Н.В. Макаренко. Значение Великой Октябрьской революции и её вождя в эволюции

Значение Великой Октябрьской революции и её вождя в эволюции

Французам понадобилось свыше полутора столетий, чтобы принять Великую Французскую революцию и её итоги. Октябрьской революции в России исполнилось всего лишь сто лет…

Поэтому наивно ожидать, что российское общество в современных условиях готово верно судить об  этом колоссальном событии. Подлинное, свободное от эмоций понимание Великого Октября и Ленина придет не сегодня и даже не завтра. На современном этапе задача тех, кто считает себя патриотом, состоит в том, чтобы понять неизбежность и положительный опыт больших социальных трансформаций и узнать, как нация освобождается от старого, отживающего, омертвелого.

Прислушаемся же,  к  мнениям великих людей ХХ столетия об историческом смысле радикальных перемен в России,  и обязательно укажем читателю источники приводимых цитат.   

  Великий Октябрь и роль Ленина в истории человечества неразделимы, ибо роль и величие вождя предопределила воплощение идей Будды и заповедей Христа в создании первого в мире государства, дерзнувшего построить Общину с  отрицанием частной собственности во имя служения Общему Благу.   

По словам Максима Горького личная  жизнь Ленина была такова, что в религиозное время из него сотворили бы святого, что перекликается с высказыванием патриарха Тихона на смерть вождя мирового пролетариата в 1924 году.

Вот что говорили великие люди двадцатого века:

Жан Ришар Блок, французский писатель и общественный деятель

    «Ценности прошлого, сокровища традиции, оттенки души — нет необходимости что-либо делать ради них и для них. Нет ничего более русского, чем нравы Советской России. Только поубавилось грязи, нищеты, голода, болезней, пороков, унижений, людской неприкаянности.» [1]

1936 г.

Ромэн Роллан – талантливый французский писатель

«… Я не разделял идей Ленина и русского большевизма. Но именно потому, что я слишком индивидуалист, чтобы присоединиться и слишком идеалист, чтобы присоединиться к марксистскому кредо и его материалистическому  фатализму, я придаю огромное значение  великим личностям и горячо восторгаюсь личностью Ленина. Питаю к Ленину чувство крайнего восхищения. Я не знаю более могучей индивидуальности в современной Европе нашего века. Его воля так глубоко, так мощно взбороздила хаотический океан дряблого человечества, что борозда его долго-долго не изгладится в волнах и отныне корабль, наперекор всем  бурям, устремляется на всех парусах вперёд к Новому миру.  Никогда ещё после Наполеона  человечество не знавало такой стальной воли. Никогда ещё, со своих героических времён, европейские религии не знали апостола столь несокрушимой веры,  властителя дум  и людей столь же абсолютно бескорыстного.

   И главное, никогда ещё человеческая деятельность не выдвигала вождя, учителя людей, столь чуждого каких-либо личных интересов. Его духовный облик ещё при жизни запечатлелся в сердцах людей и останется нетленным в веках.»      {2}                                                            

1 февраля 1924 года

Герберт Уэллс, английский писатель

« Я считаю Октябрьскую революцию одним из величайших событий в истории. Она кардинально изменила все мировоззрение человечества, и сейчас не найти такого романа, такой пьесы, такой исторической или социологической работы, на которой она не сказалась бы. Ее влияние даже глубже и сильнее влияния первой Французской революции (все прочие французские революции в счет не идут).»  [12]      1932 г.

Герберт Уэллс на встрече в Кремле с Владимиром Лениным

 

 В 1920 году 6 октября английский писатель фантаст Герберт Уэллс встретился в Москве в Кремле с Владимиром Лениным. После встречи, родилась его книга «Россия во мгле», в ней есть глава называемая «Кремлёвский мечтатель», так писатель назвал Ленина. Отрывок их неё даёт понять, что в той исторической реальности, задуманное Лениным построение советского государства, было куда менее осуществимым, чем прилёт марсиан на Землю:

   «Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром.» 

     Герберт Уэллс «Россия во мгле» 1920 г. 

«Теперь, просматривая свою, написанную четырнадцать лет назад книгу, восстанавливая в памяти события того времени и сравнивая Ленина с другими знаменитыми людьми, которых я знал, я начинаю понимать какой выдающейся и значительной исторической фигурой он был. Я не сторонник теории об исключительной роли «великих людей в жизни человечества, но уж если вообще говорить о великих представителях нашего рода, то я должен признать, что Ленин был, по меньшей мере, действительно великим человеком».            

Герберт Уэллс «Опыт автобиографии» 

Альберт Норден, немецкий историк и политический деятель

7 ноября 1917 года восторжествовала Великая Октябрьская социалистическая революция. По своему значению она далеко превзошла Французскую революцию 1789 года, так как, если в конце XVIII века власть перешла от одного эксплуататорского класса Франции к другому — от феодалов к буржуазии, — то в ноябре 1917 года впервые в истории человечества завоевал господство рабочий класс. Заклейменный проклятьем мир голодных и рабов отстранил паразитов, разрушил мир насилья и громовыми выстрелами «Авроры», положившими конец старому господству, провозгласил: «Мы наш, мы новый мир построим!» Народ России вышел из мрака и поднялся к тем высотам мировой истории, с которых Ленин и Сталин указывали путь к новой жизни. Обездоленным с давних времен людям засветил долгожданный свет. Настала эра освобождения человечества от позорной эксплуатации и угнетения. Труд, тысячелетиями тяготевший над людьми как проклятие, стал делом доблести, и галерный раб капитала стал хозяином государственного корабля. [7]    1954 г.

Уильям З. Фостер, лидер американского рабочего движения

Летом 1914 г., хладнокровно ввергнув свою страну в первую мировую войну, крупные помещики старой России и их соучастники-капиталисты цинично рассчитывали, что русский народ пойдет без сопротивления на убой в интересах своих политических господ, как не раз случалось и раньше. На сей раз, однако, правящие классы жестоко просчитались. В самый разгар войны разразилась величайшая в истории человечества революция, которая смела с лица земли весь их деспотический режим. На этот раз эксплуатируемые рассчитались с эксплуататорами сполна. Весь капиталистический мир вместе со своей социал-демократической агентурой в смятении и тревоге наблюдал, как развивались поразительные события. Ведь рабочие и крестьяне задали капитализму первоклассную взбучку. Происходило совершенно невероятное! [13]

 

Рабиндранат Тагор, индийский поэт, писатель и художник

«Если бы они только разрушали, я бы не удивился, ибо способности разрушать у них достаточно, но я вижу, что они, засучив рукава, работают, чтобы на этом огромном пространстве воздвигнуть новый мир. Надо торопиться, потому что весь мир им враждебен, все против них. Им необходимо как можно скорее встать на ноги. На каждом шагу они должны доказывать, что то, к чему они стремятся, — не ошибка, не обман; они твердо решили пройти тысячелетие за десять — пятнадцать лет. Их экономическая мощь по сравнению с любой другой страной чрезвычайно незначительна, зато воля — огромна.

Революция, которая произошла в России, давно уже ожидалась именно в этой стране. К ней готовились в течение долгого времени. Сколько известных и безвестных людей жертвовали жизнью, терпели невыносимые страдания. Причины революции имеются повсюду на земле, но только в отдельных местах они концентрируются. Если в организме нарушен обмен веществ, то в ряде мест это нарушение сопровождается появлением опухоли и красноты. Именно в России несчастные и слабые в нищете и бессилии терпели невыносимые страдания от тех, в чьих руках были богатство и сила. Именно в России готовы разрешить это противоречие полным его уничтожением.» [11] 1930 г.

Альберт Рис Вильямс, американский журналист

Альберт Рис Вильямс — американский журналист, со всем энтузиазмом юности принял идеи и сам дух русской революции. Он лично знал Троцкого, Бухарина и Ленина, был очевидцем и активным участником многих сражений в дни Октябрьской революции 1917 года.

«Своей личной жизнью Ленин показывал пример той железной дисциплины, которую вводил в общественную жизнь. Революционеры работали по 12-15 часов в сутки. Рабочий день Ленина как правило длился не менее 18-20 часов в сутки. 


Ленин обладал пред своими противниками огромным преимуществом: ему не нужно было гадать о чувствах и мыслях уральского шахтёра, волжского крестьянина или красноармейца. Он знал, чем они живут, ибо их переживания были его собственными переживаниями. 

… в то время как его противники блуждали в потёмках, Ленин шёл вперёд с уверенностью человека, который хорошо знает дорогу.


Ленин — мастер диалектики и полемики, чему способствует его удивительное самообладание во время дебатов. И дебаты его конёк 

 

Во всех случаях жизни он проявлял исключительное самообладание. События в результате, которых другие теряли голову, служили для Ленина лишь поводом продемонстрировать своё спокойствие и душевное равновесие…» [14]

Цитировать Альберта Вильямса, можно бесконечно долго, но рекомендую ознакомиться с первоисточником, который обжигает огнём тех событий, свидетелем которых был автор, потому, что неимоверно талантливо их изложил, оставив нам в наследство, бесценный дар очевидца свершений, значимость, которых можно будет оценить ни сегодня, ни завтра, а возможно спустя века  
(прим. : Иван Антонович  Ефремов подтвердил бы, моё предположение)

  «Меня могут упрекнуть, что я приукрашиваю действительное положение в России. Я этого не делаю. Я знаю, что условия жизни там сейчас очень тяжелы. Во Владивостоке я слышал однажды, как один оратор проклинал Советскую власть за то, что она давала много обещаний народу. Он говорил: «Где ткани, которые они обещали? Где хлеб? Они не только не дали хлеба народу, но, наоборот, сократили паек». Несмотря на то что внешняя правота была на его стороне, аудитория выразила резкое неодобрение его речи, и в этом нет ничего удивительного. Народ нуждался в хлебе, жилище, обуви и одежде, но есть ещё нечто другое, что ему нужно не меньше, чем хлеб. Рабочий теперь обладает сознанием своей власти. Пусть эта власть несколько жестока, но он её любит. Впервые к нему относятся не как к животному, а как к человеческому существу. В каждом человеке заложено стремление к великим дерзаниям, к творчеству. И вот теперь благодаря Советам те, кто был раньше порабощен, получают возможность кое-что сделать для создания нового мира и нового порядка.»[14] 1918 г.

Долорес Ибаррури, лидер испанского рабочего движения

«В течение почти 30 лет Советский Союз был единственной социалистической страной, противостоявшей капиталистическому миру. СССР был крепостью, бешено штурмуемой силами международной реакции. Оказавшись не в состоянии воспрепятствовать победе Октября, реакция хотела стереть с лица земли первое социалистическое государство, появление которого открыло в истории человечества новую эру — эру крушения прежнего общества, представляющего собою исторически пройденный этап. Теперь, через 40 лет после победы первой пролетарской революции, великий Советский Союз не является больше единственной социалистической страной в мире, хотя он, несомненно, продолжает по-прежнему оставаться светочем социализма, политическим компасом, указывающим народам путь к коммунистическому будущему человечества.»  [4] 1957 г.

Гарри Поллит, лидер английского рабочего движения

«Большинство тех сил, которые приветствовали Февральскую революцию в России в 1917 году, ожидая, что она облегчит продолжение Россией империалистической войны, а также мечтая о появлении больших возможностей для проникновения в Россию международного капитала и для эксплуатации всех её огромных естественных ресурсов, теперь уже больше не питали иллюзии. Их отношение к революции немедленно изменилось. Я думаю, что злобная ненависть капиталистов и всех реакционных сил в Англии никогда не проявлялась столь ясно и определенно, как это было по отношению к Октябрьской революции. В стране была введена политическая цензура, направленная против всего, что объективно отражало события в Советской России. В прессе появлялись только ужасающая ложь и клеветнические измышления о «зверствах большевиков», о «национализации женщин», «красном терроре», «разрушении всех церквей» и т.д. и т.п.»[9]  1957 г.

Антонио Грамши, лидер итальянского рабочего движения

«Большевики придали государственную форму историческому и социальному опыту русского пролетариата, который является также опытом пролетариата и крестьянства всех стран, облекли в форму сложного разветвленного и гибкого организма все, даже самые сокровенные стороны жизни пролетариата своей страны, его традиции, славную историю его духовного и социального развития в её наиболее глубоких проявлениях. Они порвали с прошлым, но в то же время продолжали его, порвали с традициями, но одновременно развили и углубили их; они покончили с историческим прошлым, в котором господствовали имущие классы, и продолжили, развили и обогатили жизненные традиции пролетариата, традиции рабочих и крестьян.»   [3] 1919 г.

Альберт Юджин Кан, американский писатель и журналист

«…Я возвращался с Красной площади после празднования годовщины Октябрьской революции. Впереди меня медленно шел в толпе арабский поэт, на нем было живописное национальное одеяние — длинный белый плащ и бурнус. Вдруг набежала стайка русских малышей — им бросился в глаза этот необычный наряд. Ребятишки бросились к арабу, окружили, стали цепляться за складки его плаща, некоторые принялись прикалывать к плащу праздничные значки. Поэт обнял нескольких ребят за плечи и так, потихоньку, двигался вместе с ними дальше; остальные дети бежали рядом, возбужденно щебеча что-то, как стайка птиц… Я знаю, что зрелище не представляло ничего необычного на взгляд советских людей; им не раз приходилось видеть это. Но для меня, приехавшего из другого мира, это было воплощением человеческой красоты, истинным чудом. Если бы этот араб, в своей необычной одежде, с темной кожей, появился бы в каком-либо из многочисленных городков моей страны, его едва ли приветствовали бы так душевно тамошние дети — наоборот, его осыпали бы насмешками, глазели бы на него как на какое-то чудовище и, конечно, ему запретили бы занять столик в ресторане вместе с белыми посетителями. А здесь, в Советском Союзе, для меня было одним из самых радостных переживаний наблюдать, как советские дети доверчиво и тепло относятся к людям из-за рубежа, особенно к тем, у кого коричневый, черный или желтый цвет кожи…»  [5] 1958 г

Фидель Кастро Рус, лидер кубинской революции

«И нужно сказать также, что ни один человек никогда не совершал подвига более трудного, чем подвиг, который довелось совершить Ленину, возглавлявшему большевистскую партию в условиях, в которых осуществилась первая социалистическая революция.

Мы искренне верим в ценность изучения этих фактов, этой эпопеи. Но если трудными были дни, предшествовавшие взятию власти, то ещё более трудными были последующие дни; они были несравненно труднее, бесконечно труднее. Страна, переживавшая огромные внутренние трудности, подверглась вторжению со всех сторон: территория нового, социалистического государства быстро уменьшалась. Казалось, нельзя выстоять в этих условиях. Однако народ, направляемый революционной мыслью, революционным учением и революционной партией, нашел в себе энергию, нашел силы и средства, чтобы с честью выйти из такого положения.» [6] 1970 г.

Бернард Шоу – английский драматург

« Я — революционер, я думаю, что я родился революционером. До 1917 года я никогда не слышал имени Ленина так же, как и большинство жителей Англии, где я жил и откуда я приехал. Мы не много знали о Ленине. Другие вожди говорили нам о его трудах, открытиях, о его охвативших весь мир идеях. Любопытно, что в других странах он произвел то же самое впечатление, какое он произвел в России. Я не знаю, почему это было так, быть может, это был какой-то таинственный магнетизм. Он был только человеком, но человеком, превосходящим всех остальных, человеком, которого можно поставить в один ряд лишь с немногими. Но и в ряду этих немногих он на голову выше остальных. Он выделялся не только в России, но и в Европе, где долго о нем ничего не знали…

Вы не должны думать, что значение Ленина — дело прошлого, потому что Ленин умер. Мы должны думать о будущем, о значении Ленина для будущего, а значение его для будущего таково, что если опыт, который Ленин предпринял, — опыт социализма — не удастся, то современная цивилизация погибнет, как уже много цивилизаций погибло в прошлом. Мы знаем теперь из истории, что существовало очень много цивилизаций и что они, достигнув той точки развития, до которой дошел теперь западный капитализм, гибли и вырождались.

Неоднократно представители человеческой расы пытались обойти этот камень преткновения, но терпели неудачу. Ленин создал новый метод и обошел этот камень преткновения. Если другие последуют методам Ленина, то перед нами откроется новая эра, нам не будет грозить крушение и гибель, для нас начнется новая история, истерия, о которой мы теперь не можем даже составить себе какого-либо представления.

Если будущее с Лениным, то мы все можем этому радоваться, если же мир пойдет старой тропой, то мне придется с грустью покинуть эту землю.» {15}

Теодор Драйзер американский писатель

«Это был человек, вся жизнь и все мысли которого были посвящены научным поискам и борьбе за лучший общественный строй и который в конце концов получил величайшую возможность, какую когда- либо имели апостолы прогресса, — возможность руководить огромным, но угнетенным и отсталым государством.

Я считаю, что больше всего привлекало и будет всегда привлекать внимание всего мира — это широкое, всестороннее и ясное понимание Лениным, что следует и что можно сделать с огромной страной, занимающей одну шестую часть мира, которая в результате царской тирании отстала на сотни лет от экономического и социального уровня жизни и научного прогресса современных ей Америки и Европы. Нужно было не только свергнуть старый, деспотический режим, но и найти среди этих масс, в этой стране людей и средства для создания такого социального строя, который был бы и справедлив и в то же время практически осуществим. Ибо, удовлетворяя насущные потребности масс, нужно было в то же время преодолевать все порожденные тиранией предрассудки, страхи и религиозные суеверия, еще довлеющие над людьми. Еще труднее было заставить этих людей почувствовать все значение для них самих того, что он от них требовал.

Когда я был в 1927 и 1928 годах в России, мне случалось видеть на отдаленных окраинах страны, объединенной духом Ленина, крестьян и рабочих, мужчин и женщин, благоговейно склонявшихся или обнажавших голову перед бюстом Ленина и, насколько я понял, видевших в нем (и, по-моему, совершенно справедливо) своего спасителя.» {16}

Бертран Рассел – английский математик, логик, философ и политик

«… Наш век войдет в историю веком Ленина и Эйнштейна, которым удалось завершить огромную работу синтеза, одному — в области мысли, другому — в действии. Ленин казался мировой буржуазии разрушителем, но не разрушение сделало его известным. Разрушить могли бы и другие, но я сомневаюсь, нашелся ли бы хотя еще один человек, который смог бы построить так хорошо заново. У него был стройный творческий ум. Он был философом, творцом системы в области практики…

    Конечно, торжество коммунизма Ленин рассматривал как нечто предопределенное, научно доказанное, так же верное, как предсказываемые астрономом затмения Солнца. Это делало его спокойным среди трудностей, мужественным среди опасностей, оценивающим всю русскую революцию, как эпизод в мировой борьбе…

…Ленин очень прост в обращении – в нем нет и следа высокомерия Троцкого…

Очевидно, что он не испытывает любви к роскоши и даже к комфорту. Он очень доброжелателен и держится с видимой простотой, без малейшего намека на высокомерие. При встрече с ним, не зная кто он, трудно догадаться, что он наделен огромной властью или вообще в каком-нибудь смысле является знаменитым. Мне никогда не приходилось встречать выдающейся личности, столь лишенной чувства собственной значимости. 

    Я думаю, что если бы встретил его, не зная, кто он такой, то не догадался бы, что он великий человек; он произвел на меня впечатление крайне самоуверенного, несгибаемого ортодокса. Его сила коренится, я думаю, в его честности, мужестве и непоколебимой вере — религиозной вере в евангелие от Маркса…

Государственные деятели масштаба Ленина появляются в мире не больше, чем раз в столетие, и вряд ли многие из нас доживут до того, чтобы увидеть равного ему» {17}

Джон Сайлас Рид, американский писатель

«Многие авторы объясняют свою враждебность к советскому строю тем, что последняя фаза русской революции была просто борьбой «порядочных» элементов общества против жестокостей большевиков. Но в действительности именно имущие классы, увидев, как возрастает мощь народных революционных организаций, решили разгромить их и остановить революцию. Добиваясь этой цели, буржуазия в конце концов прибегла к отчаянным мерам. Для того чтобы сокрушить министерство Керенского и Советы, был дезорганизован транспорт и спровоцированы внутренние беспорядки; чтобы сломить фабрично-заводские комитеты, закрывали предприятия, прятали топливо и сырье; чтобы разрушить фронтовые армейские комитеты, восстановили смертную казнь и потворствовали поражениям на фронте.

Все это было великолепной пищей для большевистского огня. Большевики ответили проповедью классовой борьбы и провозглашением верховенства Советов.» [10] 1919 г.

Артур Рэнсом, английский журналист

«Никто не утверждает, что большевики — ангелы. Я лишь прошу, чтобы люди проникли взглядом сквозь туманную завесу лжи, которая окружает большевиков, и увидели, что идеал, за который они борются единственно возможным для них путем, находится среди тех светлых огней, которые каждый, кто молод и честен душою, видит перед собою где-то на пути, а не среди тех огней, от которых он решительно отворачивается. Люди, которые создали советское правительство, в России, — если и должны будут потерпеть неудачу, то их знамена не будут запятнаны, а их душа будет чиста — ибо они стремятся к идеалу, который переживет их. Даже если они потерпят поражение, они, тем не менее, впишут в историю страницу, отмеченную большей отвагой, чем всякая другая страница в истории человечества, сохранившаяся в моей памяти.»    [8] 1917 г.

Патриарх Тихон

Очень важно, услышать, что сказал патриарх Тихон о Ленине. О Ленине, которого обвиняют, в якобы гонениях на религию. Об отношении Ленина к православию, а не к церкви и её чиновникам, как к классовому врагу,  активно участвовавшему в войне с советской властью,  и в том числе способствовавших террору против большевиков, сказано словами и делами самого Ленина тут:

Обращение патриарха Тихона и членов Патриаршего Священного Синода в советскую прессу в связи со смертью Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова (Ленина) {18}

24.01.1924. 
    «Прошу через Вашу газету выразить Мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова (Ленина). 

 

Патриарх Тихон 

Митрополит Тихон (Оболенский) 

Митрополит Серафим (Александров) 

Митрополит Петр (Полянский)


Заявление: 

«Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Известия №20 от 25 января 1924 года.

После смерти Ленина к Патриарху обратилось множество приходов и мирян с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу?

Тихон ответил: «По канонам Православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви… Но Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его.     Идейно мы с Владимиром Ильичём  Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души».

 

              Вечерняя Москва 25 января 1924 года.

И к вопросу, о том, действовали представители российской церкви предательски против народа восставшего на борьбу с чудовищной эксплуатацией и насилием правящего класса:

«…Сознавая Свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде Наших пассивных и активных антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного Суда, т. е. в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафематствовании Советской власти, воззвании против Брестского мира и т.д. Мы по долгу христианина и архипастыря – в сем каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики».

Патриарх Тихон, 1923 год.

Великий князь Александр Михайлович Романов

Великий князь Александр Михайлович Романов, сын великого князя Михаила Николаевича, брата великого князя Николая Михайловича, мужа великой княгини Ксении Александровны, отца княжны крови Ирины Александровны, внук Николая I, российский государственный и военный деятель. Человек, у которого было больше чем достаточно поводов ненавидеть большевиков, как своих кровных врагов. Его мнение о Ленине и большевиках тем замечательно, что оно,  не смотря на возможную непреодолимую ангажированность в отношении к политике большевиков, всё же её ангажированность преодолевает и уже о делах Ленина судит, государственник и патриот, а не родственник убитых красными. 

«Мне пришло в голову, что, хотя я и не большевик, однако не мог согласиться со своими родственниками и знакомыми и безоглядно клеймить все, что делается Советами только потому, что это делается Советами. Никто не спорит, они убили трёх моих родных братьев, но они также спасли Россию от участи вассала союзников.

…британское министерство иностранных дел обнаруживало дерзкое намерение нанести России смертельный удар… Вершители европейских судеб, по-видимому, восхищались своею собственною изобретательностью: они надеялись одним ударом убить и большевиков, и возможность возрождения сильной России. Положение вождей Белого движения стало невозможным. С одной стороны, делая вид, что они не замечают интриг союзников, они призывали своих босоногих добровольцев к священной борьбе против Советов, а с другой стороны — на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи, апеллируя к трудящимся всего мира…

Некогда я ненавидел их, и руки у меня чесались добраться до Ленина или Троцкого, но тут я стал узнавать то об одном, то о другом конструктивном шаге московского правительства и ловил себя на том, что шепчу: 

«Браво!».

Как все те христиане, что «ни холодны, ни горячи», я не знал иного способа излечиться от ненависти, кроме как потопить её в другой, ещё более жгучей. Предмет последней мне предложили поляки.

«Поляки вот-вот возьмут Киев! Извечные враги России вот-вот отрежут империю от её западных рубежей!». 

Я не осмелился выражаться открыто, но, слушая вздорную болтовню беженцев и глядя в их лица, я всей душою желал Красной Армии победы.

Не важно, что я был великий князь. Я был русский офицер, давший клятву защищать Отечество от его врагов. Я был внуком человека, который грозил распахать улицы Варшавы, если поляки еще раз посмеют нарушить единство его империи. Неожиданно на ум пришла фраза того же самого моего предка семидесятидвухлетней давности. Прямо на донесении о «возмутительных действиях» бывшего русского офицера артиллерии Бакунина, который в Саксонии повёл толпы немецких революционеров на штурм крепости, император Николай I написал аршинными буквами: —

                                         «Ура нашим артиллеристам!».

 

Сходство моей и его реакции поразило меня. То же самое я чувствовал, когда красный командир Буденный разбил легионы Пилсудского и гнал его до самой Варшавы. На сей раз комплименты адресовались русским кавалеристам, но в остальном мало что изменилось со времён моего деда.

   Мне было ясно тогда, неспокойным летом двадцатого года, как ясно и сейчас, в спокойном тридцать третьем, что для достижения решающей победы над поляками Советское правительство сделало все, что обязано было бы сделать любое истинно народное правительство. Какой бы ни казалось иронией, что единство государства Российского приходится защищать участникам III Интернационала, фактом остаётся то, что с того самого дня Советы вынуждены проводить чисто национальную политику, которая есть не что иное, как многовековая политика, начатая Иваном Грозным, оформленная Петром Великим и достигшая вершины при Николае I…»  {19}

Великий князь Александр Михайлович Романов. «Книга воспоминаний», М., 1991 http://militera.lib.ru/memo/russian/a-m/index.html
 Великий князь Александр Михайлович Романов: о участии большевиков в судьбе его Родины http://felix-edmund.livejournal.com/565910.html 

Жирным шрифтом выделены фрагменты где Великий князь оценивает «подрывную деятельность» Ленина и большевиков при собирании страны, в современной ему политической и исторической реальности. 

Николай Александрович Бердяев

Николай Александрович Бердяев российский, русский православный(религиозный) философ. Он не признал социалистическую революцию в России, эмигрировал во Францию, являлся идеологическим противником большевиков.

     Поэтому, заподозрить его в симпатиях к Ленину на идеологической основе категорически нельзя. В эмиграции он издал интересную работу, о истории развития в России коммунистического мировоззрения — «Истоки и смысл русского коммунизма», 1937 г.. У него было достаточно времени, что бы осмыслить изменения произошедшие с его Родиной, за 20 лет управления ей большевиками. Вот, что он писал в этом своём труде, о Ленине: {20}

«… Ленин был типически русский человек. В его характерном, выразительном лице было что-то русско-монгольское. В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и к риторике, практичность мысли, склонность к нигилизму на моральной основе.

Ленин сделан из одного куска, он монолитен.

Роль Ленина есть замечательная демонстрация личности в исторических событиях.

Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачёва, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа. В этом оригинальность его физиономии. 

     Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике.

Только такие люди успевают и побеждают.

 Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти коварством. Peвoлюциoннocть Лeнинa имeлa мopaльный иcтoчник, oн нe мoг вынecти нecпpaвeдливocти, yгнетeния, экcплyaтaции. В Ленине не было ничего от революционной богемы, которой он терпеть не мог. В этом он противоположен таким людям, как Троцкий или Мартов, лидера левого крыла меньшевиков.

В своей личной жизни Ленин любил порядок и дисциплину, был хорошим семьянином, любил сидеть дома и работать, не любил бесконечных споров в кафе, к которым имела склонность русская радикальная интеллигенция. В нём не было ничего анархического, и он терпеть не мог анархизма, реакционный характер которого он всегда изобличал.

   Он терпеть не мог революционной романтики и революционного фразёрства. Будучи председателем совета народных комиссаров, вождём советской России, он постоянно изобличал эти черты в коммунистической среде. Он громил коммунистическое чванство и коммунистическое враньё. Он восставал против «детской болезни левизны» в коммунистической партии. 

В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов…. 

И он остановил хаотичный распад России, остановил деспотическим, тираническим путём. В этом есть черта сходства с Петром».

Ленин проповедовал жестокую политику, но лично он не был жестоким человеком. Он не любил, когда ему жаловались на жестокости ЧеКа, говорил, что это не его дело, что это в революции неизбежно….

   В личной жизни у него было много благодушия. Он любил животных, любил шутить и смеяться, трогательно заботился о матери своей жены, которой часто делал подарки…. Разочарование в Плеханове, в котором он увидел мелкие черты самолюбия, честолюбия, горделиво-презрительного отношения к товарищам, было для Ленина разочарованием вообще…. Когда брат его был казнён по политическому делу, то окружающее общество отвернулось от семьи Ленина. Это также было для юного Ленина разочарованием в людях. ….    Но он  верил в человека, и  хотел так организовать жизнь, чтобы людям было легче жить, чтобы не было угнетения человека человеком. …»

Арчибальд Джон Кларк Керр

Британский дипломат, по происхождению шотландец, Член Тайного совета Великобритании сэр Арчибальд Джон Кларк Керр. Мнение представителя элит, извечного врага нашей Родины, о Ленине, дорогого стоит: 

     «Ленин в сотрудничестве со своими помощниками предпринял самый грандиозный социальный эксперимент, который был сделан за две тысячи лет.
В течение двух тысяч лет все подобные попытки кончались неудачей, но Ленин приступил к делу по-новому и основательно. 

Как человек действия, он всемирно-историческая величина.

Враги обвиняют его в жестокости. Это — заблуждение. Он был основательным и последовательным осуществителем грандиозной нравственной идеи. 

Этот покойник будет каждый раз воскресать. В сотне форм. Пока из хаоса нашей земли не восстанет справедливость.» {21}

Владимир Николаевич Ипатьев

Русский учёный-химик, генерал-лейтенант царской армии, профессор, доктор химических наук, академик Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии наук, Академии наук СССР, эмигрировал в США в 1930-м. 

«Бездарные члены Временного правительства смеялись над речами Ленина и считали, что тезисы, проповедуемые им, никакой угрозы для них не представляют, поскольку для их выполнения не найдется надлежащего количества последователей. Но Ленин знал, что проповедовал и чего хотел. Он был на голову выше всех своих соратников и имел твердый характер, не метался из стороны в сторону, отлично понимая всю обстановку в России, – как в тылу, так и на фронте, … 

Можно было совершенно не соглашаться с многими идеями большевиков, можно считать их лозунги за утопию, но надо быть беспристрастным и признать, что переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 года, проведенный Лениным и Троцким, обусловил собою спасение страны, избавив ее от анархии и сохранив в то время в живых интеллигенцию и материальные богатства страны. Мне часто приходилось, как в России, так и за границей, высказывать свои убеждения, что я в 1917–1919 годах остался в живых только благодаря большевикам….» {22}

Максим Горький и Ленин

Максим Горький о Ленине

«Ленин был человеком громадного значения. Только история будет иметь возможность его оценить. Он был великим государственным деятелем и великим человеком. Я считаю честью, что я мог быть его другом!»

«И если б туча ненависти к нему, туча лжи и клеветы вокруг имени его была еще более густа — все равно: нет сил, которые могли бы затемнить факел, поднятый Лениным в душной тьме обезумевшего мира.»

«И не было человека, который так, как этот, действительно заслужил в мире вечную память.»

«Много писали и говорили о жестокости Ленина. Разумеется, я не могу позволить себе смешную бестактность защиты его от лжи и клеветы. Я знаю, что клевета и ложь – узаконенный метод политики мещан, обычный приём борьбы против врага. Среди великих людей мира сего едва ли найдётся хоть один, которого не пытались бы измазать грязью. Это – всем известно.

Кроме этого, у всех людей есть стремление не только принизить выдающегося человека до уровня понимания своего, но и попытаться свалить его под ноги себе, в ту липкую, ядовитую грязь, которую они, сотворив, наименовали «обыденной жизнью».

 

Максим Горький

   Владимир Ленин был человеком, который так помешал людям жить привычной для них жизнью, как никто до него не умел сделать это.

     «Человек изумительно сильной воли, Ленин в высшей степени обладал качествами, свойственными лучшей революционной интеллигенции, – самоограничением, часто восходящим до самоистязания, самоуродования, до рахметовских гвоздей, отрицания искусства, до логики одного из героев Л.Андреева:

«Люди живут плохо – значит, я тоже должен плохо жить».

    В тяжёлом, голодном 19-м  году Ленин стыдился есть продукты, которые присылали ему товарищи, солдаты и крестьяне из провинции. Когда в его неуютную квартиру приносили посылки, он морщился, конфузился и спешил раздать муку, сахар, масло больным или ослабевшим от недоедания товарищам.»

    «Он был русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывал свою страну, – издали она кажется красочнее и ярче. Он правильно оценил потенциальную силу её – исключительную талантливость народа, ещё слабо выраженную, не возбуждённую историей, тяжёлой и нудной, но талантливость всюду, на тёмном фоне фантастической русской жизни блестящую золотыми звёздами.»  {23}

Валентин Митрофанович Сидоров – советский писатель

В политической истории XX века лишь два человека были удостоены имени «Махатма» (Великая Душа): в Индии Ганди, в России  Ленин.

Великие Учителя Востока, давшие через Е.И. и Н.К. Рерихов «Учение Живой Этики» или «Агни Йоги»), поручили им в 1926 году передать советскому правительству, наряду с Посланием, ларец со священной гималайской землей, написав: «На могилу Брата Нашего Махатмы Ленина».

В одной из книг Учения («Община») указывается : «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса».

На конференцию «Махатма Ленин — знак чуткости Космоса», состоявшуюся 5-6 октября 1994 года в Институте мировой литературы им. М. Горького, прибыло более 200 человек из 30 городов Советского Союза, представители рериховских обществ, Коммунистической партии РФ, обществ «Российские ученые социалистической ориентации» и «Ленин и Отечество», фонда защиты Мавзолея Ленина, Движения Гуманитарных сил, Российского фонда культуры, Фонда «Будущее Отечества» и других. В работе конференции участвовали сотрудники Центрального музея В.И. Ленина, музеяквартиры Ленина в Кремле, ученые, журналисты.

Среди выступивших — племянница Ленина, почетный гость конференции О.Д. Ульянова, Президент Европейской Ассоциации «Мир через Культуру» В. Аугустат (Германия). Было зачитано приветствие Президента Международного комитета защиты Ленина Р. Наполеоне (Италия).

В рамках конференции прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный 120-летию со дня рождения Н.К Рериха и 70-летию ухода из жизни В. И. Ленина, а также состоялось представление патриотической рериховской газеты «Знамя Мира». С докладом «Рерих и Ленин» выступил Президент Международной Ассоциации «Мир через Культуру» писатель и поэт Валентин Сидоров.

….  Несколько фактов из жизни Ленина

(Историческая справка:  До 30 августа 1918 года Советской  властью был введён мораторий на смертную казнь)

30 августа 1918 года в Ленина стреляют, причем пули начинены индийским ядом кураре. Несколько капель его достаточно, чтобы отправить на тот свет десяток человек. Установив наличие этого яда в крови, врачи выносят единогласный вердикт: смерть – и очень скорая – неминуема. Но этого не происходит. Наоборот: с каждым часом Ленин чувствует себя все бодрее. Пережив момент удивления и пытаясь дать логическое обоснование феномену, врачи приходят к следующему соломонову решению: у каждого человека имеется иммунитет против определенного вида яда. По счастливой случайности у Ленина оказался иммунитет против данного вида яда. Говорят, что в прошлых воплощениях, будучи одним из Великих Раджа-Йогов, он вырабатывал у себя иммунитет против ядов.

«Можно подумать, что само небо за большевиков,» – так прокомментировал попытку неудавшегося покушения один из лидеров белого движения Василий Шульгин.

Надо сказать, что в биографии Ленина некоторые факты усердно замалчивались, потому что они граничили с мистикой. Но загадки, неразрешимые для материалистической науки, для духовной науки Индии таковыми не являются, ибо здесь с давних пор привыкли иметь дело с феноменальными явлениями. Поэтому и представляется целесообразным опереться на опыт и авторитет Эзотерической Науки Востока.

По свидетельству ближайших сотрудников Ленин обладал уникальной способностью расслабляться всеми членами тела, что очень характерно для великих Йогов Индии. При таком расслаблении хватает нескольких минут, чтоб получить отдых, равный ночному сну. Ленин неоднократно пользовался своей способностью для снятия напряжения (иногда это случалось на заседании ЦК или Совнаркома), чтобы потом с новой силой подключиться к работе.

Такого рода свойство достигается путем упорных физических упражнений в сочетании с медитацией на высоких ступенях восточной Йоги. Откуда же оно у человека, казалось бы, столь далекого от йоги и всех аспектов, связанных с нею? В Индии врожденные йогические способности Ленина напрямую свяжут с перевоплощением, объяснят, что они – результат его прежних высоких воплощений.

В том же духе объяснят на Востоке и причину неудавшегося покушения на Ленина. В индийских джунглях накануне сражения ядом кураре пропитывали наконечники стрел. Однако, если отравленная стрела случайно попадала в йога, то она не причиняла ему вреда.

С точки зрения духовной науки Индии болезни Ленина, ставившие в тупик западных врачей, поскольку им не приходилось сталкиваться с аналогичными случаями, имели огненный характер. Это было связано с открытием и трансмутацией невидимых огненных центров, которые в Индии именуются чакрами.

    Чакры находятся в организме земного человека пока как бы в спящем состоянии и пробуждаются (если Свыше суждено им пробудиться) к действию после достижения тридцатилетнего возраста, но только под непосредственным наблюдением и руководством Одного из Семи Великих Космических Учителей.

Впервые такого рода недуг, известный в народе под названием «священный огонь» (обычно от него страдают неопытные монахи и опытные подвижники), поразил Ленина накануне II съезда партии. В то время ему было 33 года.

Есть еще одна тайна Ленина, которую без помощи древней Мудрости Индии понять невозможно.

   Как известно, при вскрытии его черепной коробки было обнаружено полное заизвесткование мозга Ленина. Процесс был таким интенсивным, что мозг превратился в камень. Так вот: по мнению виднейших медицинских авторитетов, в течение двух с половиной, а то и трёх лет, этим мозгом Ленин пользоваться не мог. А он не только мыслил, но до того, как утратил дар речи, писал, диктовал тексты, принимал решения, действовал. Как? Каким образом? При содействии каких механизмов? Это и для современной науки – тёмный лес!..

Ответ духовной науки Индии на этот вопрос парадоксален и зиждется на постулате, подтверждением которого может служить и пример с Лениным:

Мысль не является продуктом работы головного мозга.

Мысль принадлежит Пространству – это одна из аксиом древнеиндийской и Космической Мудрости. Пространственную мысль принимают и генерируют огненные центры человека, т.е. чакры, подключаясь к которым, мозг выполняет лишь свою вспомогательную функцию. Головной мозг – это передатчик мысли в виде слов и жестов. Мозг никогда не занимался мышлением – это не его дело!..

Мы, малоразвитые земляне, не подозреваем о безграничных возможностях человеческого существа. Мы, пока что, придаем значение лишь видимым их проявлениям, сбрасывая со счета более значимые невидимые явления. Вот почему следует отнестись со всей серьезностью (и уж во всяком случае без предубеждения) к информации о Ленине в книге «Община».

«Даже в болезни не покинуло его твердое мышление. Его сознание, как в пещеру, сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время. И много молчаливой эманации воли посылал он на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу». {24}

Материал предоставлен Н.В.Макаренко, г. Москва.

Источники:

  1. Блок Ж.Р. Ответственность таланта. — М.: Прогресс, 1984. С.97
  2. Ромэн Роллан О Ленине — http://www.liveinternet.ru/users/romanovskaya_galina/post306147445/
  3. Грамши А. Дань истории. — М.: Госполитиздат, 1960. С.19
  4. Ибаррури Д. Октябрьская социалистическая революция и испанский рабочий класс. — М.: Госполитиздат, 1960. С.5
  5. Кан А. Время решений. — М.: Изд-во ино. лит., 1963. С.119—120
  6. Кастро Ф. Избранные произведения. 1953—1986. — М.: Политиздат, 1986. С.208
  7. Норден А. Между Берлином и Москвой. — М.: Изд-во ино. лит., 1956. С.96
  8. Октябрьская революция перед судом американских сенаторов: Официальный отчет «Оверменской комиссии» сената. — М.: ИПО ВЦСПС Профиздат, 1990. С.142
  9. Поллит Г. Марксизм и рабочее движение в Великобритании. — М.: Госполитиздат, 1960. С.62—63
  10. Рид Дж. Десять дней, которые потрясли мир. — М.: Политиздат, 1957. С.11—12
  11. Тагор Р. Письма о России. — М.: Худ. лит., 1956. С.17
  12. Уэллс Г. Россия во мгле. — М.: Прогресс, 1970. С.165
  13. Фостер У.З. Закат мирового капитализма. — М.: Госполитиздат, 1960. С.22
  14. Альберт Рис Вильямс — http://felix-edmund.livejournal.com/635555.html
  15. Бернард Шоу о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/611826.html
  16. Теодор Драйзер http://felix-edmund.livejournal.com/618069.html
  17. Бертнар Рассел http://felix-edmund.livejournal.com/613060.html
  18. Патриарх Тихон http://felix-edmund.livejournal.com/608871.html
  19. Александр Михайлович Романов http://felix-edmund.livejournal.com/611089.html
  20. Николай Бердяев о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/608230.html
  21. Арчибальд Д. Керр о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/610880.html
  22. Ипатьев В.Н. о Ленине   http://felix-edmund.livejournal.com/609616.html
  23. Максим Горький о Ленине http://felix-edmund.livejournal.com/606219.html
  24. В.М. Сидоров «Рерих и Ленин» http://mirkultura.ru/rerih-i-lenin-sidorov-v-m/

 

Сохранить

Сохранить

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Aгни Йога Топ сайт