Музей-усадьба Рериха под Петербургом закрыта в разгар туристического сезона


Осенью 2015 года главный дом музей-усадьбs Рериха под Петербургом, где находится экспозиция, закрылся на реставрацию. Причины по которым она до сих пор не завершена в статье “Ужасы Извары”.

Ужасы Извары

Почему музей-усадьба Рериха под Петербургом закрыта в разгар туристического сезона

Евгения Твардовская

«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре», – писал Николай Рерих о семейной усадьбе под Санкт-Петербургом. Сегодня об Изваре можно сказать все то же самое, но с обратным «отрицательным» знаком. Летние месяцы, и правда, запомнятся сотрудникам музея-усадьбы надолго, как, впрочем, и предыдущие зимние.

Реставрацию нельзя завершить, можно только остановить?

30 сентября 2015 года главный дом, где находится экспозиция, закрылся на реставрацию. Памятник регионального значения реставрировали лишь однажды и фрагментарно – в 1976 году. Но радость от грядущих обновлений была недолгой. По контракту работы должны были завершиться 5 декабря. Потом срок перенесли, потом еще раз перенесли… Двери дома-музея закрыты до сих пор. На своем сайте «Извара» вынуждена оправдываться за простой в разгар туристического сезона:

«30 сентября 2015 г. наш Музей закрылся на реставрацию. Но мы по-прежнему будем рады вас видеть!

Вы сможете насладиться прогулкой по парку, полюбоваться незамерзающими озерами, Форелевой башней – памятником архитектуры Северного модерна, старинными постройками, в том числе амбаром XVIII в., посетить Училищный Дом и церковь Казанской Божией Матери».

Что же происходит?

Знакомые все лица

Согласно сайту госзакупок, контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ в усадьбе Рериха достался ООО “ЭШЕЛЪ”. Собственно, других желающих не было.

Контракт (27825414608 15 000126) с ООО заключало ГБУК ЛО «Музейное агентство». Стоимость была снижена с 12 154 183,13 до 11 049 263,75 рублей. С Музейным агентством «ЭШЕЛЪ» – знакомо. По сообщениям местной прессы со ссылкой на систему СПАРК, в Ленобласти компания в прошлом году получила заказы на 40 млн рублей от Комитета по культуре и Музейного агентства. Так что руководители культуры наверняка в курсе и репутации выбранной ими фирмы.

«ЭШЕЛЪ» снискала себе широкую известность в узких кругах, связанных с охраной памятников как компания с нехорошей репутацией, шлейфом судебных разбирательств и уголовных расследований, да еще и разрушений на объектах культурного наследия.

Самой громкой историей прошлого года стало обрушение в Богоявленском соборе XVI века в Авраамиевом монастыре Ростова Великого. За откровенный вандализм ООО отделалось штрафом в 200 тысяч рублей. Работы были заморожены.

Генеральный директор «ЭШЕЛЪ» — Евгений Загоскин (ко всему прочему еще и аттестованный госэксперт), также известен как руководитель ООО “Альфарекон”. А это уже фирма, печально известная в реставрационном бизнесе, особенно в Ярославской области. Там в 2013 году она стала фигурантом громкого уголовного дела о хищении 12 млн бюджетных средств, выделенных на реставрацию Ротонды Гостиного двора Ярославля. В ходе следствия сотрудники МВД выяснили, что бюджетные деньги, выделенные на реставрацию десятков объектов, через день после поступления оказывались на счетах фирм-однодневок. “Альфарекон” объяснила, что это якобы подрядчики, но выяснилось, что на самом деле они ничего на памятниках не делали. К этим же “подрядчикам” в конечном итоге ушли деньги, выделенные на реставрационные проекты в Москве — церкви Знамения на Шереметьевском дворе, усадьбы Яковлева на Тверском бульваре, исторических зданий на Знаменке и Большой Дмитровке, дома Филиппова на Тверской улице, Дома-музея Герцена и т.д. В однодневки же поступили средства, предназначенные для реставрации Кремля в Рязани, Борисо-Глебского монастыря, Дома Салтыкова, храмового комплекса в Коровниках (где “Альфарекон” работал без соответствующих разрешений), церкви Кирилла и Афанасия Афанасьевского монастыря — в Ярославской области. Уголовное дело, однако, «подвисло». А Евгений Загоскин тем временем активизировал “ЭШЕЛЪ”…

И вот – новые деяния легендарного ООО на подвижнической ниве спасения наследия. Музей-усадьба «Извара».

 

info02[1].jpg

Н.К. Рерих. “Вид Изварской усадьбы”. 1893г.

Свидетельства очевидцев

Сотрудники музея, с кем мы разговаривали, попросили не называть имена и фамилии: боятся увольнений. Вся ситуация и действия регионального Музейного агентства, по их словам, наталкивают на мысль: а нужен ли Ленобласти вообще их музей? Чем можно объяснить халатное отношение к многомесячному простою, который – среди прочего – сказался на оплате труда людей? Те, кто выбирал «ЭШЕЛЪ» были не в курсе репутации этой компании, не могли оценить риски?

Но вернемся к проблемам архитектурным. Вот что рассказали «Хранителям Наследия» очевидцы работ – сотрудники музея:

«Работали гастарбайтеры, с большими перерывами, небрежно. Конечно, музей нуждался в реставрации, но тот «реставрационный ремонт», который производила компания «ЭШЕЛЪ», на наш взгляд, является ярким доказательством того, что такого рода работы не должны проводиться без проекта, если мы стремимся сохранить наше культурное наследие. Старый паркет они сняли, потом не смогли «собрать» обратно. Настелили паркетную доску (которая не была предусмотрена техническим заданием и сметой) с грубыми нарушениями технологии, не обращая внимания на протесты сотрудников музея, и все пошло волнами, да еще и перепутали уровни, в результате образовались пороги. На 14 окон нам поставили 8 шпингалетов. Вставили типовые оконные рамы, на втором этаже, главном экспозиционном пространстве – криво. Разбили плафоны, сломали батареи. В Акте приемки, насколько мы в курсе, более 100 пунктов недоделок.

Музей не имел право контролировать работы, т.к. он является одним из 30 (!) филиалов ГБУКЛО «Музейное агентство». Этим занималась компания «Опора», привлеченная Музейным агентством. Но мы видели, что происходит, и не реагировать было невозможно. Мы писали, сообщали, но «работы» не прекращались.

В мае вышел приказ об ограничении доступа сотрудников ООО «Эшелъ» на территорию и в помещение музея-усадьбы Н.К. Рериха «в связи с окончанием срока выполнения ремонтно-реставрационных работ по Государственному контракту».

С тех пор началась пауза, которая продолжается по сей день. Люди едут в Извару, в музей Рериха из все уголков России и других стран, нам очень трудно объяснять почему музей не работает в разгар туристического сезона…»

Но лучше мы не будем говорить, а покажем фотографии.

«Хранители Наследия» направили в ГБУК ЛО «Музейное агентство» официальный запрос о дальнейшей судьбе музея-усадьбы и оценке деятельности ООО «ЭШЕЛЪ» на объекте.

А пока – предлагаем ознакомиться с историей усадьбы.

roerich[1].jpg

Н.К. Рерих в Изваре

Досье: Мать художника Николая Рериха – Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом.
Извара – старинное поселение, по-фински означает «большие холмы». В последней четверти XVIII века имение приобрела жена полковника Анна Ивановна Логинова (1760-1836), которая создала первую усадьбу. Она выстроила прямо у дороги каменные хозяйственные постройки: скотный двор, конюшни, амбары, а на берегу озера молочню и мельницу. Господский дом располагался к северу от строений. Около него – небольшой сад и огород, но парка как такового не было. Довольно ясное представление об этом дает план 1821 года. Пейзажный парк, скорее всего, создан Рерихами, что подтверждается и возрастом деревьев. Об этом говорит и сравнение планов 1821 и 1901 годов, и увеличение площади «под строения со службами, садами и огородами» с 6 дес. 1371 кв. саж. в 1821 до 9 дес. в 1891 году.
«Двух лет не было, – вспоминает Н. К. Рерих в листах дневника, – в памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины. Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре». И далее описывает свой приезд: «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками. По прямой аллее надо бежать к озеру… На берегу молочная ферма – ферма из дикого камня – очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор… Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы – отлично для игры в крепость».
Почти все строения сохранились. Музей-мастерская Н. К. Рериха устроена на втором этаже дома. Подтверждением этомуслужит письмо 1897 года к В. В. Стасову, на котором нарисована мансарда и стрелкой указано; «моя комната, там работаю».

В литературе считается, что второй этаж и другие деревянные пристройки сделаны еще предыдущим владельцем К. П. Веймарном. Так ли это?
Вот что писал сам Рерих: «Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем милое. В прихожей пахло яблоками. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного дерева. Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели. Для гостей одна комната зеленая, другая голубая». И строкой раньше: «За березами и жимолостью забелел дом». Он подробно описывает только каменный одноэтажный дом и ничего не пишет о деревянных пристройках и мансарде.
Подтверждением тому, что они были сделаны позже, не в детские годы Рериха, служит и описание дома бабушки Татьяны Ивановны Калашниковой в Острове: «1879 год. На Липенке – старый дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные-охряные, со ставнями и белыми наличниками окон».
Беззаветно любя Извару, подробнейшим образом описывая все, неужели забыл бы он окрашенные в яркий цвет деревянные пристройки, свою комнату во втором этаже, экзотические башенки с флюгерами, которые в детстве должны были производить не меньшее впечатление, чем старинные монументальные хозяйственные постройки.
Да и мастерская-то была в другом месте: «1896 год. Академия художеств… В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха», фотография Н. К. Рериха на фоне шкур сделана в этой мастерской. Если бы уже существовала мастерская в доме, то и рисунок ее Рерих мог послать Стасову раньше, ведь они познакомились еще в 1895 году. Вполне возможно, что рисунок выполнен вскоре после перестройки дома, которая, вероятно, была сделана с участием Рериха.

После революции в усадьбе долгое время размещалась земледельческая колония, колония для несовершеннолетних. В 1974 году весь мир отмечал 100-летие со дня рождения художника. В том же году усадьбу начали реставрировать, возвращая ей первоначальный облик. В 1984 году в Изваре был создан мемориальный музей Николая Рериха. Старший сын Николая Рериха – Юрий, востоковед привез в Россию картины отца, его книги, изданные за рубежом. Ныне они экспонируются в коллекции музея. В комплекс Музеявходит сохранившийся Училищный дом земледельческой колонии в стиле модерн со встроенной церковью во имя Казанской Иконы Божией Матери, ныне действующей.

Источник

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x