В Индии отметили день рождения Николая Рериха

Утром 9 октября 2018 года в гималайском имении Рерихов, как и во всей долине Кулу, накрапывал мелкий дождь. Индийские и российские сотрудники и гости Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР) расценили его как хорошую примету для начала главного дня октябрьского фестиваля, посвященного 144-й годовщине со дня рождения Н.К.Рериха. Дождь не стал помехой для традиционной шанти-пуджи – молитвы о мире и благоденствии, которая, по обычаю, в этот день проводилась на месте самадхи русского художника. Здесь, на площадке, откуда открывается прекрасный вид на долину Кулу и двуглавую вершину горы Гепанг, было «предано огню тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии», как гласит надпись на памятном камне. По завершении пуджи на камень была возложена освященная цветочная гирлянда.

Перед мемориальным Домом Рерихов были торжественно подняты национальные флаги Индии и России и Знамя Мира. В церемонии приняли участие почетные гости ММТР: д-р Рита Сингх, советник министерства финансов правительства Индии, член Академии искусства, языка и культуры правительства штата Химачал Прадеш, госпожа Сушма Шарма, президент Панчаята – органа местного самоуправления Наггара, а также другие гости из Индии и России.

В честь дня рождения Н.К.Рериха в выставочном зале ММТР открылась выставка картин «Наггар – гималайская обитель Николая Рериха» Натальи Зайцевой-Борисовой. Известный российский художник представила вниманию гостей более 50 своих акварелей, запечатлевших места, где около 20 лет жил и творил Николай Константинович Рерих.

Для Натальи Зайцевой-Борисовой гималайское имение Рерихов в течение многих лет является источником вдохновения. Она приезжает сюда каждый год и наблюдает, как меняется облик Наггара в разные времена года. Ее самый любимый сезон – весна, когда сочетание снежных вершин и цветущих персиков дарит ощущение полного счастья. Уникальность выставки в том, что все картины, представленные на экспозиции, созданы Н.Зайцевой-Борисовой на природе. По ее мнению, это самый лучший способ живописи. Техника акварели позволяет ей быстро схватывать меняющееся настроение Гималаев, особенно в сезон дождей. «Писать акварелью, – говорит художник, – это значит постоянно контролировать неконтролируемую стихию». Судя по работам, она прекрасно справляется с этой задачей – ее пейзажи, на которых запечатлены горы, окружающие долину Кулу, включая далекий Гепанг и хребет Дхола Дхар, покоряют своей гармонией и красотой, а этюды с изображением примул, гераней, роз и нарциссов, кажется, источают тонкий аромат. Работы художника позволяют увидеть природу, окружавшую Н.К.Рериха и вдохновлявшую его на творчество, и ощутить ее красоту и величие.

Еще одна выставка была торжественно открыта в конференц-зале ММТР, где представил свои работы известный художник из Дели Тиртханкар Бишвас. Прежде чем показать гостям выставку, художник продемонстрировал присутствующим свой стиль работы: вылив немного чернил из тюбика на бумагу, он с помощью быстрых мазков носиком и донышком тюбика менее чем за две минуты создал выразительный эскиз двух человеческих фигур. «Я никогда не знаю, что будет в моей следующей картине, – объясняет господин Бишвас. – Мой ум совершенно пуст. Но когда я проливаю чернила на бумагу, ко мне приходит образ. Так моя картина сама решает, какой она станет».

Около 80 подобных работ небольшого размера, большей частью черно-белые, некоторые цветные, составили экспозицию выставки. Все эскизы созданы на основе сцен повседневной жизни: случайные встречи и разговоры, группы фигур, статические или движущиеся, люди, едущие на лошадях и велосипедах или играющие на музыкальных инструментах, то есть те мимолетные моменты, из которых состоит жизнь и которые большинство из нас не замечает. Но все эти зарисовки объединяет одна характерная особенность – движение. Художнику удается уловить саму суть движения, его мельчайшие аспекты и запечатлеть их на бумаге. Он выразительно передает кинетическую энергию момента и внутренний динамизм модели. Успеху способствует текучесть чернил и быстрота работы. Движение – сердце картин Тиртханкара Бишваса.

Для продолжения праздничной программы гости собрались в Зеленом театре ММТР. Дождь к этому времени закончился и установилась характерная для октябрьских дней в Кулу ясная и солнечная погода. Воспитанники детской Академии искусств имени Е.И. Рерих пропели песнь богине знания и искусств Сарасвати, прося ее покровительства и благословения, затем участников и гостей фестиваля приветствовали индийский и российский кураторы Международного Мемориального Треста Рерихов.

После традиционного зажжения светильника и вручения подарков было зачитано приветствие от Н.Р.Кудашева, Посла РФ в Индии, который не смог сам приехать в ММТР в связи с недавно состоявшимся в Дели саммитом. «Жизнь Н.К.Рериха, – говорится в приветствии, – была непрерывным поиском новых граней красоты и совершенства. Празднование его дня рождения в имении Рерихов стало доброй традицией. Именно в Наггаре выдающаяся семья Рерихов нашла свой второй дом и трудилась во благо всего мира. Наследие Рерихов продолжает освещать наше настоящее и служит нам путеводным маяком в нашем стремлении к лучшему будущему, к более гуманному и красивому миру. Оно открывает перед нами широкий путь к дружбе и взаимопониманию между народами России и Индии».

Приветствие фестивалю прислал господин Юнус, директор ММТР, глава администрации района Кулу: «Я глубоко сожалею, что в связи с подготовкой к приближающемуся фестивалю Дуссера и необходимостью устранения последствий, вызванных недавним стихийным бедствием, ни я, ни представители администрации Кулу не имеем возможности присутствовать на празднествах. Тем не менее я хочу воспользоваться случаем, чтобы подтвердить готовность администрации Кулу и далее оказывать поддержку Международному Мемориальному Тресту Рерихов, который постепенно становится музейным и культурным центром мирового уровня. Гималайское имение семьи Рерихов, для которых долина Кулу стала домом и местом работы, является бесценной частью мирового культурного наследия и наследия Индии, а также культурного ландшафта штата Химачал Прадеш, местом быстро развивающегося туризма и центром индо-российского культурного взаимодействия».

Индийский куратор ММТР Рамеш Чандер в своем приветственном выступлении обратил внимание на глубокое значение первого международного документа о защите культурных ценностей, который Н.К.Рерих разработал во время своего пребывания в Наггаре и который всемирно известен как Пакт Рериха. Этот документ особенно актуален в Индии, стране с богатым культурным наследием. «Культурное наследие – это отражение нашего прошлого. Это свидетель нашей истории. Это наша самобытность». «ММТР с гордостью продолжает работу Рериха в этом направлении, – подчеркнул господин Чандер. – Трест хранит не только картины великого русского художника, но и собранные Рерихами артефакты долины Кулу и прилегающих к ней областей: манускрипты, древнюю каменную скульптуру, резные деревянные архитектурные фрагменты, ритуальные предметы, образцы буддийского и индуистского искусства».

Поздравляя собравшихся со 144-й годовщиной со дня рождения Н.К.Рериха, Л.В.Сургина, российский куратор ММТР, работающая в Тресте по направлению Международного Центра Рерихов (МЦР, Москва), отметила, что уже при жизни Рерихов имение стало настоящим ашрамом, центром взаимодействия с общественными деятелями, деятелями науки и искусства со всего мира, в том числе представителями Индии. И сегодня совместными усилиями индийских и российских сотрудников ММТР, при поддержке правительства штата Химачал Прадеш и администрации Кулу, при содействии Посольства РФ в Индии и МЦР (Москва) в ММТР идет большая работа по развитию музейного комплекса и возрождению научно-исследовательской деятельности Института «Урусвати». Л.В.Сургина подчеркнула, что огромную помощь в этой работе оказывает Тресту Международный Центр Рерихов (Москва), чьи представители на основании Договора о сотрудничестве работают в имении Рерихов, начиная с 2012 года.

А.Д.Переверзев, помощник российского куратора, сотрудник МЦР, зачитал приветствие фестивалю, полученное от вице-президента МЦР А.В.Стеценко. «Формирование на базе Международного Мемориального Треста Рерихов в Наггаре культурного-образовательного и научного центра мирового уровня, – говорится в приветствии, – это перспективная цель плодотворного сотрудничества двух негосударственных организаций, созданных С.Н.Рерихом: Международного Центра Рерихов (Москва) и Международного Мемориального Треста Рерихов (Наггар, Индия). Только совместными усилиями культурной общественности Индии и России этот важнейший проект российско-индийского гуманитарного сотрудничества получит дальнейшее развитие и станет символом нерушимой дружбы между нашими странами».

Д-р Рита Сингх, почетный гость фестиваля, в своем выступлении высоко оценила усилия Н.К. Рериха по защите культурных ценностей во всем мире, упомянув в этом контексте об инициативах правительства штата по охране местного культурного наследия, включая археологические памятники, которых так много сохранилось в этом регионе. По предложению госпожи Риты Сингх собравшиеся почтили минутой молчания память недавно ушедшего из жизни Атала Бихари Ваджпаи, бывшего премьер-министра Индии. Господин Ваджпаи очень любил долину Кулу. Он называл Н.К.Рериха великим мудрецом, дважды посетил Международный Мемориальный Трест Рерихов и выделил значительный грант на его развитие.

Следующим событием праздничной программы стала презентация поэтического сборника Ольги Викторовны Слеповой «Свет радости» для детей, изданного на двух языках: русском и хинди. Перевод на хинди был осуществлен господином Гаутамом Кашьяпом, специалистом в области русского языка, основателем и директором одной из школ в Дели. Эта работа стала возможной благодаря содействию со стороны рериховских обществ городов Заречного и Владивостока. В свою очередь Гаутам Кашьяп выразил благодарность за помощь своим друзьям и коллегам, которые вместе с ним прибыли в ММТР и присоединились к празднествам. О.В.Слепова и Г.А.Кашьяп поделились с гостями и участниками фестиваля своей радостью от совместной творческой работы и преподнесли в дар почетным гостям красочные издания. Для собравшихся прозвучали стихи на русском и хинди в исполнении автора и переводчика, а также сотрудника ММТР Аншула Кумара и детей – воспитанников Академии имени Е.И.Рерих.

После презентации состоялась церемония награждения победителей конкурса детского рисунка «Мост культуры и дружбы между Россией и Индией», проходившего в имении Рерихов 6 октября 2018 года. Ребята создавали свои рисунки как иллюстрации к полюбившимся стихам О.В.Слеповой. Ольга Викторовна возглавляла жюри и теперь с радостью вручала призы и подарки авторам рисунков-победителей.

Музыкальная праздничная программа началась красочным выступлением студентов и учителей Академии танцев, недавно открывшейся в Наггаре. Эстафету подхватили преподаватели и учащиеся детской Академии искусств имени Е.И.Рерих (ММТР). Аплодисменты зрителей вызвал яркий танец, посвященный маленькому Кришне; традиционные песни долины Кулу, старинная русская песня «Пчелочка». Несколько танцевальных номеров были представлены студентами недавно открывшейся в Патликуле Академии «Танцующая Мечта», а также учащимися школы «Grooms Puplic School» (Наггар).

Настоящим гвоздем программы стали танцевальные номера в исполнении группы волонтеров Международного Центра Рерихов (хореограф – В.Н.Ткачев, Москва). Колоритное выступление российских гостей из разных городов России и Белоруссии в сопровождении то плавной, то зажигательной мелодии русских народных песен вызвало искреннее восхищение зрителей.

Закончился фестиваль традиционным кулийским танцем «нати» (в ММТР за последние годы он стал поистине международным), в котором приняли участие многочисленные гости и сотрудники ММТР. Как отметил в своем приветствии господин Юнус, директор Треста и глава администрации Кулу, «такие ежегодные культурные события, как этот Рериховский фестиваль в ММТР, привлекают множество гостей из Индии и других стран и содействуют укреплению индо-российских отношений».

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x