К 117-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха

16 августа 2019 года исполняется 117 лет со дня рождения Юрия Николаевича Рериха (03/16.08.1902–21.05.1960), одного из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, блестящего знатока культуры, религии, философии и искусства народов Востока, путешественника, участника Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедиций Н.К.Рериха, директора Института Гималайских исследований «Урусвати», автора фундаментальных научных трудов, таких как «Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями», «Тибет и Центральная Азия», «Тибетский язык», «История Средней Азии», «К изучению Калачакры», «Буддизм и культурное единство Азии» и многих других.

Юрий Николаевич Рерих был необычайно одаренным и талантливым человеком и всегда оставался большим тружеником. С самого детства он отличался упорством, устремлением и глубоким подходом к знаниям. Уехав в 16-летнем возрасте вместе с родителями за границу, Ю.Н.Рерих окончил школу восточных языков при Лондонском университете, отделение индийской филологии Гарварда и Парижский университет. Уже в годы учебы Юрий Николаевич Рерих становится заметной величиной в научном мире.

Владение многими западными и восточными языками позволило ему быть бессменным переводчиком во время Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928). В результате экспедиции появились труды Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись», «Современная тибетская фонетика», «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «Каталог тибетской коллекции», «По тропам Срединной Азии» и другие.

С 1930 года Юрий Николаевич Рерих – директор Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в 1928 году в Индии. «…Институт был уникальным, как и его руководитель, – отмечает Л.В.Шапошникова, ведущий исследователь творчества семьи Рерихов, в своем очерке «Слово о Юрии Николаевиче Рерихе». – Он создал новую концепцию деятельности этого комплексного научного учреждения, в которой сочетались древние достижения с современной наукой. Институт Гималайских исследований объединил и гуманитарные предметы, и естественные: там были этнография и лаборатория по борьбе с раком, там были отделения ботаники, орнитологии и археологии. Концепция работы Института Гималайских исследований неизменно осуществлялась в жизни, пока существовал Институт».

Юрий Николаевич – единственный из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину и поработать на благо Страны Лучшей, как называла Россию Елена Ивановна Рерих. Он приехал из Индии в Москву в августе 1957 года. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С.Хрущева, который встретился с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию. Возвращение Ю.Н.Рериха в Россию и принятие советского гражданства было мужественным и самоотверженным шагом. Долгое время правящие круги СССР формировали в общественном сознании искаженное представление о выдающейся семье Рерихов. Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что получили возможность изучения многогранного творческого наследия его родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Работая в Институте востоковедения АН СССР, Ю.Н.Рерих за два с половиной года сумел сделать то, на что у других ученых ушла бы целая жизнь: возродить школу российского востоковедения, создать отечественную школу тибетологии, впервые в советской России начать преподавание санскрита, заложить фундамент новой науки – номадистики.

Много усилий приложил Юрий Николаевич к тому, чтобы вернуть Родине славное имя своих родителей. Он привез в СССР огромную библиотеку, архив, ценные предметы, около 500 картин отца, которые передал в дар народу с условием, что они будут постоянно экспонироваться в картинных галереях. При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К. и С.Н.Рерихов в Москве, Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах. Именно от него многие наши соотечественники впервые узнали о существовании Учения Живой Этики. Именно он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР.

«Труд, проделанный Юрием Николаевичем за короткий срок его пребывания в нашей стране, – пишет Л.В.Шапошникова, – в корне изменил ситуацию и изменил наше общественное мнение в пользу Рерихов. Это уникальное его деяние имело планетарное значение, и со временем мы все больше и больше будем осознавать эволюционную суть достигнутого им. Именно по инициативе и с помощью Юрия Николаевича были устроены первые выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича. И мы увидели волшебный мир Красоты, который заставил задуматься многих из нас. Юрий Николаевич с присущей ему щедростью пополнил наши галереи, в частности Русский музей и Новосибирскую картинную галерею, бессмертными полотнами своего отца из собственной коллекции. Эти произведения мы раньше никогда не видели. Он, не жалея своего времени, выступал с лекциями, докладами и рассказами. Из них мы узнавали о реальных Рерихах, об их делах и достижениях во имя Родины. Многие из нас впервые узнали о Рериховской Центрально-Азиатской экспедиции из уст Юрия Николаевича. Это была крупнейшая экспедиция века, маршрут которой прошел по Индии, Китаю, Монголии, Сибири, Алтаю, Трансгималаям. Экспедиция была необычной, как и все, что делали Рерихи, и несла значительную эволюционную нагрузку. Именно от Юрия Николаевича окружавшие его люди узнали о сути и главной концепции Учения Живой Этики, или Агни Йоги. И узнали об этом не из книг, а от самого носителя этой концепции. Он был богато одарен духовно, и эти беседы о Живой Этике принесли его слушателям значительные накопления. Можно утверждать, что, ведя такого рода работу, Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не доставало в те годы культурной России. В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. Пребывание лишь одного Рериха на нашей территории уже сыграло огромную роль в нашей духовно-культурной жизни».

Свой очерк «Слово о Юрии Николаевиче Рерихе» Л.В.Шапошникова завершает цитатой из речи Нирмала Сингха, бывшего директора Института тибетологии в Сиккиме, который дал точную оценку деятельности Юрия Николаевича: «Ю.Н.Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик, искусствовед, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего его интересовал человек, он был истинным гуманистом. Ю.Н.Рерих как человек был даже еще более велик, чем Ю.Н.Рерих как ученый. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен».

* * *

С.Н.Рерих

Слово о брате

Трудно в нескольких скудных словах передать многогранный, глубокий, сложный и в то же время такой простой и прекрасный образ моего брата Юрия Николаевича.

Образ человека, отдавшего каждый момент своей жизни любимой науке, всегда старавшегося все сделать как можно лучше, как можно привлекательнее. Посвятившего себя на служение ближним.

Истинно светлый образ. Всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный. Исключительной чистоты и честности.

Редко бывает, когда человек с самых ранних лет уже знал бы свой дальнейший Путь. Путь, который развивался и углублялся на протяжении всей жизни.

История, филология, археология – как-то сразу захватили Юрия Николаевича. Восток, и в особенности Средняя Азия, стали для него особой заветной мечтой. С самых юных лет он интересовался Египтом, Вавилоном и ближним Востоком, но уже пятнадцати лет увлекался Индией, а семнадцати лет он начал занятия персидским и санскритским языками в Лондоне в Институте восточных знаний под руководством сэра Денисона Росса (Sir Dennison Ross). К тому времени он уже знал латинский, греческий и многие европейские языки.

Быстро осваивается он с новыми предметами. В Лондоне проводит все время, занимаясь в Британском музее, работая в библиотеках и посещая лекции и музеи.

В тысяча девятьсот двадцатом году он продолжает свою работу в Харвардском университете в Соединенных Штатах Америки с профессором Ланманом (Prof. Ch.Lanman), профессором Вудом (Prof. Wood) и другими.

Профессор Ланман сразу высоко оценил дарования Юрия Николаевича и уже тогда считал его будущим светилом. Получивши степень бакалавра и магистра Харвардскаго университета, он уехал в тысяча девятьсот двадцать втором году в Париж, где работал с профессором П.Пелио (P. Pelliot), профессором Ж.Бако (Bacot) и другими известными учеными, изучая тибетский, китайский и другие языки и продолжая свои занятия историей, археологией и этнографией.

В конце 23-го года осуществилась его заветная мечта непосредственно соприкоснуться с Востоком. Он едет в Индию.

С этого года начинается его неразрывная, живая связь со странами его специальности. Он принимает участие в экспедициях, организованных и возглавляемых Николаем Константиновичем, и становится неразлучным и незаменимым сотрудником и помощником отца во всех его начинаниях.

В тысяча девятьсот двадцать пятом году выходит на свет его первая книга – «Тибетская живопись».

Все приобретенные им раньше знания он мог теперь проверить и углубить на месте. Живой контакт с истоками его специальности дали ему незаменимый опыт. Здесь, на Востоке, он имел возможность ближайших контактов с крупнейшими специалистами и учеными. Эти непосредственные контакты дали ему не только исключительные знания, но и исключительное понимание условий, создавших эти древние культуры.

Юрий Николаевич – это образ истинного вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собой и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности.

Его уход – незаменимая утрата, с ним ушли не только его светлая личность, но и те замечательные знания, которые он обрел в контактах с выдающимися учеными Востока, бывшими тогда еще в живых, знания, которые он полностью так и не успел передать своим сотрудникам. Он был истинным, глубоким патриотом, всем сердцем любившим свою Родину. Когда Германия напала на Союз, он немедленно телеграфировал послу СССР И.М.Майскому в Лондоне с просьбой записать его добровольцем в ряды Красной Армии.

Его глубоко радовали кадры молодых ученых, которые росли на Родине, и он мечтал передать им все, что им было накоплено.

Он активно помогал Николаю Константиновичу по проведению в жизнь Интернационального Пакта охраны культурных ценностей и всеми силами работал на улучшение отношений и взаимопонимание между народами Востока и Запада. Вся деятельность Юрия Николаевича была освящена горячим желанием послужить Великому Делу Мира.

Его многочисленные труды – драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь – пример молодым, идущим на смену.

Сентябрь 1962 г.
Индия
(Воспоминания о Ю.Н.Рерихе.
М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002)

* * *

Ю.Н. Рерих

Памятка другу и члену общества

Надо забыть все прошлое, не надо думать о причиненных тебе обидах, лишь бы можно было сотрудничать. Также и народ должен забыть о своих прошлых обидах. Будущее светло, надо все принести ему.

Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить, и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого. Изменяются отношения, изменяется и аура.

Каждый день для развития мышления надо брать какой-либо вопрос и рассматривать его со всех сторон и сопоставлять с другими вопросами. Советовать это и другим.

Надо изучать психическую энергию, наблюдая за ее выявлениями, записывать.

Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Если я беру книгу или протягиваю руку, надо чтобы это происходило сознательно.

Надо построить свой внутренний устав или правила поведения, чтобы знать, чем руководствоваться.

Живая Этика – норма поведения, приложенная в жизни.

Выбери себе несколько раз в день время для молчания духа, в безмолвии откроем сердце Указу Владыки. Иногда своими желаниями мы заграждаем голос Учителя.

Если случайно является новая мысль, новое настроение, переживание, надо записывать, потом конкретно явится ответ в жизни. Особенно внимательным надо быть к повторным мыслям.

Вечером надо подумать, что сегодня сделал по Учению. Не то, что уже по твоей натуре согласно с Учением, но то, что ты по Учению совершил наперекор своей натуре.

Самое главное – выдержка во всем. Мы многое хорошее начинаем, но не кончаем.

Когда человек начинает заниматься Учением, происходит будто сгущение теней. У каждого выявляются сильнее его плохие качества. Так же, когда вспахивают землю, появляются сорняки. Происходит переоценка. Потому надо знать свой путь и обрести терпение.

Самая сердечная беседа – это с глазу на глаз. Так любят беседовать на Востоке. Не надо читать вместе, но отдельно, потом делиться.

Требовать, приказывать другому не надо, но высказывать так, чтобы другой понял. Найти такую форму, которую другой принял бы.

Убедить личным примером.

Важно подобрать слова, чтобы не увеличить самость другого, а то вместо помощи можно ухудшить дело.

Кто руководит, должен иметь чуткость, чтобы видеть, хватит ли у другого огня и сил для дальнейшего развития. Каждый приходящий приносит свою ношу – карму. Прежде чем приобщить, надо узнать, кто он.

Что же делать? Принимая во внимание теперешние условия, возможности, стараться говорить на понятном языке.

Надо путем науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всем и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на общее благо.

Западные философы говорят высокие слова, но живут обыденной жизнью. А оттого Запад не преуспевает. Напротив, Восток сразу применяет в жизни.

Вряд ли западным путем можно освободиться от своих ошибок. Запад советует раскаяние, но это – не цель. Восток же не думает об ошибках, но сразу, всем существом, старается жить так, как надо.

Записала Бируте Валушите в Москве в 1958–1959 гг.
(Газета «Содружество». 2002, № 7, октябрь)

Записала Бируте Валушите в Москве в 1958–1959 гг.

(Газета «Содружество». 2002, № 7, октябрь)

Рерих Юрий Николаевич (1902–1960)

Хронология жизни и творчества Ю.Н.Рериха

Библиография

Международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» (8–11 октября 2012 года)

Международная научно-общественная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха. (7–10 октября 2002 года)

Валерий Ширяев. Некоторые обстоятельства вызывают у меня беспокойство… // Новая Газета. 04.08.2008 г.

Каталог «Гибнущее наследие»

Источник: www.icr.su

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика