Л.В. Кудряшова.Наша культура нуждается в меценатах!

Некогда единое культурное пространство Советского Союза имеет сейчас географические границы, но они не способны разорвать единство многовековых культурных связей. Сегодня Украину и Россию многое объединяет, в том числе и проблемы в области культуры, сохранения национального достояния. Даже на правительственном уровне их иногда решают сообща: спасли же общими усилиями Дом — музей М.А.Волошина в Коктебеле, Дом-музей А.П.Чехова в Ялте. Меценатство и создание условий для его стимулирования с точки зрения работников культуры – вопрос государственного значения, который требует неотложного решения. Но, видимо государственные мужи придерживаются иного мнения.

6 декабря 1997г. На Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, которая состоялась в культурной столице России, было принято Постановление о модельном законе «О меценатстве и благотворительной деятельности». Согласно постановлению указанный модельный закон был направлен в парламенты государств-участников СНГ для использования при разработке национального законодательства. С тех пор этот нужный закон ждет своей очереди в Государственной Думе РФ, в Верховной Раде Украины и в других законотворческих инстанциях стран Содружества.

В Украине он встречает жесткое противодействие со стороны Министерства финансов и Государственной налоговой инспекции. Их позицию можно понять. По самым скромным предварительным подсчетам потери поступлений в госбюджет могут составить более 70 млрд. гривен в год, сумма внушительная. Но чиновники не подсчитали, сколько средств может поступить на сохранение культурных ценностей, являющихся главным капиталом любой нации. Например, в США пожертвования покрываю 70% всей необходимой суммы затрат на содержание культуры, а это более 300 млрд. долларов ежегодно, причем эта сумма не облагается налогом. У нас же эта статья финансируется, неизменно, по остаточному принципу, причем 25% от пожертвованной суммы нужно отдать государству в виде налога, 25% должен отдать получатель. Есть вариант, когда государство получает 75% от пожертвований, например, если у частного лица меценат покупает ценное произведение искусства и передает его в дар музею, то заплатить налог (25% от суммы) должны все участники процесса: частое лицо, меценат и музей. В результате мы имеем нуждающиеся в капитальных вложениях объекты культурного наследия и почти полное отсутствие ценных даров в музейный фонд (кстати, государственный). В России тоже до сих пор не принят федеральный закон № 97803567-2 «О меценатах и меценатстве», но существует уже достаточно долго в виде проекта.

Иначе обстоит дело в странах Западной Европы, США, где меценатам предоставлены значительные налоговые льготы. Государству выгодна такая позиция. Сравнивая состояние музеев и объектов культурного наследия в Америке, Евросоюзе и в странах СНГ несложно понять, что выигрывают при поддержке меценатства все: государство, общество, многочисленные туристы, а, главное, мировая Культура. В Венгрии разрешено направлять предпринимателям до 70% прибыли на поддержку культуры, в Греции до 30%, в Германии до 33,2%. Во всех развитых странах институт меценатства постоянно поддерживается и неизменно развивается. Быть меценатом почетно и при этом степень уважения не зависит от перечисленной суммы. В Швеции ежегодно проходит церемония «Меценат года», в Канаде память меценатов увековечивают, даже если потраченная ими сумма незначительна (памятные доски, почетные списки и т.д Посильный вклад могут сделать все граждане. Например: американцы могут принять в свою семью школьников из другого государства, которые приехали изучать английский язык; немцы принимали в конце 80-х пострадавших в Чернобыльской катастрофе украинцев; французы приглашают иностранцев на дружеский ужин, дабы у гостей сложилось хорошее впечатление о стране и т.д.

Говоря о меценатах, неизменно, вспоминаешь всемирно известные музеи, библиотеки, театры. Меценатство и Культура – понятия, которые неразрывно связаны с лучшими страницами истории человечества. Вспомним лишь некоторые из них. Знаменитый Британский музей и Лондонский музей естествознания обязаны своим существованием Гансу Слоуну, подарившему английской нации свою уникальную коллекцию. Венгерский национальный музей и Государственную библиотеку, создал в 1802г. граф Ференц Сечени. Италия по праву гордится Пинакотекой Амброзиана, основанной меценатом Федерико Барромео в 1618г. Соединенные Штаты Америки в 1826г. получили более пяти миллионов долларов золотом от англичанина Джеймса Смитсона, который завещал создать на Новой земле «учреждение, способствующее приумножению знаний и их распространению среди людей». Сегодня Смитсоновский институт объединяет 17 музеев и галерей с собранием, насчитывающим более 143 млн. экспонатов…

В России меценатство активно развивалось до 1917г. Достаточго вспомнить ГМИИ им. А.С.Пушкина, в создание которого Ю.И.Нечаев-Мальцев вложил более 2-х млн. рублей золотом, внесли свою лепту и московские меценаты П.М.Третьяков, К.Т.Солдатенков, Н.С.Мосолов, П.И.Харитоненко и другие. Через некоторое время после того как украинским «сахарным королям» чиновники царской России ослабили налоговый гнет, в Киеве появился Политехнический университет, Музей русского искусства, созданный на основе коллекции Н.А.Терещенко, Музей Богдана и Варвары Ханенко и т.д.

Конечно, странам, существующим на постсоветском пространстве сложно возродить институт меценатства, поскольку менталитет многих чиновников был сформирован в тоталитарном обществе, которое и уничтожило меценатство как явление. Как следствие, существующие проекты законов имеют один и тот же недостаток — жесткий контроль и управление меценатством со стороны различных государственных структур, что противоречит меценатству и культуре в целом, поскольку ими управлять невозможно без утраты их первоначальной сути. Можно только создавать условия для благоприятного развития меценатства.

Мы достигли середины 1-й четверти 21 века, пользуемся многими благами научно-технического прогресса, но не пользуемся в полной мере тем, что может нам дать культурное наследие, не осознаем его важность для дальнейшего развития. Культура, как и прежде, финансируется из госбюджета недостаточно, а, значит, остается надежда только на бескорыстную помощь тех, кто понимает значение культуры для развития общества, государства. т.е. на меценатов. Государство в свою очередь отвечает на их помощь непомерным налоговым гнетом, бесконечными проверками всевозможных инстанций, активной работой «желтой прессы», формирующей негативное общественное мнение о людях, тратящих деньги «на ветер», т.е. на культуру. Если кто-то сомневается в том, что дело обстоит именно так, пусть обратит внимание на ситуацию, которая разворачивается вокруг Музея им. Н.К.Рериха в Москве и мецената Б.И.Булочника, который более двадцати лет бескорыстно помогает этому общественному музею. На средства Бориса Ильича Булочника восстанавливается уникальный архитектурный ансамбль в центре Москвы, Усадьба Лопухиной, в которой разместился вышеупомянутый музей и Международный Центр Рерихов, пополняется коллекция музея, приобретается новейшее музейное оборудование, финансируются культурно-образовательные программы. Можно только порадоваться за музей, но не тут-то было. Всевозможные государственные структуры прикладывают все усилия к тому, чтобы у Бориса Ильича не было возможности вкладывать средства в сохранение отечественной культуры. И такая абсурдная ситуация складывается не только в Москве, ведь не случайно директор Государственного Русского музея В.А.Гусев в одном из интервью в сердцах сказал: «В нашей стране благотворительность вызывает подозрения».

Давайте вспомним в какомсостоянии находится большинство музеев на постсоветском пространстве: здание музея нуждается в ремонте, оборудование и инженерные сети на 80-100% изношены и морально устарели, коллекция нуждается в реставрации, культурно-образовательные программы проводятся на энтузиазме, государство финансирует (причем не всегда в полном объеме) только защищенные статьи (зарплата, охрана, коммунальные услуги), пополнение коллекций происходит благодаря таможенному конфискату и подаркам от современных художников. Возникает вопрос: кому мешает благополучно развивающийся, успешный музей в центре Москвы? Может быть тем кто не помнит о нуждах культуры, о музеях, которые принадлежат даже не нам, а грядущим поколениям, тем, кому удобно, чтобы происходило культурное и духовное обнищание нации, ведь примитивным народом с примитивными потребностями легче управлять. Для большинства музеев помощь, которую оказывает Б.И.Булочник не просто помощь, а спасение. О таком покровительстве для музея можно только мечтать!

Государство пытается создать благоприятные условия инвесторам, вкладывающими средства в развитие производства, аграрного сектора … Когда же у насбудут поддерживатьтех немногих, кто помогает сохранить национальное культурное достояние? 11 октября нынешнего года в Москве, участники международной научно-общественной конференции «110 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» приняли специальное обращение в защиту мецената МЦР Б.И.Булочника. Подробно с этим документом можно ознакомиться на сайте Международного Центра Рерихов. Приведу лишь несколько строк: «Реалии сегодняшней России таковы, что только при помощи истинного меценатства мы сможем сохранить нашу культуру. Действия, которые сегодня некоторые СМИ и силовые структуры применяют против Б.И.Булочника, свидетельствуют, что в России есть влиятельные силы, которые препятствуют этому процессу». Комментарии, как говорится, излишни. Уверена, что к этому обращению присоединятся не только музейщики России, Украины, Беларуси, других стран СНГ, но и все кому дороги судьбы культуры.

В I веке до Рождества Христова в Риме жил оратор, государственный деятель, друг и советник императора Августа. Таких как он в истории человечества было много, но время сохранило для нас его имя, имя, которое стало нарицательным. Произошло это только потому, что он покровительствовал Горацию, Вергилию, многим другим поэтам, художникам и искусству вообще. Звали его Гай Цильний Меценат.

Почти через столетие после его смерти поэт Марциал произнес: «Будь меценаты у нас – и Вергилии нашлись бы!» Перефразируя Марциала, хочется сказать: «Пусть будут такие люди как Б.И.Булочник, не мешайте им – ведь наша культура нуждается в меценатах!»

Директор Крымского республиканского учреждения «Симферопольский художественный музей», доктор философии, Заслуженный работник культуры Автономной республики Крым.

Л.В. Кудряшова.
Сайт Крымского отделения МЦР

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Aгни Йога Топ сайт