Новые Известия: Рерихов – за ворота. Минкульт избавляется от мемориала с прахом художников


Рерихов – за ворота. Минкульт избавляется от мемориала с прахом художников

Минкультуры распорядилось вывезти мемориал с прахом семьи великих русских художников из усадьбы Лопухиных в Москве. По мнению чиновников, юридически скульптуры и бюсты ценности не представляют. Сам музей Рерихов третий год раздирают скандалы. Коллекционные сокровища, тем временем, приходится спасать от “грибка”.

Открытие Мемориала Николаю и Елене Рерихам в 1999 г. Почетные гости: экс-премьер министр РФ Евгений Примаков, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Индии Александр Кадакин, командир российско-американо-французского экипажа станции «Мир», лётчик-космонавт Талгат Мусабаев, Специальный представитель генерального секретаря ООН, Чрезвычайный и полномочный посол России Юлий Воронцов, министр Правительства Москвы Кемер Норкин и др.

Юлия Сунцова

В Усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке в центре Москве продолжается противостояние Международного центра Рерихов с минкультовскими чиновниками. Общественную организацию, которой семья знаменитых русских художников и мыслителей завещала большую часть своего творческого наследия, выселили из обжитой обители под давлением судебных тяжб. Новые управленцы свою культурную миссию в музее Рерихов начали с весьма необычного распоряжения.

Распоряжение подразделения Минкульта России о вывозе памятников

Распоряжение подразделения Минкульта России о вывозе памятников

В распоряжение «Новых Известий» попал документ. ФБГУК Минкультуры РФ «Государственный музей искусства народов Востока» требует демонтировать и вывезти с территории усадьбы мемориал, возведённый в честь семьи выдающихся художников и хранящий их прах, а именно: скульптуры Николая и Елены Рерихов и бюсты их сыновей Святослава и Юрия. Памятники на правах собственности принадлежат общественному музею Международного центра Рерихов. Общественный музей предлагает оставить мемориал на территории усадьбы безвозмездно. Но, несмотря на это, новые владельцы расстаются с памятниками Рерихам без сожаления и без объяснения причин.

– Рерихи в принципе Государственному музею Востока не нужны. Их интересуют, как они всё время говорят, активы. Наследие Рерихов – для них “активы”. Для нас – культурное и национальное достояние, – делится своим видением ситуации первый заместитель гендиректора изгнанного из усадьбы общественного Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин. – Я был на рабочем месте 28 апреля прошлого года, когда без решения суда, силовыми методами частная охрана Музея Востока вывела всех наших сотрудников. Теперь новые люди говорят, что музей государственный, вывозите все свои памятники. Люди, которые разрушили общественный музей, люди, которые, как мы считаем, присвоили большую часть наследия, люди, которые глумятся над волей Рерихов, люди, которые ставят вопрос о том, чтобы выбрасывать с территории памятники с прахом Рерихов, себя позиционируют как государство. А на самом деле уничтожают всё, сделанное самими Рерихами. Подмена, понимаете?..

Музейщик говорит, что новые владельцы уже проявили свое истинное отношение к памяти великого художника. Дневники Елены Рерих, которые она просила не публиковать, как минимум, в течение 100 лет со дня своей смерти, сканируются и выставляются на показ Минкультом и Музеем Востока.

Директор Музея имени Рериха Людмила Шапошникова и Евгений Примаков на открытии бюстов сыновьям Рериха в 2004 г.

Но ещё совсем недавно всё было по другому. В 2015 году, накануне передачи помещений общественного музея подразделению Минкульта сами чиновники называли Международный центр Рерихов и его работников эталонными хранителями произведений искусства. Советник министра культуры России Кирилл Рыбак говорил, что музей надо показывать всем музейщикам в качестве примера того, как надо заботиться о коллекциях. Сейчас же коллекции Рерихов активно губят, считает Журавихин. В музее, по его словам, не работает охранная сигнализация экспонатов, частично отключена вентиляция, стены заросли плесенью.

Руководство Международного центра Рерихов делает выводы, что у государства вообще нет никакой позиции по мемориальному ансамблю с прахом Рерихов.

– Минкульт передал все права оперативному управляющему – Музею Востока. А тот, как хочет, мол, пусть так и распоряжается. Но Музей Востока хочет просто избавиться [от памятников]. Никого не интересует, где теперь они должны быть установлены. Но это не укладывается в голове! Памятники Рерихам, как и сам общественный музей были волей их сына Святослава Николаевича. И были, что важно, обязательством государства перед художником, по которому наследие Рерихов было возвращено в Россию и передано России безвозмездно. Музей поднимался на средства общественности. Получается, что воля Святослава Рериха не важна. Именно воля дарителя является приоритетной во всем мире. И обязательства государства связаны именно с ее выполнением. Николай Константинович Рерих – это не проходящая фигура, это великий русский художник, и такое отношение к его наследию – преступление против своего народа и против своей культуры, мы по другому не можем это назвать, – говорит Павел Журавихин.

«Новые Известия» связались с директором департамента музеев Министерства культуры РФ Владиславом Кононовым, чтобы задать вопросы о судьбе мемориала Рерихам и о судьбе самого музея, построенного в честь художника.

Чиновник ответил, что коллекцией, связанной с именем Рерихов, на сегодня распоряжается Государственный музей Востока. Сейчас картины Рериха находятся на временной экспозиции в отреставрированном павильоне ВДНХ «Здоровье».

– Мы приняли решение, что в павильоне мы подготовим и в начале весны откроем полноценный музей Рерихов, с открытым хранением фондов, с интересной застройкой этого павильона. Сейчас музей Востока работает над концепцией постоянной экспозиции Рерихов, – ответил Владислав Кононов.

Скульптуры Рерихов, по словам руководителя департамента Минкультуры, в юридическом понимании памятниками не являются, а потому государство за ними не следит:

Памятник Святославу Рериху

– Международному центру Рерихов было предложено забрать всё, что они могут забрать. В какой стадии это находится, к сожалению, в ежедневном режиме я за этим не слежу. Они [скульптуры и бюсты Рерихов] экспонировались как экспонат, а не как памятник. Для того чтобы установить памятник, необходимо пройти очень долгую процедуру через Московскую городскую думу, через общественные обсуждения, комиссию по монументальному искусству. Есть варианты, когда экспонируются предметы как произведения искусства на закрытой территории, как, например, аллея правителей, но вы же понимаете, что это не памятник в юридическом смысле слова. Это временное открытое экспонирование, – сказал Кононов.

Чиновник добавил, что саму усадьбу Лопухиных, где долгие годы располагался общественный музей Рерихов, в 2019 году закроют на капитальный ремонт.

– Состояние не позволяет ни хранить музейные коллекции, ни экспонировать их. Я не могу вам назвать точные сроки ремонта, поскольку сначала там всё должно быть вывезено на ВДНХ для организации постоянного музея Рерихов.

Вместе с тем Министерство культуры ставит перед собой задачу по поиску нового собственника для дворянского имения:

– Мы обсуждаем вопрос о том, кому будет передана усадьба Лопухиных. Окончательное решение будет принято, когда будут понятны сроки проведения там ремонтно-реставрационных работ. Сейчас усадьба находится в оперативном управлении музея Востока, но весь этот квартал – это территория ГМИИ им. Пушкина. Рассматриваются разные варианты, но решение будет принято, исходя из сроков реставрационных работ, а также концепции использования, которую представит и музей Востока, и ГМИИ им. Пушкина.

Памятник Юрию Рериху

Международный Совет Рериховских организаций считает, что предпринимаемые Государственным музеем Востока совместно с Минкультом шаги – не что иное, как планомерное разрушение музея Рерихов, и эта необдуманная деятельность может привести к необратимым последствиям и причинить непоправимый вред культурному наследию России, связанному с именами художников Рерихов.

Совет Рериховских организаций попросил редакцию обнародовать заявление по этому поводу, которое обращено к широкой общественности:

“Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха о судьбе скульптурно-мемориального комплекса в усадьбе Лопухиных, посвященного семье Рерихов

Начиная с апреля 2017 года и в течение всего 2018 года руководство Государственного музея Востока (ГМВ), осуществив силовой захват строений Усадьбы Лопухиных, в которых находились коллекции, имущество Международного Центра Рерихов (МЦР), реализовало ряд целенаправленных мер при поддержке Министерства культуры РФ, которые привели к разрушению общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и негативно повлияли на продолжение культурной работы Центра. Демонстративная разрушительная деятельность ГМВ и Министерства культуры не была остановлена властными структурами, и, видимо, признается как приносящая пользу обществу?! Многочисленные протестные заявления и обращения широкой российской и международной культурной общественности игнорируются, и кризис безответственности и безнаказанности продолжается…

В настоящее время руководство ГМВ предлагает МЦР демонтировать и забрать [1] Мемориал Н.К. и Е.И. Рерихов и бюсты Ю.Н. и С.Н. Рерихов, установленные в усадьбе Лопухиных в память о наших выдающихся соотечественниках. Причина намерения вполне ясна: по сообщению директора департамента музеев Министерства культуры РФ В. Кононова, в 2019 году усадьба закроется на ремонт, пользователь усадьбы после ремонта еще не определен, им может стать ГМВ, либо

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина [2].

Единственный в России Мемориал Н.К. и Е.И. Рерихов, созданный скульпторами С.В. Манцеревым и В.Ю. Кузнецовым, был торжественно открыт в усадьбе Лопухиных 9 октября 1999 года во время юбилейных празднеств, посвященных 125-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 120-летию Е.И. Рерих, 95-летию С.Н. Рериха и 10-летию Международного Центра Рерихов. Это поистине народный памятник. Он был сооружен на средства меценатов и добровольные пожертвования. В открытии Мемориала приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Ю.М. Воронцов, министр правительства Москвы К.Б. Норкин, представитель Московского бюро ЮНЕСКО В.И. Шестаков, представитель Информационного Центра ООН в Москве В.С. Павинский, вице-президент Российского фонда культуры А.Э. Титков и многие другие представители властных структур, государственных учреждений и общественных организаций.

Открытие скульптурных бюстов Ю.Н. и С.Н. Рерихов (скульптор Ю.Ю. Гавюк) состоялось 8 октября 2004 года и было приурочено к Международной научно-общественной конференции, посвященной 100–летнему юбилею С.Н. Рериха. В торжествах приняли участие Посол Индии в РФ Канвал Сибал, министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов, директор Информационного Центра ООН в Москве А.С. Горелик, председатель торгово-промышленной палаты РФ, академик Е.М. Примаков и другие российские и зарубежные гости.

За годы работы Международного Центра Рерихов и общественного Музея имени Н.К. Рериха сотни тысяч посетителей познакомились со скульптурными образами Рерихов – великих деятелей мировой культуры, миротворцев, подвижников. Памятники Рерихам в усадьбе Лопухиных за прошедшие десятилетия приобрели общенациональное (!) значение, стали магнитами культуры, ибо Рерихи были носителями нерушимой веры в будущее России. Ни в России, ни за рубежом нет ничего, подобного этому скульптурно-мемориальному комплексу, несущему огонь духа четырех Рерихов.

Будучи воплощением памяти и знаком благодарности российского народа скульптурные изображения Рерихов не могут стать «лишним» элементом для архитектурного комплекса усадьбы Лопухиных, которую выбрал лично Святослав Николаевич Рерих для создания Международного

Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Мемориал Н.К. и Е.И. Рерихов, бюсты Ю.Н. и С.Н. Рерихов, как единая скульптурно-мемориальная группа отражает важный отрезок российской истории и нашего взаимодействия с прошлым и настоящим. Снос памятников или перенос с территории, на которой они были изначально установлены, явится лишь публичным проявлением неуважения к великим именам и выражением недальновидности, которая стремится «исправить» историю на свой собственный лад. С подобной практикой борьбы Россия сталкивалась уже не раз. Однако нынешняя ситуация чревата полной безнравственностью в отношении наших соотечественников – выдающихся деятелей культуры, безвозмездно передавших свое огромное бесценное творческое наследие в Россию.

Тревожит тот факт, что о сносе памятников в усадьбе Лопухиных заявлено в канун юбилейного года семьи Рерихов – 145-летия со дня рождения Н.К. Рериха, 140-летия со дня рождения Е.И. Рерих и 115-летия со дня рождения С.Н. Рериха. Беспринципность этого вопиющего решения не может не вызывать возмущения и озабоченности дальнейшей судьбой скульптурно-мемориального комплекса, ведь уничтожается память о Рерихах, запечатленная в произведениях искусства. И как сегодня неизвестно, где и в каком состоянии находится коллекция художественного наследия Международного Центра Рерихов, изъятая музеем Востока при захвате усадьбы Лопухиных в 2017 году, та же участь может постигнуть и памятники Рерихам.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха считает подход руководства Государственного музея Востока и Министерства культуры в отношении скульптурно-мемориальной композиции семьи Рерихов антиисторичным и акультурным, и заявляет решительный протест против демонтажа и вывоза, расположенных на территории усадьбы Лопухиных Мемориала Н.К. и Е.И. Рерихам, а также скульптурных бюстов Ю.Н. и С.Н. Рерихов.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха”.

Новые Известия, 13.11.2018

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x