Памяти Галины Васильевны Дарузе

Галина Васильевна Дарузе

23 ноября 2018 года после продолжительной болезни на 71-м году жизни скончалась Галина Васильевна Дарузе, многолетний и преданный друг Международного Центра Рерихов.

Профессиональная биография Г.В. Дарузе началась в 1971 году, с окончанием режиссерского факультета Московского государственного института культуры. В 1983 году Галина Васильевна завершила учебу в аспирантуре Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры РСФСР по специальности «музееведение и музейное дело». Затем она работала в Главном управлении культуры Мосгорисполкома сотрудником сектора музеев (1971–1976); в Министерстве культуры РСФСР ведущим инспектором по деятельности литературных и мемориальных музеев России (1976–1980); в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина заведующей отделом научно-просветительской работы, заведующей филиалом – Домом-музеем М.С. Щепкина, заведующей отделом экспозиционно-выставочной работы, руководителем отдела творческих специальных программ и международных связей (1983–1992, 2002–2004); в Министерстве культуры РФ ведущим специалистом отдела музеев (1997–2002), секретарем и руководителем экспертной группы по сохранению наследия балерины Г.С. Улановой (1998–2001). С 2005 по 2009 год Галина Васильевна работала в качестве руководителя отдела изобразительного и мемориально-вещевого фонда общественного Музея имени Н.К. Рериха. С 2008 по 2011 год она активно участвовала в работе госкомиссий Министерства культуры РФ по проверке учета и хранения в музеях РФ. С 2004 года являлась индивидуальным членом Международного совета музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ).

Галина Васильевна всю свою жизнь отдала служению отечественной культуре, сохранению музейного фонда страны, охранению и популяризации творческого наследия семьи Рерихов. Будучи признанным экспертом по музейному делу, она стала незаменимым наставником для многих сотрудников, примером честности, мужества и высокого профессионализма. Коллеги по общественному музею запомнили ее сердечным, устремленным, преданным долгу человеком, всегда приходившим на выручку в самые трудные моменты.

Многие годы тесного сотрудничества связывали Г.В. Дарузе с Генеральным директором общественного музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой. Галина Васильевна консультировала Людмилу Васильевну по вопросам нарушения музейного законодательства при так называемой постановке на учет в Государственный музей Востока коллекции из 288 произведений живописи Н.К. и С.Н. Рерихов. Именно при ее поддержке живописная коллекция произведений Рерихов МЦР была поставлена на учет в негосударственную часть Музейного фонда РФ. Галина Васильевна многое сделала для успешного решения вопросов хранения и учета наследия Рерихов в МЦР, а также решения задач по атрибуции, истории бытования произведений семьи Рерихов. Она выступила в качестве составителя научного каталога живописи и рисунка Рерихов из собрания Музея имени Н.К. Рериха; в частности, ей принадлежат статьи к разделу каталога, посвященного коллекции живописи и рисунка Ю.Н. Рериха, и ряд комментариев.

Ее выступления на научных конференциях, открытиях художественных выставок в стенах общественного Музея имени Н.К. Рериха всегда были интересны, познавательны, несли новое и особенно запоминались. Именно ей впервые в современном музееведении была обозначена особая роль общественных музеев в современной культуре России в докладе «Общественный музей как феномен культуры», прозвучавшем на конференции, посвященной 70-летию Пакта Рериха. «Именно работники общественных музеев, – писала она, – явились моими первыми учителями в музейной профессии, через них я познала истинность утверждения Николая Константиновича о том, что “Культура не может цвести без энтузиазма. Культура окаменеет без огня, верности и преданности”. Феномен общественного музея – важнейший факт формирования нового сознания. Анализируя опыт работы Музея Николая Рериха в Нью-Йорке в период, когда его почетным президентом был Н.К. Рерих (1923–1935), и деятельность Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве, созданного С.Н. Рерихом в 1989 году, можно говорить об уникальной роли этих учреждений в формировании целостного синтетического подхода к охранению как новейшего искусства, коим является творчество Н.К. Рериха, так и древнего искусства, в частности искусства буддийской цивилизации, Востока и долины Кулу».

Галина Васильевна всегда смело и самоотверженно отстаивала интересы общественного Музея имени Н.К. Рериха как в период расцвета его деятельности, так и во время самых трудных, трагических моментов истории, связанных с его силовым захватом и разрушением. Ее одной из первых можно было увидеть во время защиты исторической территории усадьбы Лопухиных, когда она, взобравшись на бетонную стену, препятствовала ее сносу подрядчиком ГМИИ им А.С. Пушкина. Она же с одиночным пикетом стояла в фойе Театра им. Е. Вахтангова, протестуя против решения министра культуры В.Р. Мединского и созванной им коллегии о создании государственного музея Рерихов на руинах общественного. Ее среди других защитников можно было встретить у ворот усадьбы Лопухиных в трагические весенние дни 2017 года…

В свое время, видя опасность распродажи наследия Г.С. Улановой, Галина Васильевна предостерегала о том, какую репутацию может получить государство, «с легкостью распродающее свое культурное достояние и национальную гордость». Она очень сильно переживала за будущее нашей родины, видя разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве и распыление собранного там бесценного наследия семьи Рерихов невежественными чиновниками, уронившими национальную гордость и утратившими честь. Вместе с тем Галина Васильевна твердо верила в то, что наша страна, пройдя через горький урок, со временем сможет подняться и воздать должное уважение своим выдающимся людям.

В своих последних мыслях она была с любимым музейоном и его защитниками. Ушел достойный соратник. Нам будет его очень не хватать. Память о нем всегда будет жить в наших сердцах. Выражаем свои глубокие искренние соболезнования всем родным, близким и друзьям Галины Васильевны.
Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x