Итоги Круглого стола «Живая Этика и Россия: проблемы, возможности, перспективы»

Итоги Круглого стола «Живая Этика и Россия: проблемы, возможности, перспективы»
11 октября 2018 года Москва

В Москве 11 октября 2018 года состоялся Круглый стол «Живая Этика и Россия: проблемы, возможности, перспективы» в рамках Международной научно-общественной конференции «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире».

В работе Круглого стола приняли участие ученые, деятели культуры, представители международных общественных организаций, всего 181 участник из 12 стран мира: России, Болгарии, Германии, Латвии, Эстонии, Беларуси, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Финляндии, Казахстана, Молдовы.

Участники Круглого стола обсудили значение Живой Этики для России, рассмотрели проблемы, связанные с введением Живой Этики в научное, культурное, социальное пространство современной России, а также актуальные вопросы сохранения наследия Рерихов, последствия разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР).

Участники Круглого стола поддержали резолюцию Международной научно-общественной конференции «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире». Было отмечено, что Живая Этика, созданная нашими выдающимися соотечественниками Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами в сотрудничестве с духовными Учителями Востока, представляет целостную, стройную, развернутую научно-философскую систему, аккумулирующую все самое ценное из прошлого и настоящего человечества, знания Востока и Запада, принципы этики. Идеи Живой Этики не абстрактны. С точки зрения ее методологии могут быть переосмыслены важнейшие историко-социальные процессы, определена причинная суть многочисленных современных проблем и найдены пути их решения. Идеи Живой Этики во многом опережают существующие представления о мире, потому они нелегко входят в жизнь, в научную среду и далеко не сразу воспринимаются современниками, вызывая непонимание, самые противоречивые мнения, оценки, вследствие чего возникают искажения и ложные толкования смыслов. Тем не менее Живая Этика все больше привлекает внимание ученых и пытливых исследователей. На основе ее идей защищают диссертации, пишут книги и научные статьи, организуют конференции, форумы, лекции, разрабатывают новые педагогические концепции.

Важную роль в исследовании Живой Этики играют труды академика Л.В.Шапошниковой (1926–2015), генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве. В ее работах представлено научное осмысление данной этико-философской системы. Противопоставляя псевдотолкователям стройный, научно обоснованный, логически выстроенный подход к пониманию Живой Этики, Л.В.Шапошникова дала глубокий, развернутый анализ ее методологии и заложила новые пути развития ряда областей знания. Л.В.Шапошникова является одним из родоначальников современной научной школы рериховедения. В своих работах она отмечала, что наследие семьи Рерихов – научное, художественное, литературное – пронизано идеями Живой Этики, которая стала источником творчества семьи Рерихов, их культурной и общественной деятельности.

Воспринимая наследие Рерихов как явление единое, целостное и понимая, что его исследование невозможно без осознания философских идей Живой Этики, участники Круглого стола выразили тревогу в отношении наметившейся тенденции безосновательного отделения философской составляющей наследия Рерихов от художественной, научной, литературной. Е.И.Рерих отмечала: «Книги Учения… я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо Творчество – ЕДИНО. Творили и Творим ВМЕСТЕ».

Книги Живой Этики были составлены Е.И.Рерих на основе ее дневников, представляющих несколько десятков тетрадей-манускриптов, являющихся важнейшей частью богатейшего наследия Рерихов. Елена Ивановна не раз писала о возможных сроках для широкого доступа к своим дневниковым записям – не ранее ста лет после ее ухода. Она опасалась, что «самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище». С сожалением приходится констатировать, что в наши дни в нарушение авторских прав и волеизъявления Е.И.Рерих ее личные дневники были опубликованы на сайтах Государственного музея Востока (ГМВ) и его филиала – Государственного музея Рерихов (ГМР). Безнравственная сторона содеянного очевидна. Во все времена самое сокровенное тщательно охранялось и оберегалось, чего нельзя сказать о современности, когда игнорируются и попираются культурные традиции, закон и этические принципы. Каждый автор вправе определять сроки вхождения в мир своих творений. В законе об авторском праве Гражданского Кодекса РФ говорится: «Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно» (Ст. 1267). А также: «Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)» (Ст. 1268). Исключительным правом на дневники Е.И.Рерих не обладают ни музей Востока, ни государственный музей Рерихов. Дневники Елены Ивановны хранились в Международном Центре Рерихов, который располагался в усадьбе Лопухиных более четверти века. Но в апреле 2017 года они были изъяты у МЦР вместе с остальным наследием Рерихов в результате беспрецедентного незаконного силового захвата усадьбы Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ. Таким образом, дневники Е.И.Рерих оказались незаконно присвоены музеем Востока, руководство которого своевольно распоряжается их судьбой. Напомним, в «Обращении к рериховским обществам России и других независимых государств» С.Н.Рерих в 1992 году подчеркнул, что «самовольная издательская деятельность вызывает… глубокую тревогу. Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда настанет срок, вам будет об этом сообщено. …Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлемыми». Л.В.Шапошникова точно выполняла распоряжения С.Н.Рериха по работе с наследием Рерихов и ее позиция, неоднократно выраженная по вопросу публикации дневников Е.И.Рерих, всем хорошо известна. Поэтому те, кто способствовал разрушению общественного Музея имени Н.К.Рериха, захвату наследия Рерихов, принадлежащего МЦР, а затем осуществил незаконную публикацию дневников Елены Ивановны, выступают против воли Рерихов в отношении использования их наследия.

Агрессивное вторжение государственных чиновников в мирную творческую деятельность Международного Центра Рерихов, захват наследия Рерихов и другого имущества привели к разрушению общественного Музея имени Н.К.Рериха, причинили непоправимый ущерб его дорогостоящему оборудованию и экспонатам, существенно затруднили дальнейшую работу МЦР, которая ведется сейчас в условиях полной изоляции и экономической блокады. До сих пор чиновники не возвращают МЦР принадлежащее ему наследие Рерихов и фонды. Действия руководителей ГМВ и Министерства культуры РФ нарушили не только права Международного Центра Рерихов, но и обязательства государства, данные С.Н.Рериху при безвозмездной передаче наследия его родителей в Россию: музей, которому передавалось наследие, должен быть общественным, находиться в ведении общественной организации и располагаться в московской усадьбе Лопухиных. Участники Круглого стола считают, что деструктивные действия чиновников в отношении Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха причинили огромный ущерб отечественной культуре.

Как и в прежние годы, международная общественность продолжает оказывать помощь МЦР во всех видах его деятельности, в том числе по отстаиванию законных прав. Участники Круглого стола намерены и далее поддерживать культурные, научные начинания МЦР, его действия по восстановлению работы общественного Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных и выполнению воли С.Н.Рериха в отношении переданного им в Россию наследия родителей.

Было особо отмечено, что, несмотря на тяжелейшие условия, сознательно созданные чиновниками от культуры, МЦР, основанный Святославом Николаевичем Рерихом и созданный Людмилой Васильевной Шапошниковой, остается значимым центром по сохранению, исследованию и популяризации наследия Рерихов, объединяющим творческие силы культурной и научной общественности. Основой его деятельности по-прежнему являются идеи Рерихов и Живой Этики, концепция Центра-Музея С.Н.Рериха, концепция Культуры Н.К.Рериха, а также творческие направления, заложенные Л.В.Шапошниковой.

МЦР в сотрудничестве с широкой общественностью ведет научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, издательскую деятельность. Его сотрудники разрабатывают новые культурные проекты, направленные на популяризацию наследия Рерихов и продолжают ранее созданные программы, особо востребованные в современных условиях. Примером тому служит международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», посвященный миротворческим идеям Н.К.Рериха. Он прошел в 20 странах мира, более чем в 150 городах России. Там, где открывается выставочный проект, звучит призыв Н.К.Рериха «Мир через Культуру». Так МЦР, способствуя распространению идей Рерихов, стоит на переднем крае бескомпромиссной борьбы за культуру и своей деятельностью противостоит разрушительным силам.

Международный Центр Рерихов продолжает развивать издательскую деятельность: публикуются труды Рерихов и Л.В.Шапошниковой, выходит общественно-научный, художественный журнал «Культура и время». Большое внимание уделяется развитию научного направления деятельности: активно работает Объединенный Научный Центр проблем космического мышления и секция молодых ученых, организуются международные конференции, семинары, лекции, готовятся к публикации научные статьи и сборники.

В своей деятельности МЦР широко сотрудничает с научными, культурными учреждениями и организациями. Совместно с Международным Мемориальным Трестом Рерихов (Индия) МЦР ведет работу по созданию в имении Николая Рериха в Наггаре (Индия) международного музейно-научного комплекса и возрождению деятельности Гималайского института научных исследований «Урусвати».

МЦР вносит значимый вклад в развитие гражданского общества России, объединяя представителей Международного Рериховского движения на основе сотрудничества в деле сохранения, исследования и популяризации наследия Рерихов.

Участники Круглого стола подчеркнули, что плодотворная деятельность МЦР служит на благо страны и укрепление государственности, развитие и сохранение культуры, в том числе ее общественной формы.

Однако культурно-просветительская работа МЦР встречает ярое противодействие со стороны руководства музея Востока, Государственного музея Рерихов и Министерства культуры РФ – продолжается экономическая блокада МЦР, в отношении его до сих пор инициируются уголовные и административные дела.

Участники Круглого стола выразили глубокую обеспокоенность относительно удовлетворения судом искового требования ГМВ о сносе «стены в грунте», которую возвел Международный Центр Рерихов в 2013 году для восстановления Каретного корпуса в рамках воссоздания усадьбы Лопухиных, где располагался МЦР на основании договора о долгосрочной аренде. Одним из условий предоставления аренды было восстановление усадьбы Лопухиных – архитектурного памятника XVII–XIX вв. За высокое качество реставрационных работ МЦР был удостоен Национальной Премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор» (2007) и Премии Европейского Союза по культурному наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд» (2010). Однако довести до конца восстановление Каретного корпуса Международный Центр Рерихов не успел, поскольку в результате силового захвата усадьбы Лопухиных Государственным музеем Востока сотрудники МЦР были буквально выброшены на улицу. Удалось закончить лишь «стену в грунте», возведенную с целью дальнейшего строительства Каретного корпуса. Однако в 2018 году судом предписано МЦР ее снести вопреки мнению компетентных специалистов. Вызывает серьезные опасения общественности демонтаж стены, залегающей в историческом центре Москвы на глубине 14 м. Такие работы могут привести к непоправимым последствиям, нанеся значительный урон строениям усадьбы Лопухиных и окружающим ее архитектурным памятникам. Участники Круглого стола обеспокоены необдуманными действиями руководства Государственного музея Востока, которые уже не раз становились поводом для тревоги за судьбу народного достояния.

В сентябре 2018 года руководство ГМВ выдвинуло требование МЦР: демонтировать и вывезти памятники культуры, расположенные на территории усадьбы Лопухиных – Мемориал Е.И. и Н.К. Рерихов, бронзовые бюсты Ю.Н. и С.Н. Рерихов и Ступу Трех Драгоценностей. Участники Круглого стола подобное требование считают неэтичным и неуважительным по отношению к памяти Рерихов. Памятники призваны увековечивать имена и дела выдающихся личностей, сохранять для будущего историю и культуру. Они передают знания, опыт и дух определенного исторического периода. Это память народа, свидетельство его самосознания, уважения к своему прошлому. Памятники наглядно показывают, что ценит в своем прошлом современный человек, что считает особо важным.

Участники Круглого стола констатировали, что территория усадьбы Лопухиных со всеми постройками, памятниками, природной средой – это единый гармоничный комплекс, в создании которого принимали участие выдающиеся деятели – С.Н.Рерих, Л.В.Шапошникова, Ю.М.Воронцов, а также меценаты, российская и международная общественность. Изъятие общественного Музея имени Н.К.Рериха из целостного пространства усадьбы Лопухиных путем его разрушения в результате произошедшего силового захвата, а также уничтожение уникального оборудования и экспонатов уже привели к нарушению единого облика неповторимого памятника человеческой культурной деятельности, посвященного семье Рерихов. Однако это абсолютно не беспокоит руководителей музея Востока и Государственного музея Рерихов, а также Министерства культуры РФ. Они продолжают разрушать культурный комплекс на территории усадьбы Лопухиных, создаваемый десятилетиями для увековечивания памяти о семье Рерихов. Каждый предмет территориальной среды усадьбы Лопухиных не стоит особняком, а является неотъемлемой, созидательной частью реального пространства, непосредственно участвуя в его формировании, и служит молчаливым свидетелем происходящих событий. Большое значение имеет выбор места при возведении памятника, которое призвано соответствовать его смысловому содержанию, функциям и художественному облику. Нарушение этой связи искажает символическое значение памятника. Потому участники Круглого стола считают, что изъятие из единой территориальной среды усадьбы Лопухиных Мемориала Е.И. и Н.К. Рерихов, бронзовых бюстов С.Н. и Ю.Н. Рерихов, а также Ступы Трех Драгоценностей нанесет существенный урон архитектурному, природному, художественному облику усадьбы и может послужить причиной окончательной утраты этих памятников для общества. Подобные действия в очередной раз свидетельствуют, что руководители Государственного музея Востока и Государственного музея Рерихов не питают уважения к деятельности семьи Рерихов, не понимают сути их наследия и не представляют его огромного значения.

Участники Круглого стола особо подчеркнули, что в современном мире все чаще происходят разрушения памятников истории и культуры в разных странах и не только во время военных действий и природных катаклизмов. Между тем памятники выполняют важнейшие исторические, культурные и социальные функции, их важно сохранять. Эта задача решается наилучшим образом, когда государство опирается на помощь общественности. За общественными формами – считали Н.К. и С.Н.Рерихи, Д.С.Лихачев – будущее культуры, ее сохранение и развитие.

Благодаря международному общественному движению в 1935 году был подписан Пакт Рериха – Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», являющийся важной составляющей системы международной правовой защиты культурных ценностей. Вместе с Пактом Н.К.Рерих предложил отличительный знак, который должен устанавливаться на охраняемых объектах культуры – Знамя Мира. Выдвижение Пакта Рериха и Знамени Мира было велением времени и обусловлено необходимостью сохранить всемирное культурное наследие. К сожалению, приходится признать, что самое серьезное опасение вызывает отношение к Знамени Мира в нашей стране. В 2005 году оно было снято в Государственной думе Федерального собрания РФ, где находилось с 1998 года как дар в качестве напоминания о важности приоритета культуры и этики в политической деятельности. В 2017 году под покровом ночи сотрудники Государственного музея Востока спустили Знамя Мира с флагштока на территории усадьбы Лопухиных, которое было поднято в 1998 году Л.В.Шапошниковой. Участники Круглого стола расценивают это как свидетельство неуважительного отношения к идеям Знамени Мира и Пакта Рериха. Подобные действия дискредитируют в глазах международного сообщества культурную политику нашей страны и ведут к разрушению ее культурного пространства.

Все это происходит на фоне беспрецедентных усилий МЦР по утверждению миротворческих идей Пакта Рериха и Знамени Мира. Благодаря культурным проектам и акциям МЦР Знамя Мира выполняло миротворческую миссию на борту орбитальной станции «Мир» и на американском космическом корабле «Спейс Шаттл», в открытом Космосе, на Северном и Южном полюсах, на самых высоких горных вершинах мира. В сотрудничестве с МЦР Знамя Мира поднимали лучшие культурно-просветительские миссии и учреждения Европы и Америки. Оно развевается перед зданием ООН в Нью-Йорке. Остается лишь сожалеть, что в сложный период, когда процесс небрежения культурой, ее разрушение приобретает планетарный масштаб, чиновники от культуры всеми мерами стремятся уничтожить Международный Центр Рерихов, одной из ключевых целей которого является консолидация усилий международной общественности в защиту культуры на основе идей Пакта Рериха.

В связи с вышеизложенным, участники Круглого стола высказали общую позицию по наиболее актуальным проблемам:

1. Живая Этика представляет новое явление в пространстве философской мысли. Это целостное, развернутое научно-философское Учение, которое не связано ни с эзотерикой, ни с мистикой, ни с оккультизмом, поскольку представляет открытую систему знаний.

Живая Этика не может быть отнесена к религии в силу отсутствия религиозного культа и обрядности.

Живая Этика является основой многогранного творчества Рерихов, его философской составляющей и попытки искусственно отделить художественную, научную, литературную части наследия Рерихов от Живой Этики являются необоснованными, несостоятельными и направлены на то, чтобы придать забвению Учение, созданное Рерихами.

2. Выражаем решительный протест:

– против нарушения сроков публикации сокровенных дневниковых записей Е.И.Рерих, установленных автором, и открытого размещения их на сайтах Государственного музея Востока и Государственного музея Рерихов; расцениваем подобные действия как незаконные, нарушающие авторские права Е.И.Рерих и волю С.Н.Рериха, передавшего Международному Центру Рерихов дневники Елены Ивановны в составе наследия семьи Рерихов; поэтому призываем уже опубликованные тексты дневниковых записей удалить из Интернета;

– против продолжающихся попыток умалить научные достижения Л.В.Шапошниковой, принизить ее вклад в исследование Живой Этики и развитие рериховедения, разрушить результаты ее деятельности по созданию общественного Музея имени Н.К.Рериха и сохранению наследия Рерихов;

– против неэтичного и неуважительного отношения к памяти Рерихов со стороны руководства ГМВ, выраженного в требовании к МЦР вывезти с территории усадьбы Лопухиных Мемориал Е.И. и Н.К. Рерихов и бронзовые бюсты С.Н. и Ю.Н. Рерихов;

– против требования ГМВ снести буддийскую Ступу Трех Драгоценностей, расположенную на территории усадьбы Лопухиных, являющуюся объектом историко-культурного и духовного значения; в связи с этим считаем необходимым обратиться с Открытым письмом к Президенту РФ по данной проблеме, уполномочить Рудакову Елену Владимировну направить Открытое письмо.

3. Проявляя озабоченность по поводу требования Государственного музея Рерихов к Международному Центру Рерихов о сносе «стены в грунте», залегающей на глубине 14 метров на территории усадьбы Лопухиных, расположенной в историческом центре Москвы, а также учитывая, что все действия МЦР по воссозданию первоначального облика этого исторического памятника были профессиональны, законны и при принятии решения судом не рассматривалось мнение компетентных специалистов в отношении последствий сноса «стены в грунте» как для самой усадьбы, так и близлежащих исторических зданий, считаем необходимым соответствующим уполномоченным органам создать комиссию из квалифицированных специалистов с целью всестороннего рассмотрения последствий демонтажа «стены в грунте». Нельзя допустить, чтобы многолетний труд по восстановлению исторического наследия столицы был разрушен в результате некомпетентных действий.

4. Политика руководства Государственного музея Востока, его филиала – Государственного музея Рерихов, а также Министерства культуры РФ в отношении МЦР продолжает оставаться неконструктивной и недальновидной. Она сознательно направленна на разрушение МЦР и результатов многолетнего труда его сотрудников, меценатов и широкой общественности по созданию общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, восстановлению из руин усадьбы Лопухиных и сохранению, изучению, популяризации наследия Рерихов.

В этих условиях считаем необходимым приложить все усилия, чтобы не позволить разрушить МЦР, поскольку такая потеря для российской культуры невосполнима.

Призываем культурную общественность объединить усилия для содействия Международному Центру Рерихов в восстановлении его законных прав, возвращении принадлежащего ему наследия Рерихов и другого имущества, а также в возобновлении деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных.

5. Выражаем благодарность руководству и сотрудникам Международного Центра Рерихов, которые несмотря на многочисленные трудности неуклонно отстаивают волю С.Н.Рериха в отношении переданного им в Россию наследия Рерихов и продолжают направления деятельности, заложенные основателями МЦР.

Считаем необходимым поддержать новые культурные проекты МЦР, представленные на Круглом столе и оказать содействие в их реализации.

6. Выражаем благодарность представителям российской и международной общественности, оказывающим активную помощь и поддержку Международному Центру Рерихов.

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x