30 января 2018 — 25 лет со дня ухода Святослава Николаевича Рериха

25 лет назад, 30 января 1993 года, ушел из жизни младший сын Н.К. и Е.И.Рерихов Святослав Николаевич Рерих (10/23.10.1904–30.01.1993), всемирно известный художник, философ, ученый, писатель, педагог, общественный деятель, внесший огромный вклад в дело мира и укрепление культурных связей между Россией и Индией. Все творчество С.Н.Рериха, его научная, педагогическая, культурная и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

Святослав Николаевич Рерих был убежден в действенной силе Красоты, в том, что горение человеческого сердца сможет преобразить жизнь: «Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. О своих родителях Святослав Николаевич всегда отзывался с великой любовью и благоговением: «Мой отец и моя мать были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы жизни. С большим трудом можно найти примеры, когда великий художник оказывается еще более великим человеком. Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения и счастья».

Сердцем, светлым гением семьи была Елена Ивановна Рерих. Николай Константинович Рерих и сыновья необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны. «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, – вспоминал С.Н.Рерих, – это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Благодаря родителям Святослав Николаевич «познал великие ценности жизни» и с ранних лет был окружен «людьми, которые проявляли глубокий интерес к поискам духовных ценностей». Любовь к искусству и природе, изучение философии и других наук, глубокое внутреннее устремление к духовному миру неизменно давали Святославу Николаевичу вдохновение и являлись путеводными звездами его жизни.

С.Н.Рерих получил прекрасное образование. Еще в детстве у него пробудился интерес к наукам и художественный талант. Продолжая семейную традицию, Святослав Николаевич учился в гимназии К.И.Мая, посещал специальные классы при Школе Общества Поощрения художеств. Обучался архитектуре в Королевской академии искусств в Лондоне, в Колумбийском и Гарвардском университетах, изучал скульптуру в Массачусетском университете США.

Свой путь художника С.Н.Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются бесценные облики его родителей. Первые портреты отца он написал еще в 1916 году. Всего за свою жизнь Святослав Рерих создал около тридцати портретов Н.К.Рериха и несколько портретов Е.И.Рерих. Необыкновенно красивая, утонченная, Елена Ивановна воплотила в себе лучшие черты русской женщины: достоинство, доброту, милосердие, самоотверженность. Именно такой облик запечатлел С.Н.Рерих на ее портретах.

Как и Н.К.Рерих, Святослав Николаевич создал в искусстве свой собственный и неповторимый мир Красоты. Помимо портретной, он обращался к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и в каждой проявил себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор. Его картины, а их около четырех тысяч, находятся в коллекциях музеев Европы, Америки и Азии. На Востоке С.Н.Рерих признан своим художником. Он очень любил Индию, но всегда оставался русским в душе, никогда не отделял себя от России и верил в ее особую роль и светлое будущее.

В 1920-е годы, живя в Америке, С.Н.Рерих принимал активное участие в создании и работе культурно-просветительских организаций, основанных Н.К. и Е.И.Рерихами. В 19 лет он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Одновременно С.Н.Рерих продолжал совершенствоваться в живописи, создал много картин, участвовал в выставках и завоевывал награды. Благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат во время Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) поддерживали связь с «внешним миром».

В эти годы С.Н.Рерих становится президентом Американского отделения Французского общества «Lusace», сотрудничает с Французским Государственным обществом помощи приютским детям и Французским Государственным обществом помощи ослепшим детям в Первой мировой войне. Основывает в Америке Общество по изучению философии и религии, избирается пожизненным членом Археологического института США.

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха Святослав Николаевич активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха как один из учредителей Пакта. Международный договор по охране культурных ценностей и Знамя Мира стали знаменательной вехой в жизни Рерихов, их величайшим вкладом в дело взаимопонимания между странами и народами.

В Индию С.Н.Рерих впервые приехал в 1923 году и вместе с семьей совершил большое путешествие по древним городам и памятным местам Индии и Сиккима. В 1931 году он возвращается и остается в Индии навсегда. Уникальную красоту этой страны, ставшей для него второй родиной, утонченность духовных достижений и разнообразие индийских культурных традиций Святослав Николаевич воспел во многих своих замечательных полотнах. Поэтому честь называть С.Н.Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.

Святослав Николаевич принимал самое деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», созданном Рерихами в долине Кулу. Он возглавлял работу естественно-научного отдела, проводил уникальные изыскания в различных областях науки, его интересовали орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и ее алхимические истоки, астрология, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология. В основе научных интересов С.Н.Рериха лежало глубоко философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими законами.

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Святослав Николаевич принял решение вступить в ряды Красной Армии, но получил отказ. Стремясь помочь Родине, Н.К. и С.Н.Рерихи организовали серию выставок своих картин, средства от продажи которых направляли в фонд Советского Красного Креста.

В 1947 году, когда многолетняя борьба индийского народа за независимость от Великобритании ознаменовалась победой, С.Н.Рерих проводил большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. Благодаря его усилиям уже в 1948 году Индия присоединилась к этому важнейшему международному договору. В течение последующих лет Святослав Николаевич активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

Большое внимание С.Н.Рерих уделял вопросам просвещения и воспитания более совершенного человека. Он принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Святослав Николаевич также известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского бангалорского Центра искусств «Читракала Паришад», учрежденного в 1972 году и ставшего отделением местного университета.

За выдающиеся достижения в области культуры и продвижение мирных инициатив С.Н. Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден Дружбы народов, болгарские ордена «Мадарский конник» и «Святые Кирилл и Мефодий». Святослав Николаевич Рерих являлся лауреатом Международной премии Джавахарлала Неру, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, диплом к которой был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

Заветная мечта Н.К. и Е.И.Рерихов вернуться на Родину, несмотря на неоднократные попытки, так и не осуществилась. Но как истинные патриоты своей страны, ради блага которой они трудились всю свою жизнь, Николай Константинович и Елена Ивановна завещали своим сыновьям передать их наследие в Россию, создать музей, который стал бы центром просвещения и искусства и способствовал развитию культуры. Эту благородную задачу выполнили Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи.

В 1957 году из Индии в Москву вернулся Юрий Николаевич Рерих, а в 1960 году официальное приглашение приехать в Советский Союз получил Святослав Николаевич. Уже в мае того года в московском Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открылась первая выставка его картин. А спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа.

После смерти Юрия Николаевича в 1960 году Святослав Николаевич остался единственным хранителем наследия Рерихов. Вместе с супругой Девикой Рани он не раз приезжал в СССР с выставками картин отца и своих собственных, встречался с руководителями страны, выступал перед большими аудиториями, рассказывая о подвижнической жизни и многогранном творчестве своей семьи Рерихов, читал лекции о назначении и роли искусства в духовном совершенствовании человека.

В 1987 году в ходе встречи С.Н.Рериха с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым идея создания в Москве негосударственного Центра-Музея имени Н.К.Рериха получила поддержку. В 1989 году по предложению С.Н.Рериха был создан Советский Фонд Рерихов, переименованный в 1991 году по его личной инициативе в Международный Центр Рерихов. Для будущего музея Мосгорисполком своим решением передал в распоряжение Фонда старинную усадьбу Лопухиных, выбранную самим С.Н.Рерихом.

В качестве руководителя Центра-Музея имени Н.К.Рериха Святослав Николаевич назвал кандидатуру Людмилы Васильевны Шапошниковой, хорошо известного ему ученого-индолога, человека верного и испытанного, творчески и широко мыслящего. Он объявил ее своим доверенным лицом и поручил доставить в Россию культурное наследие своей семьи. Так, благодаря подвижнической деятельности Л.В.Шапошниковой, в 1990 году бесценный груз – результат многолетних героических трудов семьи Рерихов, ставший национальным достоянием России, – специальным авиарейсом прибыл из Индии в Москву.

Под руководством Л.В.Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств был спасен от разрушения исторический памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных». Здесь за короткий срок создается негосударственный, научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К.Рериха, крупнейший в мире музей по своему содержанию, изучению и популяризации художественно-философского наследия Рерихов. Основу Музея составили сотни замечательных полотен Н.К. и С.Н.Рерихов, богатейший архив, семейная библиотека редчайших изданий, драгоценные реликвии, личные вещи семьи.

Вопрос о статусе Центра-Музея С.Н.Рерих считал принципиальным. «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации», – говорилось в его статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» еще в 1989 году. Только так, по мнению С.Н.Рериха, Центр будет «обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество».

Как и предвидел Святослав Николаевич Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр – Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

25 лет назад, 12 февраля 1993 года, в Москве состоялось первое официальное открытие общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов как высокий заключительный аккорд жизни его основателя – Святослава Николаевича Рериха. Сегодня мы с особенно глубоким чувством вспоминаем и приносим искреннюю благодарность Святославу Николаевичу Рериху, великому художнику, мыслителю, разностороннему ученому, талантливому педагогу и известному общественному деятелю, навечно вписавшему, как и его отец Николай Константинович Рерих, прекрасную страницу в историю русской и мировой культуры.

Постскриптум

За четверть века под руководством академика Л.В.Шапошниковой, Генерального директора и доверенного лица С.Н.Рериха, общественный Музей имени Н.К.Рериха стал настоящим магнитом красоты и новой науки. С каждым годом расширялось сотрудничество с передовыми учеными, деятелями культуры и представителями общественности. Еще совсем недавно общественный Музей Международного Центра Рерихов гостеприимно встречал посетителей в московской усадьбе Лопухиных. Сюда приезжали люди из разных стран, чтобы полюбоваться картинами великого Мастера живописи, познакомиться с научно-философскими идеями космической эволюции, принять участие в ежегодных международных научных форумах. По вечерам выдающиеся музыканты устраивали в зале Святослава Николаевича Рериха концерты классической музыки…

Сейчас ничего этого уже нет. В 2017 году под руководством чиновников Министерства культуры РФ и с помощью силовых структур общественный Музей имени Н.К.Рериха был захвачен и объявлен государственным музеем Рерихов – филиалом Государственного музея Востока. Прекрасные залы прежде общественного Музея, вызывавшие восхищение у всех, кто там бывал, разгромлены. Усадьба Лопухиных – заповедник стремительно исчезающей в России общественной формы культуры – превратилась в зону беззакония, где бессильны Конституция Российской Федерации и международное право.

Руководители Министерства культуры и Музея Востока пошли по пути преднамеренного искажения и подтасовки фактов в отношении условий передачи и местонахождения наследия Рерихов в России согласно волеизъявлению С.Н.Рериха, насильственных мер по захвату общественного Музея и дискредитации известной во всем мире Общественной организации «Международный Центр Рерихов». Они пытаются представить МЦР, который стоит на страже выполнения воли Святослава Николаевича Рериха, в виде секты, обвинить в экстремизме, чтобы потом ликвидировать через суд.

Почти четверть миллиона людей протестует против такого развития событий, подписав петицию в защиту МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха. От того, найдут ли представители правоохранительных органов и Правительства РФ в себе силы услышать глас народа и пресечь бесчинства чиновников Министерства культуры и ГМВ, зависит спасение исчезающей на глазах культуры России, без которой светлое будущее страны не состоится. У защитников общественного Музея имени Н.К.Рериха все крепче становится чувство будущей победы. Они убеждены, что участники рейдерского захвата понесут ответственность за содеянное, наследие Рерихов будет спасено и общественный Музей имени Н.К.Рериха вновь гостеприимно распахнет свои двери желанным посетителям. Как никогда актуальны сегодня заветы С.Н.Рериха:

«Хочу пожелать всем вам успехов в вашем благородном и необходимом для культуры Родины деле. Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого! Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!

Ваш Святослав Рерих
26 апреля 1992 г. Бангалор, Индия».

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x