Гордеев Н.Проблема терминологии в “экстремистских делах”

Понятия и отдельные термины являются частью аргументации в судебном решении, отражают правовые и политические аспекты противодействия экстремизму в России. Очевидно, что введение в текст судебного решения зачастую спорных неправовых дефиниций свидетельствует о значительных трудностях, возникающих у правоприменителя, причины которых во многом обусловлены несовершенством методов судебной экспертизы по рассматриваемой категории дел. На примерах судебной практики по делам об экстремистских преступлениях, о признании информационных материалов и организаций экстремистскими рассмотрим особенности используемой терминологии.

Своеобразие юридической аргументации

Противодействие экстремизму в РФ остается направлением работы правоохранительных органов, которое характеризуется чрезвычайно низкой научной (в том числе криминологической) обоснованностью принимаемых решений. Во многом это является результатом противоречивости законов и подзаконных актов, принятых в указанной сфере. Базовым нормативным актом здесь является Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”, который в ноябре 2014 года дополнен Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753 (далее – Стратегия).
С учетом анализа имеющегося законодательства можно резюмировать, что экстремизм представляет собой противоправную деятельность, ставящую перед собой политические цели.
При этом в мотивации экстремистов могут переплетаться националистические, религиозные, экономические и другие компоненты.
Разнообразие форм проявлений экстремизма значительно усложняет работу правоохранительных органов по противодействию ему. Во многом это связано с необходимостью проведения различных экспертных исследований по “экстремистским делам” (лингвистических, психологических, религиоведческих и др.).
Данный фактор, на наш взгляд, влияет на аргументацию в судебном решении, использовании судьей довольно неоднозначных понятий и терминологии, зачастую лежащих вне сферы права.
Представляется, что в настоящей статье категория “экстремистские дела” включает в себя следующие разновидности судебных решений по делам:
– о совершении экстремистских преступлений;
– признании информационных материалов экстремистскими;
– признании организаций экстремистскими и запрете их деятельности.

Сложности толкования

На основе изучения законодательства и судебно-следственной практики можно сделать вывод о том, что экстремистская идеология рассматривается в первую очередь как компонент, объединяющий и консолидирующий членов экстремистских организаций, служащий “средством вовлечения в экстремистскую деятельность различных слоев населения” (п. 14 Стратегии). В судебном решении по обвинению Утробина В. в совершении преступления по ст. 282.1 УК РФ было установлено создание “экстремистского сообщества как сплоченного объединения по признаку единства взглядов и идеологии” (Апелляционное определение ВС РФ от 23.10.2013 N 56-АПУ13-25).
Однако в правоприменении возникают трудности при описании признаков экстремистской идеологии и ее отдельных разновидностей. Так, Гаянов Б.М. был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности). В частности, Гаянов Б.М., отбывая наказание в одной из колоний Алтайского края, вовлекал новых членов в организацию “Хизб ут-Тахрир”, которых обвиняемый, согласно приговору Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13.12.2010 по делу N 1-830/2010, “вводил в религиозное заблуждение, подменяя традиционное в исламе понятие распространения этой религии в обществе идеями подстрекательства к организованной антиконституционной деятельности на территории Российской Федерации, основанными на доктрине непременного поэтапного создания теократического унитарного государства – Всемирного Халифата, противоречащей традиционному толкованию в Исламе, обосновывающей и оправдывающей необходимость упразднения органов государственной власти, нарушения суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, совершения действий, направленных на насильственный захват власти и насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации”.
Представляется, что термин “религиозное заблуждение” некорректен даже с точки зрения религиоведения, где отсутствует его определение. В данном случае можно говорить о распространении идеологии террористической организации “Хизб ут-Тахрир”, о чем могут свидетельствовать, например, используемые экстремистские материалы. Указывая на подмену традиционных ценностей в исламе, судья фактически осуществляет богословское толкование. Между тем, если речь действительно идет о призывах к антиконституционной деятельности, имеются признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 280, 280.1, 282 УК РФ и др.
В решении ВС Республики Мордовия от 27.12.2010 по делу N 3-11/2010 о признании организации “Благородный Орден Дьявола” экстремистской (ранее участники были осуждены в том числе по ст. 239 УК РФ) определение идеологической составляющей – сатанизма – давалось без ссылки на соответствующего эксперта-религиоведа. Вызывает при этом сомнение подход к определению сатанизма, основанный на противопоставлении христианству. В частности, говорится о том, что сатанизм – “религия, основанная на принципах, противоположных христианству. Дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, где сатанист сражается на стороне тьмы, веруя, что в конце концов она одержит победу”. Вызывает лишь удивление использование таких формулировок в судебном решении, так как в указанном случае можно было бы акцентировать внимание лишь на составляющих идеологии, которые напрямую связаны с обоснованием совершения противоправных действий. В связи с этим весьма неоднозначно также утверждение о том, что сатанинские культы являются наиболее криминогенной разновидностью деструктивных культов “даже на фоне других тоталитарных религиозных организаций, где растление адептов достигает максимальной и явно видимой глубины”.

Оскорбление чувств верующих в литературе

Ввиду отсутствия единообразной судебной практики противодействие распространению экстремистских материалов, пожалуй, является наиболее проблемным направлением антиэкстремистской работы. Тем более что зачастую “литературу экстремистского содержания” сложно отличить от радикальных политических программ .
——————————–
Фишман Л.Г. Об “экстремистской литературе” // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2008. Вып. 8.

Известно, что в ходе резонансного дела по поводу панк-молебна в храме Христа Спасителя в правоприменительной практике более широко стал употребляться термин “оскорбление чувств верующих”, который по-прежнему не конкретизирован в науке. В Приговоре Хамовнического районного суда г. Москвы от 17.08.2012 по делу N 1-170/12 констатировалось, что действия группы Pussy Riot были совершены “с целью вызвать негативный, оскорбительный резонанс в чувствах и душах верующих, вызвать чувства раздражения, гнева, ненависти, что еще больше усиливают ее (потерпевшей. – Прим. авт.) душевную боль от случившегося на последней неделе перед Великим постом”.
В ряде решений по поводу признания информационных материалов экстремистскими одной из характеристик таких публикаций было указание на оскорбительный для чувств верующих характер. Так, заявитель в своем обращении в органы прокуратуры указал на ряд изображений, размещенных в сети Интернет, в отношении которых просил принять меры прокурорского реагирования:
– Иисуса Христа с обезображенным лицом и свастикой на лбу;
– Божией Матери и младенца Христа с обезображенными лицами;
– младенца Христа с обезображенным лицом;
– монстра с длинными ногтями и обезображенным лицом на распятии;
– клоуна на распятии;
– ангела с обезображенным лицом.
В решении Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13.02.2014 по делу N 2-36/2014 было отмечено, что первоначальная проверка не выявила фактов “осквернения христианских святынь”. Впоследствии судья указал, что вышеуказанные изображения “могут восприниматься как носящие глумливый, издевательский характер, наносящий оскорбление и (или) унижение человеческих чувств, чести и человеческого достоинства представителей христианских конфессий, большинства населения”.
В известном решении Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 12.08.2015 по делу N 2-118/2015 по поводу признания книги “Мольба (дуа) к Богу: ее назначение и место в Исламе” экстремистской содержалось указание на то, что прокурором было представлено психологическое исследование, проведенное 27 января 2015 года специалистом ФГБОУ ВПО “Сахалинский государственный университет”, согласно которому “в тексте исследуемой книги имеются примеры оскорбления чувств верующих”.

Экстремистские организации или тоталитарные секты?

Экстремистские организации разнообразны и могут функционировать в качестве как религиозных и общественных объединений, так и законспирированных ячеек. Существенным отличительным признаком таких формирований, согласно ст. 1 Закона N 114-ФЗ, является принятие судом в отношении их решения о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. В правоприменении существует тенденция отождествления религиозных экстремистских организаций и сект.
Следует отметить, что в религиоведении и социологии религии термин “секта” (лат. secta – школа, путь, учение, направление) имеет нейтральную коннотацию и обозначает “один из типов религиозных организаций… оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям” . Данное определение было подтверждено в Постановлении Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.11.2011 по делу N (данные изъяты) по поводу утверждения Кубасова С.М. о том, что К. является адептом секты “Духовное братство “Ананда”, которая входит в перечень наиболее деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, а также оккультных центров и движений, действующих в России (такой перечень в настоящий момент отсутствует. – Прим. авт.). Суд пришел к выводу, что Кубасов С.М. употребил определение “адепт секты” в отношении К., полагая, что “секта – это обособленная группа людей, которых объединяют религиозные или духовные интересы, не совпадающие с общепринятыми интересами людей, а адепт – это приверженец течения, которое он пропагандирует”. Таким образом, не было установлено, что указанные Кубасовым С.М. сведения позорят потерпевшую, порочат ее честь, достоинство и деловую репутацию, а также не было представлено суду сведений “о факте ее принадлежности к какой-то непонятной секте…”.
——————————–
Религиоведение // Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006.

Федеральное законодательство исходит из того, что деятельность всех зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений защищена законом. Это согласуется с провозглашенными ст. 28 Конституции РФ свободами совести и вероисповедания, а также со ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ч. 3 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В упоминавшемся выше деле о признании организации “Благородный Орден Дьявола” экстремистской экспертами непонятно зачем были выявлены сходные с тоталитарными сектами черты, в числе которых не имеющие отношения к экстремистским организациям признаки: “наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения; создание атмосферы тревоги и страха (новые члены дают клятву, которую обязаны соблюдать всю свою жизнь, жесткая система наказаний); нетерпимость к традиционным конфессиям (к христианству); формируется тоталитарное мировоззрение, приводящее к преобладанию групповых идей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения и т.п.); использование малопонятных непосвященному человеку шифров (обозначение уровней, ступеней), наименований на иностранном языке и т.п.” (решение ВС Республики Мордовия по делу N 3-11/2010). Экспертами были сделаны выводы о наличии в текстах организации таких призывов, как отказ от христианства, христианских норм и принципов.
Термин “секта” может толковаться очень широко и распространяться на экстремистские организации некомпетентными экспертами. Данный факт подтверждается, в частности, судебным решением по поводу деятельности организации “Преображение России” в Кемеровской области (приговор Рудничного районного суда г. Кемерово от 11.04.2013 по делу N 1-29/2013). Так, судом было установлено, что эксперт – преподаватель учебного курса “История и теория религии”, спецкурса “Психология сектантства” не является религиоведом, часть его выводов в религиоведческом заключении выходит за пределы его специализации, в том числе по поводу отнесения организации “Преображение России” к религиозным организациям (сектам). Стороной защиты были представлены заключения экспертов – профессора кафедры философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории Сибирского государственного медицинского университета, а также ведущего научного сотрудника Института Европы РАН, сотрудника Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, в соответствии с которыми религиозной организацией является организация, у которой разработано религиозное учение, которая обучает своих последователей, у которой имеется религиозная практика, обряды и т.д. Суд пришел к выводу, что “Преображение России” ставило перед собой лишь социальные цели, так как представляло собой сеть социальных организаций, состоящих из реабилитантов, то есть людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом разбор Библии с реабилитантами не является безусловным выводом того, что “Преображение России” является религиозной организацией (сектой).
Представляется, что чрезвычайно важна дальнейшая конкретизация антиэкстремистского законодательства, издание ВС РФ акта толкования по наиболее спорным вопросам противодействия экстремизму в целях формирования единообразной судебной практики. Первостепенное значение также приобретает эффективная система юридического образования и повышения квалификации практических работников, содержащая в себе спецкурсы, посвященные различным аспектам экстремистской деятельности, приобретающей довольно широкие масштабы распространения в России.
Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x