Встреча в Кременчуге, посвященная 560-летию Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.).

В истории перечисляются разнообразные, удивительные труды Леонардо да Винчи по всех областях жизни. Он оставил поразительные математические записи, исследовал природу воздухоплавания, погружался в медицинские соображения. Он изобретал музыкальные инструменты, изучал химию красок, любил чудеса естественной истории. Он украшал города великолепными зданиями, дворцами, школами, книгохранилищами; строил обширные казармы для войск; вырыл гавань, лучшую на всем западном берегу Адриатического моря, и строил великие каналы; закладывал могущественные крепости; сооружал боевые машины; рисовал военные картины… Велико разнообразие!

Но после всего замечательного Леонардо в представлении мира остался художником, великим художником. Это ли не победа творчества?!

Н.К.Рерих.

14 июня в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества прошла встреча, посвященная 560-летию со дня рождения Леонардо да Винчи – великого художника, гениального ученого, величайшего гуманиста своей эпохи.

Современники называли его «универсальным человеком». Уже тогда было ясно, что всё сделанное им в духовной и общественной жизни эпохи уникально и необычно.

Леонардо да Винчи интересовало все: человек, искусство, наука, взаимосвязи творческого и научного. Его биография может вдохновить абсолютно любого человека. Титаническая личность, намного опередившая свою эпоху невероятными техническими открытиями. В нем соединились многие таланты и поразительные дарования.
«Леонардо да Винчи – человек-вселенная» с таким докладом выступила перед слушателями встречи сотрудница Кременчугского Рериховского общества Медведенко И.А.

Великий математик, механик и инженер, выдающийся астроном и космограф, геолог и ботаник, анатом и лингвист, лексикограф и поэт, новеллист и писатель-реалист, дальновидный мыслитель, вносивший гуманистические критерии во всё, что составляло пространство его творчества – вот каким предстает перед нами Леонардо да Винчи. Только специалисты знают, как велик был вклад Леонардо в различные области наук. Но даже специалисты не всегда хорошо знают, сколько сделал Леонардо, чтобы заставить технику, вооруженную наукой, прийти на помощь человеку. Он много времени посвящал изучению физики, из всех разделов которой его более всего привлекала механика. Все его открытия были основаны на бесконечных опытах и тонкой интуиции ученого, работе его аналитического ума и способности систематизировать полученные экспериментальным путем результаты. В рукописях ученого можно найти описания многих устройств, которые поражают не столько специфическими принципами функционирования, сколько оригинальностью предназначения или самим внешним видом.

Полет его творческой мысли был неудержим. Так, работая над летательным аппаратом и не видя ещё конца своим опытам, он уже спешит сделать полёты в будущем безопасными для человека и пытается создать парашют. Гидротехнические сооружения и попытки механизировать процесс текстильного производства содержат в себе стремление сделать жизнь и труд более легкими для человека: он изобретает машины для прядения, крутки шёлка, стрижки шерсти. Его интересуют вопросы гидротехнических сооружений, и он размышляет о регулировании орошения, о создании каналов, плотин и шлюзов.

Техническую осуществимость его проектов подтвердила история: века спустя инженеры часто шли по его пути, прокладывая каналы именно в тех места, где их задумал Леонардо. От нашей планеты мысль великого гения обращается ко Вселенной, к взаимосвязи планеты, человека и Вселенной.

« Земля не находится в центре мира, как думали в средние века; одни и те же физические законы царят на Земле и за её пределами».

«Чувства принадлежат земле. Разум вне чувств, когда созерцает». «Как Птолемей описывал мир в своей космографии, так я описываю человеческое тело, эту малую вселенную – мир в мире. Ты должен знать, что человек – это слепок мира».

«Земля поит растения влагой, небо – росой, а Солнце даёт им душу».

Леонардо полагал, что движение души проявляется в пластике растений, а вместе с животными и человеком они сплетены в единую чувственную ткань природы, что тело человека едино со всей чувственной тканью Земли. Душа человека, его внутренний мир – самостоятельная Вселенная, мир в мире.

Ученик Леонардо да Винчи Франческо Мельци с глубокой искренностью написал: «Не во власти природы сотворить другого такого человека». Леонардо да Винчи – это человек-вселенная.

Сотрудники Кременчугского Рериховского общества продолжили знакомить гостей встречи с творчеством великого гения Ренессанса.

В.В.Зиновьева поделилась своими впечатлениями от созерцания в Лувре самого известного произведения Леонардо да Винчи – картины «Мона Лиза». Она рассказала, как преображаются посетители Лувра, стоя перед этой прекрасной картиной, как завораживает взгляд Моны Лизы, и кажется, что она смотрит прямо в твою душу и ведет с тобой беззвучный разговор. И от этого беззвучного общения ты внутренне преображаешься, тебе хочется стать достойным созерцания этой красоты. В заключении своего рассказа В.В.Зиновьева привела слова С.Н.Рериха об этой картине:

«…Рядом с этой картиной окружающие ее прекрасные полотна меркнут и теряют свое очарование. Рафаэль, Тициан, Перуджино — здесь они кажутся лишь достойным обрамлением, достойными спутниками этого непревзойденного шедевра. Но разве они не из той же эпохи? Разве их создатели не восхищались этой великой картиной?

Рафаэль, этот бессмертный гений, этот превосходный рисовальщик, был страстным поклонником «Моны Лизы» Леонардо и даже, вдохновленный этим шедевром, оставил нам свой набросок этой картины. Висящая в Лувре, в окружении двух прекрасных полотен Рафаэля и Перуджино, «Мона Лиза» — великий центр притяжения для его посетителей со всего мира.»

…Картину невозможно описать словами: чем дольше вы смотрите на нее, тем все более усиливается ее воздействие на вас, и вы начинаете чувствовать то удивительное очарование, которое покоряло стольких людей на протяжении веков. …Будучи высшей точкой, вершиной творчества Леонардо, это полотно является как бы кристаллизацией его гения, его сокровенных мыслей и вдохновения.

…Моне Лизе было дано пробудить в Леонардо такое вдохновение, что он создал одно из прекраснейших сокровищ мира. Бессмертный ореол, окружающий все творения этого величайшего гения, подтверждают его собственные слова: «Если человек добродетелен, не прогоняйте, а почитайте его, чтобы у него не было причин оставить вас. Если вы встретитесь с такими людьми — почитайте их, так как они Боги на этой Земле и достойны такого же поклонения, как священные статуи и образы».

Наследие Леонардо интересно не только с научной, исторической и художественной точек зрения, но и литературной. Леонардо любил сочинять притчи. Так в аллегорической форме он выражал свои сокровенные мысли о жизни, которые были интересны и поучительны.

«Однажды капля воды задумала подняться к небу. При помощи огня она взлетела тонким паром, но достигнув высоты, встретила холодный воздух. И сжалась, отяжелела, и гордость её превратилась в ужас. Капля упала дождём. Сухая земля выпила её. И долго вода, заключённая в подземной темнице, должна была каяться в грехе своём».

Леонардо сравнивал себя с гордой каплей. Его неудержимо влекло неизведанное. С притчами Леонардо да Винчи «Великодушие», «Лживый свет», «Глупый кедр», «Счастье смирения» познакомила слушателей сотрудница общества М.Данилевская.

В завершении встречи все присутствующие посмотрели наполненный прекрасными мыслями, образами, музыкой видеофильм «Мир Леонардо да Винчи»

Е.В. Митюкова
Сайт Кременчугского Рериховского Общества

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x