Картина Н.К. Рериха «Матерь Мира».

25.05.2012 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул.Марата, д.72) в рамках Лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР состоялась одиннадцатая лекция из цикла «Знамена Востока». Тема: «Серия картин Н.К.Рериха «Знамена Востока». «Матерь Мира. Картина Н.К. Рериха «Матерь Мира». 1924 г.». Лекцию с видео-презентацией представила член СПб отделения МЦР Корчемкина Е.Е.

 

В 1924 г. Николай Константинович Рерих создаёт несколько вариантов картины «Матерь Мира». Одну из них художник включает в серию «Знамена Востока». Картина «Матерь Мира» становится одним из Знамен Востока, которые оповещают наступление Новой Эпохи, несут человечеству знания и опыт святых и подвижников. На протяжении развития человечества различные народы по-разному отражали своё понимание Женского Божества. Это восприятие соответствовало уровню их сознания и развития, состоянию культуры и знания в конкретную историческую эпоху. Праматерь всех народов, Все-матерь всего живого. Так можно назвать этот образ, рожденный импульсом вселенской жизни. На лекции в форме видео-презентации был представлен обзор некоторых сохранившихся до наших дней образов Высокого Женского Начала в культурах различных народов мира.

 

Именно женщине – представителю Женского Начала на нашей планете, предстоит милосердием и любовью сердца объединить человечество в Новой Эпохе и повести его в будущее. Мысль новой эпохи должна быть направлена на развитие сознания человека, рост его духовного понимания жизни и духовного творчества. Елена Ивановна Рерих, мыслитель и философ-космист XX века писала: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!».

 

Смысл всей серии «Знамена Востока» концентрируется в символах полотна «Матери Мира». Общемировая ценность духовных достижений святых, подвижников на уровне интуитивном ощущается человеком при внимательном рассмотрении картин этой серии. На лекции был дан анализ некоторых символов, сопровождавших изображение высокого Женского Начала в культурах разных народов; показана их трактовка в некоторых картинах Н.К.Рериха, посвященных Женскому Началу и Женским Божествам разных народов. «Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Благостной Дуккар, Иштар, Гуаньинь, Мириам, Белой Тары, Радж-Ражесвари, Ниука – все эти великие образы, все эти жертвовательницы. Каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех…» – писал Н.К.Рерих.

 

Н.К.Рерих, используя известные символы Женского Божества, переосмысливает их творчески и раскрывает в картине «Матерь Мира» их новые грани, оттенки и смыслы, которые не только позволяют более полно понять значение символики при изображении исторических женских божеств, но и осознать новые знания, заложенные в картине «Матерь Мира». Великий художник средствами искусства позволяет зрителю вместить образы и идеи, столь необходимые в наступающую эпоху преображения человеческого сознания – в Эпоху Матери Мира. Картина «Матерь Мира» по глубине внутреннего содержания может считаться центром всей Серии «Знамена Востока».

 

Музеи России

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x