Культурная политика государства и общественные формы культуры

Культурная политика государства и общественные формы культуры

Россия – страна великой культуры, уходящей своими корнями в глубь веков, и сегодня ее сохранение и развитие во многом зависит от понимания и отношения к данной проблеме власть имущих. Современная государственная культурная политика «исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности» [1]. Власть провозглашает культуру «основой единства государства» [1]. Однако соответствует ли заданная высокая планка культурной политики современной жизненной практике?

В документе «Основы государственной культурной политики» [1], подписанном Президентом РФ В.В. Путиным 24.12.2014 г. подчеркивается необходимость поддержки культурных институтов (к числу которых относят музеи, театры, архивы, библиотеки) и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности. «Эти институты составляют основу организационной структуры культурной деятельности в России, именно они являются основой и обязательным условием соединения культурных ценностей с обществом. Их поддержка, обеспечение деятельности, развитие относится к числу важных задач государственной культурной политики» [1], – утверждается в документе.

Многие ли государственные служащие понимают и разделяют значение культурных институтов для России? К сожалению, приходится констатировать, что провозглашаемое сохранение и развитие культуры не имеет должного приложения в жизни, а, значит, и глубокой интеграции в общество. Примером тому служит сложная ситуация, в которой приходится сегодня работать Международному Центру Рерихов (МЦР) – уникальной общественной форме культуры, основу которого составляет общественный Музей имени Н.К. Рериха. Инициатором и основателем МЦР является известный художник, общественный деятель Святослав Николаевич Рерих. Он передал Международному Центру Рерихов наследие своих родителей [2]. МЦР располагается в усадьбе Лопухиных в Москве и более 26 лет в нелегких условиях ведет успешную культурную деятельность, которая признана мировым сообществом. Сегодня Центр-Музей имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций, является ассоциированным членом Департамента общественной информации ООН, ассоциированным членом Международной Организации Национальных Трастов, коллективным членом Международного совета музеев (ICOM), членом Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА».

Однако приходится констатировать, что на Родине Международный Центр Рерихов вынужден долгие годы вести борьбу за право существования с рядом государственных структур, которые не оставляют попыток изъять наследие Рерихов, принадлежащее МЦР и разрушить его общественный Музей. Не прекращаются стремления госведомств отобрать усадьбу Лопухиных – исторический памятник XVII-XIX вв. – переданную МЦР в аренду сроком на 49 лет и, которую сотрудники Центра-Музея при общественной поддержке воссоздали буквально из руин без государственной помощи [3]. В 2015 году Росимущество передало усадьбу Лопухиных в оперативное управление Государственному музею Востока. Решение принималось поспешно, без рассмотрения других возможных вариантов, например, без учета того, что более четверти века в усадьбе располагается общественный Музей имени Н.К. Рериха.

В свое время государство взяло на себя ряд обязательств перед С.Н. Рерихом – это передача в аренду и закрепление за МЦР усадьбы Лопухиных (которую С.Н. Рерих выбрал лично), предоставление общественного статуса Центру-Музею (на что указывал С.Н. Рерих в официальных письмах и документах) [4], а также оказание финансовой и др. видов помощи МЦР [5]. Но события последнего времени показывают, что обязательства государственными ведомствами не выполняются.

Поддержка общественных инициатив, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности и невмешательство во внутренние дела общественных организаций – предусматривается российским законодательством [6]. Федеральный закон «Об общественных объединениях» (ст. 17) [7] гласит: «Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности».

МЦР, как общественная организация нового типа, обладает уникальным опытом разнообразной культурной и научной деятельности. Это издание архивных материалов из наследия Рерихов, книг о жизни и творчестве выдающейся семьи, а также журнала «Культура и время», получившего Знак отличия «Золотой Фонд прессы – 2008». МЦР создает фильмы, посвященные творчеству Рерихов («Время собирать камни» 2005, «Зов Космической эволюции» в 2013 году получили статус Национальный фильм). Многие годы Центр-Музей организует передвижные выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов по России и за рубежом. Широко известны ежегодные международные научно-общественные конференции МЦР. В залах Музея имени Н.К. Рериха проходят лекции, семинары, концерты, выставки художников-космистов, конкурсы детского рисунка. Центр-Музей поддерживает творчество одаренных детей. На базе МЦР создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, Центр гуманной педагогики. Богатую и многогранную культуротворческую деятельность общественного Центра-Музея полезно изучать и распространять. Государство могло бы взять на себя решение хотя бы части финансовых проблем МЦР, тем самым оказав значительную поддержку начинаниям МЦР, имеющим важное культурно-просветительское, миротворческое и воспитательное значение.

Нельзя не отметить, что деятельность МЦР способствует поддержанию престижа России на самом высоком уровне. Международный Центр Рерихов является ведущей общественной организацией по популяризации творческого наследия Рерихов. Он проводит в жизнь миротворческие инициативы Н.К. Рериха, заложенные в его Пакте и идее «Мир через Культуру». Такая деятельность МЦР нашла выражение в международном выставочном проекте «Пакт Рериха. История и современность», который охватил 14 стран мира и более 100 городов России. Проект широко поддержала общественность ближнего и дальнего зарубежья, международные организации Юнеско и ООН. Искренняя поддержка общественности разных стран и авторитетных международных организаций явились важным фактором, укрепляющим дружественные связи и позиции России как миротворческой державы. Создание «позитивного культурного образа России в мировом сообществе» [8] сегодня входит в круг задач национальной культурной стратегии государства.

Не менее важным является тот факт, что миротворческие и культуротворческие инициативы исходят от МЦР – общественной организации и поддерживаются также общественной структурой – международным Рериховским движением. Общественное начало формирует и поддерживает культурное пространство стран и континентов. За общественными формами, как считали Рерихи и Д.С. Лихачев, будущее Культуры, ее сохранение и развитие. «Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны, – писал Н.К. Рерих, – Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния» [9, с. 55].

Современная практика показывает, что «кабинетные» чиновники вряд ли могут реально стимулировать и питать общественную инициативу. Однако не мешать развитию успешно действующих общественных объединений и оказывать им реальную поддержку исходя из своих властных полномочий – они могли бы.

Как же может реализоваться заявленная государством «общественная миссия культуры» в России, если даже такая авторитетная общественная организация как МЦР не встречает понимания со стороны Министерства культуры РФ? В чем же заключается забота государства о культуре и помощь развитию общественных инициатив, когда на деле произвол некоторых чиновников подрывает культурно-нравственную основу развития общества? Ведь в федеральной целевой программе «Культура России (2012 — 2018 годы)» [8] в качестве главных угроз «национальной безопасности в сфере культуры» отмечается не только «засилье продукции массовой культуры», но и «противоправные посягательства на объекты культуры». Таким образом, Министерство культуры, Государственный музей Востока, открыто много лет посягающие на такие объекты общественной культуры мирового значения как МЦР и его Музей, создают угрозу национальной безопасности. Ряд таких госслужащих открыто демонстрируют гражданам страны свою незаинтересованность в выполнении задач культурной политики, создании благоприятных условий для деятельности культурных общественных институтов, несмотря на декларирование государством, что «органы управления, в том числе, в финансовой и экономической сферах, при принятии соответствующих решений исходят из того, что музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры выполняют важнейшую государственную и общественную функцию исторического и культурного просвещения и воспитания общества» [1].

Не секрет, что распространение западных образцов масс-медиа приводит сегодня к утрате традиционных для России духовно-культурных ориентиров, национальной самобытности, самосознания, а это противоречит национальной культурной стратегии.

В таких условиях важен положительный пример деятельности таких общественных организаций как МЦР, которая направлена на просвещение и воспитание средствами культуры и служит гармонизации общества на идеалах добра и справедливости. Именно поэтому Международный Центр Рерихов нуждается в особо охраняемом статусе, как объект общенационального и шире – мирового значения. Не понимая значения МЦР, Министерство культуры противопоставляет свои узковедомственные задачи широким миротворческим, культурно-просветительским целям общественного Рериховского движения, поддерживающего Центр-Музей, игнорируя свою функцию объединения общества на основе культуры. Рериховское движение, являясь организованной частью гражданского общества, полностью солидарно с волей С.Н. Рериха, завещавшего хранить наследие своих родителей в основанном им общественном Центре-Музее имени Н.К. Рериха, в усадьбе Лопухиных. Международное Рериховское движение заинтересовано в дальнейшем развитии Центра-Музея в рамках Концепции С.Н. Рериха, «принципиальными положениями» которой являются [10]:

– «Центр-Музей может быть расположен только в Москве»;

– «Центр должен, … обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров без подчинения Министерству культуры и Государственному музею Востока»;

– Центр-Музей должен напрямую выходить «на международное сообщество»;

– «Все же существующие учреждения – мемориальный кабинет Н.К. Рериха в Музее искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет … Ю.Н. Рериха …, его мемориальная квартира – должны будут … установить рабочие связи с Центром-музеем, но, в то же время, сохранять свою самостоятельность».

Подчеркнем, что правовое культурное государство гарантирует соблюдение и защиту прав своих граждан, а также создание условий для их реализации. Отсутствие правовых гарантий на культурную жизнь и возможность ее осуществления через организованные общественные формы культуры, ослабляет государство, поскольку не способствует углублению и расширению взаимопонимания и взаимодействия власти и народа. Остается надеяться, что чиновники, работающие в сфере культуры, проникнутся важными положениями «Основ государственной культурной политики», осознают, что «затраты на … содержание и развитие» культурных институтов являются «прямыми инвестициями в будущее страны» [1].

Е. Рудакова

Примечания:

  1. Основы государственной культурной политики // [Электронный ресурс] офиц. сайт Президента России // Режим доступа: http://kremlin.ru/events/administration/21027
  2. Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве // [Электронный ресурс]: официальный сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_7_3.htm
  3. См.: Головин В. Юлий Воронцов: «Ситуация с наследием Рерихов возмутительна» // Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. С. 492-499; Стеценко А.В. «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах» // Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. С. 544-554; Стеценко А.В. «И вечный бой, покой нам только снится…» // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.6. М.: МЦР, 2013. С. 26-48.
  4. См.: Рерих С.Н. Медлить нельзя! Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г.; Членам Правления Советского Фонда Рерихов // [Электронный ресурс]: официальный сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_6.htm; Письмо Б.Н. Ельцину // Рерих С.Н. Письма. В 2-х т. Т.2. М.: МЦР, 2005. С. 380.
  5. Постановление Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г. // [Электронный ресурс]: официальный сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_4.htm; Решение Мосгорисполкома № 2248 от 28 ноября 1989 года // Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. С. 578-580.
  6. Основы законодательства РФ о культуре. Раздел VI. Обязанности государства в области культуры. Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации // [Электронный ресурс] Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9005213
  7. Федеральный закон об «Общественных объединениях» // [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ // Режим доступа: http:// base.garant.ru/10164186/1/#block_100#ixzz3smy6XKeG
  8. Федеральная целевая программа «Культура России (2012 — 2018 годы)» // [Электронный ресурс] сайт Министерства культуры РФ // Режим доступа: http://fcpkultura.ru/new.php?id=9
  9. Рерих Н.К. Постоянная забота // Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. 227 с.
  10. Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x