К 90-летию со дня рождения Бориса Андреевича Данилова

Борис Андреевич Данилов возле мемориала Е.И.Рерих и Н.К.Рериха. Москва, 10 октября 2009 г. Фото И.П. Троянова

Борис Андреевич Данилов возле мемориала Е.И.Рерих и Н.К.Рериха. Москва, 10 октября 2009 г. Фото И.П. Троянова

21 апреля 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения Бориса Андреевича Данилова,  хранителя и первого издателя Записей Бориса Николаевича Абрамова, известных сегодня как серия книг «Грани Агни Йоги».

Его общественная деятельность не ограничивалась издательской работой. Значительную часть времени он посвящал беседам на темы Живой Этики с обращающимися к нему людьми. Эти беседы всегда носили жизненный характер, устремляя собеседника к реальному развитию сознания и очищению мысли.

В трудные дни и годы Борис Андреевич всегда поддерживал Международный Центр Рерихов и, следуя поручению Святослава Николаевича Рериха, полученному при встрече с ним в Москве в 1989 году, защищал и охранял эволюционное дело Л.В. Шапошниковой.

Предлагаем вашему вниманию статью Н.Н. Величко «Борис Андреевич Данилов – ученик Б.Н. Абрамова» из сборника материалов XI Международного общественно-научного форума, посвящённого 115-летию со дня рождения Б.Н. Абрамова «Пути Духа – пути Культуры» (Москва – Венёв – Куликово поле (Тула), 2012).

БОРИС АНДРЕЕВИЧ ДАНИЛОВ – УЧЕНИК Б.Н. АБРАМОВА

«Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый — Почитание Иерархии. Второй — Сознание единения. Третий — Сознание соизмеримости. Четвертый — Применение канона Господом твоим» [1, ч. II, IX, 9]. Первый среди камней основания – Почитание Иерархии, Иерархии Сил Света. В письме в Америку Елена Ивановна Рерих писала: «Необходимо ясно, четко и широко осознать Иерархию как единственный путь продвижения. Мы должны принять всю цепь Иерархии, крепко держась за ближайшее к нам звено» [3, с. 60]. Об основополагающем значении Иерархии в Записях Бориса Николаевича Абрамова свидетельствует и Матерь Мира: «Цепь Иерархии Света надо понимать как Начало, связующее весь проявленный Космос в единое целое» [2, с. 238].

Мы знаем, что непосредственным Учителем Бориса Андреевича Данилова был Борис Николаевич Абрамов. Однако фундамент здания его духовного роста заложила Екатерина Петровна Инге. Рассказывая о занятиях со своим первым духовным наставником, Борис Андреевич подчеркивал: «Главное, на что обращалось внимание, – это мысли в отношении Иерархии Света. Это был основополагающий момент, и ему уделялось много времени, много внимания и много усилий. Прививалось понимание того, что Иерархия есть ведущее Начало, что Она есть Щит. Прививалась любовь, почитание и преданность Иерархии. Это был краеугольный камень. И в формировании этого отношения своих учеников к самому священному понятию Учения Екатерина Петровна вкладывала много сил. И еще один аспект давался Екатериной Петровной: Учитель должен быть первее и выше всего, с чем мы сталкиваемся. Этот важный момент нужно было осознать и принять в свое сердце. Потому что в этом успех и в этом и преуспеяние. Именно такому пониманию учили Екатерину Петровну ее Учителя» [4, с. 258].

Говоря о втором своем наставнике, Борисе Николаевиче Абрамове, Борис Андреевич акцентировал эту же черту: «Доминирующей нотой всей его жизни стала Иерархия Света и особое понимание Значимости Ее в Мироздании. Его сердце, сознание, воля всегда были огненно устремлены к Великому Владыке. Его признание основывалось на великой любви, безграничной преданности и полном самоотвержении. Лик Учителя был прочно утвержден в его сердце, и это являло Сокровенное Таинство. Учителем было Сказано: “Ты находишься в Моем Луче!”» [5, с. 188]. «Сам обостренно понимая всю значимость Иерархии Света как основополагающего стержня, на котором зиждется вся Вселенная, Борис Николаевич и в других стремился утвердить это чувство» [6, с. 174].

Конечно, эти уроки и личный пример ведущих не прошли даром. Теме Учительства и Иерархии Борис Андреевич уделял много внимания в своих беседах и выступлениях. Он говорил: «У нас четкая линия признанных иерархических звеньев: Учитель – Гуру – Елена Ивановна – Абрамов» [7]. В другом разговоре пояснил видение иерархичности лично для себя: «Для меня Иерархов на Земле уже нет. Был земной руководитель – Екатерина Петровна [Инге], потом, по договоренности, стал Борис Николаевич [Абрамов]» [8]. То есть его вели, хотя и не одновременно, двое – женщина и мужчина. Сам Борис Андреевич подчеркивал своеобразие и важность наличия двух начал в водительстве. Рассказывая о Е.П. Инге, он отметил: «Вначале она шла под руководством Николая Константиновича, затем была переписка с ним, а с его уходом она уже шла под руководством Елены Ивановны. Размышляя над этим, можно увидеть величие символа двух Начал: мужского и женского. Сначала ее руководителем был Николай Константинович, а потом – женщина – Елена Ивановна. Это имеет свое значение» [4, с. 258]. Нужно напомнить, что и Великий Учитель Принимал участие в становлении духовности Екатерины Петровны. Через Елену Ивановну Он Поддерживал ее, Указывал направление ее работы на Общее Благо, в частности, перевод Теософского словаря и «Учения Храма».

О необычности духовного руководства Борисом Николаевичем Абрамовым, вторым своим наставником, Борис Андреевич тоже не раз говорил, подчеркивая: «…Их было Трое: Гуру, Матерь Агни Йоги, Учитель» [9, с. 37].

Такую цепочку духовного руководства: Великий Учитель, Рерихи, Инге и Абрамов — можно проследить во всех высказываниях и советах Бориса Андреевича, от таких важнейших, основополагающих, как почитание и подчинение Иерархии, до малых земных дел. Широту спектра духовного наставничества подчеркивала Елена Ивановна в письме 1931 года: «…советую осознать Иерархию от высшего духовного устремления до малейших, даже телесных нужд; везде нужна нить серебряная» [3, с. 58 — 159]. Рассказывая об общем методе передачи знаний и опыта Екатериной Петровной Инге своим ученикам, Борис Андреевич замечал: «И так воспринималось, что он (Н.К. Рерих. – ред.) в свое время так учил своих учеников, а потом уже они передавали это своим. Таким образом, обращалось внимание даже на вещи, которые в нашем представлении могут показаться мелочью. Николай Константинович, например, рассказывал, как нужно написать письмо, как его упаковать в конверт и как конверт этот заклеить. Он говорил: в жизни мелочей нет. И Екатерина Петровна передавала своим ученикам эту мысль» [4, с. 262]. Так же наставлял и Борис Николаевич. Этим путем следовал в разговорах с сотрудниками и собеседниками их ученик Борис Андреевич Данилов, всегда подчеркивая – это не его мысли, а положения Живой Этики или Записей Б.Н. Абрамова.

Елена Ивановна внимательно следила за духовным ростом своих учеников, поддерживая, разъясняя отдельные понятия Учения, давая новые сокровенные знания. Она уделяла внимание их здоровью, даже, порой, бытовым нуждам. Часто интересовалась успехами духовного совершенствования их учеников – следующего звена в иерархической цепочке. Так в письме Е.П. Инге 29 сентября 1950 года она пишет: «Письмо Ваше и карточки Ваших учеников своевременно получила <…> Всматривалась в лица их: лица хорошие, могут стать полезными тружениками и сотрудниками. Трогает меня Ваше любовное отношение к ним. <…> Беседуйте с учениками о тех великих переменах, которые произойдут в созна[нии] людей, когда приоткроется завеса, отделяющая нас от Мира Надземного» [10, с. 413 — 415]. В письме Абрамовым Елена Ивановна тоже вспоминает их учеников: «Передайте, родные, самый сердечный и ободряющий им привет всем милым сотрудницам и сотрудникам Вашим» [11, с. 402]. И еще ее слова из письма Е.П. Инге: «Вероятно, Вы имеете новости от Бориса и Ниночки. <…> Ученики их тоже продолжают совершенствоваться понемногу…» [11, с. 409].

Среди упоминаемых Еленой Ивановной учеников был и Борис Андреевич Данилов. Сам он в выступлении 25 марта 2001 г. на круглом столе СибРО вспоминал об отправке своей фотографии Елене Ивановне: «В свое время – вы не подумайте, что я проявляю нескромность – моим руководителем была послана фотокарточка его учеников и письмо Елене Ивановне. Оттуда пришел ответ. Письмо физическое, реальное, сегодня оно хранится в архиве. Елена Ивановна писала: «Славные лица. Вижу в будущем сотрудников» [12, с. 76].

Развеивая неуверенность Бориса Николаевича Абрамова в себе, Елена Ивановна в то же время напоминает ему о пагубности излишней самоуверенности и самолюбования, которые могут проявиться в его учениках. «…От опасности самомнения Вам, родной, придется предупреждать подходящих к Вам. Оно вкрадывается незаметно, любовь к постоянному одобрению и похвале и восхвалению страстно уявляет свое магнитное притяжение. Найти нужно равновесие между радостью привлечения людей и личным удовлетворением их восхвалением» [11, с. 501]. Такое предупреждение, вероятно, было хорошо усвоено его учеником. Он всегда пресекал любые попытки восхищения им, выражения благодарности, похвалы. С одной стороны, советовал перенаправлять выражаемую признательность выше по цепи Иерархии, с другой, говорил, что вредоносные последствия излишней похвалы неизбежны, причем не только для восхваляемого, разжигая его самость, но и для безмерно хвалящего. Потому и сам открыто хвалил крайне редко и сдержанно, настоятельно рекомендуя «разделять значимость того, что делается, от того, что я это делаю» — говорил он о себе [14]. Он призывал не переносить ценность делаемого на исполнителя. Так шел по жизни Борис Андреевич, пламенно стремясь к своему идеалу, к своему учителю, в выработке нужных для духовного восхождения качеств.

«Истинно, подражание Учителю является вмещением образа Учителя» — утверждается в книге «Иерархия» [13, 30]. Особое внимание вслед за своим учителем Борис Андреевич уделял необходимости выработки равновесия и торжественности. «Дух человека, находящийся в равновесии и торжественности, неуязвим» — писал он [5, с. 192]. У Бориса Николаевича Абрамова есть стихи, положенные на музыку, о елочке как о символе равновесия и постоянства. Это качество ставится во главу угла при ожидании Великого Прихода. В одной из своих статей Борис Андреевич пишет: «…Великий Учитель Дает советы, как надо готовиться к этому событию, как вооружать себя, вырабатывая равновесие, торжественность, контроль над чувствами, овладевая и взращивая свои внутренние огни, чтобы встретить Великий Приход победителем» [5, с. 189 — 190]. Как-то Борис Андреевич предложил посвятить одну из тем наших размышлений Приходу. Обращал он внимание на вопрос, «Что будешь делать, если завтра Приход: в отношении себя, в отношении внешнего мира, людей? Готов ли?». Советовал думать о необходимости повышения чувства ответственности, рекомендовал учиться овладевать огнем, то есть психической энергией. И эту работу предлагал сделать «не разовой кампанией, а проектом на развитие с выходом на Порог Нового Мира» [15].

Следуя наставлениям Высших, Борис Андреевич не только стремился выработать в себе качества, необходимые для духовного роста, но напоминал о них в статьях, докладах, беседах личных и телефонных, письмах многочисленным корреспондентам. Он постоянно говорил о насущной необходимости достижения непрерывного памятования, предстояния перед избранным Обликом, о взращивании любви и несломимой преданности Учителю, о стремлении и умении «отвергнуться от себя», от своих личных забот ради Общего Блага. Даже для только что вставших на путь духовного самосовершенствования, труд на «Общее Благо» не должен быть отвлеченным понятием, если знать, что сама упорная работа над своими недостатками и выработка нужных качеств уже является эволюционным действом, повышающим энергетический уровень как стремящегося, так и всего окружающего.

Борис Андреевич рекомендовал каждое утро подумать над вопросом: «Что я сделаю для Тебя, Владыка?», а заканчивая день подвести итог: «Что сделал для Общего Блага и Владыки?» [16]. Он советовал не забывать в утреннем обращении к Владыке попросить о вразумлении на правильные решения и действия в течение дня. А еще – утром и вечером думать о Дальних Мирах, куда устремится сознание после выхода из сферы Земли.

В своих молитвах он просил за планету, за человечество, молил охранить и оберечь малых от несправедливости старших. Особенно просил за женскую часть человечества — за женщин, девушек и девочек [14]. Учил молиться осознанно, напрягая сердце, напоминал, что «Молитвы без сердечного огня и без ритма бесполезны» [17].

Очень часто Борис Андреевич напоминал о необходимости учиться работать мыслью: «Учитель говорит: “Мы Работаем мыслью”. Приводятся некоторые примеры, как Они это Делают. Далее Учитель Обращается ко всем нам и Советует: “Работайте мыслью и вы”. <…> Учитель же Подсказывает: уже подходит время, когда нужно овладевать новым инструментом, новым даром, который заложен в каждом из нас, но который находится сегодня без движения» [18, с. 221].

По заветам Владыки и примеру своих земных учителей, Борис Андреевич стремился прилагать мерки Учения Агни Йоги ко всем жизненным ситуациям, претворяя таким образом Основы Учения в жизни и призывая: «Будем учиться быть не потребителями, возлагающимися на Иерархию Света, а сознательными сотрудниками и помощниками. Будем сознательно и активно нести Свет в мир» [5, с. 195].

У каждого свой вклад в дело эволюции. Борис Николаевич Абрамов своей жизнью и трудом совершил духовный подвиг, оставив нам богатейшее Наследие в виде Записей информации из Высокого Источника. Работал он, в основном, на плане Невидимом. Мало кто был посвящен в его Великое Делание. Но пришло время, и его верный ученик – Борис Андреевич Данилов, сделал заветные Записи доступными самому широкому кругу ищущих путей духовного совершенствования. Недаром о нем Сказано: «…и Борис принесет кирпич на построение Нового Храма» [9, с. 34].

В отличие от своего учителя, Борис Андреевич имел возможность активно работать на плане видимом. Кроме решения важнейшей задачи – публикации Записей Б.Н. Абрамова, он стоял у начала организации и работы Сибирского Рериховского Общества, был его первым председателем. По его инициативе и активной поддержке начиналось восстановление дома Атамановых в Верхнем Уймоне. Он внимательно следил за происходящим в рериховском движении, умея вовремя сказать свое веское слово в поддержку благих дел или активно выступить против тушителей Света. Поддерживая и защищая МЦР и его вице-президента – Людмилу Васильевну Шапошникову в своих выступлениях, он не ограничивался этим и сознательно работал на Тонком Плане, порой подключая к такой работе и своих сотрудников, выполняя Указ Учителя учиться работать мыслью.

В воспоминаниях Борис Андреевич приводит последние напутственные слова, сказанные ему Борисом Николаевичем. «Крепко запомни — Владыка ценит любящие и преданные ему сердца. Иди этим путем, он — кратчайший» [6, с. 175]. И Борис Андреевич Данилов прошел по жизни этим, завещанным учителем, путем – путем глубочайшей преданности и любви к Учителю, к Иерархии Света.

Библиографический список:

  1. Живая Этика. Листы Сада Мории. Озарение.
  2. Грани Агни Йоги. 1959. Новосибирск: Алгим, 2004.
  3. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 1. М.: МЦР, 1999.
  4. Данилов Б.А. Сотрудница Сил Света // «И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма»: Сборник избранных статей, выступлений, писем, воспоминаний, посвященный 85-летию со дня рождения Б.А. Данилова. Новокузнецк, 2013. С. 257 – 266.
  5. Данилов Б.А. Свет несущий // «И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма»: Сборник избранных статей, выступлений, писем, воспоминаний, посвященный 85-летию со дня рождения Б.А. Данилова. Новокузнецк, 2013. С. 187 – 195.
  6. Данилов Б.А. Сотрудник Сил Света // «И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма»: Сборник избранных статей, выступлений, писем, воспоминаний, посвященный 85-летию со дня рождения Б.А. Данилова. Новокузнецк, 2013. С. 171 – 175.
  7. Беседа по телефону 20.08.2008 г. Архив Н.Н. Величко.
  8. Беседа по телефону 16.03.2006 г. Архив Н.Н. Величко.
  9. Данилов Б.А. Весть принесший. Новосибирск: Алгим, 1997.
  10. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 8. М.: МЦР, 2008.
  11. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 9. М.: МЦР, 2009.
  12. Данилов Б.А. День Духовного Учителя // «И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма»: Сборник избранных статей, выступлений, писем, воспоминаний, посвященный 85-летию со дня рождения Б.А. Данилова. Новокузнецк, 2013. С. 73 – 76.
  13. Живая Этика. Иерархия.
  14. Беседа по телефону 24.09.2005 г. Архив Н.Н. Величко.
  15. Беседа по телефону 29.05.2008 г. Архив Н.Н. Величко.
  16. Беседа по телефону 29.10.2005 г. Архив Н.Н. Величко.
  17. Беседа по телефону 21.10.2006 г. Архив Н.Н. Величко.
  18. Данилов Б.А. Овладевший Огнем // «И Борис принесет кирпич на построение Нового Храма»: Сборник избранных статей, выступлений, писем, воспоминаний, посвященный 85-летию со дня рождения Б.А. Данилова. Новокузнецк, 2013. С. 214 – 222.

Источник: сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x