114 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха

Семья Рерихов являет собой феномен в истории человечества, она известна на всех континентах нашей планеты. Каждый из четырех Рерихов был яркой индивидуальностью, имел энциклопедическое образование и внес огромный личный вклад в сокровищницу мировой культуры.

23 октября исполняется 114 лет со дня рождения выдающегося художника, просветителя и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха (1904–1993). Он стал широко известен не только как создатель прекрасных живописных полотен, но и как разносторонний ученый, философ, талантливый литератор и педагог.

Искусством Святослав Рерих занимался с детских лет. Тогда же у него пробудился интерес к естественным наукам. Как и отец, он закончил гимназию Карла Мая в Петербурге, впоследствии учился в Америке на архитектора. Работал над постановками балетов, занимался живописью, графикой и книжной иллюстрацией, руководил деятельностью американских рериховских организаций, входил в состав многих культурных и научных обществ Америки и Европы.

Большую часть своей жизни Святослав Николаевич провел в Индии, принимал самое деятельное участие в работе института «Урусвати», организовывал исследования по ботанике, медицине, фармакопее, участвовал в экспедициях, изучал древнее и современное искусство Востока.

С.Н. Рерих проводил большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. В августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет Святослав Николаевич активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

В искусстве С.Н. Рерих прежде всего реализовал себя как портретист, хотя значительное место в его творчестве занимают сюжеты из индийской жизни, жанровые сцены и работы символически-философского характера. Только портретов своего отца он написал около тридцати, за один из которых был занесен в список бессмертных художников, когда его работа была приобретена Люксембургским музеем в Париже. В зале заседаний индийского парламента находятся три портрета выдающихся политических деятелей, созданные Святославом Рерихом по заказу правительства этой страны. Утонченность культуры Индии, ее философия и великое искусство стали неиссякаемым источником его художественного вдохновения и всего творчества в целом.

Он очень любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Удивительную красоту, разнообразие культурных традиций и духовных достижений Индии Святослав Николаевич Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах. Поэтому честь называть С.Н. Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.

Святослав Николаевич Рерих был доктором искусствоведения, академиком живописи, почетным академиком Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком индийской Академии изящных искусств и постоянным представителем ее в правительстве Индии.

За выдающиеся заслуги и достижения в сфере культуры, за вклад в дело мира Святослав Николаевич был награжден многими правительственными наградами разных стран.

Долгие годы живя за границей, С.Н. Рерих оставался патриотом своей Родины. «Я чувствую себя русским несомненно… Я верю в Россию, Россия богата талантами, которые проявят себя… Я всегда верил, что России предопределена особая, исключительная роль. В России сошлись Восток и Запад», – писал он.

Выполняя волю родителей, Святослав Николаевич Рерих стал основателем Международного Центра Рерихов и общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, куда передал богатейшее творческое наследие своей семьи. На пост директора Центра-Музея Святослав Николаевич выдвинул кандидатуру Людмилы Васильевны Шапошниковой, известного ученого, индолога, писателя. Он назначил ее своим доверенным лицом. Благодаря Л.В. Шапошниковой на Родину было привезено более 400 картин, архив, библиотека и семейные реликвии. Центральное место в наследии Рерихов занимает философия космической реальности – Живая Этика. Музейная экспозиция, разработанная Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, отражает ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников.

Как и предвидел С.Н. Рерих, именно общественный статус позволил Центру-Музею проявить широкую культурную инициативу и развивать разностороннее сотрудничество с международным сообществом поверх ведомственных барьеров. За четверть века своего существования динамично развивающийся негосударственный Музей имени Н.К. Рериха превратился в поистине духовно-культурный Центр России по сохранению, развитию и популяризации философско-художественного наследия семьи Рерихов.

Все эти годы Международный Центр Рерихов вынужден был отстаивать свою независимость и право на существование общественного Музея имени Н.К. Рериха. Действия руководства Министерства культуры Российской Федерации и Государственного музея Востока, события 7–8 марта и 28–29 апреля 2017 года, рейдерский захват усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов привели к разрушению единственного в своем роде общественного Музея.

За эти годы сотни тысяч людей приходили в общественный Музей имени Н.К. Рериха и наполнялись радостью от прикосновения сердец к бесценному, бережно хранимому здесь рериховскому наследию. Теперь они испытывают горечь и боль от потери Музея, и выражают возмущение действиями тех, кто разрушил уникальную форму общественной культуры.

Наследие Рерихов – это ключ к важнейшим творческим достижениям человечества. Его значимость для судеб России и всего мира переоценить невозможно. Поэтому возрождение общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов должно стать задачей не только представителей науки и культуры, но и всего общества нашей страны.

Воля великого сына России Святослава Николаевича Рериха должна быть выполнена!

 

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x