Благословенная Индия.

Посвящается 65-летию независимости Индии. Торжественная встреча, посвященная юбилейной дате независимости Индии, прошла 24 ноября в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества. «Индия всегда была, есть и будет страной сказочной и чудесной. – писал Н.К.Рерих в очерке «Лик Индии». – Неисчерпаемость возможностей индийских сказывается в ее нерешимых противоположностях, тех крайностях, которые высекают вечный созидательный огонь борений, исканий и достижений». «Огонь борений, исканий и достижений» проявленный в народе Индии, её выдающихся личностях, вывел страну из колониального рабства и привел в 1947 году к провозглашению независимости.
О связи Рерихов и Индии рассказала сотрудник Кременчугского Рериховского общества Митюкова Е.В. Она отметила, что тема Индии вошла в жизнь Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих еще с детских лет. П.Ф.Беликов в своем очерке «Николай Рерих и Индия» писал, что «… по словам самого Николая Константиновича, к духовной жизни Индии его приобщали Рамакришна, Вивекананда, Упанишады, «Бхагават-Гита» и произведения Тагора».

И.Ганди, Д.Неру, Р.Тагор – этим выдающимся личностям Н.К.Рерих неоднократно обращается в «Листах дневника» и посвящает целые очерки. Он называет Ганди – «совестью Индии», Джавахарлала Неру – «надеждой Индии». Их встреча произошла весной 1942 года в имении Рерихов в долине Кулу, куда Неру со своей дочерью Индирой приезжал по приглашению Святослава Николаевича. Л.В.Шапошникова в интервью «Семья Рерихов: жизнь и мифы» газете «Российская Федерация сегодня” № 21 (ноябрь) 2012 г. по этому поводу пишет «… Николай Константинович вспоминал, что разговор шел о возможности создания советско-индийского комитета или какой-либо иной организации, то есть об отношениях наших стран после обретения Индией независимости. В 2004 году делегация Международного центра Рерихов, который в ту пору возглавлял известный дипломат Юлий Воронцов, побывала в Индии. Премьер-министр Сингх пригласил нас к себе и во время беседы сказал, в частности, что именно Рерихи заложили культурный мост между Россией и Индией. Вот вам и отзвук тех бесед в Гималаях».

Джавахарлал Неру высоко ценил многостороннюю деятельность Н.К.Рериха в Индии. В декабре 1947г. на открытии посмертной выставки Н.К.Рериха в Дели он сказал: «Когда я думаю о Николае Рерихе, то поражаюсь размаху его деятельности и богатству творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и исследователь, он освещал многие аспекты человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно – тысячи картин, и каждая из них – замечательное произведение искусства. … Картины его проникнуты духом нашей истории, нашего мышления, нашего культурного наследия, они говорят нам так много не только о прошлом Индии, но и о чём-то постоянном и вечном, что мы все не можем не чувствовать себя в большом долгу перед Николаем Рерихом, который запечатлел этот дух в своих великолепных полотнах».
Индия горячо поддержала идею Пакта Рериха. В 1948г. Пакт был одобрен правительством свободной Индии, возглавляемым Джавахарлалом Неру.

После смерти Н.К.Рериха поддерживать связь с семьёй Неру продолжал Святослав Николаевич Рерих. В зале заседаний Индийского парламента находятся портреты Джавахарлала Неру, Сарвапалли Радхакришнана, Индиры Ганди, написанные Святославом Рерихом по заказу индийского правительства. С этими выдающимися деяте лями Святослава Николаевича связывала давняя тесная дружба. Е.В.Митюкова отметила, что художественная и общественная деятельность С.Н.Рериха способствовала сближению народов Индии и СССР, формировала основы культурного сотрудничества. Индия высоко отметила вклад С.Н.Рериха в развитие такого сотрудничества, наградив С.Н.Рериха в 1961 году высоким орденом «Падма Бхушан», а в 1976 году Международной премией им.Дж.Неру.

Высоко оценила Индия и педагогическую деятельность С.Н.Рериха. С 1977г. С.Н.Рерих оказывал постоянную поддержку школе им. Ауробиндо Гхоша (Бангалор), в которой ежегодно обучалось более 2000 детей в возрасте от 3-х до 15 лет.

Он создал в Бангалоре Культурно-просветительский Центр искусств Карнатака Читракала Паришад, включающий в себя Академию изобразительных искусств, Музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и Художественную галерею им. Н.К. Рериха. Этим Центром Святослав Николаевич руководил до конца своей жизни.

В заключение своего выступления Е.В.Митюкова еще раз обратила внимание слушателей, что три поколения руководителей независимой Индии: Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Раджив Ганди, Сарвапалли Радхакришнан были близко знакомы с семьей Рерихов и высоко ценили их деятельность на благо человечества.

«Благословен народ, вожди которого следуют за мыслителями, мудрецами, провидцами. Благословен народ, получающий вдохновение от своих Риши. Риши преклоняются перед Истиной, не перед обычаем, условностями или признанием толпы. Риши суть великие повстанцы человечества. Они низвергают наши культы удобства. Они великие несоглашатели истории. Не косность, но Истина их завет. Нам нужны сейчас эти восставшие духи во всех областях жизни – в религии, в государстве, в образовании, в общественной жизни» – закончила словами Н.К. Рериха свое выступление Митюкова Е.В.
С жизнью и творчеством Рабиндраната Тагора, великого сына Индии, вестника индийской культуры, познакомили слушателей члены Кременчугского Рериховского общества И.А..Медведенко и В.В.Зиновьева.

И.А.Медведенко в своем выступлении отметила, что гений Тагора по своей многогранности и масштабности сравнивали с титанами эпохи Возрождения. Поэт, крупный прозаик, драматург, композитор, живописец, портретист, философ, педагог-просветитель, политический публицист – таким знает мир Рабиндраната Тагора.

Николай Константинович Рерих писал о Рабиндранате Тагоре: «Когда думается о несломимой энергии, о благословенном энтузиазме, о чистой Культуре, передо мною всегда встает столь близкий мне облик Рабиндраната Тагора. Велик должен быть потенциал этого духа, чтобы неустанно проводить в жизнь основы истинной Культуры. Ведь песни Тагора – это вдохновенные зовы к Культуре, его моление о великой Культуре, его благословение ищущим пути восхождения».

Кабигуру – поэт-учитель – так называли соотечественники Рабиндраната Тагора. Махатма Ганди называл его «великим часовым совести», а современники называли его «поэтом мира». Он был дружен со многими выдающимися личностями ХХ века: Альбертом Эйнштейном, Томасом Манном, Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом, Ромен Ролланом, семьёй Рерихов. Его перу принадлежат 8 романов, эссе, новелл, драм и множества пе¬сен. Он создал 2500 живописных ра¬бот, выполненных акварелью, пером и тушью, которые выставлялись во многих странах Европы.

В 1913 году Тагор стал первым лауреатом Нобелевской премии по литературе из Азии. Денежная премия Нобелевского комитета была пожертвована Тагором его школе в Шантиникетане, впоследствии ставшей первым университетом с бесплатным обуче¬нием. Он собирал в своем университете лучшие науч¬ные умы Европы и Азии, приглашая в качестве преподавателей выдающихся ученых и деятелей искусства. В университете «Вишва-Бхарати» полу¬чили образование многие видные государственные деятели, ученые и представители культуры Индии, сре¬ди которых была и Индира Ганди, обучавшаяся в Шантиникетане в 1934-1935 годах.

Рабиндранат Тагор как философ оставил много прекрасных мыслей. Всегда оптимистично смотрел на жизнь. Жизнеут-верждающий настрой Рабиндраната Тагора звучит в его высказывании: «Я заснул, и мне присни¬лось, что жизнь – это работа. Я проснулся и увидел, что жизнь – это работа. Я выполнил работу, и полюбо¬вался на нее, и работа стала радостью».

В заключении доклада слушатели познакомились с музыкально-поэтическим творчеством Рабиндраната Тагора.

Далее участники торжественной встречи были познакомлены с жизненным путем и взглядами духовного лидера индийского народа, «совестью Индии», как называл Мохандаса Ганди Николай Константинович Рерих.

Альберт Энштейн, современник Ганди писал о нем:
«Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, является намного более сильным, нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы. Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника, указывающего путь для грядущих поколений».

Е.В.Митюкова рассказала гостям встречи о юношеских годах Ганди, о его деятельности в Южной Африке, куда он отбыл на работу, по окончанию учебы в Лондоне, о переписке Л.Н.Толстого и Ганди, о тех унижениях, которым подвергались африканцы и индийцы в Южной Африке со стороны белого меньшинства, о становлении Ганди как борца за справедливость. Именно в Южной Африке Ганди впервые применил ненасильственные методы борьбы и впервые употребил для их названия слово сатъяграха: упорство в истине. Такие действия привели к успеху: власти пошли на целый ряд уступок. Имя Ганди получило известность в мире, его мысли, его практику ненасильственной борьбы поддерживали: Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел, Бернард Шоу, Ромен Роллан. Когда Махатма Ганди в 1915 году уезжал из Южной Африки, Р.Тагор впервые назвал его «великой душа в рубище нищего». Индия мгновенно подхватила это имя.

Ганди был одним из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия оказала влияние на движения сторонников мирных перемен. Ганди видел в освобождении Индии не конечную цель своей борьбы, а только первый шаг к созданию ненасильственной цивилизации. Он считал, что насилие в любой форме – есть проявление животного начала в человеке; ненасилие же – это способ совершенствования человека. Он утверждал, что индивидуальное совершенствование и совершенствование общества неразделимы: «Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире».

Джавахарлал Неру, сподвижник Ганди в борьбе за национальное освобождение, один из лидеров Индийского национального конгресса, в своей книге «Взгляд на всемирную историю» писал в 1933 году: «… голос Ганди отличался от других голосов. Он звучал тихо и спокойно, и тем не менее его не могли заглушить крики толпы. Он был мягким и ласковым, но в нем звенела сталь. Он звучал вежливо, он увещевал, но в нем слышалось нечто непреклонное и угрожающее. Каждое произнесенное им слово было исполнено значения и чрезвычайной серьезности. За мирными и дружескими словами таились сила, призыв к действию и решимость не уступать злу».

Незадолго до смерти Ганди писал: «Единственная надежда для страждущего мира – это узкий и прямой путь ненасилия. Миллионы, подобно мне, могут потерпеть неудачу в попытке собственной жизнью доказать истину, но это будет их личная неудача, ни в коем случае не неудача этого вечного закона».

30 января 1948 года Махатма Ганди был убит. В 2007 году ООН учредила Международный день ненасилия, отмечаемый в день рождения Махатмы Ганди.

«Пока на свете существуют угнетение и деградация человеческого духа, люди всегда будут обращаться к Махатме Ганди, чтобы утвердить своё достоинство. Оружие ненасильственного сопротивления, которое он дал человечеству, сейчас применяется в других странах и в другой обстановке. Мир справедливо считает Ганди величайшим индусом после Будды» – так говорила о Ганди премьер министр Индии Индира Ганди.

В заключение выступления Е.В.Митюкова зачитала некоторые высказывания Ганди: «Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы»
Становление независимой Индии связывается с именем Джавахарлала Неру, ближайшим соратником Ганди. Более, чем кто другой, он был творцом политической системы страны, ее политического курса. О первом премьер-министре независимой Индии, о жизни и борьбе Джавахарлала Неру, чьё имя в течение нескольких десятилетий было неразрывно связано с борьбой за освобождение Индии от колониального рабства, за ее возрождение и становление как великого суверенного государства Азии, рассказала слушателям член Кременчугского Рериховского общества Данилевская М.А.

Почти 17 лет Джавахарлал Неру стоял у руля независимой Индии. За свою жизнь он неоднократно отбывал тюремное заключение по приговорам, вынесенным ему за участие в борьбе за свободу Индии, и в общей сложности, провел в тюрьме более 10 лет. С именем Неру связаны основные принципы становления и развития Индии: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; взаимное ненападение; невмешательство во внутренние дела; равноправие и взаимная выгода; мирное сосуществование.

В 1990 году журнал «Индия» писал о Неру: «…О нем всегда думаешь как об индийце, даже более того — как о гражданине мира, который впитал все лучшее, что есть в индийской культуре. …Не будь он политическим деятелем, он стал бы писателем-историком, популяризатором науки, исследователем духовных и физических возможностей человека.

….Неру был гуманистом, который верил в то, что все прекрасное в мире является творением народа, простых людей — искусство, красота и культура.

Он был другом всех народов и любил всех людей, особенно детей всех возрастов. Среди детей он сам был ребенком без возраста.

… Сердце Неру всегда было открыто для всех людей всех стран, и особенно для индийцев — и не только для людей в массе, в обезличенной толпе, а для отдельного человека.

У него было много друзей и знакомых среди представителей всех религиозных общин, всех областей и штатов Индии. Он никогда и ни перед кем не закрывал двери своего сердца и разума только потому, что кто-то принадлежал к другой религии, другому классу, другой касте или другому политическому направлению».

М.А.Данилевская познакомила гостей встречи с фрагментами переписки между С.Н.Рерихом и Дж.Неру, фрагментами писем Неру к Н.К.Рериху, а также фрагментами очерков Н.К.Рериха «Памятки», «Дружество», «Культура!», «Спешим», «Опять труд». Она отметила, что С.Н.Рерих вспоминал об уважении, с которым относилась вся семья Рерихов к Неру, как высоко ценили его интеллект, его вселенский гуманизм. Самого Святослава Николаевича на протяжении всей жизни связывала с Дж.Неру личная дружба, так же, как с госпожой Индирой Ганди и ее сыном Радживом.

« Все чуют, – писал Н.К.Рерих в очерке «Пантиджи», – что он не только большой человек, надежда Индии, но и честнейший добрый человек…. Добро, добро около Пантиджи. К доброму сердцу тянется и все доброе естество… Идет к Пантиджи народ за советом. Добрый водитель каждому найдет ободрительное слово…»

С.Н.Рерих создал целую серию этюдов и портретов Дж.Неру. В конце выступления были прочитаны фрагменты из книги Дж.Неру «Взгляд на всемирную историю».

Последний доклад встречи был посвящен Индире Ганди, ближайшей сподвижнице и дочери первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру, премьер-министру Индии в 1966—1977 и 1980—1984 годах, женщине, первой получившей статус мирового лидера и огромный международный авторитет, лидера Движения неприсоединения к военным блокам.
Гости встречи услышали интересные истории детства Индиры, которые раскрыли становление и удивительную силу её характера. Индира, вспоминая и описывая события своей жизнь в трехлетнем возрасте, называет их «первой встречей с долгом и совестью». Детские воспоминания, рассказанные много лет спустя, показывают, как вырабатывался в ребенке поистине стоический характер.

Эти качества характера были ей необходимы на протяжении всей её непростой жизни, в которой постоянно надо было проявлять мужество и решительность, умение брать ответственность на себя и мыслить масштабами не только целой страны, но и мира.

Волею судьбы вся ее жизнь тесно сплелась с жизнью ее страны, и не на пустом месте появил¬ся знаменитый лозунг: «Индия – это Индира, Индира – это Индия».

Став премьер-министром Индии, Индира Ганди повела свою страну тем политическим курсом, который проложил ее отец. По сравнению с другими бывшими колониями Индия вырвалась вперед и двинулась, по формулировке Индиры, «от зависимости через независимость к осознанной взаимозависимости» в мировом сообществе.

В докладе было отмечено, что Индира Ганди обладала прекрасным даром для ведущего политика – умением решать неотложные вопросы, не утрачивая видения перспективы. Ю.М. Воронцов, посол СССР в Индии в 1978-1983 годах, рассказывал, что когда советские нефтеразведчики нашли в Индии «большую нефть», Индира чрезвычайно этим заинтересовалась. Она встретилась с представительной группой нефтяников, ткоторые раз¬ложили перед ней карты, таблицы с цифрами потенциальной добычи. Индира внимательнейшим образом вникала во все подробности, зада¬вала конкретные вопросы. В заключение сказа-ла: «Меня беспокоит вот что. На сколько хватит нефти, если ее качать в предлагаемых вами объемах? Как бы остро мы сейчас в ней ни нужда¬лись, мы не имеем права расходовать запасы, ко¬торые обязаны оставить нашим детям и внукам». Такой подход, замечает Воронцов, был типичен для мышления Индиры Ганди, постоянно думавшей о будущем своей страны.

На мировой арене политик Индира Ганди умела решительно отдать свой голос против войны и насильственных методов решения международных конфликтов. Представляя Индию в ООН, она резко осудила американскую политику во Вьетнаме, позицию сайгонского режима, агрессию Израиля против арабских стран, ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан.
Незадолго до своей гибели Индира Ганди сказала: «Кризис, с которым мы столкнулись, уходит далеко за пределы политического или экономического противоборства. Это кризис духа. Впервые в истории нашей планеты человеческое существо и ценности цивилизации, позволяющие человеку подняться выше всех обстоятельств, находятся под угрозой, ибо мы утратили видение наших мудрецов и поглощены сиюминутными огорчениями».

Гости встречи получили возможность соприкоснуться с искусством Индии, посмотрев выступление Народного ансамбля индийского танца «Маритая».

В конце встречи были показаны фрагменты документального фильма «Индия эпохи династии Ганди – Неру» (2004г.)

Сайт Кременчугского Рериховского общества

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x