Открытие мемориальной доски памяти Николая Рериха во Флоренции

9 октября 2017 года с 15-00 до 17-00 в г.Флоренция (Италия) в Hotel Portrait (по адресу Lungarno Acciaioli 4 ) состоится церемония открытия памятной доски, посвященной Николаю Рериху – русскому художнику, писателю, философу и археологу, всемирно известному как родоначальник международного законодательства по охране культурного наследия.
В данном отеле, именуемом в то время Гранд Отель Рояль Дель Арно, художник останавливался в 1906 году во время своего путешествия по Италии.
В церемонии примут участие почетные гости Европы и России. В частности, от российской стороны в церемонии примет участие Государственный музей-институт семьи Рерихов.

Обращение Флорентийского общества Москвы, Междисциплинарного центра философии права при Институте философии Российской Академии наук, Российской Ассоциации международного права, Адвокатской палаты города Москвы, Международного Союза (Содружества) адвокатов и других к общественности и Мэрии города Флоренции и Законодательному собранию региона Тоскана в связи с открытием 9 октября 2017 года мемориальной доски памяти Рериха во Флоренции

Необходимость новой конвенции ООН, основанной на идеях Пакта Рериха

Николай Рерих выдвинул идею Пакта Мира (впоследствии названного Пактом Рериха), устанавливающего принцип приоритета защиты культурных ценностей перед целями военной необходимости. Кроме того Пакт предусматривал принятие каждым государством внутреннего законодательства, направленного на защиту культурных ценностей и в мирное время. Сам Рерих неоднократно писал, что его Пакт о защите культурных объектов от военного разрушения является только начальным этапом процессов изменения государственных и общественных приоритетов, которые снизят, а впоследствии и почти полностью устранят опасность войн. Тогда, по его словам, человечество сможет достигнуть того истинного Возрождения Мысли и Духа, о котором мечтало многие тысячелетия.
При всей глубине и важности идей Рериха, они сейчас стояли бы на книжных полках рядом с трудами других замечательных мыслителей, если бы он не добился принятия своего Пакта в 1935 году 21 государством (примерно 35 процентов независимых государств того времени), что впоследствии оказало решающее влияние на принятие в 1954 году Конвенции ООН, одобренной на сегодня 128 странами (свыше шестидесяти процентов независимых стран). Правда, Конвенция ООН, сохранив мысль Пакта Рериха о создании международной защиты культурных ценностей, не восприняла его основную идею о приоритете культуры и оставила главной доминантой «военную необходимость», у которой, к тому же, нет никакого точного юридического определения.
Важнейшие идеи Пакта Рериха оказались за пределами заключенной в 1954 году Конвенции ООН о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Это признается в тексте самой Конвенции ООН, где сказано: «В отношениях между Державами, которые связаны Вашингтонским Пактом от 15 апреля 1935 года о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (ПактРериха) и которые являются Сторонами в настоящей Конвенции, эта последняя дополнит Пакт Рериха». С точки зрения содержания в Конвенции говорится о «дополнении», что подтверждает более широкое применение Пакта Рериха.
Гаагская конвенция ООН 1954 года о защите культурных ценностей в случае военного конфликта и конвенции ООН, регулирующие деятельность ЮНЕСКО, принимались с разрывом почти в два десятилетия и поэтому между ними существуют заметные пробелы. Но защита культуры от разрушения в результате вооруженных конфликтов слишком важна, чтобы не предпринять серьезные усилия по приданию документам ООН необходимой эффективности. В последнее время одной из основных тем для обсуждения в ЮНЕСКО стала тема соотношения Гаагской конвенции 1954 года и дополняющих ее Протоколов с документами ЮНЕСКО, объединения возможностей международных документов по защите культурного наследия. Так, соотношение Второго Протокола к Гаагской конвенции и документов ЮНЕСКО подробно обсуждалось на Пятом совещании Комитета ЮНЕСКО по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов в 2010 году . (UNITED NATIONS EDUCATIONAL, SCIENTIFIC AND CULTURAL ORGANISATION COMMITTEE FOR THE PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY IN THE EVENT OF ARMED CONFLICT FIFTH MEETING (UNESCO HEADQUARTERS, 22-24 NOVEMBER 2010, ROOM XII); ITEM 8 OF THE PROVISIONAL AGENDA: SYNERGIES BETWEEN THE SECOND PROTOCOL TO THE HAGUE CONVENTION AND OTHER RELEVANT UNESCO INSTRUMENTS AND PROGRAMMES).
К Седьмому совещанию Комитета Бельгией были подготовлены предложения по укреплению синергии между Вторым Протоколом 1999 года к Гаагской конвенции 1954 года и Конвенцией ЮНЕСКО 1972 года . В этих предложениях отмечалось, что определения культурного наследия, данные в Гаагской конвенции и Конвенции ЮНЕСКО, не совпадают . Предложения предусматривали оптимизацию порядка составления списков культурного наследия, позволяющую странам включать объекты культурного наследия одновременно в оба списка – список по Гаагской конвенции и список ЮНЕСКО.
К Восьмому совещанию Комитета в декабре 2013 года был подготовлен отчет о прогрессивном развитии синергии между Вторым Протоколом и Конвенцией 1972 года . (COMMITTEE FOR THE PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY IN THE EVENT OF ARMED CONFLICT; Seventh meeting; UNESCO Headquarters, Paris; 20 to 21 December 2012; Item 5 of the Provisional Agenda: Proposal to Strengthen Synergies between the 1999 Second Protocol to the Hague Convention of 1954 for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict and the 1972 World Heritage Convention (prepared by Belgium). 3 С. 3. 4 COMMITTEE FOR THE PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY IN THE EVENT OF ARMED CONFLICT; Eighth meeting UNESCO Headquarters, Paris; 18-19 December 2013; Item 6 of the Provisional Agenda: Progress report on the development of synergies between the 1999 Second Protocol and the 1972 World Heritage Convention).
Однако попытки налаживания синергии (взаимодействия) между действующими конвенциями Организации Объединенных Наций о защите культуры продвигаются крайне медленно, без особых надежд на успех. Сейчас необходимо концептуальное решение о подготовке новой конвенции ООН на основе идей Пакта Рериха.
С учетом этого представляется целесообразной разработка нового единого международного документа – единой конвенции ООН о защите культурного наследия в условиях вооруженного конфликта , который воплотил бы идеи Пакта Рериха о безусловной защите культурных ценностей и приоритете культуры над военной необходимостью и сделал бы ЮНЕСКО главной организацией по охране мировой культуры, придавая ЮНЕСКО решающие полномочия для защиты памятников и научных учреждений.
Пришло время устранения концептуальной неточности, допущенной при создании текста Гаагской конвенции 1954 года, когда международное сообщество сделало шаг назад по сравнению с идеями Пакта Рериха 1935 года и отказалось от принципа подчиненности военной необходимости интересам защиты культуры. Без восстановления в международных правах этой великой идеи процесс формирования механизма защиты культуры в ООН не сможет соответствовать уровню задач, стоящих перед ООН в XXI столетии. Необходимо также утвердить на прочной правовой основе защитную функцию ЮНЕСКО.
Целью нового движения за внедрение идей Пакта Рериха может стать постановка вопроса о необходимости возврата к принципам Пакта Рериха и поощрение мировой общественности принять активное участие в составлении проекта новой конвенции.
«В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранение современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте», – сказал Президент США Франклин Рузвельт при подписании Пакта Рериха 15 апреля 1935 года.
Следует отметить, что вашингтонскому триумфу Пакта предшествовало серьезное международное общественное движение, зародившееся столице Северного Ренессанса фламандском городе Брюгге. В наше время лучше всего провозгласить начало движения за возвращении к идеям Пакта Рериха и воплощении их в жизнь в качестве новой конвенции ООН, именно там, где зародился итальянский Ренессанс – во Флоренции и Тоскане.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x