Виктор Байда. ИСПЫТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ

Двадцатый век поломал привычные понятия добра и красоты. В искусстве появилось множество направлений и стилей, крикливо утверждающих свою непохожесть на классические формы. В поисках новизны часто забывались идеалы красоты, вдохновлявшие настоящих мастеров.
При этом многие люди интуитивно ощущали духовный упадок существующего мира, основанного на деньгах и обмане. Известный философ Алексей Лосев писал, что с малых лет его не покидало чувство надвигающейся мировой катастрофы. Разрушительные войны, смены общественных строев – всё говорило о каких-то грядущих переменах всей жизни. И лишь возвращение к чистым истокам духа могло помочь людям.
Этой мыслью проникнуто всё творчество Николая Рериха. В книге «Твердыня пламенная» он пишет: «…неумолимо будет стучаться Космическая Справедливость во все двери человеческие, покуда сердце людское не откроется для познания истинных несокрушимых ценностей». Что это за ценности? По мысли Рериха, это всё самое высшее, самое прекрасное, что только может представить человек. «Красота спасёт мир», – устами князя Мышкина говорит Ф.Достоевский. «Сознание красоты спасёт мир», – уточняет Рерих. Будущее человечества в руках человеческих.
В 1912 году Николай Рерих пишет картину “Ангел последний”: вся земля охвачена пламенем, в клубах дыма разверзлось багровое небо, и на столбах Света слетает Ангел, а лик Его грозный-прегрозный. И близки слова Христа: “Огонь пришёл низвесть Я на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!” (Ев. от Луки, 12:49). Страшны слова сии, но лишь тем, кого не гнетёт духота настоящего мира. Им не понять мученика Оригена (III век), взывающего: “Молимся мы, да приидет Господь и да разрушит мир”. Во имя Нового неба и Новой земли живут ожидающие Великого Пришествия. Живут по законам божественным Нового мира правды и любви, тем самым его приближая.
Многим добрым людям спасение России видится в укреплении Православной Церкви. При этом часто с сомнением выслушиваются слова о значении Культуры. Но ведь Культура – это стремление к красоте и свету, делающее людей лучше, ведущее их к Богу. Об этом прекрасно сказал Н.Рерих в стихотворении “К Нему”(1920):

Я нашёл наконец пустынника.
Вы знаете, как трудно найти
пустынника здесь на земле.
Просил я его, укажет ли
он путь мой и примет ли
он благосклонно мои труды?
Он долго смотрел и спросил,
что у меня есть самое любимое?
Самое дорогое? Я отвечал:
“Красота”. – “Самое любимое
ты должен оставить.” – “Кто
заповедал это?”- спросил я.
“Бог”, – ответил пустынник.
Пусть накажет меня Бог –
я не оставлю самое прекрасное,
что нас приводит
к Нему.

В Библии сказано: “Бог есть любовь”(I Посл. Иоанна,4:8), а “любовь … есть совокупность совершенства” (Посл. к Колоссянам, 3:14), то есть высшая Красота. Об этой красоте поёт Рерих: “Под знаком красоты мы идём радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся” (“Врата в Будущее”, 1936). И то, что слагает ступени красоты, есть культура. Рерих пишет: “Всему миру приходит трудное испытание. После средневековых испытаний огнем, водой и железом предстоит испытание восприятием культуры, но если сила духа возносила людей против огня и железа, то та же сила вознесёт их на ступени знания и красоты” (“Адамант”, 1920).
Значение культуры в том, что её истоки абсолютно чисты и бескорыстны, а язык искусства понятен всем народам и объединяет человечество. История показывает, что там, где унижалась культура, начиналось разложение. Можно вспомнить солдат наполеоновской гвардии, сделавших своей конюшней Успенский собор Московского Кремля и разграбивших Москву. Они уже были обречены. Величайший полководец Александр Македонский запретил своим солдатам всякий грабёж и с уважением относился к культуре и обычаям покорённых стран, что позволило ему почти без поражений создать огромную империю, которая распалась только после его смерти.
Охрана, уважение и пропаганда лучших достижений искусства – верный показатель здоровья государства. Тот, кто восхищается красотою, подсознательно несет её во всю свою жизнь, приобщаясь к творчеству красоты. Тот, кто когда-то творил, будет с уважением относиться и к творчеству других.
В нашем веке войн и мировых потрясений проблема сохранения культурных достижений стала важной, как никогда. Служению этому делу Николай Рерих посвятил всю свою жизнь. Просветитель и художник, в картинах которого есть вечно зовущее ожидание света, он стал инициатором движения по защите культурных ценностей всего человечества. Глубоко православный человек, получивший благословение Иоанна Кронштадтского, много лет он ездил по святым местам России, запечатлевая на картинах монастыри и церкви. Печально было видеть их постепенное разрушение. Государь император, посетивший выставку этих картин, пожелал видеть их в Русском императорском музее.
С этих пор Н.Рерихом делаются неослабные попытки обратить внимание людей на судьбу древнего достояния России. Он участвует в росписи храмов, выступает в Обществе архитекторов, его статьи печатают многие журналы. Он доходит до самого Николая II, который с большим интересом и сочувствием выслушивает его предложения по охране культурных сокровищ. Только военные действия Первой мировой войны помешали их скорейшему осуществлению.
Но это не остановило Рериха. Вынужденный покинуть Родину, он ездит со своими выставками по всему свету, в длительной экспедиции изучает культуру народов Азии. Всё это подталкивает его к мысли о необходимости международного закона по охране культуры, принципы которого он публикует в 1929 году. Суть этого закона, который был назван Пактом Рериха, заключается в том, что в случае войны культурные учреждения и их коллекции “будут считаться нейтральными и как таковые будут под покровительством и уважаемы воюющими”. Кроме того, им был предложен отличительный знак для таких учреждений – Флаг (три красных круга на белом фоне, заключенные в красную окружность), который служил бы им защитой во время боевых действий. Позднее он был назван Знаменем Мира. Существует несколько толкований этого символа: Прошлое, Настоящее и Будущее в круге Вечности или Религия, Наука и Искусство, как проявления Культуры. Н.Рерих писал, что идея Знамени была ему подсказана иконой Андрея Рублёва “Святая Живоначальная Троица”, близкой имени Св.Сергия и несущей Свет древнейшего Христианства (см. письмо Н.К.Рериха барону М.Таубе от 13 февр. 1932 г.).
Действенный призыв к защите Культуры нашёл отклик во многих сердцах, готовых послужить во благо человечества. Комитеты Пакта и Знамени Мира были созданы в Нью-Йорке, Париже и Брюгге. В течение нескольких лет прошли три международные конференции Пакта, собравшие представителей 36 стран мира. Почетным президентом этого движения был избран академик Н.К.Рерих.
Простые и светлые принципы Пакта, помноженные на самоотверженный труд этих людей, получили мировое признание. 15 апреля 1935 года в Белом Доме Пакт Рериха подписали США и ещё несколько десятков стран мира. При подписании Пакта президент США Франклин Рузвельт сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранение современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение, гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».
К сожалению, среди подписавших не было ни Германии, ни Советского Союза, на территории которых произошли наибольшие разрушения во Второй Мировой войне, погибло много бесценных произведений искусства. О какой поддержке могла идти речь, когда в пылу уничтожения следов самодержавия и старой жизни на Руси взрывались храмы, против чего открыто выступал Рерих. Сталинское правительство с недоверием относилось к своему соотечественнику, волею судеб оказавшемуся за чужбине.
И только после войны, в 1954 году, государствами, входящими в ООН, была подписана “Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта”, в основу которой был положен Пакт Рериха. Таким образом, человечество получило реальную возможность охраны своих лучших достижений по всему миру без условных делений на государства и страны. Полвека потребовалось для утверждения идеи Н.Рериха. Можно только преклониться перед верой и силой художника, человека далёкого от политики, подвигом жизни утвердившего светлые идеалы будущего. Так испытанию культурой было подвергнуто всё человечество.
И сейчас среди хаоса и смятений нашей жизни мы должны подумать о том, как нам помочь культуре. И может лучшее – начать с себя. «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание!» – звучат заветом слова Рериха.

Газета “Звезда Алтая”, 24.04.1999 г.

Источник

Газета “Звезда Алтая”, 24.04.1999 г., Виктор Байда. ИСПЫТАНИЕ КУЛЬТУРОЙ

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x