И. Котенко. Обращаясь к прошлому, он создавал настоящее.

К 110-летию Ю.К. РерихаВ Москве в Международном Центре Рерихов состоялась Международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха». Мероприятие организовал Международный Центр Рерихов при поддержке Информационного центра ООН в Москве. Конференция привлекла большое внимание научного сообщества. В ее работе приняли участие более 400 представителей различных регионов России, Беларуси, Украины, Болгарии, Кыргызстана, Латвии, Эстонии, Монголии, Индии, Чехии, Германии, Австрии, Италии, Франции, в том числе – свыше 100 ученых.

Выдающийся русский востоковед и лингвист Юрий Николаевич Рерих (1902 – 1960) был единственным из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину и поработать на благо «Страны Лучшей» (так называла Россию мать ученого Елена Ивановна Рерих), хотя отпущено ему было не так уж много…

Как известно, из членов замечательной семьи Рерихов заметный след в истории науки оставил Юрий Рерих, старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны, (в отличие от своего младшего брата – Святослава, который стал, как и отец, всемирно известным художником). С раннего детства Юрий проявлял особый интерес к двум вещам: к археологии и оловянным солдатикам.

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в семейном поместье, в селе Окуловка Новгородской губернии. Свои первые археологические изыскания маленький Юрий начал проводить там же. А интерес к военному делу, в частности, к искусству стратегии, как полагала Елена Рерих, передался её сыну от татарских предков по отцовской линии. От них же мужская часть семьи Рерихов унаследовала выразительные скулы и характерный разрез глаз. Может быть, так же и этот факт, помимо прекрасного владения восточными языками и военным делом, впоследствии помог им так уверенно чувствовать себя в Центральной Азии, где Рерихи провели большую часть жизни.

В Санкт-Петербурге Юрий окончил знаменитую частную гимназию К.И.Мая, в которой к каждому ученику применялся индивидуальный подход. Здесь заметили и поощряли увлечение Юрия историей Древнего Востока, особенно – Древнего Египта. После переезда семьи в Лондон в 1919 году интерес к восточной культуре у молодого человека не пропал, и он поступил в Школу восточных языков при Лондонском университете на индоиранское отделение, а потом продолжил образование в Гарварде, углублённо изучая индийскую филологию. Уже в 20 лет Юрий Николаевич в совершенстве владел основными европейскими языками, а также санскритом, классическим китайским и хинди. В течение всей жизни он не переставал пополнять свои лингвистические познания и в итоге мог говорить на тридцати языках, среди которых были редчайшие диалекты монгольского и тибетского языков.

Рерихи бывали во многих странах мира – в Финляндии, Англии, США, Франции, Индии… Но всегда они считали первой своей родиной Россию, а второй – Индию. Неординарная предрасположенность к языкам в полной мере раскрылась у Юрия Рериха во время Центрально-Азиатской экспедиции в 1924-1928 гг., которая стала истинным прорывом в изучении Тибета и Гималаев. За время этой экспедиции Рерихи сделали огромное количество важнейших открытий, значение которых до конца не оценено и сегодня.

Этот долгий и трудный экспедиционный путь по Центральной Азии мог бы и не состояться, если бы Юрий Рериха полностью не взял на себя обеспечение безопасности экспедиции, где под его личной ответственностью были более ста человек, оборудование, вьючные животные. Интерес к военному делу и стратегии, а также, знание диалектов позволили экспедиции двигаться по территориям кочевников, которые отнюдь не всегда встречали непрошенных гостей добросердечно. Рискуя жизнью, Юрий Рерих первым выходил к ним, чтобы начать мирный диалог. Когда он начинал говорить с местными жителями на родном языке, это их настолько поражало, что воинственные кочевники становились добрыми друзьями Рерихов. Более того, племя тут же выбирало наиболее опытных проводников для сопровождения путешественников. Показательной в этом смысле была встреча экспедиции с голоками на северо-востоке Тибета, которым впоследствии Ю.Н.Рерих посвятил эссе, впервые поведав миру подробности жизни этого доселе закрытого племени. Рерих стал первым европейцем, сумевшим завоевать доверие этих, достаточно агрессивных кочевников.

1930-1950-е годы стали важным этапом в познании и изучении Азии и Востока учёными из Европы и США. Сама история показала, что без понимания философских, религиозных и исторических корней древних цивилизаций невозможно составить полную картину мира. В этот период работы Юрия Рериха были востребованы во всех развитых странах, кроме России.

В своих самых известных научных трудах Юрий Николаевич доказывал, что древнейшая связь между Востоком и Западом складывалась столетиями, и не замечать или насильственно разрывать этот культурно-духовное взаимопроникновение преступно. «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности, считал он. – Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее».

Исследование жизни кочевых племён настолько захватывало этого выдающегося русского ученого, что он стал основателем новой науки – номадистики, или кочевниковедения.

В 1959 году в Москве состоялась встреча Юрия Николаевича со Львом Гумилёвым. Они говорили о евразийстве и кочевниковедении, о науке в СССР. Их взгляды во многом совпадали. Основным постулатом их научной позиции было противление слепому подражательству Западу с его техногенной и политической экспансией. Особо возмущал Юрия Рериха распространившийся с середины 19 века принцип «превосходства» одной расы над другой. Этот принцип наиболее ёмко и наукообразно сформулировал в своей известной работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж.А.Гобино, который положил начало расовой историософии.

Когда Рерихи поселились в долине Кулу, которая располагается в индийском штате Химачал-Прадеш, по инициативе Николая Рериха в 1928 году был основан уникальный Гималайский институт научных исследований «Урусвати», директором которого стал Юрий Рерих. Институт состоял из трех отделов – археологического, медицинского, отдела естественных наук, а также музея для хранения экспедиционных находок. Институт сотрудничал с университетами мира, крупными учеными – Эйнштейном, Вавиловым, Милликеном. С началом Второй мировой войны работа в институте была приостановлена.

В 1947 году, после ухода из жизни Николая Рериха, Юрий Николаевич вместе с Еленой Ивановной переехал в Дели, а позже – в Калимпонг. Здесь он руководил индо-тибетским семинарием и заведовал курсами китайского и тибетского языков. За свои выдающиеся заслуги в области изучения языка, литературы, истории, археологии и этнографии Центральной и Южной Азии Ю.Н.Рерих был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, американского Археологического и Этнографического обществ и многих других. Но вот признания на исторической Родине Юрий Николаевич в должной степени так и не получил…

Юрий Рерих вернулся в Россию в 1957 году. Он был зачислен в штат Института востоковедения АН СССР старшим научным сотрудником сектора истории философии и религии отдела Индии и Пакистана. Через год ему была присвоена степень доктора филологических наук. О его трудоспособности ходили легенды. Казалось, что этот человек совсем не тратил время на сон, еду, отдых… Секрет сына в своё время раскрыла Елена Ивановна: «Юрий работает за троих, только при его замечательной систематичности, унаследованной от отца, можно столько успевать!». За неполные три года, проведённые в СССР, Ю. Рерих создал школу тибетологии, которая была практически уничтожена во время сталинских репрессий, заложил основу номадистики, руководил всеми тибетологическими работами в нашей стране. Ещё он успел возобновить издание серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре “Bibliotheca Buddhica”, а также впервые в СССР начал преподавание ведийского языка, который является предтечей классического санскрита. Делом своей жизни Юрий Рерих считал составление тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями, который, к сожалению, был выпущен уже после кончины великого учёного.

Юрия Николаевича не стало 21 мая 1960 года. Его ученик – историк А.Н. Зелинский написал: «Звезда Юрия Николаевича Рериха по своему блеску и значению для России соизмерима со звездой его великого отца — всемирно известного художника Н.К.Рериха. Он останется в истории одним из последних евразийцев, сверкнувших в небе нашей степной многонациональной культуры».

Наследие семьи Рерихов бережно хранится в московском Центре-Музее имени Н.К.Рериха. В октябре, в честь 110-летия Ю.Н. Рериха в музее открылся новый, посвященный ему зал.

Ирина Котенко,

член Союза Журналистов России
Русский век

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x