами, называемых в Герметических трудах «Семью Правителями» [2. Т.1(2). С.751 ].

Согласно современным астрофизическим открытиям Вселенная состоит из видимой материи, на её долю приходится около 4,6% всей материи Вселенной (барионная материя) и тёмной материи. «В нашей Вселенной такой материи 23%, примерно в 5 раз больше, чем обычного вещества, испускающего, рассеивающего или поглощающего излучение» [5. С.27].

С этими современными открытиями науки близко перекликается мнение Елены Петровны, высказанное ещё в XIX  в. «Свет есть Материя, – пишет Елена Петровна, – а Тьма – чистый  Дух. Тьма, в её коренном метафизическом основании, есть субъективный и абсолютный Свет; тогда как последний, во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только масса теней, ибо он никогда не может быть вечным и есть лишь простая Иллюзия или Майа.

Даже в сбивающей с толку и досаждающей науке книге «Бытия», Свет создан из Тьмы – и «Тьма была на Лике Бездны», а не обратно. «В Нём (во тьме) была жизнь; и жизнь была свет человеков. Придёт день, когда глаза людей раскроются и тогда они лучше поймут, нежели теперь, стих в Евангелии от Иоанна, гласящий: «И Свет во тьме светит; и тьма не объяла его». Они увидят тогда, что слово «Тьма» не принимается к духовному зрению человека, но, во истину, к Тьме, Абсолюту, который не знает (не может представить) преходящего Света, хотя он и трансцендентален для человеческого глаза» [2. Т.1(1). С.117].

Тёмная материя ничего не излучает и ничего не поглощает, но способна искривлять пространство, вступая в гравитационные взаимодействия. Эта абсолютная тьма – обязательный компонент проявленного мира, который не воспринимается нашими органами чувств и превышает видимую часть Вселенной. Учёные ищут ему истолкование и объяснение в рамках трёхмерного познаваемого мира, но в этой плоскости познания он не может быть полностью  объяснён. Елена Петровна Блаватская поясняет Тьму, «чистый Дух»  как причину Света «Материи». Можно ли считать темную материю первопричиной 4,6% вещества Вселенной (барионной материи)? Пока трудно дать утвердительный ответ на этот вопрос, но бесспорно, что открытие темной материи – есть определённые шаги современной науки в область познания, которая «вынуждена будет волей-неволей отказаться от таких чудовищных идей, как её физические, самоуправляющие законы, лишённые души и духа, и должна будет тогда обратиться к оккультным учениям» [2. Т.1(2). С.631 ].

Открытие тёмной энергии на рубеже XX – XXI веков позволило объяснить причину ускоренного расширения Вселенной. «Вселенная однородно заполнена субстанцией, давление которой действует лишь во Вселенских масштабах, а отдельные материальные объекты его не ощущают. Более того, это давление должно быть отрицательным. Следовательно, Вселенная однородно заполнена субстанцией с положительной плотностью и отрицательным внутренним давлением – это выходит за пределы нашего земного опыта, но не запрещено законами физики. … Она ничего не излучает, и ничего не поглощает. Она действительно тёмная, темнее тёмной материи, поэтому её назвали «тёмной энергией». На долю тёмной энергии приходится около 72% субстанции Вселенной, «она  подобно невидимому эфиру, равномерно заполняет Вселенную, при этом заставляет её ускоренно расширяться. Как и тёмная материя, она не принимает участия в электромагнитном взаимодействии, а проявляется по гравитационному воздействию на обычное вещество, благодаря чему и была открыта» [5. С.27, 29].

проявляется по гравитационному воздействию на обычное вещество, благодаря чему и была открыта но её природа не известна. Современная наука вынуждена признать, что «пока не удаётся построить жизнеспособную модель тёмной энергии в рамках теории элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий, которая должна ответить на вопрос, какие частицы являются носителями космологического поля. Причина этого – слишком низкая его плотность: например, в случае квинтессенции (одной из моделей, описывающих тёмную энергию) масса частиц, соответствующая ей, должна быть около 5×10-33 эВ. Современная физика элементарных частиц такими массами не оперирует. Масса электрона – наиболее лёгкой стабильной частицы – равна 5х105 эВ, что на 38 порядков больше. Размер элементарных частиц определяется комптоновской длиной волны: для электрона она равна 2,4х10-12м, а для частицы космологического скалярного поля – 1027м, т.е. больше наблюдаемой области Вселенной (1026м). Это объясняет трудности квантовой интерпретации таких полей, ещё раз подчёркивая их необычную физическую сущность» [6. С.5].

Современная наука признаёт наличие материальной субстанции – тёмной энергии, которая «не запрещена законами физики», но пока не может быть физически определена и изучена. К тому же, она является преобладающей во Вселенной и её параметры определяют наш плотноматериальный мир барионной видимой материи, на долю которой приходится лишь 4,6% материи Вселенной. «Тёмная энергия – очень важная составляющая нашего мира. От её свойств зависит будущее Вселенной, а без понимания её физической природы мы не сможем понять, как она устроена на всех масштабах – от наименьших до наибольших» [6].

«Эта Материя, действительно однородная, находится за пределами человеческого познавания, если познавание это ограничено лишь пятью чувствами», – писала Е.П.Блаватская, предвосхищая открытие нового вида материи. Далее она поясняет: «В эту Материю – истинную Первоначальную Субстанцию, Нумена всей «материи», известной нам – даже некоторые из наших астрономов вынуждены были уверовать, ибо они отчаиваются в возможности когда-либо объяснить вращение, тяготение и происхождение любого механического закона, если только эти РАЗУМЫ не будут приняты наукою» [2.Т.1. (2).С.751].

Можно допустить, что материя  проявленной Вселенной (4,6%) взаимодействует с материей и энергией Иных миров (тёмная материя 23% и тёмная энергия 72%). В ходе этого взаимодействия и происходит расширение Вселенной или, вернее сказать, её разворачивание. Расширение Вселенной – это не обычное разбегание, оно, скорее, похоже на разворачивание, подобно, бутону розы, и не означает одно бесконечное удаления одних галактик от других. При разворачивании имеет место не только удаление первоначальных точек друг от друга, но и появление новых звёзд и галактик, скрытых в глубинах Иного Мира, более совершенного, возможно, наполненного Божественными сущностями, и потому для нас пока недоступного. Высшее всегда ведёт и направляет низшее. Не может Мир развиваться сам из себя на основе неодушевлённых физических законов. Как ребёнку для развития нужна любовь близких людей и развивающая среда, так и нашему миру необходим более высокий источник для развития. «Как вверху, так и внизу, как на Небе, так и на Земле, и человек, микрокосм и миниатюрная копия Макрокосма, есть живой свидетель этому Вселенскому Закону и его способу действия» [2. Т.1(1).С. 342].

Из классического (ньютоновского) закона всемирного тяготения следует, что при удалении друг от друга любых двух частиц их разлёт в результате взаимного  гравитационного взаимодействия будет тормозиться. Если рассматривать равномерно расширяющееся облако частиц, то, естественно, каждая частица будет удаляться от любой другой частицы с замедлением, что не соответствует расширяющейся с ускорением Вселенной. Современные астрофизические наблюдения показывают, что «самые удалённые области Вселенной, которые 13,7 млрд. лет назад «послали» к нам реликтовое микроволновое излучение, в настоящее время вследствие расширения Вселенной удалены от нас уже на расстояние – 46 млрд. световых лет» [6].

Ускорение может быть понято, исходя из существования силы, находящейся за современными пределами познания нашего мира, чем, по сути, и является тёмная энергия. А мы можем допустить, что она и есть Мир Высший, причинный по отношению к нашему проявленному (барионному) миру. Важно отметить, что Иной мир не находится за пределами нашего мира в понятии удалённости от него, но является частью его. Два мира связаны между собой, и существовать друг без друга не могут. Граница между ними условна и различима как причина и следствие, но само следствие неотделимо от причины и наоборот. Проявленная Вселенная – есть объективный образ непроявленной субъективности.

«Вселенная была выявлена из её идеального плана, заключённого на протяжении Вечности и Бессознательности того, что ведантисты называют Прамабраман, –  пишет Елена Петровна, – … Всё, что есть, было и будет, вечно ЕСТЬ, даже бесчисленные Формы, которые конечны и разрушаемы лишь в их объективной, но не в их идеальной форме. Они существуют, как идеи, в Вечности и когда они пройдут, исчезнут, они будут существовать, как отражения. …Никакая форма не может быть дана чему бы то ни было, Природою, или человеком, идеальный тип которой не существовал бы уже на субъективном плане; более того, ни одна форма или образ не могут войти в человеческое сознание или возникнуть в его воображении, которая уже не существовала, хотя бы как приблизительный прототип. Ни форма человека, ни форма животного, растения или камня никогда не была «сотворена»; и только на нашем плане она начала «становиться», то есть, объективироваться в её настоящую материальность или же развиваться изнутри наружу, из самой возвышенной сверхчувственной сущности в её грубейшую видимость» [2.Т.1 (1).С.350-351].

Внутренняя часть явления или предмета – есть его непроявленное Высшее начало, первопричина по отношению к внешнему проявленному материальному плану. Внутреннее и внешнее не отделены одно от другого, и представляют собой органическое целое, развивающееся изнутри наружу. Современная космологическая модель Вселенной может быть более полной, если будет принят принцип развития изнутри наружу. Однако этот принцип требует принятия и другого важнейшего положения «Тайной Доктрины»: «Космос руководим, контролирован и одушевляем почти бесконечными сериями Иерархий, сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию» [2. Т.1(1).С.342].

В астрофизике есть и другой подход к объяснению ускоренного расширения Вселенной, — это теория струн. Как мы увидим, теория струн удивительным образом подтверждает методологический принцип «Тайной Доктрины» о развитии изнутри наружу. Теория струн начала свое развития с 1921-1926 гг., когда математики Калуца и Клейн постулировали существование дополнительных пространственных измерений.  Исходя из теории струн предполагается, что в мире есть только обычное вещество и, возможно, ещё тёмная материя, а «ускоренное расширение Вселенной – результат гравитации из иных пространственных измерений»[6.С.5].  Мы живём в 3 +1- мерном мире, а все «лишние» пространства, которые нами не фиксируются (их не меньше 6) «свёрнуты» и имеют сложную топологию. Их размеры от масштаба Планка (10-35м) до масштабов Ферми (10-19 м). Столь малые масштабы пока недоступны для изучения, так как отделены от нас непреодолимым энергетическим барьером. «Чтобы «заглянуть» в эти пространства, нужна огромная энергия, эквивалентная энергии фотонов с такими малыми длинами волн» [6.С.6].

Согласно теории струн, в момент рождения Вселенной существовало 10 пространственных измерений и одно измерение времени. 3 пространственных и временное измерение оказались бесконечными. В каждой точке трехмерного пространства имеется еще 6 доселе неведомых измерений, тесно свернутых в одну из причудливых форм пространства Калаби-Яу. Размеры свернутых измерений составляют 10-35 м. Наша Вселенная трехмерна (3-брана), погружена в мульти-Вселенную – пространство высшей размерности. Физические свойства элементарных частиц и нашего мира тесно связаны с геометрией свернутых измерений и с колебанием струн в этих измерениях [4.С.7-8]. Элементарные частицы представляются в виде пересекающих свёрнутые пространства одномерных струн, вибрирующих на определённых частотах.

Много свойств нашего мира, в том числе и особенности расширения Вселенной, проистекает из такой модели. На малых масштабах в наших измерениях преобладает гравитация 3+1-мерного мира, а на больших проявляется гравитация остальных измерений, которая в случае медленного изменения масштабов в них – приводит к ускорению расширения наблюдаемой Вселенной [4].

Следуя логике теории струн, наш материальный мир, макромир, определяется микромиром, и поскольку, он находится за пределами нашего восприятия, то его можно назвать тонкоматериальным. Возможно, все идеи и образы, овеществленные на нашем плане, суть взаимодействий свернутых пространств и колебаний струн между ними. И находятся они не за пределами нашего мира, а внутри. Таким образом, методологическое положение «Тайной Доктрины» о развитии мира «изнутри наружу» находит еще одно подтверждение в теории струн.

Современная космологическая модель расширяющейся Вселенной не может пояснить, что находится за границами её расширения и чем расширение должно закончиться. Связано это, в основном, с принятым в науке подходом, который предполагает объяснение существования любого явления с точки зрения только самого явления и не рассматривает всеобщие законы Бытия, выходящие за рамки нашей мерности.

В «Тайной Доктрине» принимается не расширение Вселенной, а её развёртывание, которое предполагает существование прообраза проявленного мира до его проявления.

«Развёртывание Материи «изнутри наружу», названной в другом месте «Водами Пространства», «Великой Утробой» и т.д., не подразумевает распространение из малого центра или фокуса, но означает развитие безграничной субъективности в такую же безграничную объективность, вне всякого отношения к размеру, или ограничению, или пространству.

«Это вечная невидимая (для нас) и нематериальная Сущность, сущая в Вечности, отбросила свою периодическую тень со своего собственного плана в Лоно Майи». Это означает, что это развёртывание, не будучи увеличением в размере, (ибо бесконечное протяжение не допускает увеличения) было лишь изменением состояния. Оно развернулось «подобно почке Лотоса»; ибо растение Лотоса существует не только, как миниатюрный эмбрион в своём семени (физическая особенность), но прототип его существует в идеальной форме в Астральном Свете от «Зари» до «Ночи», на всём протяжении периода Манвантары, как в действительности существует и всё остальное в этой объективной Вселенной, от человека до насекомого, от гигантских деревьев до былинки» [2. Т.1(1). С.109].

Разворачивание Вселенной предполагает существование Единой, Однородной, Божественной СУБСТАНЦИИ-ПРИНЦИПА, Единой, Начальной Причины и принятие Высших Разумов, которые руководят этим процессом.

Современные научные объяснения расширения Вселенной основываются на известных физических законах, не учитывающих явление духа, они  исходят из трёхмерности самого явления без привлечения многомерности Вселенной. Возможно, совсем скоро понятие «расширение Вселенной», которое предполагает существование его предела,  будет заменено понятием «разворачивание Вселенной», объясняющее бесконечный ритмический процесс в одухотворённом Космосе.

Современная астрофизика обладает обширной информацией о строении Солнца, за счёт энергии которого существует Солнечная Система. Сейчас Солнцу около 4,5 млрд. лет. В таком виде оно еще просуществует до 9 млрд. лет. После этого, по-видимому, превратится в красного гиганта, затем, сбросит внешнюю оболочку, которая расширится в виде планетарной туманности. И, наконец, медленно остывая, превратится в красного карлика. Основными элементами Солнца  сейчас являются водород Н – 73,46 % и гелий Не – 24,85%. Энергия, генерируемая в центральной части Солнца, высвобождается в результате образования ядер гелия из ядер водорода. Астрономами было обнаружено, что участки солнечной поверхности периодически опускаются и поднимаются. Толщина области перемешивания, конвективной зоны, составляет около 27% солнечного радиуса. Ядро Солнца вращается быстрее поверхности. Содержание гелия неравномерно и внутри Солнца достигает 40% по массе. [7. С.16-20].

Несмотря на успехи в изучении Солнца, до настоящего времени не удаётся точно объяснить, почему его внешняя атмосфера, корона, в сотни раз горячее видимой поверхности, имеющей температуру около 5500 оС, какие процессы нагревают корону, поддерживают её высокую температуру и ускоряют солнечный ветер. Сохраняются трудности в прогнозе солнечных вспышек и выбросов солнечной плазмы. Полностью не объяснено, какая природа и причина солнечного цикла. Каждые 11 лет число пятен на диске Солнца увеличивается от почти нулевых значений до 100, а  к началу следующего цикла их показатели вновь уменьшаются до нуля.

«Тайная Доктрина» содержит о Солнце информацию, которая могла бы объяснить существующие загадки светила.

«Мы утверждаем, что оно (Солнце) развивает лишь жизненный принцип, Душу этих тел (планет и комет), давая и получая его обратно в нашей маленькой Солнечной Системе, так же как «Мировой Жизне-Датель»… в Беспредельности и Вечности; что Солнечная Система есть Микрокосм Единого Макрокосма, так же как человек является таковым по сравнению с его собственным маленьким Солнечным Космосом» [2.Т.1(2).С.741-742].

По утверждению Елены Петровны «Солнце есть сердце Солнечного Мира (Системы), и его мозг скрыт за (видимым) Солнцем. Оттуда излучается ощущение в каждый нервный центр великого тела, и волны жизне-сущности плывут в каждую артерию и жилу… Планеты его члены и пульсы» [Т.1(2).С.672].

Высокая температура Солнечной короны может быть объяснена с учётом процессов взаимодействия нашего светила с другими космическими телами. Солнце не только отдаёт, но и «постоянно получает столько же, сколько выдает». Можно предположить наличие динамических процессов взаимодействия Солнца с внешними энергоинформационными потоками, приходящими, возможно, не только из Солнечной Системы.

Известно, что параметры звёзд нашей Галактики, в том числе, и параметры Солнца, определяются особенностью сверхмассивного Центра Галактики, возможно, чёрной дыры. Мы можем предположить, что  все звёзды Галактики образуют единую энергоинформационную систему перераспределения и трансформации энергии, получаемой от Центра Галактики.

Интересными в этом отношении являются работы астрофизика Н.А. Козырева, который  предположил, что звезды – не просто «ядерные топки», отдающие энергию и постепенно выгорающие. Они представляют собой своеобразные перераспределители энергии во Вселенной, которые связывают ее в единое целое [3.С. 43–57].

Близкие выводы об организующей роли Солнца находим в «Тайной Доктрине»: «…Оккультная философия отрицает, что Солнце является шаром в состоянии горения, но просто определяет его, как мир, как светящуюся сферу, позади которой находится настоящее Солнце, и что видимое Солнце только отражение настоящего, его оболочка. …Таким образом, солнце in abscondito, будучи резервуаром энергии нашего маленького Космоса, самозарождает свой жизненный флюид, постоянно получая столько же, сколько выдает; видимое же Солнце есть лишь прорубленное окно в истинном солнечном чертоге и присутствии, и через которое, тем не менее, видна без искажения внутренняя работа.

Так, в течение манвантарного солнечного периода или жизни, происходит регулярная циркуляция жизненного флюида во всей нашей Системе, сердцем которой является Солнце – подобно кровообращению в человеческом теле» [2.Т. 1(2). С. 674].

Солнце является не только источником энергии для Солнечной Системы. Оно  также преобразователь и распределитель энергии, иерархический центр Системы, выдающий энергию планетам в необходимом для них количестве.

В свою очередь, оно не только производит энергию, но и получает её из более высоких иерархических источников. Вот как пишет об этом Е.И.Рерих в «Космологических записях»: «Космический Луч фокусируется в нашем Солнце. Причем Солнце трансмутирует все энергии, получаемые из сфер дальних, и передаёт их планетам нашей Солнечной Системы.

Солнце получает отработанные энергии планет, находящихся в нашей Солнечной Системе. Именно Солнце в свою очередь получает отработанные энергии от планет, уявляющихся на его притяжении, и трансмутирует их в своём Огненном Горниле и затем снова высылает их в свою Систему» [8. С.273].

«Тайная Доктрина» объясняет также и причину пятнообразовательного процесса на Солнце, и причину его ритмичности. «Так, в течение манвантарного солнечного периода или жизни, происходит регулярная циркуляция жизненного флюида во всей нашей Системе, сердцем которой является Солнце – подобно кровообращению в человеческом теле; Солнце, при каждом своем обороте, сокращается так же ритмично, как человеческое сердце. Только, вместо того, чтобы совершить круговое обращение в секунду или приблизительно, солнечная кровь требует десять своих лет для кругового оборота и целый год, чтобы пройти через полости сердца, прежде, нежели оно омоет легкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены Системы.

Этого наука не будет отрицать, ибо астрономия знает об установленном цикле одиннадцати лет, когда число солнечных пятен увеличивается, причем увеличение это обязано сокращению Солнечного Сердца… Феномен пятнообразования подобен правильной и здоровой пульсации сердца, когда жизненный флюид проходит через его полые мускулы. …Если бы возможно было сделать человеческое сердце светящимся и этот живой и пульсирующий орган мог бы быть видим так, чтобы отобразить его на экране… тогда каждый увидел бы, что феномены солнечных пятен повторяются каждую секунду, и что они обязаны своим происхождением сокращению и устремлению крови» [2.Т.1(2).  С. 674–675].

«Тайная Доктрина» объясняет появление и эволюцию Вселенной с позиции её одухотворения. Первопричиной всего есть «Единая, Однородная, Божественная  СУБСТАНЦИЯ-ПРИНЦИП, Единая Начальная Причина». Вселенная есть периодическое проявление этой неизвестной «Абсолютной Сущности». «Космос руководим, контролирован и одушевляем почти бесконечными сериями Иерархий, сознательных  Существ» [2.Т.1(1).С.340,342]. Если не принимать этот важнейший космогонический принцип, то многие природные явления так никогда и не смогут быть верно объяснены наукой. «Наука пропитана метафизическими понятиями, – писала Елена Петровна, –  но учёные не хотят допустить этого и отчаянно борются, чтобы возложить атомно-механистическую личину на чисто невещественные законы Природы на нашем плане, отказываясь допустить их субстанциональность даже на других планах, самое существование которых они отвергают a priori[2.Т.1(2).С.678].

Елена Петровна в «Тайной Доктрине» не подаёт новое знание, а приоткрывает «Мудрость Веков», накопленную многими тысячами поколений Адептов. Священные знания в течение многих тысячелетий хранились Великими Посвящёнными. Правило Посвящения гласило «Это есть тайна, дающая смерть. Сомкни уста твои из опасения, чтобы не выдать её невежде; сожги мозг твой из опасения, чтобы что либо не вырвалось из него и не проникло наружу». В XIX веке наступили сроки раскрытия тайны. Е.П.Блаватская понимая, что «… это приносит, в каждом случае, моральную смерть выявляющим на свет эти старые, старые истины». Добровольно выполнила миссию раскрытия тайны, так как осознавала, «что это даёт жизнь и возрождение тем, кто способны воспользоваться даже тем малым, что сейчас разоблачается для них» [2.Т.1(1). С.368-369].

Человечество в своем развитии подчиняется определённым космическим законам. Космическое научное мировоззрение, рассматривающее человечество как часть энергоинформационной системы Космоса,  начало активно развиваться с начала XX в.  Его основы заложены в работах К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, П.А.Флоренского и др. Методология космического мышления, соответствующая этому мировоззрению, подробно разработана в Живой Этике – философии космической реальности, трудах и наследии семьи Рерихов.  «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской в  XIX веке закладывала основы того знания, которое в полной мере начнёт оформляться XX — XXI вв. и даст возможность человечеству осознать свою истинную роль во Вселенной.

Мы стоим на пороге удивительных открытий, которые уже совершаются, стирая, казалось, непреодолимую грань, отделяющую материю и дух. И, познавая новые грани Мироздания, мы  обнаруживаем, что мир устроен удивительно гармонично и целесообразно. Нет в нём противоречий между «субъективным прообразом» и «объективным образом», а непреодолимая  граница между духовным и материальным существует лишь только в нашем сознании. «Материя, в конце концов, не более, нежели последовательность наших собственных состояний сознания, а Дух – представление психической интуиции» [2.Т.1(2). С.675]. Мы начинаем понимать, что проблема познания заключается в умении каждого человека вместить в личное сознание те  знания о Вселенной, которые уже есть в копилке просвещённого человечества. И тогда «отходит на задний план факт животоподобного нашего рождения и на первый план выходит факт второго  – духовного рождения, приобщения к общей жизни человечества, выраженной в слове и поступке» [1.С.253 ].

Литература.

  1. Аксёнов Г. П. Вернадский. М.: Мол. гвардия, 2001. — (Жизнь замечат. людей; Сер. Биогр.; Вып. 800).
  2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. I-II. М.: «СИРИНЪ», 1993.
  3. Борисова Л.Б., Рабунский Д.Д. О чем рассказали звезды // Физические модели мира. Наука об энергетической сути Мироздания. Сборник статей по материалам международной общественно-практической конференции «Современное состояние культуры и проблемы духовно-нравственного воспитания человека». Брест, 1998.
  4. Жиляев Б. Трудные вопросы астрономии. Домирное бытие //Вселенная, пространство, время // Международный научно-популярный журнал №2(80) 2011. С. 5-9.
  5. Новосядлый Б. Ускоренное расширение Вселенной: тёмная энергия или гравитация из других измерений /Вселенная, пространство, время // Международный научно-популярный журнал №8(86) 2011. С. 26-31.
  6. Новосядлый Б. Ускоренное расширение Вселенной: тёмная энергия или гравитация из других измерений /Вселенная, пространство, время // Международный научно-популярный журнал ВПВ№9(87) 2011.С.4-10.
  7. Осипов С. Тайны Солнца / Вселенная Пространство Время // Международный научно-популярный журнал №9(87)2011. С.16-20.
  8. Рерих Е.И. У Порога Нового Мира // Космологические записи. – 2-е издание. – М.: МЦР, 2007.
  9. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк,2011. С. 236.
  10. http://lib.icr.su/node/1280.

Источник

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Aгни Йога Топ сайт