И. Котенко. Обращаясь к прошлому, он создавал настоящее.

К 110-летию Ю.К. РерихаВ Москве в Международном Центре Рерихов состоялась Международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха». Мероприятие организовал Международный Центр Рерихов при поддержке Информационного центра ООН в Москве. Конференция привлекла большое внимание научного сообщества. В ее работе приняли участие более 400 представителей различных регионов России, Беларуси, Украины, Болгарии, Кыргызстана, Латвии, Эстонии, Монголии, Индии, Чехии, Германии, Австрии, Италии, Франции, в том числе — свыше 100 ученых.

Выдающийся русский востоковед и лингвист Юрий Николаевич Рерих (1902 – 1960) был единственным из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину и поработать на благо «Страны Лучшей» (так называла Россию мать ученого Елена Ивановна Рерих), хотя отпущено ему было не так уж много…

Как известно, из членов замечательной семьи Рерихов заметный след в истории науки оставил Юрий Рерих, старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны, (в отличие от своего младшего брата – Святослава, который стал, как и отец, всемирно известным художником). С раннего детства Юрий проявлял особый интерес к двум вещам: к археологии и оловянным солдатикам.

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в семейном поместье, в селе Окуловка Новгородской губернии. Свои первые археологические изыскания маленький Юрий начал проводить там же. А интерес к военному делу, в частности, к искусству стратегии, как полагала Елена Рерих, передался её сыну от татарских предков по отцовской линии. От них же мужская часть семьи Рерихов унаследовала выразительные скулы и характерный разрез глаз. Может быть, так же и этот факт, помимо прекрасного владения восточными языками и военным делом, впоследствии помог им так уверенно чувствовать себя в Центральной Азии, где Рерихи провели большую часть жизни.

В Санкт-Петербурге Юрий окончил знаменитую частную гимназию К.И.Мая, в которой к каждому ученику применялся индивидуальный подход. Здесь заметили и поощряли увлечение Юрия историей Древнего Востока, особенно — Древнего Египта. После переезда семьи в Лондон в 1919 году интерес к восточной культуре у молодого человека не пропал, и он поступил в Школу восточных языков при Лондонском университете на индоиранское отделение, а потом продолжил образование в Гарварде, углублённо изучая индийскую филологию. Уже в 20 лет Юрий Николаевич в совершенстве владел основными европейскими языками, а также санскритом, классическим китайским и хинди. В течение всей жизни он не переставал пополнять свои лингвистические познания и в итоге мог говорить на тридцати языках, среди которых были редчайшие диалекты монгольского и тибетского языков.

Рерихи бывали во многих странах мира — в Финляндии, Англии, США, Франции, Индии… Но всегда они считали первой своей родиной Россию, а второй – Индию. Неординарная предрасположенность к языкам в полной мере раскрылась у Юрия Рериха во время Центрально-Азиатской экспедиции в 1924-1928 гг., которая стала истинным прорывом в изучении Тибета и Гималаев. За время этой экспедиции Рерихи сделали огромное количество важнейших открытий, значение которых до конца не оценено и сегодня.

Этот долгий и трудный экспедиционный путь по Центральной Азии мог бы и не состояться, если бы Юрий Рериха полностью не взял на себя обеспечение безопасности экспедиции, где под его личной ответственностью были более ста человек, оборудование, вьючные животные. Интерес к военному делу и стратегии, а также, знание диалектов позволили экспедиции двигаться по территориям кочевников, которые отнюдь не всегда встречали непрошенных гостей добросердечно. Рискуя жизнью, Юрий Рерих первым выходил к ним, чтобы начать мирный диалог. Когда он начинал говорить с местными жителями на родном языке, это их настолько поражало, что воинственные кочевники становились добрыми друзьями Рерихов. Более того, племя тут же выбирало наиболее опытных проводников для сопровождения путешественников. Показательной в этом смысле была встреча экспедиции с голоками на северо-востоке Тибета, которым впоследствии Ю.Н.Рерих посвятил эссе, впервые поведав миру подробности жизни этого доселе закрытого племени. Рерих стал первым европейцем, сумевшим завоевать доверие этих, достаточно агрессивных кочевников.

1930-1950-е годы стали важным этапом в познании и изучении Азии и Востока учёными из Европы и США. Сама история показала, что без понимания философских, религиозных и исторических корней древних цивилизаций невозможно составить полную картину мира. В этот период работы Юрия Рериха были востребованы во всех развитых странах, кроме России.

В своих самых известных научных трудах Юрий Николаевич доказывал, что древнейшая связь между Востоком и Западом складывалась столетиями, и не замечать или насильственно разрывать этот культурно-духовное взаимопроникновение преступно. «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности, считал он. — Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее».

Исследование жизни кочевых племён настолько захватывало этого выдающегося русского ученого, что он стал основателем новой науки – номадистики, или кочевниковедения.

В 1959 году в Москве состоялась встреча Юрия Николаевича со Львом Гумилёвым. Они говорили о евразийстве и кочевниковедении, о науке в СССР. Их взгляды во многом совпадали. Основным постулатом их научной позиции было противление слепому подражательству Западу с его техногенной и политической экспансией. Особо возмущал Юрия Рериха распространившийся с середины 19 века принцип «превосходства» одной расы над другой. Этот принцип наиболее ёмко и наукообразно сформулировал в своей известной работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж.А.Гобино, который положил начало расовой историософии.

Когда Рерихи поселились в долине Кулу, которая располагается в индийском штате Химачал-Прадеш, по инициативе Николая Рериха в 1928 году был основан уникальный Гималайский институт научных исследований «Урусвати», директором которого стал Юрий Рерих. Институт состоял из трех отделов – археологического, медицинского, отдела естественных наук, а также музея для хранения экспедиционных находок. Институт сотрудничал с университетами мира, крупными учеными – Эйнштейном, Вавиловым, Милликеном. С началом Второй мировой войны работа в институте была приостановлена.

В 1947 году, после ухода из жизни Николая Рериха, Юрий Николаевич вместе с Еленой Ивановной переехал в Дели, а позже — в Калимпонг. Здесь он руководил индо-тибетским семинарием и заведовал курсами китайского и тибетского языков. За свои выдающиеся заслуги в области изучения языка, литературы, истории, археологии и этнографии Центральной и Южной Азии Ю.Н.Рерих был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, американского Археологического и Этнографического обществ и многих других. Но вот признания на исторической Родине Юрий Николаевич в должной степени так и не получил…

Юрий Рерих вернулся в Россию в 1957 году. Он был зачислен в штат Института востоковедения АН СССР старшим научным сотрудником сектора истории философии и религии отдела Индии и Пакистана. Через год ему была присвоена степень доктора филологических наук. О его трудоспособности ходили легенды. Казалось, что этот человек совсем не тратил время на сон, еду, отдых… Секрет сына в своё время раскрыла Елена Ивановна: «Юрий работает за троих, только при его замечательной систематичности, унаследованной от отца, можно столько успевать!». За неполные три года, проведённые в СССР, Ю. Рерих создал школу тибетологии, которая была практически уничтожена во время сталинских репрессий, заложил основу номадистики, руководил всеми тибетологическими работами в нашей стране. Ещё он успел возобновить издание серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре «Bibliotheca Buddhica», а также впервые в СССР начал преподавание ведийского языка, который является предтечей классического санскрита. Делом своей жизни Юрий Рерих считал составление тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями, который, к сожалению, был выпущен уже после кончины великого учёного.

Юрия Николаевича не стало 21 мая 1960 года. Его ученик — историк А.Н. Зелинский написал: «Звезда Юрия Николаевича Рериха по своему блеску и значению для России соизмерима со звездой его великого отца — всемирно известного художника Н.К.Рериха. Он останется в истории одним из последних евразийцев, сверкнувших в небе нашей степной многонациональной культуры».

Наследие семьи Рерихов бережно хранится в московском Центре-Музее имени Н.К.Рериха. В октябре, в честь 110-летия Ю.Н. Рериха в музее открылся новый, посвященный ему зал.

Ирина Котенко,

член Союза Журналистов России
Русский век

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика