А.В. Владимиров. Рерих, Путин, РПЦ и Минкульт

17.03.2017

 

Портрет академика Н.К. Рериха [Портрет профессора Николая Рериха
на фоне тибетской танки с изображением Тары]. 1937

Современность отличается стремительными изменениями, сломом отживших стереотипов и выявлением общечеловеческих ценностей, которые помогают преодолеть войны, конфликты, помогают сохранить человеческое лицо и лучшие достижения человечества – культуру. Именно о духовности – как главном ориентире в деле культуры – учил Николай Константинович Рерих. Об ориентире духовном, вне зависимости от религиозных, материалистических или прочих убеждений. Вне зависимости от конкретной религии или философского мировоззрения. Это то самое универсальное требование, которое несли людям Священные Писания, то, чему учили Христос, Будда и другие великие Сердца.

 Современная жизнь требует поиска мирных решений, отказа от насилия, признания права разных мировоззрений при оберегании главных, общепризнаваемых человеческих ценностей. Собственно, на таких основах держится и российское законодательство, и международное. Главное, чтобы принятые нормы соблюдались. И совсем будет хорошо, чтобы эти правильные нормы большинство людей понимало и признавало как руководство к действию.

 Возьмём, к примеру, решение Президента Путина о праздновании в 2020 году 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума – одного из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона, почитаемого старообрядцами священномучеником и исповедником. СМИ также сообщили, что Путин встретился 17 марта 2017 года и тепло пообщался с Предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополитом Корнилием [1].

 Прежняя позиция РПЦ, особенно в дореволюционные времена, к старообрядцам известна. Но меняется время и меняется отношение (см. например [2]).

 Специфично отношение РПЦ к идейному и духовному наследию Рерихов. В пунктах 5 и 13 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», было постановлено: «О запрещении пропаганды учения “Живой Этики”, введенной в оборот семьей Рерихов и называемой также “Агни Йогой”», а также, что «люди, разделяющие учения этих сект (?!) и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

 На вопрос об этом “отлучении” Рерихов, заданный в 2000-м году тогда ещё митрополиту, а ныне главе РПЦ Кириллу, Кирилл ответил, что “Они Христа любят ровно настолько, насколько они любят Будду, Кришну и всех остальных. Вот в этом проблема. Вы можете быть спокойны — осуждения не было, но есть категорическое неприятие этого учения”.

 В 2000 году «любить всех» для последователя Нагорной проповеди Христа – Кирилла было не по-православному. Но вот в порядке компромисса происходят встречи патриарха Кирилла с главами буддизма, мусульманства, иудаизма. Интересно, эти встречи проходят в порядке любви, или в порядке политического жеста? У Рериха это происходило в порядке заповеданной Евангелием любви.

 Вот глава нашей страны Владимир Владимирович Путин, православный, уважительно относится к иным верованиям, в том числе доброжелательно относится и к гонимой ранее «государственной церковью» старообрядческой церкви.

 Так же и к Рерихам и их общекультурному вкладу, к их вкладу в деле движения России в Азию и на Восток отношение у В.В. Путина положительное:

 (Из интервью Президента Российской Федерации В.В. Путина индийским средствам массовой информации и российскому телеканалу РТР 1 октября 2000 года
Вопрос: Господин Президент! У меня давние отношения с Россией. Почти у каждого человека, с которым я здесь встречаюсь, есть какие-то воспоминания об Индии: или это какие-то пленки, песни, имена артистов. Какие у Вас ассоциации с Индией?
В.В. Путин: Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее духовной близости наших народов. [3]

 Из приветствия жителям штата Карнатака Президента Российской Федерации В.В. Путина во время официального визита в Индию 5 декабря 2004 года:
«…для россиян Карнатака — это и место особого притяжения, ведь здесь более 40 лет жил и работал Святослав Николаевич Рерих, духовное и творческое наследие которого одинаково дорого и России, и Индии» [4].

 Минкульт в лице господина Мединского, реализующего государственную идеологию (для Мединского – это православие и образец царской России) может совсем запутаться, решая вопрос какому идейному вероучению следовать, где религия, где секты, где Рерих, а где Учение о синтезе духовности и открытии новых космических и духовных горизонтов.

 Об идейно-антагонистичной позиции Минкульта к Рериху и, выражаясь церковным определением, к любви Рериха ко всем великим вероучениям и Учителям сообщает корреспондент «Новой газеты»: «Полтора года назад, когда по инициативе Мединского начался новый, как теперь кажется, последний штурм МЦР /Международный центр Рерихов/, я встретился по просьбе коллеги с его старым товарищем, сотрудником ГМВ /Государственный музей Востока/ Тиграном Мкртычевым. Мы беседовали два раза в кафе у редакции. Он спокойно сообщил тогда, что решение «наверху» принято, музей МЦР будет уничтожен в ближайшее время, коллекцию изымает государство, а его выбрали на должность будущего директора. Ведь он лучше других знает, как можно идеи русского космизма Рерихов, которые неотделимы от их картин, использовать с точки зрения PR для продвижения образа современной России на Западе» [5].

 На сайте президентского совета по правам человека размещена статья члена президентского совета Мысловского Е.Н., в которой также показывается отношение Минкульта к идеям Рериха: «…Дезинформация уже настолько стала системой в работе руководства Минкульта, что остановиться они уже не могли. Первый заместитель Министра культуры РФ В.В. Аристархов… 20.10.2014 г. … за номером 9388-01-54/КР-ВА направил на имя заместителя министра внутренних дел М. Г. Ваничкина письмо, адресованное депутату Госдумы Нилову Я.Е. от имени гр-на Литвинова Виктора Петровича (09.06.2014г), проживающего 420000, г. Казань, ул. Гаврилова д.54 кв.9, в котором он указывал следующие “факты”: («факты» мы здесь опускаем, но даём требование. – А.В.) …прошу инициировать процесс ликвидации через суд псевдообщественной и антигосударственной организации “МЦР” которая по своей фактической структуре и действиям носит все признаки опасной тоталитарной секты и криминального сообщества <…>» Когда меня познакомили с текстом этого доноса, написанного в самых худших вариантах доносов 1937 года, я сразу же порекомендовал адвокату Красюкову Г.Г., представляющего интересы Центра Рерихов, съездить в Казань и, если автор существует в реальности, то попросить его конкретизировать свои претензии. Как я и ожидал, Литвинова Виктора Петровича по указанному адресу никогда не существовало. Но грязный клеветнический донос продолжает фигурировать в аргументах Минкульта. Не буду перечислять все последующие письма, направленные Аристарховым в различные государственные структуры (их было 6 штук [на 24 Июня 2016]), но приведу лишь одно, от 06.04.2016 г. за номером 339-01-68-ВА, которое он направил на имя заместителя председателя Комиссии по культуре Общественной палаты РФ М.Ю. Лермонтова. В этом письме … г-н Аристархов утверждал, что… Минкультуры направил в Генеральную прокуратуру обращение о проверке материалов интернет-сайта МЦР на предмет наличия высказываний экстремистского характера…» [6].

 В июле 2016 Минкультуры Крыма (Арина Новосельская), надо понимать, по команде от Минкульта России, обвинило крымское рериховское общество в пропаганде оккультизма и попросило министра культуры Владимира Мединского инициировать проверку деятельности Международного центра Рерихов в Москве: «…Члены крымского отделения центра активно проводят среди детей и молодёжи “лекции деструктивного псевдохристианского содержания на базе учреждений культуры. Эти лекции деформируют представление детей о добре и зле, нормах поведения в обществе” [7].

 Директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев также вместе с работниками Минкульта РФ считает Н. Рериха не только художником, «но и оккультистом, основавшим целую группу агрессивных антихристианских сект» и на основании таких соображений Роман Силантьев требовал не допустить наименование улицы в Москве именем Рериха (25 августа 2016 ) [8]

 Высказывание процерковных авторов и участников таких организаций касательно Рериха, идеи которого являются в действительности мостом для движения России в Азию и на Восток (куда церкви идти не с чем) – это их частное дело. Но почему аналогичные процерковные лозунги и терминология, почему аналогичные идеологически окрашенные обвинения и действия совершаются в отношении памяти Рериха и его последователей со стороны федерального министерства культуры? Почему третирование одного из крупнейших международных общественных движений – Рериховского движения, осуществляется министром культуры Мединским и его замом Аристарховым? Третирование осуществляется по идеологическим соображениям, что противоречит Конституции РФ.

 Согласно ст. 13 Конституции РФ:

 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

 *   *   *

 Ниже приводим материал «прямой линии» с митрополитом Кириллом в газете «Комсомольская правда», июль 2000 г. [9]:

 На вопросы наших читателей отвечал председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ.

 … Добрый день, Ваше Высокопреосвященство, меня зовут Георгий Юрьевич, я из Владикавказа звоню. На своем соборе в 1994 году архиереи нашей Православной церкви отлучили от Церкви Елену Петровну Блаватскую и семью Рерихов. Они наша гордость…

 – Можно я сразу внесу поправку? Собор не отлучал их от Церкви. Но собор ясно заявил полное несогласие с учением Блаватской и Рерихов, потому что оно является антропософским учением, в основе которого лежат принципы…

 – Антропософия восходит к Рудольфу Штейнеру, а они к Штейнеру никакого отношения не имеют. Антропософия – это не очень точный термин, это теософия.

 – Хорошо, давайте говорить о теософии. Так вот, теософические принципы не соответствуют Преданию христианской церкви вообще. Не только православному, но и христианскому Преданию…

– Блаватская и Рерихи тоже очень любят Христа.

 – Они Христа любят ровно настолько, насколько они любят Будду, Кришну и всех остальных. Вот в этом проблема. Вы можете быть спокойны – осуждения не было, но есть категорическое неприятие этого учения.

 – Но я читал что-то об анафеме.

 – Нет, никто их анафеме не предавал. Да их и невозможно анафематствовать, потому что они вне Церкви, так как не были христианами. Так же нельзя анафематствовать атеиста, так же нельзя анафематствовать теософа – они все вне Церкви.

 

Примечания:

[1] https://ria.ru/religion/20170317/1490225113.html

[2] http://starove.ru/…/sinod-rpts-i-rpsts-ne-odnim-mirom-maza…/

[3] http://lib.icr.su/node/147

[4] http://lib.icr.su/node/147

[5] https://www.novayagazeta.ru/…/20…/03/12/71753-obyski-v-muzee

[6] http://president-sovet.ru/members/blogs/post/2320/

[7] https://life.ru/…/minkultury_kryma_obvinilo_tsientr_rierikh…

[8] http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=64213

[9] http://yro.narod.ru/zaschitim/Kirill_pozicija.htm

АВТОР: А.В. Владимиров

Источник

Сохранить

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x