Анатолий Кулемзин. Об определении понятия «музей»

В ходе дискуссии о современном определении музея, Гери Эдсоном была высказана весьма важная мысль, что до сих пор существующие дефиниции грешат одним существенным недостатком — раскрытием его сущности через второстепенные аспекты, тогда как в определении музея должен быть отражен фундаментальный его характер. Бернис Л. Мерфи предложила выработать простое определение музея большой интеллектуальной целостности, приемлемое для различных групп во всем мире.

Музей, как и любой социальный институт, в ходе исторического развития претерпевает определенные трансформации. За более чем два тысячелетия существования музея как социального института существенно изменились его понимание и использование.

Однако фундаментальное общественное назначение — сохранность и транслировать из прошлого в будущее главные ценности и достижения, соответствующие аксиологическим представлениям своего времени — не изменилось.

В современной литературе существует большое количество определений понятия «музей». Все они, безусловно, имели право на существование в свое время. Но во второй половине XX века под влиянием интеграционных процессов в культуре изменилось отношение к историческому, куль­турному и природному наследию, как в мире, так и в каждой отдель­ной стране. Вместе с тем и музей усилил и видоизменил свое влияние на общество. Поэтому потребовалось унифицированное, приемлемое для любых сообществ определение музея.

В последние годы большинство музееведов придерживаются определения, принятого в 1974 оду на XI Генеральной конференции ИКОМа, или его модификациях. ИКОМом музей определен как «постоянное, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей». Признаемся, что это определение не во всем отражает современную сущность музея, громоздко и не вполне соответствует логическим правилам формирования дефиниций. По содержанию оно больше подходит для определения классического европейского музея искусства.

Рассмотрим, насколько приведенное определение соответствует современному представлению о музее, разнообразию его видов и изменившимся социальным функциям.

Всякий ли музей является учреждением? Конечно, нет. Существуют музеи, оформлен­ные не как учреждения, а как предприятия. Имеются частные музеи, которые не являются ни учреждениями, ни предприятиями, а считаются разновидностью собственности владельца. Тем не менее, они выполняют функции, присущие музею. Из этого сле­дует, что музей не учреждение, а определенная организационная структура. Но точнее музей — это социальный институт для осуществления определенных и изменяющихся функций.
Всякий ли музей является некоммерческим? Современное расширение социальных функций музея привело к тому, что он все чаще становится формой организации досуга, предоставляет самые разнообразные услуги его посетителям и широко использует маркетинг в своей деятельности. При этом музей становится прибыльной структурой, освобождаясь от государственного бюджетного финансирования и административной опеки государства. Эта положительная тенденция позволяет музею самостоятельно осуществлять свою деятельность, становясь реальным обществен­ным инструментом в распростра­нении знаний.

Всякий ли музей служит обществу и доступен широкой публике? В настоящее время имеются многочисленные частные и корпоративные музеи «закрытого» типа, которые удовлетворяют потреб­ности не общества в целом, а лишь узкого круга людей. В эпоху Средневековья и Нового времени существовали прекрасные дворцовые музеи, доступ в которые был возможен только хозяевам и редким гостям — высокопоставленным особам.

Является ли экспонирование единственным способом показа, представления, демонстрации музейных предметов? Не всякий музейный показ можно назвать экспонированием. Например, во многих музеях-заповедниках не устраиваются специальные экспозиции. Показ (презентация) осуществляется на основе сохранившихся недвижимых памятников или нетронутых человеческой деятельностью природных объектов (водопады, пещеры, реликтовые рощи, скалы или просто живописные ландшафты). Современные виртуальные музеи осуществляют показ своими специфическими неэкспозиционными методами.
Всякий ли музей считает предметом своей деятельности лишь материальные свидетельства? В последние годы нематериальное культурное наследие все чаще включается в объект культурного наследия и предмет музейной деятельности.

Всякий ли музей служит целям изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей? Нет, не всякий. Имеются музеи, созданные коммерческими организациями, основной целью которых является не удовлетворение духовных потребностей, а выгодное вложение капиталов в произведения искусства, быстро растущие в цене на аукционах. Кроме того, существуют музеи, выполняющие в основном идеологические и политические функции.

В определении упущена одна из основных функций музея — это сохранение наследия не только для использования современниками «в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей», но и сохранение для передачи (трансляции) последующим поколениям.

Суммируя вышесказанное, получим краткое, емкое, универсальное, приемлемое для различных сообществ определение: музей — это социальный институт сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия.

Анатолий Кулемзин
Источник: ArtAgeLess.com
 

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Aгни Йога Топ сайт